Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 12:07, реферат
Безналичные расчеты представляют собой денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.
Введение…………………………………………………….…………………3
Основы организации безналичных расчетов………………………………4
Формы безналичных расчетов……………………………………….…….10
Межбанковские расчеты……………………………………………………..22
Валютные операции…………………………………………………………30
Банковские риски и банковская ответственность при осуществлении безналичных расчетов………………………………………………………34
Заключение…………………………………………………………………...37
Список использованной литературы………………………………………39
Для открытия валютного счета клиент должен представить в коммерческий банк:
-
заявление на открытие
-
заявление на открытие
-
нотариально заверенную копию
устава или положения о
- карточку с образцами подписей и оттиском печати предприятия;
-
решение о создании или
-
справку из налоговой
В
связи с обязательной продажей части
валюты российскими юридическими и физическими
лицами в валютный резерв ЦБР и непосредственно
на внутреннем валютном рынке каждому
клиенту открывается в уполномоченном
банке два параллельно существующих счета:
- транзитный валютный счет;
- текущий валютный счет.
На транзитный счет зачисляются в полном объеме поступления в иностранной валюте.
На текущем валютном счете учитываются средства, оставшиеся в распоряжении предприятия после обязательной продажи экспортной выручки.
Текущему валютному счету в банке присваивается номер. Валюта счета определяется по желанию клиента. Наименование валюты в банке кодируется в соответствии с существовавшим ранее классификатором валют. Так, коды свободно конвертируемых валют обозначаются №001-199.
В
аналитическом учете коммерческого
банка по каждому клиенту, имеющему текущий
валютный счет, ведется лицевой счет. Учет
по счетам ведется в двойном исчислении:
в иностранной валюте и в рублях. Пересчет
иностранной валюты в рубли осуществляется
по курсу Центрального банка России. По
мере изменения курсов иностранной валюты
в рублях производится переоценка остатков
валюты на счетах в банке (в рублевом исчислении).
Сумма курсовых разниц относится на результаты
деятельности клиентов. Извещение о списании
и зачислении средств на счет клиента
производится посредством дебетовых и
кредитовых авизо.
БАНКОВСКИЕ
РИСКИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
БАНКОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
Деятельность коммерческих банков, в процессе их функционирования на рынке финансовых услуг, сопровождается различного рода рисками.
Рискованность банковских операций может привести к потерям, что в конечном итоге отразится на финансовых результатах банка. Это заставляет банки очень оперативно реагировать на все события, давать оценку рискам, определять их границы и размеры.
Практически все банковские операции связаны с рисками. В ходе осуществления безналичных расчетов могут возникнуть технологические риски и риски связанные с персоналом. При недостаточной материально – технической оснащенности банка, возникает технологический риск, который может привести к потерям базы данных. Последствия этого риска влекут за собой значительные потери для банков.
Кроме этого, могут возникнуть так называемые риски персонала. Их содержание зависит от качества профессионального уровня и черт характера сотрудников. Риски персонала также влекут за собой финансовые потери для банка. Чтобы избежать эти риски важно сделать правильную расстановку кадров и четкое распределение обязанностей.
Выше названные риски могут привести к ответственности банков.
Банки
и предприятия несут
К общим относятся условия, наличие которых необходимо для возложения ответственности на нарушителя обязательства в любом гражданском правоотношении:
1) противоправность;
2) наличие убытков;
3)
причинная связь между
4) вина правонарушителя.
Специальные условия об ответственности за нарушение правил совершения расчетных операций, предусматривают ответственность в виде штрафов. Для наступления специальной ответственности достаточно только самого факта нарушения по вине банка.
Ответственность банков и их клиентов за нарушение правил осуществления расчетных операций устанавливается не только нормами действующего законодательства (императивная), но и условиями договора, заключаемого между банком и его клиентом (договорная).
Императивная ответственность устанавливается в федеральных законах, а также в правилах, издаваемых Центральным банком России. Данные нормативные акты носят императивный характер и не могут быть изменены соглашением сторон расчетных правоотношений. Среди этих актов особое место занимает Положение о штрафах за нарушение правил совершения расчетных отношений, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1983 г. № 911. Содержащиеся в нем нормы, определяющие штрафную ответственность банков, воспроизводятся в правилах о безналичных расчетах, утвержденных ЦБ РФ (п. 1.6). Согласно этим актам за несвоевременное (позднее следующего дня после получения соответствующего документа) или неправильное списание средств со счета владельца, а также за несвоевременное или неправильное зачисление банком сумм, причитающихся владельцу, владелец вправе потребовать от банка (расчетно-кассового центра) уплатить в свою пользу штраф в размере 0,5% несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день задержки, если иное не оговорено в договоре между банком и владельцем счета.
Постановлением Президиума Верховного Совета РФ и Правительства РФ от 25 мая 1992 г. «О неотложных мерах по улучшению расчетов в народном хозяйстве и повышении ответственности предприятий за их финансовое состояние» с 1 июля 1992 г. введена пеня за просрочку платежа в пользу поставщика в размере 0,5% в день в случаях, когда размер ее не определен по согласованию между поставщиком и покупателем в договоре на поставку. Этим же актом предусмотрено, что в случае задержки зачисления на счета клиентов платежа по вине банка с указанного банка взимается в пользу поставщика пеня за каждый день просрочки зачисления платежа в размере 0,5 процента в день.
Договорная ответственность между банком и клиентом может предусматривать дополнительные штрафные санкции. Кроме того, банки несут ответственность за причиненный клиенту материальный ущерб в размере прямых убытков и упущенной выгоды. Размер имущественной ответственности предприятий перед банком непосредственно законом не определен. Здесь применяются общие нормы гражданско-правовой ответственности. В ряде случаев конкретный размер такой ответственности устанавливается в договорах банковского счета и вклада, кредитных договорах, и имеет целью способствовать выполнению предприятием своих обязанностей в кредитно-расчетных операциях.
Все
вышеперечисленные штрафы и
пени взыскиваются в порядке,
предусмотренном Налоговым Кодексом
РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основой
для осуществления Банком России
эффективной денежно-кредитной
Банк России не только является участником платежной системы, но так же координирует, регулирует расчетные, в том числе и клиринговые системы, устанавливает правила, формы и сроки осуществления безналичных расчетов.
Работа по развитию платежной системы России строится по правовому, методологическому и организационно-техническому направлениям.
Перестройка платежной системы проводится в направлении повышения её эффективности, надежности и безопасности на основе внедрения новых технологий и платежных инструментов.
Модернизация расчетов, совершенствование банковских технологий в целях создания современной системы расчетов является одним из основных направлений деятельности коммерческих банков.
Для более эффективного функционирования системы электронного обмена информацией по безналичным расчетам между учреждениями и кредитными организациями необходимы активные действия по подключению к системе электронного обмена информацией.
На сегодняшний день система электронного обмена информацией функционирует не очень эффективно, хотя и динамично развивается, поэтому необходимо заострить внимание на развитии системы «Клиент – Банк». Как показал анализ, данная услуга не пользуются массовым спросом. Сотрудникам банка необходимо активно рекламировать данные услуги. При этом, можно использовать различные формы рекламы, начиная от распространения рекламных проспектов и заканчивая рекламой на телевидении, радио, в прессе. Конечно, данные действия увеличат расходы на рекламу, но в последствии информированность клиентов увеличится, что обязательно отразится на объемах продаж.
Вообще организация безналичных расчетов напрямую зависит от качества и организации работы отдела расчетно-кассового обслуживания.
Таким
образом, внедрение и развитие системы
электронного обмена информацией, а
также систем безналичных перечислений
(к ним можно отнести расчеты с
помощью пластиковых карт), которые активно
развиваются в последнее время, позволят
коммерческим банкам шагать в ногу со
временем, оставаться востребованными.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
8. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник/ М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт – Издат, 2010г.
9. Титова Н.Е. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие для вузов/ Н.Е. Титова, Ю.П. Кожаев. – М.: Владос, 2009г.
10. Основы банковского дела в Российской Федерации: учеб. пособие для вузов/ Под ред. О.Г. Семенюты. – Ростов –на – Дону: Феникс, 2008г.
11. Ануреев С.В. Платежные системы и их развитие в России. – М.: Финансы и статистика, 2008г.
12. Ефимова Л.Г. Банковское право: Учеб. и практ. пособие. – М.: БЕК, 2009г.
13. Резников В.В. Безналичные формы расчетов. – М.: Главбух, 2010г.
14. Рудакова О.С. Банковские электронные услуги: учеб. пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, 2010г.
Информация о работе Организация безналичных расчетов в коммерческом банке