Особенности применения пластиковых карт в российской и зарубежной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:50, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических положений о понятии пластиковых карт, об их видах и формах, а также об функционировании обращения пластиковых карт за рубежом и в России.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- комплексно и системно исследовать понятие и историю развития пластиковых карт и проблемы ее внедрения;
- изучить сущность и виды пластиковых карт, а также их роль в платежном обороте;
- рассмотреть особенности российского рынка пластиковых карт;
- изучить методику осуществления операций с пластиковыми карточками в России и за рубежом;
- выделить проблемы и перспективы пластиковых карт в России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и классификация пластиковых карт 5
1.1 Понятие и необходимость использования пластиковых карт 5
1.2 Классификация пластиковых карточек 7
Глава 2. Анализ применения пластиковых карт в России и за рубежом 16
2.1. Технология безналичных расчетов на основе пластиковых карт в России 16
2.2. Развитие системы пластиковых карт в зарубежной практике 24
Глава 3. Перспективы развития безналичных расчетов по пластиковым картам в России 27
Заключение 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 38

Работа состоит из  1 файл

Особенности применения пластиковых карт в российской и зарубежной практике.docx

— 314.78 Кб (Скачать документ)

Такова общая схема  расчета при покупке товара с  применением банковской кредитной  карточки.

Доля безналичных платежей в общем объеме операций с использованием банковских карт выросла до 9,3% по итогам четвертого, традиционно самого "урожайного", квартала 2009 года с 9,2% в третьем квартале и 8,4% в четвертом квартале 2008 года, следует из данных Банка России. В целом за 2009 год объем эмиссии вырос на 5,6% - до 125,79 миллиона карт.14

В отчете Банка России от 3 июня 2008 г. структура эмиссии банковских карточек в России была прокомментирована  следующим образом: «Принимая во внимание значительный темп роста выпуска  карточек (ежегодно около 140%), можно  прогнозировать, что через один-два  года на каждого жителя будет приходиться  по одной карточке»15. Но к 2010 году количество пластиковых карт в стране возросло только до 128,6 млн. при численности населения 141,9 млн. чел.16

По количеству пластиковых карт в обращении на 1 января 2011 года «Сбербанк» прочно удерживает верхнюю строчку рэнкинга, обгоняя ближайшего «конкурента» по этому показателю - «ВТБ 24» почти в 7 раз. Количество пластиковых карт в обращении у «ВТБ 24» составляет чуть менее 7.2 млн. штук, что, впрочем, соответствует второму месту. Замыкает тройку лидеров «Альфа-Банк», аналогичный показатель которого составляет почти 7.1 млн. штук, увеличившись за истекший год на 19.74% (Приложение).

Что же касается платежных систем, то самой популярной у россиян по-прежнему является VISA. Согласно полученным результатам по окончанию обработки анкет суммарное количество карт, находящихся в обращении на начало 2011 года (учитывались только банки, приславшие свои анкеты) этой платежной системы составляет чуть менее 53.5 миллионов штук, и это несмотря на то что лидер рэнкинга «Сбербанк» предпочитает выпускать карты платежной системы MasterCard, по крайней мере, их, согласно анкете «Сбербанка», оказалось почти на 10 млн. больше, чем карт VISA. Самих же карт системы MasterCard насчитывается более 41.6 млн. штук, что также не мало. Именно карты этих платежных систем выпускаются у подавляющего большинства российских банков.17

Среди держателей карточек подавляющее  большинство составляют держатели  расчетных (дебетовых) карточек. Их доля в общем количестве эмитированных  карточек составляет 90,9%. При этом количество карточек, полученных держателями по собственной инициативе, по-прежнему незначительно, т. е. подавляющее большинство  карточек - это карточки, выданные кредитными организациями в рамках «зарплатных» проектов.

Сегодня для рынка характерна тенденция  ужесточения требований к клиентам. Те группы заемщиков, которые еще  недавно без проблем проходили  скорринговую оценку, теперь относятся  к категории повышенного риска, что может влиять как на решение  о выпуске карты, так и на размер кредитного лимита. Кроме того многие банки ввели увеличенные проценты по карточным продуктам. По оценкам AnalyticResearchGroup, в среднем увеличение ставок по кредитным картам составило 4-8%, и в настоящее время рублевые кредиты предоставляются под 24-30% годовых.

2.2. Развитие системы пластиковых  карт в зарубежной практике

Рынок платежных карт приобрел характер международной платежной  системы более чем на 40 лет  раньше появления пластиковых денег  на территории России.

На сегодняшний день в  мире существует пять крупнейших международных  платежных систем, распространяющих свои пластиковые карты : MasterCard Worldwide; Visa International; American Express; Diners Club; JCB.

Расстановка сил (если брать  весь мировой рынок) следующая: Visa Int.- 57 % рынка, MasterCard Worldwide - около 26 % , чуть более 13 % рынка контролирует компания American Express, завоевания Diners Club и JCB значительно скромнее.

1. Visa International - самая крупная международная платежная система как по количеству карточек, так и по оборотам. Ежегодный торговый оборот по картам Visa составляет 4,8 триллиона долларов США. Карты Visa принимаются к оплате в торговых точках более 200 стран мира. Организация играет центральную роль в разработке инновационных платёжных продуктов и технологий, которые использует 21 тысяча финансовых организаций — членов платёжной системы и держатели их карт. Около 57 % платёжных карт в мире приходятся на долю VISA.

На сегодняшний день в  мире насчитывается более 1,59 млрд карт Visa, которые принимаются к оплате примерно в 20 млн различных учреждений по всему миру

2. MasterCard Worldwide - международная платёжная система, объединяющая 22 тысячи финансовых учреждений в 210 странах мира. Штаб-квартира компании находится в Нью-Йорке, США. Вторая на мировом рынке - приблизительно 26%.

3. American Express - третья по величине компания на рынке пластика, приблизительно 13%. Компания была организована более 100 лет назад и первоначально специализировалась на курьерских перевозках, позднее занялась организацией туристических поездок и оказанием различных услуг путешественникам, в том числе и финансовых (“дорожные чеки”, а затем и пластиковые карточки). Специализация на рынке оказания услуг путешественникам сохраняется и в настоящее время.

Штаб-квартира в Нью-Йорке. Европейский офис в Брайтоне (Великобритания).

 4. Diners Club - американская компания, первой выпустившая пластиковую карточку в 1949 году вначале исключительно для ресторанов в Нью-Йорке. Позднее карточка Diners Clab распространилась по всему миру, специлизируясь, также как и AmEx, на секторе рынка, обслуживающем путешественников.

В настоящее время на 100% принадлежит Citicorp. Штаб-квартира в Чикаго. С другими странами работает через  франчайзы (организации, которым предоставлены  права на определенные территории), созданные, как правило, с участием местных финансовых организаций, и  агентства (организации, подписавшие  с DCI агентские соглашения).

Diners Club объединяет 82 франчайза. Эти карты принимаются к обслуживанию более, чем в 185 странах, в миллионах торгово-сервисных предприятий и более, чем в 675 тыс. банкоматов по всему миру.

5. JCB International - основана в 1961 году. Карточка, выпускаемая несколькими крупными японскими банками в основном для внутрияпонского использования, но принимаемая по всему миру в основном на базе агентских соглашений. На данный момент JCB выпускаются в 20 странах, где, как правило, афилировано с финансовыми институтами, имеющими лицензию на выпуск таких карт. Все международные операции проходят через дочернюю структуру, JCB International Credit Card Co., Ltd, где материнская компания имеет 100 % акций.

 

Глава 3. Перспективы развития безналичных расчетов по пластиковым  
картам в России

Сегодня уже трудно представить  свою жизнь без пластиковых карт, хотя еще лет 15 – 20 назад многие даже и не подозревали об их существовании. Появился «пластик» в нашей стране в конце 60-х годов прошлого века, но массовое распространение карт в  России началось только после того, как российские банки начали осуществлять собственную эмиссию этого продукта (в начале 90-х годов).

Сберегательный банк РФ не был первопроходцем в этой области  – к выпуску пластиковых карт он приступил в 1996 году, но он, безусловно, входит в число банков, положивших начало успешному развитию технологии пластиковых карт в России. На текущий  момент Сбербанк выпускает карты  международных платежных систем (таких как Visa и MasterCard), а также  осуществляет эмиссию карт собственной  платежной системы – АС Сберкарт.

Когда мы начинаем говорить о развитии рынка пластиковых  карт в России, возрастает вероятность  искажения информации. Это является, с одной стороны, следствием многолетней  закрытости нашего общества и недостоверности  рекламы. С другой стороны, объяснение кроется в молодости нашего карточного бизнеса; в том, что специалистов катастрофически не хватает, и любой  успешный опыт в этой области считается  коммерческой тайной, используемой как  оружие в конкурентной борьбе18.

В развитии рынка банковских пластиковых карт в России на сегодняшний  день наблюдаются существенные диспропорции.

Во–первых, банковские пластиковые  карты в основном используются держателями  не как полноценный платежный  инструмент, а как электронная  сберкнижка для снятия наличных.

Во–вторых, неравномерность  уровней социально-экономического развития различных регионов России проецируется на состояние рынка  платежных карт. Основной объем их эмиссии и эквайринга приходится на Москву, Санкт–Петербург и еще  насколько крупных городов с  развитой инфраструктурой. Вдали от региональных центров и в слаборазвитых  регионах пластиковые карты практически  не используются, что, естественно, затрудняет институционализацию электронных  денег как формы стоимости, которая  по определению должна быть всеобщей.

В–третьих, российские платежные  системы пока не выдерживают конкуренции  со стороны западных, что отрицательно сказывается на их доходности.

Основным видом карточек, имеющих наибольшее распространение, являются расчето-дебетовые карты, эмитируемые в рамках зарплатных проектов, которые не в состоянии  приносить банкам и клиентам крупные  доходы. В условиях российского рынка  банковских услуг отчетливо видна  тенденция к развитию розничного бизнеса. Рынок банковских услуг  для корпоративных клиентов сформировался  достаточно давно, и привлечение  на обслуживание корпоративной клиентуры  является проблематичным.

Основными причинами низкого  уровня использования пластиковых  карт для безналичных расчетов являются: отсутствие развитой инфраструктуры обслуживания; "наследие" советской экономики, ориентированной на наличность; отсутствие стимулов к использованию карточек; несовершенство законодательства; проблемы безопасности и доверия; непонимание потребителями преимуществ, которые дают как банковские услуги, так и карточные технологии19.

Если рассматривать причину  низкого использования пластиковых  карт в контексте ориентированности на наличность и отсутствия стимулов, решением данной проблемы может стать расширение сети приема карт торговыми точками и предприятиями, реализующими товары и услуги массового спроса. Кроме того, следует создать финансовые стимулы для использования карт. В качестве примера можно выделить Колумбию, где правительство на 2% снизило НДС для товаров, покупаемых с помощью карты. Хорошим способом привлечь клиентов становятся совместные программы банков с торговыми сетями или же коммерческими сервисными компаниями, получившие название "кобрэндинговых". Выгоду от подобных программ получают все: покупателям предоставляется скидка, у них появляются дополнительные возможности и услуги, возникает возможность участвовать в бонусных программах; магазин увеличивает оборот; у банка есть доступ к клиентской базе. Однако, ощутимую выгоду приносят не все из них, поскольку скидки и бонусы держателям карт в рамках кобрэндинговых проектов предоставляются в основном на те товары и услуги, которые пользуются спросом у ограниченного круга потребителей с высоким уровнем достатка. Поэтому, в целях популяризации платежных карт и роста оборота по ним банкам следует стремиться к внедрению кобрэндинговых проектов с предприятиями, реализующими товары и услуги массового спроса. Одним из успешных примеров кобрендинга в России является сотрудничество банков с авиаперевозчиками. К примеру, программа лояльности Domodedovo International Airport Club (DIAC), разработанная аэропортом «Домодедово» и «Мастер-Банком» или программа «Аэрофлот-бонус» от «Сбербанка» и «Аэрофлота».

Банки конкурируют на этом рынке не за счет снижения ставок, а  за счет введения дополнительных услуг  для держателей карт, в том числе  льготного периода кредитования - "grace period", который позволяет в течение установленного срока (как правило, не более 60 дней) бесплатно пользоваться кредитом по карте. Особенно удобна такая карта для людей, имеющих депозиты в банке.

Поэтому, с учетом отмеченных выше проблем рынка платежных  карт, задачи банков в области розничного карточного бизнеса сводятся к следующему:

  1. Поддерживать высокие темпы распространения банковских платежных карт среди экономических субъектов;
  2. Содействовать широкому использованию пластиковых карт для осуществления расчетов, а не только для снятия наличных; Способствовать внедрению кредитных продуктов на основе пластиковых карт.

Важным направлением расширение платежного оборота по пластиковым  картам является предоставление возможности  держателям карт легко и быстро оплачивать услуги, не требующие предварительного ознакомления. Это оплата коммунальных платежей, услуг телефонной связи, авиа - и железнодорожных билетов, услуги кабельного телевидения, подписки на периодику, погашение кредитов и др.20.

Многие карточные продукты, эмитируемые даже в рамках зарплатных проектов, предусматривают услуги подобного  рода. Однако не все клиенты осведомлены  о такой возможности, не говоря о  размерах комиссии, которая для малообеспеченных слоев населения может представляться слишком высокой платой. Поэтому  банки должны стремится к информированию своих клиентов о дополнительных возможностях своих карт, стремясь минимизировать стоимость этих услуг. Именно удобство, легкость и дешевизна  подобных услуг сможет стать мощным фактором популяризации платежных  карт у населения и увеличения платежного оборота по ним.

Одним из наиболее популярных способов привлечения клиентов является предложение  кредитных карт, которые появились  в результате бума потребительского кредитования. Чтобы сделать кредитование по картам привлекательным для основной массы заемщиков, нужно понизить стоимость пользования кредитом за счет предоставления экономически обоснованного беспроцентного периода  погашения задолженности. Минимизировать кредитный риск можно, расширяя круг заемщиков за счет владельцев «заплатных»  карт, что согласно имеющейся статистике позволяет практически свести к  нулю невозвратность выданных кредитов21. Еще одной возможностью способствовать развитию карточного рынка пластиковых карт, кроме продвижения существующих карточных продуктов, является внедрение технологически новых карточных продуктов, таких, как бесконтактные чиповые карты, коммерческий выпуск которых начался в марте 2005 г. в Малайзии22.

Информация о работе Особенности применения пластиковых карт в российской и зарубежной практике