Организация налично-денежного обращения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:21, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов организации налично-денежного обращения в Республики Беларусь, раскрытие его основных принципов и современного состояния. Объектом курсовой работы является наличный денежный оборот в Республике Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе выделены следующие задачи:
- изучить сущность формирования и функционирования налично-денежного оборота;
- проанализировать налично-денежное обращение в Республики Беларусь;
- разработать предложения по совершенствованию формирования и развития налично-денежного оборота в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 5
1 Экономическое содержание наличного денежного оборота 7
1.1 Характеристика налично-денежного обращения 7
1.2 Структура и принципы построения налично-денежного обращения 9
2 Регулирование денежного обращения Национальным банком 12
2.1 Порядок выпуска и изъятия наличных денег из обращения 12
2.2 Прогнозирование налично-денежного оборота и проведение анализа его состояния 14
2.3 Денежные агрегаты. Законы денежного обращения 16
3 Анализ системы организации налично-денежного оборота в Республике Беларусь 19
3.1 Характеристика и особенности налично-денежного обращения в Республике Беларусь 19
3.2. Анализ и оценка налично-денежного обращения в Республике Беларусь 21
4 Направления совершенствования организации налично-денежного обращения в Республике Беларусь 26
Заключение 31
Список использованных источников 34

Работа состоит из  1 файл

курсовая дкб 2.doc

— 940.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования Республики Беларусь

 

Учреждение образования

«Витебский государственный технологический университет»

 

кафедра «Коммерческая деятельность»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Деньги, кредит, банки

на тему: Организация налично-денежного обращения в Республике Беларусь

 

 

 

Студентка

 

Руководитель

доцент                                                                                            

                                                                                         

 

                                            

                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

5

1 Экономическое содержание наличного денежного оборота

7

1.1 Характеристика налично-денежного обращения

7

1.2 Структура и принципы построения налично-денежного обращения

9

2 Регулирование денежного обращения Национальным банком

12

2.1 Порядок выпуска и изъятия наличных денег из обращения

12

2.2 Прогнозирование налично-денежного оборота и проведение анализа его состояния

 

14

2.3 Денежные агрегаты. Законы денежного обращения

16

3 Анализ системы организации налично-денежного оборота в Республике Беларусь

19

3.1 Характеристика и особенности налично-денежного обращения в Республике Беларусь

19

3.2. Анализ и оценка налично-денежного обращения в Республике Беларусь

 

21

4 Направления совершенствования организации налично-денежного обращения в Республике Беларусь

 

26

Заключение

31

Список использованных источников

34

Приложение А

36

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньги находятся в постоянном движении между тремя основными субъектами: физическими лицами, юридическими лицами и государственными органами. Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляют собой денежное обращение.

Началу движения денег предшествует их концентрация у субъектов. Они сосредотачиваются в кошельках населения, в кассах юридических лиц, на счетах в кредитных учреждениях, в казне государства. Чтобы зародилось движение денег, необходимо возникновение потребности в деньгах у одной из двух сторон. Спрос на деньги возникает при осуществлении сделок, деньги нужны для обращения, платежей за товары и услуги.

Денежное обращение - достаточно сложная конструкция, соединяющая в себе как основные сущностные характеристики денег, так и механизмы, способы использования денег для содействия экономическому и социальному развитию страны.

Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную. Между налично-денежным и безналичным обращением существует тесная и взаимная зависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меня форму наличных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот. Поступления безналичных средств на счета в банке - непременное условие для выдачи денег. Поэтому безналичный и налично-денежный обороты вместе образуют единый денежный оборот страны, в котором циркулируют единые деньги одного наименования.

Механизм перехода денег из одной сферы обращения в другую играет большую роль в обеспечении эластичности денежного оборота, его регулировании и осуществлении контроля за рациональным расходованием денег.

Несмотря на то, что по объему оборот наличных денег значительно меньше безналичного оборота, значение его в организации нормальных экономических отношений в хозяйстве велико. Именно в сфере налично-денежного оборота происходит окончательная реализация созданных в народном хозяйстве товаров и проверяется качество связи между общественным производством и личным потреблением. Вследствие таких причин, от состояния налично-денежного оборота во многом зависят нормальная циркуляция денег в хозяйстве, устойчивость их покупательной способности.

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов организации налично-денежного обращения в Республики Беларусь, раскрытие его основных принципов и современного состояния. Объектом курсовой работы является наличный денежный оборот в Республике Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе выделены следующие задачи:

- изучить сущность формирования и функционирования налично-денежного оборота;

- проанализировать налично-денежное обращение в Республики Беларусь;

- разработать предложения по совершенствованию формирования и развития налично-денежного оборота в Республике Беларусь.

При написании работы использованы нормативные документы Республики Беларусь, научные публикации, литература по курсу «Деньги, кредит, банки»,  «Денежное обращение, кредит и банки». В ходе исследования организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь проработаны публикации в официальной прессе, экономические журналы «Экономика Беларуси», «Экономика. Финансы. Управление», «Финансы», и другие.

При выполнении работы использованы методы экономического и статистического анализа.

 

1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА

 

Налично-денежный оборот, как часть денежного оборота представляет собой процесс движения наличных денежных знаков (банкноты, монеты). Несмотря на то, налично-денежный оборот составляет меньшую часть всего оборота денег, он имеет весьма важное значение. Налично-денежный оборот обслуживает экономические интересы населения.

По своему экономическому содержанию наличный денежный оборот – это процесс непрерывного движения наличных денег, выполняющих функции средства обращения и платежа, опосредствующее оплату товаров, оказываемых услуг, выполняемых работ и другие платежи – часть денежного оборота. По величине наличный денежный оборот – это совокупность платежей наличными деньгами за определённый период времени. Именно этот оборот обслуживает в большей части формирование доходов и расходов населения. Характерным признаком налично-денежного обращения  является неоднократное использование одного и того же денежного знака для совершения платежей, перемещения из рук в руки. [2, с. 118]

 

1.1 Характеристика налично-денежного обращения

 

Наличные деньги начинают своё движение из касс банков, изначально – из оборотных касс Центрального банка как эмиссионного центра. Центробанк продаёт денежную наличность коммерческим банкам в случае возникновения потребности в ней у последних. Коммерческому банку требуется такая сумма наличных денег, которая позволяет:

- произвести выплаты наличными деньгами тем клиентам, которые имеют расчётный счёт в данном банке;

- предоставить в случае необходимости наличные деньги тем клиентам, которых банк кредитует,  а кредит разрешён к получению наличными;

- предоставить наличные деньги клиентам, имеющим счёт в другом банке, но которые согласно имеющейся договорённости могут погасить свой чек в данном банке;

- балансировать возникающие диспропорции в платёжном обороте с другими банками.

Основная часть налично-денежного оборота проходит через кассы коммерческих банков. Наличный денежный оборот с позиции операционных (оборотных) касс коммерческих банков можно представить двумя основными потоками:

- первый поток, по которому наличные деньги из касс банков поступают в оборот (на выдачу клиентам банка) в виде:

а) заработной платы и других социальных платежей;

б) средств на командировочные расходы;

в) средств на хозяйственные расходы;

г) выплат с вкладных счетов населению и др.

при этом бухгалтерия банков списывает с расчётных и вкладных счетов клиентов соответствующий безналичный эквивалент.

- второй поток, по которому наличные деньги возвращаются в операционные кассы коммерческих банков в виде:

а) выручки торговых организаций;

б) выручки предприятий, оказывающих услуги населению;

в) платы населения за услуги жилищно-коммунального хозяйства;

г) поступлений на вкладные счета населения и др.

При этом бухгалтерия банка зачисляет безналичный эквивалент на расчётные счета предприятий и вкладные счета населения.

Таким образом, наличный и безналичный оборот постоянно трансформируются один в другой.  [3, с. 73]

 

 

 

1.2 Структура и принципы построения налично-денежного обращения

 

Структура наличного денежного оборота предполагает наличие в нём определённых денежных потоков между субъектами денежных отношений. В частности, движение наличных денег между:

- Центральным банком и системой коммерческих банков;

- коммерческими банками;

- коммерческими банками и их клиентами;

- предприятиями, предприятиями и их работниками;

- гражданами.

Приведём примерную схему движения наличных денег:

 

 

 

 

 

 

 

Центральный банк

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммерческие банки

 

 

 

 

 

 

 

Центробежный поток

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цетростремительный поток

 

 

Предприятия, организации, учреждения

 

 

 

 

 

 

 

Предприятия, организации, учреждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доходы населения

 

Расходы населения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 Движение наличных денег

Источник: [2, с. 119]

Движение наличных денег осуществляется в соответствии с прогнозом кассовых оборотов Центробанка, которые опираются на прогнозные показатели плана социально-экономического развития страны, госбюджета, баланса денежных доходов и расходов населения, а так же на прогнозы кассовых оборотов коммерческих банков и прогнозы розничных товарооборотов. Правильная организация товарно-денежного оборота взаимоувязывает производственное и личное потребление. [3, с. 70]

Предприятия, организации за счет имеющихся на своих счетах средств, полученного кредита, поступлений бюджетных и внебюджетных средств получают наличные деньги в кассах обслуживающих их коммерческих банков. Указанные суммы предназначены для выплат, осуществления платежей наличными деньгами. В дальнейшем движении наличные деньги в основном переходят к населению и используются на покупку товаров, оплату услуг, работ, платежей в пользу государственного бюджета, предприятий, других юридических и физических лиц. Расходование части наличных денег может быть отложено (сбережения населения). От населения наличные деньги опять поступают в кассы предприятий, но последние не всегда могут ими воспользоваться для денежных расчетов, минуя банк, и обязаны сдавать для зачисления на расчетные (текущие) счета.

Таким образом, наличные деньги,  начав свое движение из касс банков, и пройдя все каналы обращения, возвращаются обратно в банки, чтобы начать новый оборот. Одни и те же денежные знаки могут совершать множество кругооборотов, обращение наличных денег происходит непрерывно, и в центре его находятся банки. Подобная позиция в кругообороте наличных денег чрезвычайно важна, ведь она позволяет концентрировать наличные деньги в банках, что, в свою очередь, приводит к ускорению их обращения, сокращению издержек по денежному обороту, обеспечивается их плавный переход в безналичную денежную сферу и наоборот, предотвращаются встречные перевозки денег, создается возможность контроля за расходованием наличных денег.

Современная система наличного денежного обращения строится с использованием определённых принципов её организации. Среди них:

1) Централизованное управление – эмиссия наличных денег осуществляется из единого центра – Центробанка, который управляет процессом и контролирует его.

2) Устойчивость и эластичность налично-денежного оборота – денежная система должна быть организована так, чтобы, с одной стороны, не допускать инфляции, с другой – расширять денежный оборот, если возрастает товарооборот, обеспечивая экономику достаточным количеством денежных знаков.

3) Обеспеченность выпускаемых в оборот денежных знаков. Они должны быть обеспечены золотовалютными резервами Центробанка, товарными ресурсами и другими активами.

4) Самостоятельность Центробанка в осуществлении эмиссионных функций, независимость его от правительства, его подотчётность парламенту страны. Приоритетной задачей Центробанка является поддержание устойчивости национальной валюты, борьба с инфляцией.

5) Функционирование на территории страны исключительно национальной валюты – предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить только в национальной валюте. Использовать другую валюту разрешается только для расчётов с иностранными субъектами хозяйствования (нерезидентами).

6) Наименование денежной единицы – как правило, складывается исторически. В некоторых случаях государство может устанавливать новое наименование денежной единицы. [3, с. 71]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ

 

2.1 Порядок выпуска и изъятия наличных денег из обращения

 

Эмиссия представляет собой дополнительный выпуск обращение денег и ценных бумаг.

Монопольным правом эмиссии наличных денег на территории страны обычно наделяется центральный банк государства. В настоящее время наличная эмиссия осуществляется главным образом в форме выпуска в обращение банкнот, которые являются денежными знаками, эмитируемыми центральным банком и законодательно признанными в качестве официального расчётного и платёжного средства. [2, с. 55]

Выпуск наличных денег в оборот происходит при проведении кассовых операций, когда банки выдают наличность из своих касс при снятии клиентами денежных средств с текущих и других счетов; в процессе выдачи кредитов населению в наличной форме и т.д. Однако одновременно происходит и возврат наличных денег в кассы банков – при инкассации выручки торговых предприятий, приёме наличных денег во вклады и в процессе других банковских операций.

Наличная денежная эмиссия – это выпуск центральным банком денежных знаков (банкнот и монет) в хозяйственный оборот для удовлетворения дополнительных потребностей экономических агентов в наличности. Такая потребность возникает в случаях, когда выдача наличных денег превышает их поступления обратно в банки в целом по стране. [2, с. 41]

Официальной денежной единицей в РБ является рубль. Соотношение между рублём и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Национальным Банком Республики Беларусь и публикуется в печати. Видами денег, имеющими законную платёжную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Национального Банка РБ, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах в Национальном Банке РБ.

Образцы банкнот и монет утверждаются Национальным Банком РБ. Сообщение о выпуске банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются в СМИ. Они обязательны к приёму по их нарицательной стоимости на всей территории страны, во все вклады и для перевода. Подделка и незаконное изготовление денег преследуется по закону. Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения - документа, дающего право Нацбанку подкреплять оборотную кассу за счёт резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдаётся Правлением Национального Банка РБ в пределах эмиссионной директивы, то есть предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РБ. [2, с. 272]

Изъятие денег из обращения – это элемент эмиссионно-кассового регулирования, характерной чертой которого является перечисление денег из оборотной кассы банков в резервные фонды Центрального банка.

Национальному банку принадлежит исключительное право изъятия из обращения выпущенных им банкнот и монет.

Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного платежного средства), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монеты нового образца. Срок изъятия из обращения банкнот и монет не может быть менее одного года и не должен превышать десяти лет. При этом не допускается установление каких-либо ограничений по суммам или субъектам обмена.

Решение об обмене банкнот и монет, выпущенных в обращение Национальным банком, на банкноты и монеты нового образца при проведении в Республике Беларусь денежной реформы, деноминации белорусского рубля принимается Президентом Республики Беларусь.

Национальный банк осуществляет обмен образцами банкнот и монет (в том числе памятных банкнот и монет) с центральными (национальными) банками иностранных государств.

Национальный банк без ограничений производит замену ветхих банкнот и поврежденных банкнот и монет в соответствии с установленными им правилами.

Национальный банк создает резервный фонд банкнот и монет и распоряжается этим фондом.

 

2.2 Прогнозирование налично-денежного оборота и проведение анализа его состояния

 

Прогнозирование налично-денежного обращения является составной частью общей системы экономического прогнозирования. В процессе прогнозирования оборота наличных денег должно быть обеспечено наилучшее удовлетворение требований законов денежного обращения как необходимого условия поддержания покупательной способности денег и их нормальной циркуляции в экономике с минимальными издержками обращения.

Прогнозы налично-денежного обращения составляются, как правило, ежеквартально. Учреждения банков определяют потребность в наличных деньгах на основе представленных клиентами прогнозов кассовых оборотов предприятия. Сводные данные по банку представляются в соответствующие подразделения Национального банка для прогноза кассовых оборотов по республике, определения эмиссионного результата. [16, с.12]

В процессе организации денежного оборота решаются такие важные экономические задачи, как:

- определение общего объёма наличного денежного оборота, его структуры;

- изучение складывающихся тенденций;

-  направление и регулирование денежных потоков;

-  размещение денежной массы по территории страны;

-  определение массы денег в наличной форме, находящейся в обращении, величины денежных агрегатов;

-  установление уровня инкассации выручки, другие методы мобилизации банками наличных денег;

-  расчёт эмиссионного результата за (на) определённый период и т.д.

Банки для определения потребности в наличных деньгах составляют прогнозы ожидаемых поступлений в их кассы наличных денег, а также возможных выдач наличных денег. Прогноз кассовых оборотов делается на основе сведений, получаемых от обслуживаемых предприятий, предпринимателей кассовых заявок. Прогноз кассовых оборотов составляется по источникам поступлений и направлениям выдач наличных денег.

Сводный прогноз наличного денежного оборота по республике в целом составляется Национальным банком РБ. Для этого используются данные прогноза основных направлений социально-экономического развития, а также данные кассовых оборотов банков. При этом Национальный банк привлекает дополнительные данные: прогнозные расчёты розничного товарооборота, включая общественное питание, объём платных услуг (наличными), данные органов связи, страхования, статистики, Министерства финансов и др., имеющих отношение к формированию наличного денежного оборота в стране.

Оборот наличных денег основан на принципах, предполагающих, что субъекты хозяйствования всех форм собственности обязаны хранить свои денежные средства на открытых счетах в учреждениях банков; наличные деньги, необходимые для выплаты заработной платы или осуществления других платежей, субъекты хозяйствования получают из касс банков; субъекты хозяйствования могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов и использовать часть выручки на собственные нужды в пределах норм, установленных учреждениями банков, а все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка касс должны быть сданы в обслуживающие учреждения банков.

Государство должно постоянно изучать действие этих факторов и воздействовать на них в направлении уменьшения наличных денег в сфере обращения. Уменьшение массы денег в обращении достигается посредством ускорения их движения через кассы банков, что позволяет обслужить больший денежный оборот с меньшей суммой наличных денег. Это в свою очередь позволяет сэкономить на издержках обращения, связанных с изготовлением и хранением наличных денег, а также укрепляет их покупательскую способность, поскольку в этом случае за каждой единицей стоит относительно большая масса товарно-материальных ценностей и платных услуг.

На сегодняшний день в Беларуси денежная база за январь-декабрь 2011 года увеличилась на 84% и на 1 января 2012 года составила 18757,5 млрд. рублей по данным статистического отчета Национального банка Республики Беларусь. А доля, находящихся в обороте наличных денег, в структуре денежной базы увеличилась на 49% на 1 января 2012 года и составила 6771,8 млрд. рублей против 4493,9 млрд. рублей на 1 января 2011 года.

За январь-декабрь 2011 г широкая денежная масса увеличилась на 121 % до 111195,3 млрд. рублей. За 2010 год прирост широкой денежной массы составил 31,9% против 23,1% за 2009 год.

 

2.3 Денежные агрегаты. Законы денежного обращения

 

Для определения оптимального количества денег в экономике и регулирования их выпуска  в оборот необходимо использовать количественные величины, характеризующие денежное предложение. Такими величинами являются показатели денежной массы.

Денежная масса – это совокупный объём всех покупательных и платёжных средств в наличной и безналичной формах, находящихся в распоряжении государства, юридических и физических лиц и обслуживающий экономический оборот страны.

На практике для целей мониторинга изменений совокупной денежной массы и её отдельных составляющих используют специальные показатели – денежные агрегаты. Это показатели объёма и структуры денежной массы, которые позволяют дать не только количественную оценку величины денежной массы, но и её качественную характеристику, определить степень её воздействия на экономическую активность в стране. [2, с. 43]

В развитых странах обычно используют следующие  основные агрегаты:

М0 (наличные деньги в обороте) – банкноты и монеты в обращении на руках у физических лиц и в кассах юридических лиц.

М1 состоит из агрегата М0 и переводных депозитов, включающих остатки средств юридических и физических лиц – резидентов Республики Беларусь – на счетах до востребования в белорусских рублях.

М2 (денежная масса в национальном определении) состоит из агрегата М1 плюс другие депозиты (срочные), открытые в банках юридическими и физическими лицами  –  резидентами  Республики Беларусь.

М2*  (рублёвая денежная масса) – агрегат М2 плюс средства в ценных бумагах (кроме акций) юридических и физических лиц – резидентов Республики Беларусь – в белорусских рублях.

М(широкая денежная масса)  – агрегат М2* плюс переводные и срочные депозиты в иностранной валюте, средства в ценных бумагах (кроме акций) в иностранной валюте и депозиты в драгоценных металлах юридических и физических лиц – резидентов Республики Беларусь. [2, с. 46]

Между агрегатами необходимо равновесие, в противном случае происходит нарушение денежного обращения. Равновесие наступает при М2 > М1; оно укрепляется при М2 + М3 > М1. В этом случае денежный капитал переходит из наличного в безналичный. При нарушении этого соотношения между агрегатами в денежном обращении начинаются осложнения: нехватка денежных знаков, рост цен и др. [12, с. 157]

На скорость обращения денег влияют общеэкономические факторы, то есть циклическое развитие производства, темпы его роста, движение цен, а также денежные (монетарные) факторы, то есть структура платёжного оборота (соотношение наличных и безналичных денег), развитии кредитных операций и взаимных расчётов, уровень процентных ставок за кредит на денежном рынке.

Закон денежного обращения говорит нам о том, что количество денег, необходимое для нормального функционирования экономики, должно быть равно сумме цен реализуемых товаров, деленное на скорость их обращения. Следовательно, в случае, когда количество выпущенных денег будет равно теоретическому количеству золотых денег, никаких отрицательных явлений не должно возникнуть. Если же эмиссия денег не ограничена, то это моментально приводит к нарушению закона денежного обращения. При появляется излишняя денежная масса и обесценивание денег, т.е. инфляция. [14, с. 37]

Закон денежного обращения может быть представлен в виде следующей формулы:

  где,

М – количество денег, необходимых для обращения;

РО – сумма цен реализованных товаров и услуг;

К – сумма цен товаров, проданных в кредит;

П – сумма платежей по обязательствам;

ВП – взаимопогашаемые обязательства;

У – скорость оборота одноимённой денежной единицы. [1, с. 58]

Можно сделать вывод, что поддержание стабильности денежного обращения зависит от двух взаимосвязанных факторов: потребности хозяйствующих субъектов в деньгах и их реальном количестве в обороте.

 

 

 

 

 

 

3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА В РЕСПУБЛИКЕ

 

3.1 Характеристика и особенности налично-денежного обращения в Республике Беларусь

 

Налично-денежная система Республики Беларусь является системой открытого рыночного типа. Денежно-кредитное регулирование осуществляется преимущественно экономическими методами на уровне банковской системы. Правовой основой денежно-кредитного регулирования являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно разрабатываемые и утверждаемые правлением Национального банка Республики Беларусь.

Денежная система Республики Беларусь функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 г. Законом «Национальном банке Республики Беларусь» и последующими законодательными актами, определяющими её правовые основы. В 1992 г. в оборот был введён белорусский рубль, который вначале обращался параллельно с рублём бывшего СССР и использовался только в наличных расчётах. С марта 1993 г. он начал котироваться на валютной бирже, а в октябре 1994 г. белорусский рубль был объявлен единственным законным платёжным средством на территории республики. В процессе монетарного регулирования участвуют субъекты денежной сферы, к которым относят все субъекты товарно-денежных отношений: государство, экономические агенты (включая коммерческие банки, финансовые компании и биржи) и население. Но ведущая роль возложена на банковскую систему страны. В соответствии с Законом «О банковской деятельности в Республике Беларусь» и статьёй 136 Конституции Республики Беларусь в стране сформирована двухуровневая банковская система, включающая Национальный банк (первый уровень), банки (унитарные и акционерные, в том числе с участием государства и иностранного капитала) и небанковские финансовые организации (второй уровень). Правовой основой функционирования национальной банковской системы в настоящее время является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие с 1 января 2001 г. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 136) и Банковским кодексом (ст. 7) Национальный банк (в качестве центрального банка) регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчётов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Национальный банк призван обеспечивать прежде всего стабильность национальной валюты и банковской системы. Практически вся деятельность Национального банка Республики Беларусь направлена на реализацию целей монетарного регулирования. [15, с. 136]

Основное влияние на денежно кредитную сферу оказывают операции Национального банка по рефинансированию банков. Посредством этих операций осуществляется поддержка ликвидности банковской системы, обеспечивающей кредитно-расчётное обслуживание в экономике страны. Существенная часть монетарной деятельности Национального банка раннее была связана с предоставлением ресурсов правительству для покрытия республиканского бюджета и временных недостатков бюджетных средств – так называемых кассовых разрывов. Наряду с допустимым ростом денежной массы определяющими (промежуточными) монетарными целями выступают направления денежной эмиссии, а также уровень цен денежного рынка, включая процентные ставки и обменный курс.

Другой уровень банковской системы Республики Беларусь              состоит из сети самостоятельных  банковских учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчётного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Главной его составляющей являются коммерческие банки, деятельность которых носит многосторонний характер. Они занимаются практически всеми видами кредитных, расчётных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов.

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Национальный банк, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Национальный банк Республики Беларусь, наделённый исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения. В отличие от периода существования действительных (золотых) денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости оторвались от металлической основы, Национальный банк должен создавать определённые ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.

 

3.2. Анализ и оценка налично-денежного обращения в Республике Беларусь

 

Рублёвая денежная масса (денежный агрегат М2*) на 1 января 2012 г. сложилась в объёме 43,4 трлн. рублей и за 2011 год увеличилась на 64,1% (за 2010 год – на 27,4%).

 

Рисунок 3.1 Динамика рублёвой денежной массы

Источник: [8, с. 6]

В отчётном периоде денежный агрегат М2* увеличился в результате роста наличных денег в обороте на 49,4% (за 2010 год – на 23,2%), рублёвых депозитов – на 64,8% (за 2010 года  на 26,4%) и ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота), – на 113,4% (за 2010 год – на 88,1%). Определяющим фактором в увеличении рублёвой денежной массы  явился прирост депозитов юридических лиц, удельный вес которых в приросте рублёвой денежной массы составил 56 процентов.

 

 

Таблица 3.1 – Динамика рублёвой денежной массы и её составляющих

Источник: [8, с. 6]

За декабрь 2011 г. рублёвая денежная масса увеличилась на 13,2%. Её увеличение сложилось за счёт роста наличных денег в обороте на 2,9%, декпозитов юридических и физических лиц  – на 22,3 и 11,1 процента соответственно при снижении ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота) на 10,4%.

Активная рублёвая денежная масса за 2011 год увеличилась на 48,9%, или на 6,68 трлн. рублей. Её удельный вес в структуре денежного агрегата М2* на 1 января 2012 г. составил 47%, снизившись относительно начала года на 4,8 процентного пункта.

Переводные депозиты юридических лиц в белорусских рублях на 1 января 2012 г. составили 9,1 трлн. рублей и за 2011 год увеличились на 44,2% (на 2,8 трлн. рублей), а их удельный вес в структуре денежного агрегата М1 по состоянию на 1 января 2012 г. уменьшился по сравнению с началом года на 1,5 процентного пункта и составил 44,9%.

 

 

 

Рисунок 3.2 – Динамика компонентов активной рублёвой денежной массы

Источник: [8, с. 7]

Рублёвые депозиты на 1 января 2012 г. сформировались в объёме 34,5 трлн. рублей (на 1 января 2011 г. – 20,9 трлн. рублей). В их составе срочные депозиты за 2011 год увеличились на 77,4%, переводные депозиты – на 48,6%.

Рублёвые депозиты юридических лиц за 2011 год возросли н6а 85,7% (за 2010 год – на 30%), в том числе срочные депозиты – на 141 % (за 2010 год – на 57,1%), переводные депозиты – на 44,2% (за 2010 год – на 15,8%).

В декабре 2011 г. рублёвые депозиты юридических лиц увеличились на 22,3 процента за счёт роста срочных и переводных депозитов на 31,5 и 12,4 процента соответственно.

Рублёвые депозиты физических лиц за 2011 год возросли на 41,2% (за 2010 год – на 22,4%), за декабрь 2011 года увеличились на 11,1% (за декабрь 2010 г. снизились на 0,6%). Переводные депозиты населения за 2011 год увеличились на 58,6% (за 2010 год – на 34,5%), за декабрь 2011 г. – на 20,2% (за декабрь 2010 год – на 11%).

На фоне тенденции снижения срочных рублёвых депозитов физических лиц с марта 2011 г. по май 2011г., вызванного возросшими инфляционными и девальвационными ожиданиями населения, в июне – декабре 2011 г. объём срочных сбережений физических лиц увеличился на 41,4%. В итоге срочные депозиты населения в рублях за 2011 год возросли на 34,1% (за 2010 год – на 18,1%), в том числе за декабрь 2011 г. – на 7,2%.

В структуре рублёвой денежной массы за 2011 год доля срочных депозитов увеличилась на 3,6 процентного пункта, доля ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота) – на 1,1 процентного пункта при снижении наличных денег в обороте на 1,5 процентного пункта и переводных депозитов – на 3,3 процентного пункта.

Широкая денежная масса в условиях ослабления белорусского рубля за 2011 год увеличилась на 121,2% (за 2010 год – на 31,9%). В декабре 2011 г. она возросла на 6,8%.

Вследствие повышения интенсивности инфляционных процессов, постепенного снижения реальных денежных доходов субъектов хозяйствования и населения уровень монетизации экономики, рассчитанный по среднегодовой рублёвой денежной массе, снизился с 13,9% на 1 января 2011 г. до 12% на 1 января 2012 г., по широкой денежной массе – с 25,69% до 25,65% соответственно. Скорость обращения денег агрегата М2* в среднегодовом исчислении с 1 января 2011 г. по 1 января 2012 г. увеличилась на 15,5%, денежного агрегата М3  – на 0,2%.

Депозиты в иностранной валюте в долларовом эквиваленте на 1 января 2012 г. сформировались в объёме 7,6 млрд. долларов США и за 2011 год выросли на 3,5%. За декабрь 2011 г. они увеличились на 7,5%.

Депозиты населения в иностранной валюте за 2011 год сократились на 3,9% при их увеличении за декабрь 2011 г. на 5,1 процента. Их удельный вес в общем объёме депозитов в иностранной валюте на 1 января 2012 г. составил 55,2 % (на 1 января 2011 г. – 59,4%).

Депозиты юридических лиц в иностранной валюте за 2011 год возросли на 14,4% (за 2010 год – на 41%), за декабрь 2011 г. – на 10,6 процента.

В структуре широкой денежной массы доля рублёвой составляющей за отчётный год сократилась на 13,6 процентного пункта (до 39% на 1 января 2012 г.). В декабре 2011 г. она увеличилась на 2,2%. [8, с. 7]

Показатели широкой денежной массы за 2011 год представлены в Приложении А.

Рублёвая денежная база на 1 января 2012 г. сложилась на уровне 16,9 трлн. рублей, увеличившись за 2011 год на 66,2% (на 6,7 трлн. рублей). Операции правительства Республики Беларусь способствовали  увеличению рублёвой  денежной базы на 12,9 трлн. рублей, в то время как операции Национального банка  - уменьшению на 6,2 трлн. рублей. [8, с. 8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Рациональную организацию наличного денежного обращения, усиление контроля за потоками наличных денег следует рассматривать как одно из эффективных средств, способствующих решению острых проблем современного этапа развития экономики Беларуси. Основной целью Национального банка Республики Беларусь, как известно, является защита и обеспечение устойчивости рубля. Достижение этой цели на данный момент невозможно без рациональной организации наличного денежного обращения.

Национальным банком Республики Беларусь должна и в дальнейшем производиться работа по правовому регулированию порядка ведения кассовых операций в учреждениях банков, кредитных организациях и хозяйствующих субъектах.

Национальным банком Республики Беларусь должны разрабатываться новые и совершенствоваться действующие нормативные акты, что позволит:

- создать необходимую правовую основу для оптимизации внебанковского оборота наличных денег;

- содействовать ускорению оборота наличных денег:

- способствовать обеспечению сохранности наличных денежных средств;

- внедрять передовые технологии при работе с денежной наличностью.

В сфере денежного обращения необходимо принять следующие меры:

1) укрепить и расширить сферу денежного обращения и таким образом ограничить использование альтернативных форм расчётов (бартер, иностранная валюта, денежные суррогаты);

2) уменьшить долю налично-денежного обращения на основе совершенствования безналичных форм расчётов и устранения границы между наличным и безналичным оборотами;

3) ликвидировать неплатежи, создав тем самым условия для экономического роста.

С целью стабилизации положения в налично-денежном обращении необходимо восстановить доверие населения и предприятий к банковской системе, создать условия для поступления денежных средств в кредитную систему. Одной из важных мер является обеспечение гарантирования банковских вкладов. [4, с.115]

Во втором полугодии 2011 года были приняты меры для исправления сложившихся макроэкономических дисбалансов: обеспечен выход на единый курс белорусского рубля, прекращено эмиссионное кредитование Национальным банком экономики, ужесточена денежно-кредитная политика. В результате удалось переломить негативные процессы  и заложить основу для развития позитивных тенденций. Возобновился приток срочных рублёвых депозитов населения в банки. С сентября начал восстанавливаться объём вкладов в иностранной валюте. [8, с.2]

Национальный банк намерен проводить жесткую эмиссионную политику. Рефинансирование банков будет осуществляться исключительно на рыночных условиях, на короткие сроки и только в рамках стандартных инструментов регулирования ликвидности. При необходимости будут производиться и стерилизационные мероприятия, направленные на недопущение избыточного роста денег в экономике.

Приоритетной целью денежно-кредитной политики будет являться обеспечение устойчивости белорусского рубля как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.

Стабильность обменного курса белорусского рубля оказывает ограничивающее воздействие на рост потребительских цен в стране через сдерживание импортируемой инфляции и снижение инфляционных ожиданий. Кроме того, стабильность обменного курса белорусского рубля повышает инвестиционную привлекательность экономики и белорусского рубля в качестве средства сбережения, а также является важнейшим условием обеспечения устойчивых темпов экономического роста.

Обеспечение устойчивого состояния внешнего сектора экономики и переход к более гибкому режиму курсообразования будут способствовать дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики в направлении установления в качестве ее главной цели ценовой стабильности. Смещение акцента денежно-кредитной политики в сторону долгосрочных целевых ориентиров, таких как поддержание финансовой стабильности, которая кроме ценовой стабильности предполагает и надежную работу финансовых рынков и институтов, позволит повысить ее эффективность. [10]

В целях оздоровления финансового положения производственных предприятий и государства, создания условий для инвестиционной активности, недопущения рецидивов долгового кризиса должны быть приняты следующие меры по устранению узких мест и повышению эффективности системы государственного регулирования денежного обращения.

Во-первых, должны быть устранены основные причины платёжного кризиса и неудовлетворительного положения большей части производственных предприятий путём перехода от жёсткой политики количественного регулирования денежной массы к регулированию процентных ставок с их последовательным снижением и поддержанием уровня денежного предложения в соответствии со складывающимся спросом на кредитные ресурсы со стороны производственной сферы. Для этого наряду с действующими каналами денежной эмиссии необходимо использовать механизм рефинансирования банков под залог векселей платёжеспособных производственных предприятий. Это потребует от Национального банка организации мониторинга платёжеспособности крупных и средних предприятий и обеспечение прозрачности его эмиссионной политики. Что отражено в Стратегии развития банковского сектора Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы. В свою очередь, доступ к кредитным ресурсам Национального банка потребует от предприятий повышение прозрачности и эффективности своей деятельности, будет способствовать их реструктуризации в соответствии с требованиями повышения конкурентоспособности.

При такой организации политики денежного предложения обеспечивается главная функция денежной эмиссии – кредитование экономического роста. Снижая процентные ставки, Национальный банк стимулирует рост экономической активности; повышая их – ужесточает требования к экономической эффективности. Это даёт возможность проведения гибкой денежно-кредитной политики в соответствии с целями и приоритетами экономической политики государства.

Во-вторых, должны быть предприняты меры по расчистке экономики от завалов взаимных неплатежей:

- завершена реструктуризация накопленной задолженности предприятий по процентам за просроченные долги перед государственным бюджетом при условии своевременного выполнения текущих налоговых обязательств;

- проведён взаимозачёт и реструктуризация взаимной задолженности крупных предприятий с одновременным ужесточением ответственности должников за погашение просроченной задолженности.

В-третьих, должен быть наведён порядок в деятельности органов денежного регулирования. Для этого необходимо:

- усилить государственный контроль за эмиссией денег с установлением соответствующих ориентиров по каналам денежного предложения и обеспечить приоритетность задач улучшения финансового положения производственной сферы;

- прекратить использование гарантированных государством высокодоходных спекулятивных инструментов, отвлекающих ресурсы из производственной сферы, включая эмиссию государственных ценных бумаг с доходностью, превышающей рентабельность производственной сферы, а также предоставление услуг Национальным банком по открытию депозитных счетов банкам.

Переориентация политики денежного предложения  на рефинансирование производственной деятельности снимает проблему стерилизации «избыточной» денежной массы – соответствующим регулирование процентных ставок обеспечивается её связывание в кредитовании производственной деятельности.

В-четвёртых, должны быть предприняты необходимые действия по улучшению структуры денежной массы, резкому сокращению его наличной составляющей. Для этого необходимо осуществление комплекса мер по электронизации платежей и расчётов, внедрения соответствующих информационных технологий в торговле и финансовых услугах, обеспечение надёжной правовой защиты сделок совершаемых в электронной форме.

Таким образом, банки Республики Беларусь продолжат работу по совершенствованию филиальной сети номенклатуре предлагаемых банковских услуг с учётом изменения спроса на банковские услуги по областям и перспектив экономического развития. Формирование среды добросовестной конкуренции деятельности банков будет проводиться путём поддержания информационной транспарентности банков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного исследования можно сделать выводы, что денежный оборот играет важную роль для экономики страны. Посредством денежного оборота в экономике осуществляются перераспределительные процессы. Последние подвержены государственному регулированию и во многом зависят от макроэкономических факторов, монетарной политики и системы налогооблажения. Следует отметить, что денежный оборот непосредственно связан с товарным обращением как его материальной основой и с движением денежной формы стоимости. Поэтому оборот денег в стране зависит главным образом от способности банков удовлетворять требования на кредит и деньги, предъявляемые со стороны промышленности, торговли, сельского хозяйства и всех других секторов экономики.

Налично-денежный оборот (налично-денежное обращение) является непрерывным процессом движения наличных денег. Кругооборот наличных денег обслуживает получение и расходование денежных доходов населения, часть платежей предприятий и организаций. Налично-денежный оборот начинается в расчётно-кассовых центрах Национального банка Республики Беларусь. Наличные деньги переводятся из их резервных фондов в оборотные кассы, откуда они поступают в обращение. Из оборотных касс расчётно-кассовых центров наличные деньги направляются в операционные кассы банков. Часть этих денег банки могут передовать друг другу на платной основе, но большая часть наличных денег выдаётся клиентам.

Потребность в наличных деньгах рассчитывается при помощи прогноза. Кроме того, анализируется состояние наличного денежного оборота в регионах. Результаты анализа используются ими для составления прогнозов кассовых оборотов, а также для разработки и осуществления совместно с учреждениями банком мер по улучшению организации оборота наличных денег и сокращению эмиссии. Наличный оборот составляет 30-35 % денежного обращения.

Также следует отметить, что наличный денежный оборот намного дороже обходится государству, чем безналичный денежный оборот, кроме такого налично-денежный оборот трудно контролируем. Он может выступать средством уклонения от налогов и прочих незаконных действий. Между тем наличный денежный оборот является неотъемлемой частью денежного оборота, так как небольшие платежи более удобно совершать наличными деньгами. Психологически население настроено на хранение у себя наличных денег, что влияет на скорость кругооборота. Кроме того, наличный оборот требует значительных затрат по приему, хранению и перевозке наличных денежных средств, содержания большого штата специалистов и контролеров. Необходимо сокращать долю наличного денежного оборота в составе денежного оборота. Путём увеличения безналичных расчётов пластиковыми карточками, а также осуществление платежей через интернет, увеличение банкоматов, инфокиосков.

Одним из важных условий денежно-кредитной политики Республики Беларусь является регулирование объёма денежной массы в соответствии с потребностями оборота, что предполагает осуществление мер по предотвращению появления в обороте избыточной массы денег, наличие которых сопровождается увеличением спроса и возможным ростом цен. В равной мере необходимо предотвращать и образование недостатка платёжных средств в обороте.

Современный механизм эмиссии банкнот в Республике Беларусь основан на кредитовании банков, государства и увеличении золотовалютных резервов. Механизм эмиссии предопределяет характер кредитного обеспечения банкнот. Эмиссия банкнот при кредитовании банков обеспечена векселями, ценными бумагами и другими банковскими обязательствами; при кредитовании государства  - государственными обязательствами, а при покупке золота и иностранной валюты – собственно золотом и иностранной валютой. Иначе говоря, обеспечением банкнотной эмиссии служат активы Национального банка. Размеры пассивной операции Национального банка – эмиссия банкнот – зависит от его активных операций: ссуд банкам, Министерству финансов, покупке иностранной валюты и золота.

В целях изъятия излишней ликвидности банковской системы Беларуси активно используется такой инструмент, как депозитные операции. Эти операции позволяют банкам Беларуси оперативно привлекать в депозиты временно свободные денежные средства банков и тем самым практически мгновенно нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок. Следующим инструментом, при помощи которого Национальный банк регулирует денежно-кредитную политику, является процентная политика по операциям банка, то есть политика учётной ставки.

Таким образом, правильное регулирование денежно-кредитной политики, снижение инфляции, поэтапное внедрение новейших форм расчетов, обеспечение государственной гарантией расчетных операций, гибкая финансовая политика и другие эффективные меры помогут стабилизировать денежный оборот в стране и обеспечить бескризистность развития экономики Республики Беларусь в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов/ Е.Ф. Жуков, Н.М. Зеленкова, Л.Т. Литвиненко / Под ред. проф.  Е.Ф. Жукова. – 3-е изд., перебаб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 703 с.

2. Деньги, кредит,  банки: учебник/ Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, О.И. Румянцева [и др.]; под ред проф. Г.И. Кравцовой. – 2-е изд. перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2007. – 444с.

3. Деньги, кредит,  банки: учеб. – метод. комплекс для студентов экономических специальностей/ 2-е изд. испр. и доп.; Сост.: Б.Н. Желиба, И.Н. Кохнович. – Мн.: Изд-во МИУ, 2007. – 260с.

4. Деньги, кредит,  банки: Учеб. – метод. комплекс для студентов экономических специальностей/ Сост. и общ. ред. А.М. Плешкуна. – Новополоцк: ПГУ, 2005. – 260с.

5. Деньги, кредит,  банки: Учебное пособие/ В.И. Тарасов. – 2-е изд. стереотип. – Мн.: Книжный дом, Мисанта, 2005. – 512с.

6. Информационно-аналитический и научно-практический журнал Национального банка Республики Беларусь «БАНКОВСКИЙ ВЕСТНИК» №36 (545) 2011 года.

7. Информационно-аналитический и научно-практический журнал Национального банка Республики Беларусь «БАНКОВСКИЙ ВЕСТНИК» №2 (547) 2012 года.

8. Информационно-аналитический и научно-практический журнал Национального банка Республики Беларусь «БАНКОВСКИЙ ВЕСТНИК» №3 (548) 2012 года.

9. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/. – Дата доступа: 15.02.2012.

10. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь 03.03.2011 № 73 «СТРАТЕГИЯ развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы»

11. Постановление Правления НБ РБ от 30.03.2011 № 112 об утверждении Инструкции об организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь.

12. Соколова, О.В. Финансы, деньги, кредит. Учебник / О. Соколова.- М.: Стик, 2006.- 677 с.

13. Тарасов В.И. Деньги, кредит,  банки: Учебное пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 512с.

14. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М. ЮНИТИ, 2000. – 479с.

15. Ханкевич Л.А. Финансы: Практ. пособ. Мн.: Молодёжное, 2003. – 136с.

16. Шалдаева Л.И.  Организация наличного денежного обращения предприятиями АПК: Лекция. – Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2004. - 48 с.

 

22

 

Информация о работе Организация налично-денежного обращения в Республике Беларусь