Основные направления денежно-кредитной политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:13, контрольная работа

Описание

Ликвидность коммерческого банка – это возможность использовать его активы в качестве наличных денежных средств или быстро превращать их в таковые. Банк считается ликвидным, если суммы его денежных средств, которые банк имеет возможность быстро мобилизовать из иных источников, позволяют своевременно выполнять обязательства по пассиву. Необходимо подчеркнуть, что в целях поддержания своей стабильности банк должен иметь определенный ликвидный резерв для выполнения непредвиденных обязательств, появление которых может быть вызвано изменением состояния денежного рынка, финансового положения клиента или банка партнера.

Содержание

1. Проблема ликвидности и надёжности российских коммерческих банков 3
2. Основные направления денежно-кредитной политики в России 7
3. Проанализировать, какие качественные и количественные изменения происходят в организации денежного обращения при появлении «электронных» денег 10
Список использованной литературы 12

Работа состоит из  1 файл

ДКБ.doc

— 61.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Проблема ликвидности  и надёжности российских коммерческих  банков              3

2. Основные направления  денежно-кредитной политики в  России                             7

3. Проанализировать, какие качественные и количественные  изменения происходят в организации денежного обращения при появлении «электронных» денег            10

Список  использованной литературы                                                                             12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Проблема ликвидности и надёжности российских коммерческих банков

     Ликвидность коммерческого банка – это возможность использовать его активы в качестве наличных денежных средств или быстро превращать их в таковые. Банк считается ликвидным, если суммы его денежных средств, которые банк имеет возможность быстро мобилизовать из иных источников, позволяют своевременно выполнять обязательства по пассиву. Необходимо подчеркнуть, что в целях поддержания своей стабильности банк должен иметь определенный ликвидный резерв для выполнения непредвиденных обязательств, появление которых может быть вызвано изменением состояния денежного рынка, финансового положения клиента или банка партнера.

     Под платежеспособностью понимают надежность, то есть способность в любой ситуации на рынке, а не в соответствии с наступающими сроками платежей выполнять взятые на себя обязательства. То есть надёжность должна характеризоваться платёжеспособностью банка, устойчивостью, его деятельностью и ликвидностью баланса.

     Коммерческие  банки управляют своей платежеспособностью при помощи методов распознавания, оценки и контролирования риска потери ликвидности и платежеспособности.

     Особое  значение в процессе регулирования  деятельности банков имеет управление риском ликвидности. Естественно, банкам, как и другим субъектам экономики, необходимы средства в ликвидной форме, т.е. такие активы, которые легко могут быть превращены в денежную наличность с небольшим риском потерь либо вовсе без риска.

     Проблемы  с платежеспособностью возникали уже более ста лет назад, во времена, когда государство являлось монополистом в банковском деле. Причиной этому были в основном несоблюдение сроков привлечения и размещения ресурсов, а также выдача крупных кредитов одному заемщику, что в конечном счете приводило к нарушению ликвидности баланса с вытекающим отсюда последствием.

     Проблема платежеспособности банков оставалась и остается актуальной.

     В настоящее время центральные банки регулируют платежеспособность коммерческих банков посредством установления ограничений их обязательств, передела задолженности одного заемщика, введения особого контроля за выдачей крупных кредитов, создания системы рефинансирования коммерческих банков и обязательного резервирования части привлеченных средств, проведения процентной политики и осуществления операций с ценными бумагами на открытом ранке.

       Каждый коммерческий банк сталкивается с проблемой ликвидности, по меньшей мере, дважды: во-первых, в качестве технического исполнителя своей роли на денежном рынке, осуществляя платежи участников рынка друг другу. Во-вторых, в качестве самостоятельного субъекта финансово-кредитной сферы, получающего прибыль или убытки от своей деятельности, банк сталкивается с ликвидностью своего собственного товара – банковских услуг. Следовательно, ликвидность коммерческого банка связана, с одной стороны, с обеспечением наличного и безналичного денежного оборота по счетам своих клиентов, а отсюда с поддержанием соответствия между активными и пассивными операциями по срокам окончания обязательств, а с другой – с обеспечением стабильного минимума прибыльности.

       С точки зрения технического исполнителя  платежей роль банка заключается  в простом посредничестве, и задача обеспечения ликвидности сводится к необходимости располагать соответствующим объемом реальных денег для осуществления платежей. Но с точки зрения возмещения расходов и получения прибыли при разрыве в цепочке движения стоимостей Т-Д-Т банк становится непосредственным должником и кредитором по широкому кругу обязательств, и тут на первый план выдвигается проблема рискованности его деятельности как кредитора и надежности при выполнении собственных обязательств.

       На  ликвидность банка влияют также  и другие факторы, чрезвычайно неблагоприятно сказывающиеся на всех отраслях экономики. Это бюджетный дефицит, инфляция, разбалансированность платежеспособного спроса на товары и их предложения. В результате влияния этих факторов даже при отсутствии недостатков в деятельности самого банка могут возникнуть проблемы с ликвидностью. Хотя непосредственная вина банков в этом невелика, все же внешне это выглядит как нарушение  их ликвидности, причем подобное положение возникает не у отдельного банка, а охватывает многие из них. Для устранения некоторых негативных явлений должны применяться меры, выходящие за пределы компетенции отдельных банков.

       Для обеспечения одной из сторон ликвидности  – платежеспособности в будущем, очевидно, следует знать с достаточной степенью точности, какова будет потребность в наличных и безналичных денежных средствах. Естественно, что рассчитать эту проблему невозможно, поэтому банк должен иметь некоторый запас активов, реализовать которые без потерь он может в любое время и (или) иметь возможность приобрести недостающие средства на денежном рынке. При этом активные операции, как правило, различаются по степени доходности и степени рискованности. В качестве самостоятельного субъекта банк должен иметь возможность своевременно реализовать свой собственный капитал. Чем больше абсолютный объем собственных средств и их удельный вес в структуре пассивов баланса, тем выше устойчивость банка и ниже его зависимость от внешних потрясений.

       Итак, платежеспособность обеспечивается путем  полной сбалансированности активных и пассивных операций на ближайшие промежутки времени и в разумных пропорциях на долгосрочную перспективу, а также путем поддержания разумного уровня риска активных операций, достаточности собственных и стабильности привлеченных средств.

       Наряду  с перечисленными мероприятиями  для обеспечения платежеспособности в будущем необходима взвешенная стоимостная политика привлечения и размещения ресурсов. Что в совокупности должно привнести к положительным финансовым результатам деятельности банка.

       Ликвидность банка помимо платежеспособности характеризуется  такими чертами, как надежность и финансовая устойчивость. Под надежностью понимается гарантия того, что банк в своей деятельности наряду с собственными коммерческими интересами обеспечивает сохранность средств, доверенных ему вкладчиками, и выполняет другие принятые на себя обязательства, обычно это достигается посредством диверсифицированного подхода при размещении привлеченных ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Основные направления  денежно-кредитной  политики в России

     Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства.

     Принято считать, что главной целью кредитно-денежной политики является помощь экономике  в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.

     В общем случае основными целями денежно-кредитной политики государства являются:

  • регулирование экономической активности агентов экономических отношений;
  • достижение уровня производства, характеризующегося минимальной безработицей;
  • создание экономики с крайне низким уровнем инфляции.

     Банк  России ежегодно не позднее 26 августа  представляет в Государственную  Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год, и, не позднее 1 декабря,  основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.

     Предварительно  проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

     Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:

  • концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России;
  • краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;
  • прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;
  • количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;
  • сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
  • прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;
  • целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;
  • основные показатели денежной программы на предстоящий год;
  • варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;
  • план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

     Государственная Дума рассматривает основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики на предстоящий год и  принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Проанализировать, какие качественные и количественные изменения происходят в организации денежного обращения при появлении «электронных» денег

     Безналичные расчеты нашли широкое применение в процессе развития банковской системы  и имеют ряд преимуществ перед  расчетами с использованием наличных денег.

     Электронные деньги – это очень гибкий инструмент, позволяющий расширить сферу применения наличных денег.

     Только  с использованием электронных расчетов возможно:

     1) Развивать рынок микроплатежей  - так необходимый для информационного  бизнеса в современных условиях.

     2) За счет быстрого оборота электронных  денег сокращаются темпы роста инфляции.

     3) Стоимость транзакций с использованием  электронных денег значительно  дешевле стоимости транзакций  традиционных денег. 

     4) Обработка и учет электронных  денег проще, и их использование  может серьезно изменить структуру  банков и сократить их персонал.

     5) Электронные деньги, в отличие  от чековых и кредитных систем, позволяют поддерживать анонимность  транзакций (в той или иной  степени), так как не требуют  при их использовании удостоверения  личности плательщика и его  кредитоспособности.

     6) Организация денежных расчетов  с использованием электронных  безналичных денег гораздо предпочтительнее  платежей наличными деньгами, поскольку  достигается значительная экономия  на издержках обращения.

     7) Широкому применению электронных  безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии, как по вышеотмеченным причинам, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

Информация о работе Основные направления денежно-кредитной политики в России