Особенности функции денег как меры стоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 12:35, доклад

Описание

Первой функции денег является функция меры стоимости, т.е. их способность измерять стоимости всех товаров, служит посредником при определении цены. Необходимо понимать, что не деньги делают товары соизмеримыми, а товары соизмеримы с помощью денег, потому, что они, как и деньги, являются продуктами человеческого труда. Цену может иметь только тот товар, который находится в относительной форме стоимости. Сами деньги цены не имеют. Вместо цены деньги обладают покупательной способностью, которая выражается в количестве товаров, которые можно на них купить.

Работа состоит из  1 файл

Деньги,кредит,банки.docx

— 25.28 Кб (Скачать документ)

Деньги, кредит, банки.

4.Особенности функции  денег как меры стоимости.

   Первой функции денег является функция меры стоимости, т.е. их способность измерять стоимости всех товаров, служит посредником при определении цены. Необходимо понимать, что не деньги делают товары соизмеримыми, а товары соизмеримы с помощью денег, потому, что они, как и деньги, являются продуктами человеческого труда. Цену может иметь только тот товар, который находится в относительной форме стоимости. Сами деньги цены не имеют. Вместо цены деньги обладают покупательной способностью, которая выражается в количестве товаров, которые можно на них купить.

   Придавая форму цены другим товарам, сами деньги в условиях обращения полноценных металлических денег не имеют цены. Стоимость золота как денег выражается в потребительной стоимости других товаров. Поскольку золото обменивается на любые товары, его относительная стоимость получает бесконечный ряд выражений, в разнообразных товарах.

   Стоимость золота, как и вся кого другого товара, определяется количеством общественно необходимого труда, затраченного на его производство. С ростом производительности труда количество труда, затрачиваемого на производство золота, изменяется. Поэтому стоимость золота не может быть величиной постоянной. Цены товаров при золотом обращении и свободном рыночном ценообразовании зависят от их собственной стоимости и от стоимости золота. При данной стоимости золота цены товаров изменяются прямо пропорционально их собственной стоимости; с увеличением стоимости данного товара повышается и его цена, с уменьшением стоимости она понижается. Если стоимость товаров остается прежней, а стоимость золота изменится, цены товаров изменяются обратно пропорционально стоимости денег: с повышением стоимости золота цены товаров понижаются, а с понижением они возрастают в условиях полноценного металлического обращения.

   История знает немало примеров, когда удешевление производства золота вызывало "революцию цен". Так, в 17ом и первой половине 18го в. открытия богатых месторождений золота и относительная легкость его добычи привели к общему снижению стоимости желтого металла, что вызвало в европейских странах значительный рост цен всех товаров, выраженных в золоте.

   Особенность функции денег как меры стоимости заключается в том, что ее выполняют действительные деньги (золото, серебро обладающие самостоятельной стоимостью), которые выражают стоимость товаров идеально, т.е. в виде мысленно представленных денег.

   Как мера стоимости они служат для того, чтобы превращать стоимость бесконечно разнообразных товаров в цены, в мысленно представляемые количества золота и т.п. Мерой стоимости измеряются товары как стоимости; напротив, масштаб цен измеряет различные количества золота его количеством, а не стоимостью данного количества золота весом других его количеств.

   Получившая денежное выражение стоимость товаров проявляется в виде цены. Но так как различные товары обладают неодинаковой стоимостью, для сравнения цен в ходе развития меновых отношений государства стали устанавливать фиксированные масштабы цен, т.е. определенное количество золота и серебра принятые за денежную единицу /1/

   Функция меры стоимости отражает отношения товара к деньгам как всеобщему эквиваленту. Однако для определения цены товаров этого недостаточно. Необходим масштаб для сравнивания, то есть масштаб стоимости других товаров или масштаб цен.

Масштаб цен определяется государством и служит для измерения и выражения  цен всех товаров. Масштаб цен  тем лучше выполняет свое назначение, чем реже изменяется его основа, т.е. единица масштаба.

Специфика функции денег как  меры стоимости состоит в том, что эту функцию они выполняют  как мысленно представляемые идеальные  деньги. Для того чтобы измерить стоимость товара в деньгах, нет  необходимости иметь при себе единицу измеряемого товара и  единицу измерителя, в отличии, например, от гирь в измерении веса.

44.Законы денежного обращения,  и его назначения.

Деньги выполняют функцию средства обращения. Деньги в качестве средства обращения постоянно удаляют  из сферы обмена товары, доводя их до потребителя, а сами все время обращаются, переходя из рук в руки и связывая акты обмена в единый процесс обращения товаров.

Важной характеристикой денежного  обращения является скорость обращения  денег, повышение которой уменьшает  спрос на деньги и наоборот.

“Обращение денег есть постоянное монотонное повторение одного и того же процесса. Товар всегда находится  на стороне продавца, деньги всегда на стороне покупателя, как покупательное  средство. Оно функционирует как  покупательное средство, реализуя цену товара. Но реализуя эту последнюю, деньги переносят товар из рук  продавца в руки покупателя и в  то же время удаляются сами из рук  продавца, с тем ,чтобы повторить тот же самый процесс с каким- либо другим товаром...

Изменение формы, при помощи которого совершается обмен веществ между  продуктами труда, Т-Д-Т, предполагает, что одна и та же стоимость, образуя  в качестве товара исходный пункт  процесса, снова возвращается к этому  пункту в виде товара. Таким образом это движение товаров представляет кругооборот. С другой стороны эта же самая форма исключает кругооборот денег. Результатом ее является непрерывное удаление денег от их исходного пункта, а не возвращение к последнему. До тех пор пока товар в руках продавца сохраняется в своей превращенной форме, форме денег, товар этот находится в стадии своего первого метаморфоза, т. е. он осуществил лишь первую половину своего обращения. Когда процесс - продажа ради купли - закончен, то деньги уже удалились из рук своего первоначального владельца...

...В каждой стране ежедневно  совершаются многочисленные, одновременные  и, следовательно, пространственно сосуществующие односторонние метаморфозы товаров, или, другими словами, только продажи с одной стороны, только покупки с другой. В своих ценах товары уже приравнены определенным идеальным количеством денег. Так как рассмотренная здесь непосредственная форма обращения всегда вещественно противопоставляет друг другу товар и деньги- первый на полюсе продажи, вторые на противоположном полюсе купли, - то масса средств обращения, необходимых для процесса обращения товаров, уже определена суммою цен последних. В самом деле, деньги лишь представляют собою реально ту сумму золота, которая идеально уже выражена в сумме цен товаров. Следовательно ,равенство этих сумм очевидно само собою. Мы знаем однако, что при неизменной стоимости товаров цены их изменяются с изменением стоимости самого золота(денежного материала), пропорционально повышаются, если последняя падает, и, наоборот, падают если последняя повышается. Вместе с таким повышением или понижением суммы цен товаров должна в той же пропорции увеличиваться или уменьшаться масса обращающихся денег. Правда, причиною изменения массы средств обращения являются здесь сами деньги, но не в своей функции средства обращения, а в своей функции меры стоимости...

Таким образом, за данный период процесса обращения масса денег, функционирующих  в качестве средств обращения, равна  сумме цен товаров, деленной на число  оборотов одноименных монет. Этот закон  имеет всеобщее применение.”

 

79.Природа ссудного процента. Классификация ссудного процента.

Ссудный процент - объективная экономическая  категория, представляющая собой своеобразную пену ссуженной во временное пользование  стоимости. Его возникновение обусловлено  наличием товарно-денежных отношений, которые, в свою очередь, определяются отношениями собственности. Ссудный  процент возникает там, где отдельный  собственник передает другому определенную стоимость во временное пользование с целью ее производительного потребления. Эта стоимость обладает чертами товара. Ее потребительная стоимость (полезность) состоит в производстве прибыли, которая, с одной стороны, составляет доход производителя; с другой - кредитора (в форме процента).

Движение ссужаемой стоимости  таково:

Д-Д'т.е.Д'-Д = ДД

где Д      -  ссужаемая стоимость; Д'      - наращенная сумма долга; АД   -  приращение к ссуде, выступающее в виде платы за кредит.

Для кредитора цель сделки состоит  в получении определенного дохода на ссуженную стоимость; предприниматель  привлекает средства также с целью  увеличения прибыли. Ее размер зависит  от цены продукции и затрат на ее производство, т.е. от себестоимости продукции, представляющей затраты живого и овеществленного труда. Когда предприниматель привлекает заемные средства, то из прибыли он должен уплатить проценты. Если исходить из принципа равного дохода на вложенные средства, то на один рубль заемных средств приходится величина прибыли, соответствующая доходности собственных вложений. Столкновение интересов собственника средств и предпринимателя, пускающего их в оборот, приводит к разделению прибыли на вложенные средства между заемщиком и кредитором. Доля последнего выступает в форме ссудного процента.

В экономической литературе советского периода (особенно 20-30-е гг.) ссудный  процент чаще всего воспринимался  как средство снижения себестоимости  продукции. Действительно, ссудный  процент включался в себестоимость  продукции. Поэтому его трактовка  как элемента себестоимости не кажется  противоестественной. Тем не менее при данной характеристике ссудного процента теряется его специфика. В основу себестоимости продукции входит не только ссудный процент, но и другие компоненты. Более того, стоимость живого и овеществленного труда имеет более высокий удельный вес, поэтому экономия именно данных издержек представляла бы наиболее ощутимое средство снижения себестоимости товаров.

Вряд ли убедительно и определение  процента как средства возмещения расходов банка, поскольку оно не характеризует  сущности ссудного процента, а сведено  лишь к определению результатов  одного из участников кредитных отношений.

В 80-х гг. в советской экономической  литературе главенствующее место заняли теории, определяющие ссудный процент  в качестве иррациональной цены кредита.

Развитие рыночных отношений в  экономике России определило условия  для трансформации функций ссудного процента, присущих ему в системе  административного управления: стимулирующей  и распределения прибыли в  более широкую регулирующую функцию, которая содержит элементы стимулирования и распределения.

Вместе с тем еще не созданы  предпосылки, которые позволили  бы проценту в полном объеме реализовать  функцию регулятора производства, соответствующую рыночным условиям. Если уровень ссудного процента складывается на основе соотношения спроса и предложения кредита, как это характерно для рыночного хозяйства, он должен четко отражать изменение экономической конъюнктуры. Стимулы к дополнительным инвестициям с привлечением кредита будут сохраняться до тех пор, пока ожидаемая рентабельность превышает текущую норму процента или равна ей. Однако данная схема на сегодняшний день не соответствует реальным экономическим условиям. Несмотря на рыночное формирование уровня ссудного процента, ряд процессов (инфляция, экономический кризис, особенности валютного регулирования, неразвитость денежного рынка, монопольное владение государством отдельными отраслями производства) не позволяет проценту выступать эффективным регулятором производства.

Тем не менее отдельные направления экономического регулирования присущи и современному функционированию ссудного процента.

Так, посредством нормы процента уравновешивается соотношение спроса и предложения кредита. Он содействует  рациональному сочетанию собственных  и заемных средств. В условиях рыночного формирования уровня ссудного процента привлечение в оборот заемных  средств является выгодным только при  покрытии кредитом временных и необходимых  дополнительных потребностей. Всякое излишнее использование кредита  снижает общий уровень рентабельности вложений.

Посредством процента осуществляется регулирование объема привлекаемых банком депозитов. Рост потребностей хозяйства  в кредитах должен быть покрыт соответствующим  приростом банковских депозитов  как источников кредитования. Это  ведет к повышению ставок депозитного  процента до размера, уравновешивающего  предложение депозитов и спрос  на них со стороны банка. Напротив, при сокращении потребностей хозяйства  в кредитах снизятся доходы банка  от предоставляемых ссуд. Увеличить  прибыль он сможет при сокращении пассивных операций. Таким образом, уменьшение притока ресурсов в кредитную  систему выступает реакцией на снижение потребностей хозяйства в заемных  средствах.

Процентная политика коммерческого  банка уже сегодня направлена на соответствующее управление ликвидностью его баланса.

Дифференциация уровня ссудного процента по активным операциям в зависимости  от ликвидности вложений приводит к  соответствию спроса на рисковый кредит со стороны заемщиков требованиям  ликвидности баланса банков. Аналогично прослеживается роль процента по депозитным операциям как стимула привлечения  наиболее устойчивых средств в оборот кредитного учреждения.

Устанавливаемая Центральным банком РФ ставка платы за ресурсы наряду с нормой обязательных резервов и  условиями выпуска и обращения  государственных ценных бумаг постепенно становится эффективным средством  управления коммерческими банками. Не прибегая к прямому регулированию  процентной политики последних, Центральный  банк РФ определяет единство процентной политики в масштабах хозяйства, стимулируя повышение или понижение  процентных ставок.

В целом усиление роли банковского  процента в экономике и превращение  его в действенный элемент  экономического регулирования непосредственно  связаны с состоянием экономической  ситуации в стране и ходом реформ. Для современных экономических  отношений характерно усиление роли банковского процента как результат  проявления его регулирующей функции.

Существуют различные формы  ссудного процента, их классификация  определяется рядом признаков, в  том числе:

 •         формами  кредита;

•          видами кредитных учреждений;

•          видами инвестиций с привлечением кредита;

•          сроками  кредитования;

•          видами операций кредитного учреждения

Для ссудного процента во всех его  формах характерен следующий механизм использования:

• Уровень ссудного процента определяется макроэкономическими факторами: соотношением спроса и предложения средств, степенью доходности на других сегментах финансового  рынка, регулирующей направленностью  процентной политики Центрального банка  РФ, а также зависит от конкретных условий сделок как по привлечению, так и размещению средств.

Информация о работе Особенности функции денег как меры стоимости