Организация безналичных расчетов в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 12:07, реферат

Описание

Безналичные расчеты представляют собой денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.

Содержание

Введение…………………………………………………….…………………3
Основы организации безналичных расчетов………………………………4
Формы безналичных расчетов……………………………………….…….10
Межбанковские расчеты……………………………………………………..22
Валютные операции…………………………………………………………30
Банковские риски и банковская ответственность при осуществлении безналичных расчетов………………………………………………………34
Заключение…………………………………………………………………...37
Список использованной литературы………………………………………39

Работа состоит из  1 файл

Организация безналичных расчетов в коммерческом банке (ГОТОВО).doc

— 179.50 Кб (Скачать документ)

    Для открытия валютного счета клиент должен представить в коммерческий банк:

    - заявление на открытие текущего  балансового валютного счета  по установленной форме;

    - заявление на открытие транзитного  валютного счета;

    - нотариально заверенную копию  устава или положения о деятельности  предприятия, учредительный договор;

    - карточку с образцами подписей  и оттиском печати предприятия;

    - решение о создании или реорганизации  предприятия;

    - справку из налоговой инспекции  и пенсионного фонда о регистрации  предприятия.

    В связи с обязательной продажей части валюты российскими юридическими и физическими лицами в валютный резерв ЦБР и непосредственно на внутреннем валютном рынке каждому клиенту открывается в уполномоченном банке два параллельно существующих счета: 
- транзитный валютный счет;

- текущий  валютный счет.

    На  транзитный счет зачисляются в полном объеме поступления в иностранной валюте.

    На  текущем валютном счете учитываются средства, оставшиеся в распоряжении предприятия после обязательной продажи экспортной выручки.

    Текущему  валютному счету в банке присваивается номер. Валюта счета определяется по желанию клиента. Наименование валюты в банке кодируется в соответствии с существовавшим ранее классификатором валют. Так, коды свободно конвертируемых валют обозначаются №001-199.

    В аналитическом учете коммерческого банка по каждому клиенту, имеющему текущий валютный счет, ведется лицевой счет. Учет по счетам ведется в двойном исчислении: в иностранной валюте и в рублях. Пересчет иностранной валюты в рубли осуществляется по курсу Центрального банка России. По мере изменения курсов иностранной валюты в рублях производится переоценка остатков валюты на счетах в банке (в рублевом исчислении). Сумма курсовых разниц относится на результаты деятельности клиентов. Извещение о списании и зачислении средств на счет клиента производится посредством дебетовых и кредитовых авизо. 
 
 

    БАНКОВСКИЕ  РИСКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  БАНКОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ  БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ 

    Деятельность  коммерческих  банков,  в  процессе  их  функционирования  на  рынке  финансовых  услуг,  сопровождается  различного  рода  рисками.

    Рискованность  банковских  операций  может  привести  к  потерям,  что  в  конечном  итоге  отразится  на  финансовых  результатах  банка.  Это  заставляет  банки  очень  оперативно  реагировать  на  все  события, давать  оценку  рискам,  определять  их  границы и размеры.

    Практически  все  банковские  операции  связаны  с  рисками. В ходе осуществления  безналичных расчетов  могут  возникнуть  технологические  риски  и  риски  связанные  с  персоналом.  При  недостаточной  материально – технической  оснащенности   банка,  возникает  технологический  риск,  который  может  привести  к  потерям  базы  данных.  Последствия  этого  риска  влекут  за  собой  значительные  потери  для  банков.

    Кроме  этого,   могут  возникнуть  так  называемые  риски  персонала.  Их  содержание  зависит  от  качества  профессионального  уровня  и  черт  характера  сотрудников.  Риски  персонала  также  влекут  за  собой  финансовые  потери  для  банка.  Чтобы  избежать  эти  риски  важно  сделать правильную  расстановку кадров  и четкое  распределение обязанностей.

    Выше  названные  риски  могут  привести  к  ответственности  банков.   

    Банки и предприятия несут ответственность за нарушение правил совершения расчетных операций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Законодательные акты содержат как общие, так и специальные условия такой ответственности.

    К общим относятся условия, наличие которых необходимо для возложения ответственности на нарушителя обязательства в любом гражданском правоотношении:

        1) противоправность;

        2) наличие убытков;

        3) причинная связь между противоправным  действием (бездействием) и наступившими  негативными последствиями;

        4) вина правонарушителя.

    Специальные условия об ответственности за нарушение правил совершения расчетных операций, предусматривают ответственность в виде штрафов. Для наступления специальной ответственности достаточно только самого факта нарушения по вине банка.

    Ответственность банков и их клиентов за нарушение  правил осуществления расчетных операций устанавливается не только нормами действующего законодательства (императивная), но и условиями договора, заключаемого между банком и его клиентом (договорная).

    Императивная  ответственность устанавливается в федеральных законах, а также в правилах, издаваемых Центральным банком России. Данные нормативные акты носят императивный характер и не могут быть изменены соглашением сторон расчетных правоотношений. Среди этих актов особое место занимает Положение о штрафах за нарушение правил совершения расчетных отношений, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1983 г. № 911. Содержащиеся в нем нормы, определяющие штрафную ответственность банков, воспроизводятся в правилах о безналичных расчетах, утвержденных ЦБ РФ (п. 1.6). Согласно этим актам за несвоевременное (позднее следующего дня после получения соответствующего документа) или неправильное списание средств со счета владельца, а также за несвоевременное или неправильное зачисление банком сумм, причитающихся владельцу, владелец вправе потребовать от банка (расчетно-кассового центра) уплатить в свою пользу штраф в размере 0,5% несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день задержки, если иное не оговорено в договоре между банком и владельцем счета.

    Постановлением  Президиума Верховного Совета РФ и  Правительства РФ от 25 мая 1992 г. «О неотложных мерах по улучшению расчетов в народном хозяйстве и повышении ответственности предприятий за их финансовое состояние» с 1 июля 1992 г. введена пеня за просрочку платежа в пользу поставщика в размере 0,5% в день в случаях, когда размер ее не определен по согласованию между поставщиком и покупателем в договоре на поставку. Этим же актом предусмотрено, что в случае задержки зачисления на счета клиентов платежа по вине банка с указанного банка взимается в пользу поставщика пеня за каждый день просрочки зачисления платежа в размере 0,5 процента в день.

    Договорная  ответственность между банком и клиентом может предусматривать дополнительные штрафные санкции. Кроме того, банки несут ответственность за причиненный клиенту материальный ущерб в размере прямых убытков и упущенной выгоды. Размер имущественной ответственности предприятий перед банком непосредственно законом не определен. Здесь применяются общие нормы гражданско-правовой ответственности. В ряде случаев конкретный размер такой ответственности устанавливается в договорах банковского счета и вклада, кредитных договорах, и имеет целью способствовать выполнению предприятием своих обязанностей в кредитно-расчетных операциях.

    Все  вышеперечисленные  штрафы  и  пени  взыскиваются  в  порядке,   предусмотренном  Налоговым  Кодексом  РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Основой для осуществления Банком России эффективной денежно-кредитной политики государства является стабильно работающая платежная система, представляющая собой совокупность организационных форм, процедур, которые способствуют обращению денежных средств.

    Банк  России не только является участником платежной системы, но так же координирует, регулирует расчетные, в том числе и клиринговые системы, устанавливает правила, формы и сроки осуществления безналичных расчетов.

    Работа  по развитию платежной системы России строится по правовому, методологическому и организационно-техническому направлениям.

    Перестройка платежной системы проводится в направлении повышения её эффективности, надежности и безопасности на основе внедрения новых технологий и платежных инструментов.

    Модернизация  расчетов, совершенствование банковских технологий в целях создания современной системы расчетов является одним из основных направлений деятельности коммерческих банков.

    Для более эффективного функционирования системы электронного обмена информацией  по безналичным расчетам между учреждениями и кредитными организациями необходимы активные действия по подключению к системе электронного обмена информацией.

    На  сегодняшний день система электронного обмена информацией функционирует  не очень эффективно, хотя и динамично  развивается, поэтому необходимо  заострить  внимание на развитии системы  «Клиент – Банк».  Как  показал  анализ,  данная  услуга  не  пользуются  массовым  спросом.  Сотрудникам банка  необходимо  активно  рекламировать  данные  услуги.  При  этом,  можно  использовать  различные  формы  рекламы,  начиная  от  распространения  рекламных  проспектов  и  заканчивая  рекламой  на  телевидении,  радио,  в  прессе.  Конечно,  данные  действия  увеличат  расходы  на  рекламу,  но  в  последствии  информированность  клиентов  увеличится,  что  обязательно  отразится  на  объемах  продаж.

    Вообще  организация безналичных расчетов напрямую зависит от качества и организации работы отдела расчетно-кассового обслуживания.

    Таким  образом, внедрение и развитие системы  электронного обмена информацией, а  также систем безналичных перечислений (к ним можно отнести расчеты с помощью пластиковых карт), которые активно развиваются в последнее время, позволят коммерческим банкам шагать в ногу со временем, оставаться востребованными. 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Гражданский кодекс РФ. – М.: Инфра – М, 2009г.
  2. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002г. №86 – ФЗ.
  3. Федеральный закон « О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990г., №395 – 1 (в ред. Федер. Закона от 5 февраля 1996г. и послед. изм.).
  4. Положение ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (с изменениями от 11 июня 2004 г.)
  1. Положение ЦБ РФ от 1 апреля 2003 г. N 222-П «О порядке  осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации»
  1. Положение   ЦБ   РФ   от   12.03.1998г.   №   20-П   «О   правилах   обмена   электронными документами  между Банком России, кредитными организациями  и другими клиентами БР при  осуществлении расчетов через расчетную  сеть БР»
  2. Банковское дело: учебник/ И.О. Лаврушин, И.Д. Мамонова, Н.И. Валенцева; под ред. проф. И.О. Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2008г.

8.     Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник/ М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт – Издат, 2010г.

9.     Титова Н.Е. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие для вузов/ Н.Е. Титова, Ю.П. Кожаев. – М.: Владос, 2009г.

10.     Основы банковского дела в Российской Федерации: учеб. пособие для вузов/ Под ред. О.Г. Семенюты. – Ростов –на – Дону: Феникс, 2008г.

11. Ануреев С.В. Платежные системы и их развитие в России. – М.: Финансы и статистика, 2008г.

12. Ефимова Л.Г. Банковское право: Учеб. и практ. пособие. – М.: БЕК, 2009г.

13. Резников В.В. Безналичные формы расчетов. – М.: Главбух, 2010г.

14. Рудакова О.С. Банковские электронные услуги: учеб. пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, 2010г.

Информация о работе Организация безналичных расчетов в коммерческом банке