Основные теории инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 20:05, контрольная работа

Описание

Как показывает опыт нашей, а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. АНАЛИЗ СУЩНОСТИ ИНФЛЯЦИИ
1. История инфляционных процессов
2. Инфляция в разных экономических школах
3. Сущность инфляции и причины её возникновения
4. Измерение инфляции
5. Классификация видов Инфляции и механизмы
6. Альтернативные концепции Инфляции
II. СОЦИАЛЬНО -ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
1. Социально-экономические последствия инфляции
2. Бедность и инфляция - в России
3. Заключение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

ДКБ.основные теории инфляции.docx

— 66.04 Кб (Скачать документ)

(Глава 7, Учебное пособие  для вузов, «Экономическая теория»  г. Ташкент 2003 гг.)

2.2. Бедность и инфляция - в России

Говоря о бедности, то действительно значительная часть  населения России, почти 25 %, живет  ниже официальной черты, которая  на сегодняшний день составляет 2047 рублей в месяц. Существенную долю этого  населения эксперты именуют “ограниченной”, имея в виду, что доходы большой  части бедного населения России близки к официальному минимуму. Именно в такой ситуации экономический  рост может принести максимально  быструю и прямую отдачу: даже незначительный рост доходов населения выведет  большое число граждан за рамки  официально установленной категории  бедных. Если бы доходы находились намного  ниже официальной черты бедности, экономический рост мог бы в потенциале благотворно сказаться на отдельных  гражданах, однако он бы не позволил переступить  через указанный порог их значительному  числу. И это часто приводит к  обсуждению иных стратегий борьбы с  бедностью, например вопроса перераспределения  доходов.

Таким образом, цель в виде высокого экономического роста не ставится под сомнение. Однако при этом нет  недостатка во мнениях о том, как  его достичь. Похоже, что в этих спорах все согласны с тем, что  важна надежная макроэкономическая политика, то есть реалистичный бюджет, стабильный валютный курс, разумное управление государственным долгом и низкая инфляция. Однако не менее ясно и  то, что такая политика, будучи необходимой, не является достаточной для обеспечения  высоких темпов экономического роста.

В стране, в которой существует так много перекосов в рыночной экономике, унаследованных ею от 'планового” прошлого, и сегодняшнее экономическое  процветание которой в значительной степени связано с высокими ценами на энергоносители, необходимо дальнейшее проведение структурных реформ для  гарантированного обеспечения долгосрочного  роста экономики. Многие экономисты пришли к соглашению по довольно широкому перечню необходимых реформ, начиная с проведения институциональных усовершенствований (например, создания более эффективной системы госуправления, а также пенсионной и судебной систем), формирования конкурентоспособной среды для деятельности госмонополий (железные дороги, газовая промышленность, электроэнергетика), до улучшения условий, связанных с реформами в финансовом секторе и законодательстве, необходимых для функционирования новых предприятий.

В этом контексте последнее  исследование, проведенное профессором  Ясиным из Высшей школы экономики, раскрыло очевидный парадокс: проведение некоторых  из вышеупомянутых структурных реформ может оказаться дорогостоящим  и вместе с тем может привести к замедлению экономического роста в краткосрочной перспективе. Но без них долгосрочный рост может оказаться под угрозой.

Как это возможно? Возьмем, к примеру, коммунальную реформу  и реформу в электроэнергетике: в обоих случаях субсидии необходимо будет убрать и населению придется платить более высокие тарифы. Взамен существует надежда на то, что  удастся создать более эффективную  и устойчивую систему обеспечения  данными услугами. Формирование такой  системы позволит создать новые  рабочие места и привлечь новые  инвестиции, в данном случае в секторе  коммунальных услуг и производстве электроэнергии. Однако будет и переходный период, в течение которого потребителю  придется платить больше, - когда  муниципалитеты и электроэнергетики  будут строить такую систему. Другими словами, понадобится время, чтобы новые инвестиции принесли отдачу, были созданы новые рабочие  места и улучшено качество предоставляемых  услуг.

В течение этого переходного  периода более высокие затраты  потребителей на коммунальные услуги и электричество сократят спрос  на другие товары, и это на самом  деле может иметь краткосрочный  отрицательный эффект на экономический  рост. Однако без такой реформы  существующая система достаточно скоро  развалится и вообще перестанет функционировать, и это может иметь крайне негативное влияние на долгосрочные перспективы  экономического роста.

Или возьмем другой пример - реформу образования. Это достаточно затратное и долговременное преобразование. Однако его необходимо осуществлять, для того чтобы обеспечить такой  образовательный уровень, который  необходим для производства конкурентоспособной  продукции в интегрированной  мировой экономике. Вот почему многие страны уделяют огромное внимание формированию и хорошему функционированию системы  образования. Это классический пример того, как государственные инвестиции сегодня могут принести пользу в  будущем.

Многие структурные реформы  имеют схожую природу: инвестиции сегодня  часто обходятся достаточно дорого для людей и общества в целом, но при этом их осуществление необходимо для получения выгоды в будущем. В какой-то степени улучшающаяся экономическая ситуация в стране сегодня - это результат вчерашних  болезненных реформ, и поэтому  для достижения наиболее высоких  темпов роста в будущем необходимо продолжение этих реформ. Игнорирование  данных реформ может стать очень  дорогой ошибкой.

Правительство официально повысило величину прожиточного минимума за второй квартал с 2047 до 2137 рублей, то есть на 4,4%. При этом уровень инфляции за этот же период составил 2,6%. Это означает, что затраты наименее обеспеченной части россиян, которые тратят деньги лишь на самое необходимое, растут почти  в два раза быстрее, чем расходы  состоятельных граждан. Таким образом, несмотря на хорошие экономические показатели, число бедных не сокращается и составляет почти четверть населения России.

Так же правительство установило величину прожиточного минимума за второй квартал в размере 2137 рублей на человека в месяц. Для трудоспособных граждан  официальная черта бедности достигла 2328 рублей на человека, для пенсионеров - 1629 рублей, детей - 2119 рублей.

По сравнению с первым кварталом прожиточный минимум  вырос на 4,4%. При этом инфляция за этот же период составила 2,6%. Таким  образом, затраты наименее обеспеченной части россиян, которые тратят деньги в основном на еду, растут почти в  два раза быстрее, чем расходы  всех остальных. Ведь инфляция - это  рост цен на все товары и услуги, в том числе на недвижимость, автомобили, предметы роскоши, бытовую технику. А прожиточный минимум - это минимальный  набор продуктов и услуг, без  которых человек не может жить.

На сегодняшний день, по данным Госкомстата, почти четверть населения (23%) находится за официальной  чертой бедности. При прожиточном минимуме 2137 рублей 0,4% россиян имеют доходы менее 500 рублей в месяц, 1,5% россиян - от 500 до 750 рублей, 2,7% - от 750 до 1000 рублей, 8,2% - от 1000 до 1500 рублей, 9,9% - от 1500 до 2000 рублей. По сравнению с прошлым годом число граждан с доходами меньше 2 тыс. рублей уменьшилось всего на 2,5%, но при этом за год вырос и прожиточный минимум, то есть фактически число бедных не изменилось.

Можно рассчитывать на то, что  ситуация изменится с ростом ВВП. “При росте ВВП одновременно происходит и рост доходов населения”, - объяснила  ГАЗЕТЕ эксперт Центра фискальной политики Антонина Ковалевская.

Действительно, за последний  год суммарная величина денежных доходов населения за год увеличилась  на 920 млрд. рублей. По данным Госкомстата, по сравнению с январем-маем 2002 года номинальные денежные доходы россиян выросли по сравнению с январем-маем 2002 года на 30,8%, а реальные, то есть с поправкой на инфляцию, увеличились на 14,3%. Однако при этом поляризация доходов самых бедных и самых богатых слоев населения не уменьшается, а, наоборот, с каждым годом растет. Так, за первое полугодие этого года 20% наименее обеспеченных россиян получали всего 5,5% всех денежных доходов. Год назад их доля была выше: 5,7%. 'Для России характерна резкая дифференциация доходов, - признает Ковалевская. - ВВП растет, но распределяется неравномерно, что характерно для развивающихся стран'.

Таким образом, число бедных в России не уменьшается, несмотря на все благоприятные макроэкономические показатели, такие как низкая инфляция и быстрый рост ВВП.

По мнению экономистов, сложившаяся  ситуация с бедностью объясняется  двумя основными причинами. 'В  России доля зарплаты в издержках  предпринимателей гораздо меньше, чем  на Западе', - сообщил ГАЗЕТЕ директор департамента стратегического анализа  компании ФБК Игорь Николаев. Ее рост сдерживает высокий ЕСН (35,6%) на фонд заработной платы. 'Его надо снижать, причем не на несколько процентов, а  до 20--25%. У нас экономика такая, что тут больше подходит кувалда, а не пинцет', - говорит эксперт. Вторая причина - крайне низкие зарплаты работников бюджетной сферы.

Однако мнения экспертов  о том, как бороться с этой проблемой, расходятся. Руководитель Экономической  экспертной группы Евсей Гурвич убежден, что нужно выбрать: 'Или мы повышаем налоги и увеличиваем им зарплату, или снижаем налоги, но тогда зарплата в бюджетной сфере не может повышаться постоянно'. Он полагает, что бороться с бедностью надо через оказание целевой социальной помощи, определив приоритеты, например, особое внимание уделять неполным семьям с несколькими детьми.

Николаев придерживается иного мнения. 'В условиях профицитного бюджета надо просто повышать зарплату бюджетникам. Ситуация в экономике изменилась, а стереотип у нас прежний. Ведь бюджетники потратят свои деньги не на дорогие импортные товары, а на предметы российского производства: еду, одежду', - говорит он.

По градации Всемирного банка  все страны по уровню доходов населения  делятся на четыре категории: с низкими (до 1000 долларов в год на человека), средненизкими (до 3000 долларов), средневысокими (более 3000 долларов) и высокими (более 20 000 долларов). Россия относится ко второй категории. Годовой доход на душу населения в России в среднем составляет 1750 долларов в год при прожиточном минимуме 70 долларов в месяц. В ту же группу входит Белоруссия - годовой доход на душу населения 1290 долларов при прожиточном минимуме 50 долларов в месяц, а также еще две страны СНГ: Казахстан и Туркменистан. Большинство стран СНГ относится к категории стран с низкими доходами, в том числе Украина. Годовой доход на душу населения на Украине составляет 720 долларов в год при прожиточном минимуме 66 долларов в месяц. Страны Балтии и большинство стран Восточной Европы относятся к странам со средневысокими доходами. Государства Западной Европы, Япония, США и Канада составляют четвертую категорию. В США среднедушевой доход в год составляет 34 280 долларов в год при прожиточном минимуме 400 долларов в месяц.

( Источник: Наталия Биянова, Мария Селиванова - СМИ «Газета».

Заключение:

Итак, делая выводы по окончании написания данной курсовой работы хотелось бы отметить следующие моменты:

1. Инфляция является одним  из самых негативных и массовых, негативно влияющих явлений на  финансовую систему и экономику  страны в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

2. В странах с развитой  экономикой явление инфляции  может рассматриваться как неотъемлемый  элемент экономики. Однако в  них она не представляет серьезной  угрозы, поскольку там отработаны  и достаточно широко используются  методы ограничения и регулирования  инфляционных процессов.

3. Управление инфляцией  представляет важнейшую проблему  денежно-кредитной и в целом  экономической политики. Необходимо  учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только  монетарные, но и другие факторы.  При всей значимости сокращения  государственных расходов, постепенного  сжатия денежной эмиссии требуется  проведение широкого комплекса  антиинфляционных мероприятий.

Список использованной литературы:

1 «Экономическая теория», Ташкент 2003 гг.; акад. Абдурахманов К.X., проф. Абдуллаев Е.А., проф. Абдуллаева Ш.З.

2 Учебное пособие для вузов «Экономическая теория» г. Хабаровск, 2001 гг.»

3 Учебное пособие «Основы экономики» Издательство, «ИНФРА-М», 2000 гг.

4 Материалы из «СМИ» Газета

5 «Экономическая  история Китая в раннее средневековье». Москва 1980 гг.


Информация о работе Основные теории инфляции