Основные проблемы межбюджетных отношений в России и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 13:53, курсовая работа

Описание

Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России и пути их решения.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)

Дотации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Проект и  методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ между субъектами РФ вносится в Государственную Думу в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении. То же самое касается субсидий и субвенций.

2. Совокупность  субсидий бюджетам субъектов  РФ из федерального бюджета  образует Федеральный фонд софинансирования  расходов. В составе федерального  бюджета могут предусматриваться  субсидии бюджетам субъектов  РФ на выравнивание обеспеченности  субъектов РФ в целях реализации ими отдельных расходных обязательств.

3. Совокупность  субвенций бюджетам субъектам  РФ из федерального бюджета  образует Федеральный фонд компенсаций.

Субвенции распределяются между всеми субъектами РФ единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения, потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в субъектах РФ

4. Иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ, которые предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативно правовыми актами Правительства РФ, бюджетам бюджетной системы РФ могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.

Крупнейшим  каналом федеральной финансовой помощи регионам являются дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной  обеспеченности из ФФПР.

В соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете с 2001 г. ежегодно образовывается Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР), основное предназначение которого - выравнивание уровня их бюджетной обеспеченности. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности предоставляются субъектам РФ, уровень бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ

В течение  нескольких лет ФФПР составлял около 14 % от общего размера налоговых доходов федерального бюджета, за исключением доходов от таможенных пошлин.

В настоящее  время взаимоотношения федерального и региональных бюджетов не имеют  достаточной законодательной базы, непрозрачны, крайне запутаны, во многом произвольны и требуют радикального упорядочения. Помощь регионам из федерального бюджета осуществляется не только посредством прямых транзакций (перечислений) на определенные цели, но и в виде всяких льгот по налогам, которые должны по общему порядку поступать в федеральный бюджет, а также в других формах. Такое положение открывает простор для субъективизма, скрытых дотаций, определяемых не только реальным положением дел в регионах, но и политическими и иными мотивами.

2.2. Характеристика межбюджетных  отношений регионов и муниципальных образований

Основные  задачи бюджетных взаимоотношений  между регионами и муниципальными образованиями аналогичны задачам  межбюджетных отношений между федеральным  центром и регионами.

Финансовой  основой местного самоуправления является местный бюджет. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований), контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений предусматриваются в бюджете субъекта РФ в целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности.

Распределение дотаций на выравнивание бюджетной  обеспеченности поселений между  поселениями и (или) заменяющие их дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты  поселений утверждаются законом  субъекта РФ о бюджете субъекта РФ. Данные дотации образуют региональный фонд финансовой поддержки.

Совокупность  субсидий местным бюджетам из бюджета  субъекта Российской Федерации образует региональный фонд софинансирования расходов.

Совокупность  субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации образует региональный фонд компенсаций.

Прежде  чем принимать решение об оказании финансовой помощи муниципальному образованию, региональные органы власти вправе и  должны осуществлять проверку ее целесообразности. Таким образом, чтобы помощь из Фонда Финансовой Поддержки Муниципальных Образований (ФФПМО) не превратилась в канал финансирования недостаточно эффективного управления территориями, органы власти субъекта Федерации вправе проверять, какая работа ведется на местах по увеличению доходов местных бюджетов, а также по выполнению законодательства по их расходованию при соблюдении необходимых мер экономии. Однако, единая методика подобного распределения, равно как и в целом практика межбюджетных отношений внутри регионов, пока не сложилась. Существуют отдельные подходы, ведутся поиски наиболее оптимальных решений, соответствующих условиям различных типов регионов России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Возможные пути совершенствования  и развития межбюджетных отношений в России

Основная  причина хронического кризиса межбюджетных отношений и региональных финансов России - резкая диспропорция между переданными на региональный уровень финансовыми ресурсами и ответственностью за их использование. Официальная (легальная) система межбюджетных отношений остается чрезмерно централизованной даже по меркам унитарных государств, заведомая невыполнимость (нерациональность) ее требований позволяет региональным властям переложить основную политическую и финансовую ответственность на федеральный центр, сохранив за собой почти неограниченные теневые полномочия.

Также одной из основных причин является недостаточно эффективная система  распределения межбюджетных трансфертов  между регионами, не стимулирующая  регионы усиленно работать в плане  оптимизации своих финансово-хозяйственных ресурсов и поощряющая иждивенчество. Конечно, определенные позитивные сдвиги в данном направлении есть, но они все еще недостаточны, чтобы в ближайшее время существенно изменить ситуацию к лучшему.

Система межбюджетных трансфертов должна быть ориентирована не на само по себе выравнивание в плане реализации финансовой самостоятельности регионов и муниципалитетов и снижения уровня различий в их социально-экономическом развитии, а на выравнивание социально-экономической базы действительно нуждающихся регионов, отсталость которой является причиной финансовой несостоятельности этих регионов. Должна быть создана четкая нормативно-правовая основа и система, объективно оценивающая усилия нуждающихся регионов, направленные на рост своей социально-экономической базы. Эффективное стимулирование регионов в данном плане должно привести со временем к снижению или ликвидации отсталости социально-экономической базы, что приведет к существенному сокращению дотационных регионов. Таким образом выделять необходимо трансферты дифференцированно и не просто исходя из нуждаемости, а под программы лучшего использования внутренних возможностей регионов в интересах их самостоятельного развития и при условии последующего снижения дотаций, а также проведения политики рыночных реформ.

Также необходимо обеспечивать определенные финансовые преимущества для регионов-доноров, за счет которых живут регионы, получающие федеральную помощь. Необходимо применять систему санкций как за нарушение сроков и размеров перечислений предусмотренных средств из республиканских и региональных бюджетов в федеральный, так и за нарушение сроков и размеров предоставления финансирования из федерального бюджета регионам и бюджетным организациям.

И, наконец, существует очень сложная проблема, как было ранее сказано, асимметричности российского федерализма в плане экономического «неравенства регионов». Укрупнение регионов должно несколько снизить эту ассиметричность и тем самым облегчить процесс межбюджетного выравнивания.

Конечно, данный процесс должен проходить на взаимовыгодной основе и не может, да и не должен затрагивать республики, области, округа, построенные по национальному признаку.

В Бюджетном  послании определены следующие основные задачи на 2008-2010 годы:

- превращение  федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования;

- обеспечение  долгосрочной сбалансированности  бюджетов всех уровней

- дальнейшее  удлинение горизонта бюджетного планирования.

Вывод. Основными направлениями совершенствования  межбюджетных отношений в России должны стать:

1) укрепление  финансовой самостоятельности субъектов  Федерации;

2) укрупнение  регионов на взаимовыгодной, экономически  целесообразной основе;

3) создание  четкой нормативно-правовой основы, объективно оценивающей усилия  нуждающихся регионов, направленные на рост своей социально-экономической базы;

4) введение  эффективной дифференцированной  системы выделения трансфертов  нуждающимся регионам в зависимости  от результатов их финансово-экономической  деятельности;

5) обеспечение  определенных финансовые преимуществ для регионов-доноров, за счет которых живут регионы, получающие федеральную помощь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОДЫ  И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Межбюджетные  отношения - это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Осуществление политических и экономических преобразований в России требует формирования качественно  новой модели бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, способной обеспечивать эффективное распределение и перераспределение общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти. Ведь в конечном итоге от этого зависит не только социально-экономическое развитие страны, но и взаимоотношения между федеральным центром и регионами.

Бюджетный федерализм определяет взаимоотношения  между бюджетами различных уровней  в рамках единого государства. Построение подлинного бюджетного федерализма немыслимо при нерешенности основных проблем федерализма в государстве.

Наиболее  значимыми проблемами бюджетной  системы РФ являются:

1) проблема  несоответствия доходов региональных  и местных бюджетов расходным  обязательствам региональных и  местных органов власти;

2) недостаточно  эффективная нормативно-правовая  основа, регулирующая межбюджетные  отношения;

3) чрезмерная  межрегиональная дифференциация  регионов в плане социально-экономического  развития;

4) неэффективная  система распределения финансовой  помощи нуждающимся регионам и муниципалитетам посредством межбюджетным трансфертов, поощряющая иждивенческие настроения и отбивающая у регионов-доноров совершенствовать свою финансово-экономическую деятельность.

Основными направлениями совершенствования  межбюджетных отношений в России должны стать:

1) укрепление  финансовой самостоятельности субъектов  Федерации;

2) укрупнение  регионов на взаимовыгодной, экономически  целесообразной основе;

3) создание  четкой нормативно-правовой основы, объективно оценивающей усилия нуждающихся регионов, направленные на рост своей социально-экономической базы;

4) введение  эффективной дифференцированной  системы выделения трансфертов  нуждающимся регионам в зависимости  от результатов их финансово-экономической деятельности;

5) обеспечение  определенных финансовые преимуществ  для регионов-доноров, за счет  которых живут регионы, получающие  федеральную помощь.

Процесс реформирования межбюджетных отношений  в ближайшие 3-4 года будет идти в  следующих направлениях:

1) укрепление  финансовой самостоятельности субъектов  Федерации;

2) создание  стимулов для увеличения поступлений  доходов в региональные и местные  бюджеты;

3) создание  стимулов для улучшения качества  управления региональными и муниципальными финансами;

Информация о работе Основные проблемы межбюджетных отношений в России и пути их решения