Особенности государственного регулирования денежного предложения в экономике Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 08:44, реферат

Описание

Регулирование и координация субъектов денежного рынка является одним из главных направлений государственной экономической политики. В отношения на денежном рынке вступают практически все участники экономической деятельности в качестве заемщиков или кредиторов, используя собственные или заемные денежные инструменты. По своей экономической природе современный рынок денег является вторичным рынком ценных бумаг, где функционируют денежные инструменты, которые отличаются ликвидностью, сроком действия и степенью рынка.

Работа состоит из  1 файл

эссе деньги.doc

— 56.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования, науки, молодежи и спорта Украины

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

 

Кафедра финансов

 

 

 

                                  

 

 

 

Эссе  по дисциплине «Деньги и кредит»

на тему: «Особенности государственного регулирования денежного предложения в экономике Украины»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      

 

 

Выполнила:

студентка гр. ОА-10-А

Амелина А.О.

Проверила: Колено И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецк-2012г.

Регулирование и координация  субъектов денежного рынка является одним из главных направлений  государственной экономической  политики. В отношения на денежном рынке вступают практически все  участники экономической деятельности в качестве заемщиков или кредиторов, используя собственные или заемные денежные инструменты. По своей экономической природе современный рынок денег является вторичным рынком ценных бумаг, где функционируют денежные инструменты, которые отличаются ликвидностью, сроком действия и степенью рынка.       Процентные ставки денежного рынка являеюся определяющим параметром, вокруг которого построена система рыночного механизма. Колебания процентных ставок в современных денежных рынках находится под влиянием сложной системы факторов, которые выходят за пределы взаимодействия предложения и спроса на деньги. Механизм денежного рынка связан с другими рынками такими как рынок рабочей силы, рынок товаров, рынок капиталов, рынок облигаций и с международными финансовыми рынками. Предложение денег является одной из составляющих механизма денежного рынка, который определяется центральным банком, имеет неэластичный характер и используется как один из основных рычагов государственного влияния на экономику. Центральный банк формирует предложение денег в соответствии с экономической конъюнктуры и целями денежно-кредитной политики. Изменение предложения денег влияет на целый ряд макроэкономических факторов, среди которых реальный объем производства, цены, занятость и т.д. В современной рыночной экономике предложение денег должно иметь эмиссионно-кредитный характер. Рядом с центральным банком эмиссии платежных средств осуществляют государственные казначейства и коммерческие банки.      Путем изменения предложения денег возможно также корректировать бюджетно-фискальную политику. В краткосрочном периоде рост предложения денег приводит к снижению нормы процента, рост реального объема производства и повышения цен. Время после увеличения денежного предложения могут возникать временные эффекты воздействия, связанные с неравномерным и непропорциональным распределением денежной массы. В долгосрочном периоде денежно-кредитная политика, направленная на увеличение денежного предложения, является неэффективной и имеет нейтральный характер.   В современных экономических концепциях доминируют взгляды, которые трактуют денежное предложение как экзогенный фактор, характер воздействия которого формируется за пределами самой экономической системы и зависит от политической конъюнктуры, в частности государственной политики в этой сфере.       В монетаристской теории в центр механизма экономического цикла поставлено не абсолютный размер денежной массы, а изменение темпов ее роста, что порождает импульсы, которые распространяются на всю экономику. Деньги выступают доминирующим фактором экономических циклов и изменение поворотных точек денежной массы предшествует изменению поворотных точек экономических циклов. Эффективность государственной денежно-кредитной политики детерминирована достижением естественного уровня безработицы, который обеспечивает долгосрочное равновесие экономической системы.           В зависимости от того, каким образом субъекты экономической деятельности формируют свои ожидания относительно экономической денежно-кредитной политики, выделены теорию адаптивных ожиданий на основании прошлой информации и теорию рациональных ожиданий на основании представлений о будущих действиях государства. Неожиданные изменения денежного предложения в отличие от ожидаемых изменений влияют на реальный объем производства. Поэтому на уровень безработицы и инфляции можно повлиять только непредвиденными мерами денежно-кредитной политики            Денежное регулирование является неотъемлемой частью теории и практики экономической системы в Украине, макроэкономической политики в целом. Усложнение экономических процессов, укрепление взаимосвязи товарных и денежных рынков активизирует внимание к формированию теоретических основ и разработке конкретных рычагов влияния на денежно-кредитные отношения, учитывающие как опыт, накопленный практикой денежно-кредитного регулирования развитых стран, так и уникальность и сложность трансформационных процессов в современной экономике.    К прямым методам формирования составляющих денежного предложения относятся прямые ограничения или запрета на количественные параметры. В Украине до недавнего времени использовались преимущественно именно прямые методы регулирования, в значительной мере сопряженные с администрированием. Характерно, что они более существенно влияют на состояние экономики и имеют значительно меньший временной лаг задержки. При условии перехода к экономическому росту приоритет переходит к косвенным методам регулирования предложения денег, которые требуют формирования экономической среды, организованного на рыночных принципах. Для таких методов характерны отсутствие прямых запретов и длительный временной лаг получения желаемых результатов. В этом аспекте наиболее эффективные операции на открытом рынке. Однако недостаточный рынок развития ценных бумаг ограничивает возможности влияния Национального банка на денежное предложение косвенными методами.   Оценка результативности регулирования денежного предложения из-за сложности объекта регулирования и значительные временные лаги требует сбалансированного подхода. Эффективное регулирование денежного предложения возможно только в экономической среде, которое функционирует на принципах рыночной взаимодействия финансового и реального секторов экономики в условиях "прозрачной" государственно-экономической политики. Однако значительная часть реального сектора современной экономики, которая продолжает ощущать последствия гиперспаду и безработицы, достаточно вяло реагирует на рыночные стимулы регулирования.     При неэффективного или малоэффективного регулирования предложения денег в реальном секторе отечественной экономики актуальность приобретает формирование сбалансированной государственной политики, способной сформировать такую ​​структуру денежной массы, которая наиболее полно способствовать становлению и развитию рыночных механизмов, построенных на использовании денег. Контролировать изменения реального и финансового сектора экономики с изменением денежного предложения целесообразно путем использования системы индексов и оценок.      Постоянное повышение эффективности государственной денежно-кредитной политики является залогом углубления экономических реформ в экономике. Повышение эффективности государственного регулирования денежного предложения позволяет стабилизировать экономику, обеспечить экономический рост, преодолеть инфляцию и безработицу.     В условиях мирового финансового кризиса особенно остро проявились проблемы в денежной системе Украины, связанные с нестабильностью монетарной сферы. Резких падения курса украинской гривны, невозвращения депозитов и угроза банкротства многих коммерческих банков заставили повысить объемы государственного регулирования денежных систем, что обуславливает актуальность проблемы. Среди отечественных ученых, в работах которых исследуется эта проблематика, следует назвать таких ученых, как И.Лютий, А.Гриценко, Т.Кричевська, Я.Грудзевич, А.Епифанов, В.Мищенко, Н.Гребеник, Б.Луцив. Свое внимание они обратили на исследование целей и механизмов реализации денежной политики.       Основной целью денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. [1, 12].        В экономических исследованиях проблемы регулирования прироста денежной массы в обращении описывают комплекс государственных мер, направленных на урегулирование денежного обращения, уменьшение денежной массы, прекращение неумеренного роста цен. Все это является составной стабилизационных мер, которые используются на макроэкономическом уровне. Сейчас в Украине продолжаются дискуссии о сущности монетарной политики. Считается, что она должна ограничиваться поддержанием стабильности денежной единицы как снаружи, так и внутри. Ответы на эти дискуссионные вопросы дает международный опыт деятельности подавляющего большинства современных центральных банков. Единственной стратегической целью монетарной политики государства является ценовая стабильность. Для ее достижения банки используют курсовую привязку к одной из мировых валют как номинального якоря и благодаря этому достигают ценовой стабильности внутри страны. Другие центральные банки перешли или переходят на режим прямого таргетирования инфляции или используют более Электро подходы к контролю за инфляцией. Исторический опыт многих стран свидетельствует, что экономический рост является большим, если центральный банк предотвращает инфляцию и нестабильности, обеспечивает оптимальный контроль за банковской системой, которая должна эффективно выполнять роль финансового посредника, и нивелирует инфляционные ожидания всех субъектов экономики путем повышения их доверия как к монетарной политике, которую он реализует, так и банковской системы в целом [3, с. 95-96].  Существующая политика фактической привязки гривни к доллару США - это ценовой якорь с точки зрения поддержания ценовой конкурентоспособности украинской экономики, но учитывая колебания доллара относительно других мировых валют (в частности, евро) в долгосрочном периоде, а также изменение структуры внешней торговли или структуры внешнего долга , можно ожидать возникновения необходимости в изменении курсовой привязки. Это, безусловно, повлияет на изменение инфляционных ожиданий в Украине. С этой точки зрения целесообразна разработка концепции монетарной и валютно-курсовой политик - свободно плавающего валютного курса через систему таргетирования. Также без решительной борьбы с ценовыми сговорами очень трудно победить инфляцию и неконтролируемый рост рыночных цен. [2]   В пределах полномочий и ответственности Национального банка одним из главных акцентов в денежно-кредитной политике в 2012 году будет способствовать восстановлению инвестиционного роста, невозможно без активного участия банков в кредитовании капитальных вложений субъектов хозяйствования, что требует принятия мер в направлении концентрации банковского капитала , в том числе путем принятия соответствующих законодательных решений. Стимулирование процессов кредитования реального сектора экономики будет происходить за счет осуществляемой процентной политики, взвешенных мер по управлению текущим уровнем ликвидности, создания инструментов, позволяющих трансформировать средства в иностранной валюте, привлеченные банками, в долгосрочные ресурсы в национальной валюте, а также применение совместных действий с правительством по повышению надежности инвестиционных проектов, повышению гарантий и снижения рисков кредитования. В первом квартале 2011 года наблюдалась положительная динамика показателей экономического развития Украины, в частности денежно-кредитного рынка. Продолжению позитивных тенденций в экономике способствовало проведение Национальным банком Украины умеренно жесткой денежно-кредитной политики, которая заключалась не столько в усилении параметров тех или других монетарных инструментов и механизмов, сколько в воздержании от их ослабления. Такая направленность денежно-кредитной политики через стабилизацию инфляционных ожиданий и усиления доверия к гривне позволяла адекватно реагировать на внутренние и внешние риски стабильности денежной единицы. Одновременно она сохраняла достаточно стимулов и условий для восстановления кредитной активности банков, что является крайне важным, учитывая необходимость содействия посткризисному восстановлению экономики.            Свидетельством указанного является сохранение и усиление положительных тенденций в динамике основных показателей, характеризующих состояние денежно-кредитного рынка. В частности, в I квартале 2011 года наблюдалось:                  1. Умеренная динамика потребительской инфляции. В I квартале 2011 года индекс потребительских цен увеличился на 3,3% по сравнению с увеличением на 4,7% в аналогичном периоде прошлого года.                                                            2. Активизация кредитной деятельности банков - рост общего объема остатков по кредитам, предоставленным субъектам хозяйствования, ускорился в марте 2011 года до 14,5% в годовом измерении по сравнению с 7,8% в декабре 2010 года.                       3. Дальнейшее усиление доверия к банковской системе и национальной валюте. Отражением чего является ускорение темпов роста банковских депозитов в течение I квартала 2011 года до 6,1% по сравнению с 3,1% в аналогичном периоде прошлого года. В структуре прироста вкладов продолжали доминировать депозиты в национальной валюте.          4. Стабильное развитие валютного рынка. Постоянное увеличение объемов поступлений иностранной валюты способствовало уравновешиванию спроса и предложения на межбанковском валютном рынке и обусловило отсутствие существенных курсовых колебаний гривны. Сальдо интервенций Национального банка Украины (далее - Национальный банк) в I квартале 2011 года было положительным - 498,7 млн. дол. США (в эквиваленте), что положительно повлияло на объем международных резервов.        5. Дальнейшее снижение стоимости средств. Средневзвешенная процентная ставка по кредитам в национальной валюте уменьшилась с 15,0% в декабре 2010 года до 13,1% в марте 2011 года.         В связи с приведенными выводами, на наш взгляд, целесообразно:       - Во-первых, для развития такого инструмента денежно-кредитной политики, как операции на открытом рынке осуществлять дальнейшее развитие фондового рынка, разнообразить формы ценных бумаг, превращать фондовые биржи на активный механизм перелива капиталов. В частности, необходимо развивать вексельное обращение и банковские операции с векселями;                   - Во-вторых, для повышения уровня монетизации экономики принимать меры по поддержке экономического роста, какими являются развитие национальной экономики, роста объемов производства товаров и услуг. Также важным является создание инвестиционных ипотечных банков, связывает рост денег с инновационными процессами, поддерживает взаимосвязь между денежной массой и экономической деятельностью.        Для решения проблем денежно-кредитной политики в Украине необходимо осуществлять наращивание и рациональное использование заемного капитала и структурные сдвиги в экономике.     Литература                    1. Коновалова С.А. Специфика кредитно-денежной политики в условиях мирового финансового кризиса / / Инвестиции: практика и опыт. - 2009. - № 8. - С. 12-1

2.Захарова А. Ф. Государственное регулирование цен и конкурентная политика в Украине / Захарова А. Ф. / / Внешняя торговля: право и экономика. - 2008. - № 2. -161 - 167 с.

3. Марцин В. С. Размышления об особенностях антиинфляционной политики в Украине / Марцин В. С. / / Актуальные проблемы экономики. - 2010 - № 1. -93 – 102 с.


Информация о работе Особенности государственного регулирования денежного предложения в экономике Украины