Организационно- правовая специфика рынка ценных бумаг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 07:40, реферат

Описание

Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны уполномоченных органов. Начало регулированию положил Закон СССР «О кооперации» и Закон «О собственности в СССР». Нормативные документы, регламентирующие деятельность на рынке ценных бумаг начали разрабатываться в конце 1990 г. Финансовые скандалы 1994-1995 гг. привели к многочисленным заявлениям об отсутствии нормативной базы фондового рынка в стране. Однако процесс формирования правовой базы постепенно набирал силу. В 1995 г. появился Гражданский Кодекс РФ (Часть I и II), был принят Закон «Об акционерных обществах». В 1996 г. Закон «О Рынке ценных бумаг », Указ Президента РФ «Об утверждении концепции развития рынка ценных бумаг в РФ».
Законы о ценных бумагах имеют целью обеспечить эффективное действие на фондовом рынке при минимальных расходах и максимальной безопасности его участников, а также создать основу и способность к усовершенствованию регулирования фондового рынка.

Работа состоит из  1 файл

РЦБ.doc

— 60.50 Кб (Скачать документ)


 

 

Негосударственное образовательное частное учреждение

высшего профессионального образования

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

 

 

 

Факультет экономики

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине   «Рынок ценных бумаг»

по теме «Организационно- правовая  специфика рынка ценных бумаг в России»                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: cтудент III курса

заочного отделения

Денисова Ю.Е.

 

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург

2010-2011 уч.год

 

 

 


   Регулирование  рынка   ценных   бумаг  — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны уполномоченных органов. Начало регулированию положил Закон СССР «О кооперации» и Закон «О собственности в СССР». Нормативные документы, регламентирующие деятельность на  рынке   ценных   бумаг  начали разрабатываться в конце 1990 г. Финансовые скандалы 1994-1995 гг. привели к многочисленным заявлениям об отсутствии нормативной базы фондового  рынка  в стране. Однако процесс формирования  правовой  базы постепенно набирал силу. В 1995 г. появился Гражданский Кодекс РФ (Часть I и II), был принят Закон «Об акционерных обществах». В 1996 г. Закон «О  Рынке   ценных   бумаг », Указ Президента РФ «Об утверждении концепции развития  рынка   ценных   бумаг  в РФ».

    Законы о  ценных   бумагах  имеют целью обеспечить эффективное действие на фондовом  рынке  при минимальных расходах и максимальной безопасности его участников, а также создать основу и способность к усовершенствованию регулирования фондового рынка.

 

Структура регулирования

 

Цели регулирования:

 

1. Поддерживать порядок на рынке и создавать нормальные условия работы всех его участников.

 

2. Защищать участников от мошенничества и недобросовестности юридических и физических лиц.

 

3. Обеспечивать свободный процесс ценообразования в зависимости от спроса и предложения.

 

4. Создать эффективный рынок со стимулами для предпринимательской деятельности.

 

5. Создавать новые и поддерживать необходимые для общества рынки и рыночные структуры.

 

Процесс регулирования:

 

-Создание законодательной базы функционирования  рынка .

 

-Отбор профессиональных участников  рынка .

 

-Контроль за соблюдением всеми участниками  рынка  норм и правил  рынка .

 

-Создание системы санкций за нарушение норм и правил. Система регулирования  рынка   ценных   бумаг  включает в себя:

 

-государственные органы регулирования;

 

-регулирование  рынка  профессиональными участниками  рынка  (саморегулирующие организации);

 

-общественное регулирование (осуществляемое через общественное мнение).

 

Функции государственного регулирования:

 

1.Разработка программы и стратегии развития  рынка   ценных   бумаг .

 

2.Установление требований к участникам  рынка , установка различных стандартов.

 

3.Контроль за финансовой безопасностью и устойчивостью  рынка , надзор за выполнением распоряжений по безопасности.

 

4.Обеспечение информированности всех инвесторов о состоянии  рынка   ценных   бумаг .

 

5.Формирование государственной систем страхования на  рынке   ценных   бумаг .

 

6.Контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в Государственные  ценные   бумаги

 

Структура органов государственного регулирования российского  рынка   ценных   бумаг .

 

1. Администрация Президента РФ участвует в работе ФКЦБ. Контрольное управление осуществляет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Президента, связанных с приватизацией и РЦБ.

 

2. Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием РЦБ через федеральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляет подготовку проектов Указов и распоряжений Президента РФ, а также законов в области ценных бумаг.

 

3. Федеральная комиссия по  ценным   бумагам  (ФКЦБ) издает распоряжения по вопросам выдачи, приостановления и аннулирования лицензирования профессиональных участников РЦБ, а также по вопросам, имеющим распорядительный или индивидуальный характер, не требующий принятия постановлений в соответствии с федеральным законом.

 

4. Центральный банк РФ регулирует выпуски  ценных   бумаг  кредитный организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ.

 

5. Минфин РФ регистрирует выпуски  ценных   бумаг  корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления; лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды; осуществляет выпуск государственных  ценных   бумаг  и регулирует их обращение.

 

6. Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ регулирует деятельность страховых компаний на  рынке   ценных   бумаг .

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ.

 

Всё это обилие ценных бумаг после собственного выпуска поступает на рынок, который, исходя из различий в методах начального размещения и их последующей перепродажи, разделяется не первичный и вторичный.

Первичный составляют операции по размещению вновь выпущенных ценных бумаг путём аукциона, открытой реализации, или индивидуально.

Аукционная форма первичной реализации ценных бумаг в ряде экономически развитых государств заполучила доминирующее положение. Устроители аукциона объявляют о времени его проведения, об объёме выпуска ценных бумаг, собирают от возможных покупателей заявки на объёмы приобретаемых ими ценных бумаг и условия размещения займа, представляющиеся им приемлемыми.
роль в аукционе может происходить на конкурентноспособной либо неконкурентной базе.

Открытая продажа - эта форма начального размещения ценных бумаг в
России стала преобладающей. Условия ее объявляются публично, заблаговременно, они едины для всех желающих участвовать в торгах. Сам процесс реализации занимает от нескольких недель до нескольких месяцев.

Открытая продажа осуществляется не лишь элементом, но и привлекаемыми им посредниками в лице центрального банка, объединения коммерческих банков либо компаний, специализирующихся на операциях с государственными долговыми инструментами.

личное размещение ценных бумаг проводится методом переговоров с одним либо несколькими инвесторами, в ходе которых оговариваются условия получения кредитов под выпущенные ценные бумаги – размер выпуска, процентная ставка, сроки и порядок погашения, стоимость реализации, после чего завершается сделка.

После того, как совершится первоначальное размещение ценных бумаг и тот, кто их выпустил, (эмитент), получит за них кредит, бумаги окажутся в руках начального инвестора (физического либо юридического лица, купившего ценную бумагу), который может реализовать её другому инвестору, а тот, в свою очередь, третьему и т. Д.

Так, методом последующей реализации бумаг, складывается вторичный рынок. На нем не происходит привлечение новейших денежных средств, у эмитента только изменяются инвесторы, владельцы заемных денежных сумм.

Первичные и вторичные рынки взаимосвязаны и взаимообусловливают функционирование друг друга. Первичный рынок, пуская в путь ценные бумаги, насыщает ими вторичный рынок. В свою очередь, активное движение ценных бумаг на вторичном рынке расширят круг инвесторов, вовлекает в финансово- хозяйственную деятельность все новейших и новейших лиц, которые, открывая свое дело, сами переходят к выпуску ценных бумаг. Без активной, полноценной жизни вторичного рынка не может быть эффективным первичный, и напротив.

базу рынка ценных бумаг составляет фондовая биржа. Фондовая биржа – это место, учреждение, подходящим образом оснащенное, систематически и регулярно функционирующее, где осуществляется купля – продажа ценных бумаг.

глобальная практика указывает, что фондовые биржи образуются или государством и его органами, или группой физических либо юридических лиц.
Этим и определяется их статус – государственного учреждения, акционерного общества, ассоциации, публично-правового института.

В России создание фондовых бирж пошло по пути акционирования, не подчиняясь какой-или центральной бирже.

Фондовые биржи в России заполучили популярность, а роль в них стало престижным. Так, размер сделок на фондовых биржах России 1993 году возрос более чем в 12 раз по сравнению с предшествующим годом. Структура биржевых сделок характеризует их участников. Ценные бумаги промышленных и торговых компаний составили 63,1%, банков 3,4%, инвестиционных компаний и бирж –
33,5%.

совместно с тем, фондовые биржи не в силах удовлетворить спрос всех желающих реализовать либо приобрести ценные бумаги, да и некие эмитенты и инвесторы из-за больших требований не рискуют обращаться к ним за помощью. Поэтому, наряду с организованным обслуживаем ценных бумаг, на биржах складываются внебиржевые рынки, участники которых – инвестиционные банки, посреднические компании.

Соотношение биржевого оборота ценных бумаг и внебиржевого в различных странах складывается по-различному. В одних преобладает биржевой оборот, а торговля ценными бумагами вне стенок бирж не имеет существенного значения и даже бывает запрещена. В остальных, как, к примеру в США, значимая часть ценных бумаг находится во внебиржевом обращении.

Участники внебиржевого рынка, по сути, лишены способности получать концентрированные сведения о состоянии рынка, ценах на разные виды ценных бумаг, о конъюнктуре движения денежных капиталов.

В ряде государств находят формы информационного обслуживания внебиржевого рынка. В США, к примеру, удачно действует информационно-справочная система
«Рейтер», популярны издания Национально-котировочного бюро и т.П.

русский внебиржевой рынок разобщён, оторван от эпицентров биржевых событий, не имеет точной, бесперебойно работающей связи.

изюминка формирования рынка ценных бумаг в целом та, что на первом этапе его развития наблюдался бурный рост количества участников.

но этот рост не сопровождается качественными переменами в организации рынка ценных бумаг. Абсолютное большая часть участников – это маленькие эмитенты и инвесторы.

Из всех инвестиционных институтов 84% - это личные компании, товарищества с ограниченной ответственностью и акционерные общества закрытого типа, как правило, имеющие маленький объём денежного оборота.

Более колоритную качественную оценку рынка дают фондовые биржи. Из приблизительно
150 фондовых бирж мира практически половина действует на русском рынке, при этом объём заключённых сделок у 20% бирж не превосходит 1 млрд. Рублей (200-
300 тыщ баксов США), в то время как биржевой оборот самых маленьких фондовых бирж Запада составляет не менее 8 млн. Баксов.

О низком уровне развития рынка ценных бумаг свидетельствует огромное количество региональных рынков на уровне экономического района, области, которые практически замкнуты, изолированы, имеют свою инфраструктуру, сеть банков, инвестиционных институтов и фондов. Обособленное функционирование локальных рынков ограничивает способности межрегионального перелива капиталов и препятствует осуществлению стратегических установок структурной перестройки экономики.

Развитие рынка ценных бумаг сдерживает, до этого всего, неразвитость законодательной базы, определяющей правила его функционирования, низкая роль страны в его регулировании.

Правовая база не систематизирована, ею трудно воспользоваться. По собственной сути многие правовые акты несовершенны. Они часто различаются декларативностью. Частенько противоречат друг другу, несут на себе отпечаток борьбы меж собой разных государственных органов и концепций развития рынка.

С началом воплощения реформ в России рвение быстрее освободиться от командно-административной системы и способов управления экономикой частенько приводило к полному отрицанию роли страны.

Уже первые годы проведения реформ проявили абсурдность схожих взглядов, доказали, что умаление роли страны в этих действиях может породить только анархию и хаос.

В большинстве развитых государств мира рынок ценных бумаг находится под действием государственного регулирования.

Информация о работе Организационно- правовая специфика рынка ценных бумаг в России