Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 01:08, курсовая работа
Целью научной работы является изучение денежной системы и денежного обращения Эстонии.
Для раскрытия этой цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть Географическое положение страны, климатические условия
проанализировать особенности социально-экономического развития
изучить историческое развитие денежного обращения в Эстонии
разобраться в современной денежной системе страны
ЦБ страны, как главный орган денежного обращения; цели деятельности, нормативное регулирование, функции и принципы деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Особенности развития страны 4
1.1. Географическое положение страны, климатические условия 4
1.2. Особенности социально-экономического развития 5
Глава 2. Особенности денежного обращения в Эстонии 12
2.1. Историческое развитие денежного обращения в стране 12
2.2. Современная денежная система страны 15
2.3. Банк Эстонии, как главный орган денежного обращения 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
Список литературы 22
Средний уровень цен в Эстонии значительно ниже, чем в развитых странах, в настоящее время он все же является одними из самых высоких в Центральной и Восточной Европе. На формирование довольно высоких цен оказало влияние как раннее устранение государственного регулирования цен, так и соседство с Финляндией – высокий уровень цен неизбежно передается оттуда и в Эстонию, прежде всего, через приезжающих в Таллинн за покупками финских туристов. Услуги в Эстонии довольно дешевы, но цены в большинстве магазинов вполне сравнимы со средними по Европейском Союзу.
В начале ХХI столетия рост цен значительно замедлился – в 2003 г. инфляция в Эстонии составляла 1,3%, – но после вступления в Европейский Союз рост цен снова ускорился. Первопричиной было поднятие некоторых налогов и акцизов, внедрение новых налогов и таможенных сборов, затем последовало подорожание нефтяных, металлических, продуктовых и прочих товаров во всем мире, а также рост цен, обусловленный быстрым ростом экономики и сферы кредитования. В 2008 г. потребительские цены в Эстонии выросли на 10,4%. Экономический кризис, однако, вскоре привел к снижению цен, несмотря на тот факт, что правительство повысило налоги, чтобы сбалансировать бюджет: в 2009 г. цены оставались на прошлогоднем уровне, а начиная с мая 2009 г. по февраль 2010 г. цены в годовом сравнении снижались.
На сегодняшний день в Эстонии регулируется лишь малая доля цен. На государственном уровне контролируются цены на продаваемые жителям электричество, природный газ и теплофикацию, на местном уровне – тарифы на местный общественный транспорт, водоснабжение и канализацию.
В годы экономического роста государственный бюджет Эстонии долгое время находился в избытке, однако вследствие экономического кризиса в 2008 г. имел место дефицит бюджета. В 2009 г. путем повышения налогов и сокращения расходов правительству удалось уменьшить дефицит бюджета до 1,7% от ВВП, что было одним из самых низких показателей в Европе. Несмотря на надежды правительства вывести бюджет в избыток уже через несколько лет, это будет весьма сложно, поскольку предстоят большие расходы в социальной сфере. Государственный долг Эстонии – один из самых небольших в Европе, всего 7,2% от ВВП. Помимо этого у Эстонского государства имеются и значительные резервы.
Большую часть своего дохода Эстонское государство получает из налогов (в 2009 г. – около 83%), дополнительный доход приносят принадлежащая государству доля в предприятиях, оказание платных услуг, госпошлины и прочее. Кроме того, с 2004 г. существенные суммы выделяются из различных фондов Европейского Союза.
Несмотря на столь серьезный экономический кризис и большое сокращение бюджета в 2009 г. финансовое положение управляющего сектора все же прочное, особенно если сравнивать Эстонию с другими странами Европейского союза. В последние годы поддерживать состояние бюджета в порядке помогали ранее накопленные резервы, значительное сокращение расходов (при этом было важно прежде всего поднять эффективность) и повышение налогов. Поскольку самоуправления могут брать заем в ограниченном размере, а центральное правительство делало это не очень активно, долговое бремя Эстонского государства совсем невелико (7,2% от ВВП), при этом данный долг является долгосрочным и предназначен для строительства важных объектов инфраструктуры (например, дорог). Эстонское государство не имеет выпущенных государственных долговых инструментов, кредит выдавали международные банки (например, EBRD, Põhjala Investeerimispank).
На случай трудных времен государство накапливало избытки бюджета и полученный от приватизации доход в специальный Стабилизационный резерв, пользоваться которым разрешено в особых случаях, а также для проведения важных реформ (например, пенсионной реформы). Объем этого фонда составляет около 5 миллиардов крон. Кроме того, у государства имеются и прочие фонды и резервы, поэтому общий объем резервов (в марте 2010 г. он был равен 15,3 миллиарда крон) больше, чем долг правительства. Поэтому в действительности Эстония является для зарубежных стран чистым кредитором.
После достижения независимости перед Эстонией встала непростая задача: экономическая система, доставшаяся в наследство от Советского Союза, разваливалась буквально на глазах: пустые полки магазинов, качество товаров, не выдерживающее никакой критики, талоны, очереди, обесценивающийся с каждым днем рубль - вот лишь некоторые приметы совсем недавнего времени. Естественно, долго это продолжаться не могло, была необходима коренная реформа всей экономической системы. И одной из задач реформы стала радикальная переориентация денежной политики государства.
Перед проведением обмена денег Эстония нуждалась в существенных макроэкономических преобразованиях, связанных с переходом от командной экономики к рынку. И одной из наиболее болезненных проблем на этом пути была реформа цен.
В июле 1991 года было отменено государственное регулирование цен на большинство потребительских товаров, что привело к их новому подорожанию в 2 - 2,5 раза. После этого рост цен продолжался, но уже не был столь резким. И хотя уровень жизни населения заметно снизился, подорожание сырья привело к обвальному падению производства, а правительство Сависаара вынуждено было уйти в отставку, ценовая реформа все же принесла свои плоды: к июню 1992 года рынок приблизился к равновесию спроса и предложения, диспропорции существенно сократились, медленно, но верно начинали работать законы рыночной экономики. В этих условиях введение твердой валюты стало действительно возможным.
Естественно, в условиях тотального дефицита новая валюта не продержалась бы и нескольких месяцев, да и мировой опыт свидетельствует о том, что надеяться на успех денежной реформы можно только в том случае, если ей предшествовала товарная интервенция.
Одной из наиболее эффективных мер по насыщению рынка было создание очень либерального режима внешней торговли: почти все товары можно было ввозить без таможенных пошлин. Благодаря этому всего за несколько первых месяцев 1992 года от тотального дефицита удалось перейти к более или менее удовлетворительному насыщению рынка. И хотя из-за высоких цен импортные товары были недоступны многим жителям Эстонии, гиперинфляция привела к тому, что обладатели сбережений, стараясь избавиться от постоянно обесценивающихся рублей, скупали и технику, и одежду, и продукты.
Любая валюта имеет ценность лишь постольку, поскольку ей доверяют как внутри страны, так и за рубежом. К сожалению, у Эстонии не было ни репутации государства со стабильной экономикой, ни значительных природных ресурсов, ни устойчивого преобладания экспорта над импортом благодаря высокому качеству товаров. Таким образом, республика была вынуждена с нуля создавать репутацию своей валюты, а для этого было необходимо дать твердые гарантии того, что даже в случае неудачи финансовой политики государства крона не превратится в бесполезную бумажку. Поэтому одним из главных принципов реформы стало создание 100% покрытия кроны золотом и валютными резервами государства.
К сожалению, значительная часть валюты, принадлежавшей Эстонии, оказалась заморожена во Внешэкономбанке, но тем не менее эту задачу удалось выполнить. До присоединения к Советскому Союзу Эстонии принадлежало 11 тонн золота. И хотя из этого количества 2.9 тонны, хранившиеся в Швеции, были в свое время переданы СССР, остальную часть удалось получить назад. Однако, этого оказалось недостаточно: стоимость золота оказалась меньше 120 млн. долларов, необходимых, по мнению экспертов, для успеха реформы. Для того чтобы увеличить покрытие кроны, 27 января 1992 года Верховный Совет Эстонской Республики издал постановление “О валютном резерве ЭР”, которое предписывало выделить из государственного лесного фонда резервные лесосеки стоимостью 150 млн. долл. и передать их в качестве валютного резерва на баланс Банка Эстонии. Конечно, в этом случае под угрозу было поставлено благосостояние будущих поколений, но ставка оправдывала риск: если бы не удалось убедить мир в устойчивости кроны, то, возможно, исход реформы был бы куда менее благоприятным, а другого шанса поправить положение уже бы не представилось.
Если сформулировать основную цель денежной политики Эстонии в 1993-95 году, то она будет выглядеть так: повышение открытости и саморегуляции денежной системы наряду с обеспечением ее стабильности .
Если закон о валюте, принятый в 1992 году, устанавливал весьма жесткие правила обращения иностранной валюты, то по мере выхода из кризиса эти правила все больше и больше смягчались. Начиная с 1993 года предприятиям, имеющим значительный оборот внешней торговли, разрешено открывать валютные счета, а с декабря 1993 года порядок открытия этих счетов был упрощен. Теперь, когда эстонская крона на деле доказала свою жизнеспособность, подобное послабление только поднимало доверие к денежной политике государства, препятствовало оттоку валюты из страны, уменьшило роль наличного обращения валюты в пользу безналичного и расширяло возможности коммерческих банков по привлечению средств.
С 1 июля 1993 года были введены новые нормативы надежности для коммерческих банков, а в сентябре 1994 года они были ужесточены. Без надежной банковской системы трудно говорить об эффективной денежной политике и доверии к деньгам, так что данные меры представляются совершенно оправданными.
Как мы видим, денежная политика после реформы развивалась без особых коллизий: Эстония в основном следовала принципам, заложенным во время реформы 1992 года (сильные деньги, сбалансированный бюджет, либеральная внешняя торговля), и пришедшее в марте 1995 года правительство Тийта Вяхи подтвердило этот курс.
Эстония является страной - участницей Евросоюза. В отличие от Латвии и Литвы, Эстония смогла выполнить все Маастрихтские критерии, необходимые для перехода на евро к 2011 году, и 12 мая 2010 года Еврокомиссия выступила с официальным предложением о присоединении этой страны к еврозоне 1-го января 2011 года, что Эстония и сделала.
Несмотря на тяжелейший экономический кризис (в 2009 году падение ВВП составило 14,1%), правительство не пошло на девальвацию национальной валюты, сохранило верность бюджетному консерватизму и не производило масштабных заимствований на финансовых рынках. Плюс к этому монетарным властям республики удалось снизить инфляцию: в апреле 2010 года она составила в годовом исчислении 2,9%. Как видим, финансовые показатели Эстонии соответствуют Маастрихтским критериям (госдолг не более 60% ВВП, дефицит бюджета не более 3% ВВП, годовая инфляция не более 3%).
Что же стало главным фактором успеха эстонских реформ? Безусловно, ключевую роль здесь сыграла нацеленность эстонского руководства на интеграцию с Западом. При этом, что немаловажно, сам Запад был готов включить прибалтийскую республику в свои военные, политические и экономические структуры. В 1993 году Эстония стала членом Совета Европы, в 1999-м – членом Всемирной торговой организации (ВТО), в 2004-м – членом НАТО и ЕС. Вхождение в зону евро, по сути, подытоживает процесс интеграции Эстонии в западный мир. Вне всякого сомнения, сама Эстония сделала чрезвычайно много для того, чтобы превратиться из окраинной провинции советской империи в современную рыночную демократию. Однако готовность стран Запада идти навстречу эстонскому руководству недооценивать не стоит.
Финансовый сектор Эстонии весьма сосредоточен на банках – большая часть страховых, лизинговых и инвестиционных фирм и фондов принадлежат банкам. Несмотря на то, что в последние годы быстро росло число компаний, предлагающих финансовые услуги и, в то же время, не принадлежащих банкам, во многих сферах банки и их дочерние фирмы по-прежнему являются лидерами. Большая часть эстонских банков находится в собственности иностранного капитала, в основном, скандинавского (шведского, финского, датского). В страховании также доминирует иностранный капитал – при непосредственном или косвенном участии.
Банковское дело, возникшее практически с нуля, развивалось крайне быстро. В последние годы рост стал более спокойным, но, несомненно, нельзя сказать, что в эстонском банковском деле настали тихие времена. Кредитный бум 2005-2007 гг. закончился кризисом, вследствие чего банки понесли убытки, их размер уменьшился. Все же, в отличие от большинства других стран, в случае Эстонии нельзя говорить о банковском кризисе 2008-2009 гг., поскольку благодаря высокой капитализации и поддержке головных банков ни у одного банка не возникло серьезных проблем. Быстрый рост банков обусловлен факторами, имевшими место в Эстонии и других странах мира: например, притоком зарубежных денег, увеличившимся доходом и всеобщим оптимизмом, вследствие чего процентные ставки понизились, а надежды на будущее стали слишком радужными.
Во времена развертывающегося экономического бума процентные ставки по кредитам были чрезвычайно привлекательными, а процентные ставки по накопительным счетам таковыми совсем не являлись, что сдерживало процессы сбережения. Кроме того, появлялось множество возможностей тратить деньги. Поэтому получилось, что хотя депозиты и росли, по сравнению с кредитами они все же находились на скромном уровне. Кризис значительно изменил поведение людей: население все больше экономит деньги, чему способствовали и повысившиеся процентные ставки. Хотя вследствие проблем предприятий объем сбережений в 2009 г. время от времени уменьшался, вклады людей росли почти постоянно. Это произошло невзирая на то, что доходы людей сократились. При улучшении экономической ситуации вклады предприятий снова пошли в рост. Банковские услуги в Эстонии осуществляются, как правило, электронным путем: в Эстонии число банковских карт более чем в три раза превышает численность населения, что говорит о том, что большая часть жителей имеет как минимум две банковские карты.
Информация о работе Особенности денежного обращения в Эстонии