Лимит максимального
остатка кассы отделений рассчитывается
отдельно по рублям и иностранной
валюте.
Расходы на инкассацию учитываются
исходя из количества совершаемых поездок
на подкрепление или вывоз денежной наличности.
Разовые расходы на инкассация
отделения и его ВСП, ВСП территориальных
банков рассчитывается с учетом индивидуальных
особенностей для каждого отделения и ВСП:
- Расходы на проезд от отделения в РКЦ Банка России, территориальный банк в ВСП отделения и обратно;
- Расходы по доставке иностранной валюты из Москвы;
- Расходы по вывозу не платежной валюты за рубеж.
При расчете расходов
принимается во внимание:
- Затраты на содержание инкассаторской бригады (ФОТ с учетом ЕСН, расходы на горюче-смазочные материалы, амортизация и другие расходы на содержание инкассаторской бригады);
- Затраченное время на проезд инкассаторской бригады, время на прием и сдачу ценностей. При этом принимается во внимание наличие по маршруту инкассации точек инкассации торговой выручки либо доставки денежной наличности клиентам (в этом случае расходы на инкассацию уменьшается);
- Затраты на авиаперевозку (билеты, охрана, страховка и т. д.);
- Расходы по расчетом с центральным аппаратом Сбербанк России на совершение банкнотных сделок;
- Фактические расходы при инкассации службой сторонней организации.
6.2 Организация контроля за установлением
и соблюдением клиентами кассовой дисциплины.
Цель: проверить работу
кредитных организаций по организации наличного
денежного оборота, соблюдению порядка
ведения кассовых операций и работы с
денежной наличностью предприятиями,
выполнению кредитными организациями
требований нормативных актов Банка России
по этим вопросам.
Проверки кредитных организаций проводятся специалистами
(работниками) отделов (управлений) денежного
обращения или по их поручению специалистами
расчетно-кассовых центров, как в составе
комплексных групп, так и самостоятельно,
на основании квартальных планов, утверждаемых
руководителями учреждений Банка России.
В ходе проверок рассматривается:
- Ведение учета предприятий, имеющих денежную выручку;
- Порядок осуществления контроля за своевременностью и полнотой сдачи предприятиями наличных денежных средств в кассу кредитной организации;
- Организация работы по установлению лимитов остатка наличных денег в кассах предприятий; сложившаяся практика согласования и доведения лимитов остатка кассы предприятиям; достаточность принимаемых мер по установлению лимитов остатка кассы всему кругу обслуживаемых предприятий;
- Сложившаяся практика согласования и оформления разрешений на право расходования предприятиями поступающей в их кассы выручки. Организация контроля за соблюдением согласованных с кредитными организациями условий расходования поступающих в кассу предприятий денежных средств, особенно предприятий, имеющих задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
- Практика составления календаря и ведомости учета выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии (формы 0408021, 0408022, 0408023, 0408024);
- Организация прогнозирования наличного денежного оборота. Порядок составления прогнозных расчетов ожидаемых поступлений в кассу кредитной организации наличных денег и выдач наличных денег, представления их в РКЦ;
- Соблюдение кредитной организацией установленного порядка составления и представления отчетности о кассовых оборотах, достоверность отражения данных в пятидневной и месячной отчетности (формы N N 201, 202); ведение ежедневного учета кассовых оборотов по ведомости формы N 744;
- Организации проверок соблюдения предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в соответствии с рекомендациями Банка России, качество оформления материалов и заполнения справок по результатам проверок по форме 0408026, порядок их рассмотрения руководителем кредитной организации; принимаемые кредитной организацией меры по результатам проверок. Организация последующего контроля за выполнением предприятиями требований кредитной организации по устранению недостатков в ведении кассовых операций и порядка работы с денежной наличностью;
- Принимаемые кредитной организацией меры по мобилизации внутренних кассовых ресурсов для своевременного удовлетворения потребности обслуживаемой клиентуры в наличных деньгах;
- Материалы произведенных специалистами учреждений Банка России проверок кредитных организаций оформляются справками произвольной формы в 2 экземплярах, один экземпляр которой передается кредитной организации.
- Результаты проверок в 3-дневный срок рассматриваются начальником отдела (управления) денежного обращения, при необходимости вносятся соответствующие предложения руководству учреждения Банка России.
6.3. Применение
прогрессивных форм кассового
и расчетного обслуживания.
Результатом развития расчетно-кассового обслуживания физических
лиц стало достижение лидирующих позиций
в этом секторе рынка, основанное на конкурентоспособных
ценовых условиях и качестве предоставляемых
услуг, широком продуктовом ряде.
В условиях нарастания конкуренции
сохранение лидирующего положения Банка
на данном сегменте финансового рынка
и дальнейшее развитие операций по расчетно-кассовому
обслуживанию физических лиц связано,
прежде всего, с улучшением качества предоставляемых
услуг, проведением гибкой тарифной политики
и снижением трудоемкости операций для
клиента и Банка. В целях укрупнения размеров
проводимых платежей и, соответственно,
снижения их себестоимости, наряду с операциями,
связанными с платежами за жилищно-коммунальные
услуги, Банк будет развивать обслуживание
платежей населения в пользу предприятий
розничной торговли, предприятий и организаций,
оказывающих бытовые, транспортные, юридические,
образовательные, туристические, телекоммуникационные,
страховые, медицинские и другие услуги.
Будет активно поддерживаться увеличение
объемов безналичных поступлений во вклады,
списаний со счетов по поручению клиента.
Для корпоративных клиентов
планируется создание службы персональных
менеджеров. Будет существенно увеличено
обслуживание клиентов с использованием
автоматизированной системы “Клиент-Банк”,
получат развитие услуги по инкассации
денежных средств и платежных документов
клиентов.
6.4 Формы безналичных расчетов,
применяемые клиентами банка, их структура.
Формы безналичных расчетов:
- расчеты платежными поручениями;
- расчеты по аккредитиву;
- расчеты чеками;
- расчеты по инкассо.
Формы безналичных расчетов
применяются клиентами кредитных
организаций (филиалов), учреждений и
подразделений расчетной сети Банка
России (далее - банки, за исключением прямого указания
в тексте только на кредитные организации
(филиалы) или учреждения и подразделения
расчетной сети Банка России), а также
самими банками;
Формы безналичных расчетов
избираются клиентами банков самостоятельно
и предусматриваются в договорах,
заключаемых ими со своими контрагентами (далее по тексту - основной
договор).
В рамках форм безналичных
расчетов в качестве участников расчетов
рассматриваются плательщики и получатели
средств (взыскатели), а также обслуживающие
их банки и банки-корреспонденты.
Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов.
Взаимные претензии по расчетам между
плательщиком и получателем средств, кроме
возникших по вине банков, решаются в установленном
законодательством порядке без участия
банков;
6.5 Организация межфилиальных
расчетов.
Расчетные операции осуществляются при
условии обеспечения ежедневного равенства
остатков денежных средств по корреспондентскому
счету по балансу кредитной организации
(филиала), открывшей корреспондентский
счет в другой кредитной организации (филиале),
и по балансу кредитной организации (филиала),
в которой открыт корреспондентский счет
указанной кредитной организации (филиала),
а также по счетам межфилиальных расчетов
подразделений одной кредитной организации
(головной кредитной организации, филиалов
кредитной организации). Отражение расчетных
операций в балансах банка-респондента
и банка-корреспондента, а также в головной
кредитной организации, филиалов кредитной
организации по счетам межфилиальных
расчетов осуществляется одной календарной
датой (число, месяц, год) - датой перечисления
платежа (далее – ДПП).
ДПП устанавливается
с учетом срока прохождения расчетного
документа и указывается кредитной организацией (филиалом),
начинающей операцию перевода денежных
средств по счету межфилиальных расчетов,
корреспондентскому счету (далее – банк-отправитель)
в реквизите "Рез. поле" (резервное
поле) платежного поручения. Данные требования
должны быть учтены в Правилах построения
расчетной системы кредитной организации
и заключаемых договорах корреспондентского
счета.
ДПП не устанавливается
при осуществлении платежа через
подразделения расчетной сети Банка России.
В отдельных случаях (перераспределение
денежных средств между подразделениями кредитной организации, пополнение
корреспондентского счета в другой кредитной
организации, возврат денежных средств
с корреспондентского счета, пополнение
остатка счета межфилиальных расчетов)
ДПП может устанавливаться кредитной
организацией (филиалом), завершающей
операцию перевода денежных средств по
счетам (далее – банк-исполнитель), в реестре
предстоящих платежей или сообщении о
получении от банка-отправителя денежных
средств.
Подтверждением совершения
операции списания или зачисления денежных
средств по счету межфилиальных
расчетов, корреспондентскому счету
в другой кредитной организации (филиале) является
выписка из этих счетов, направленная
банком-исполнителем банку-отправителю.
Форма, способ (на бумажном носителе или
в электронном виде) и порядок передачи
выписки устанавливается в Правилах построения
расчетной системы кредитной организации
и в договорах корреспондентского счета.
При этом за ДПП принимается день, за который
дана выписка.
При проведении платежа,
осуществляемого кредитной организацией
(филиалом) по поручению другой кредитной
организации (филиала) в третью кредитную
организацию (филиал), ДПП устанавливается
в каждой паре кредитных организаций (филиалов),
а платежные поручения клиентов переоформляются
от имени банка-отправителя. В этом случае
реквизиты получателя средств остаются
неизменными.
Ответственность за правильность составления переоформленного
платежного поручения и своевременность
перечисления на его основании денежных
средств несет кредитная организация
(филиал), составившая расчетный документ.
Платежное поручение кредитной организации
(филиала) направляется в другую кредитную
организацию (филиал) для осуществления
операции по соответствующим счетам без
приложения расчетного документа, на основании
которого оно составлено.
7. Налогообложение банков.
7.1. Перечень
и краткая характеристика налогов,
уплачиваемых банком.
Все налоги, уплачиваемые
банком, можно разделить на три категории:
Федеральные налоги:
- Налог на прибыль – налог платится централизованно, декларация подается не позднее 28 числа, следующая за отчетным периодом. В части федерального бюджета платит – Сбербанка России, а в части субъекта и муниципального образования – филиалы. Средства от этого налога идут в: фонд производственного развития, фонд социального развития, фонд по реконструкции и новому строительству (кап. ремонт).
- НДС – рассчитывается исходя из перечня услуг (не банковских) по уставу. Банковские услуги не облагаются. Декларация подается ежемесячно не позднее 20 числа, следующего за отчетным периодом.
- Налог за наименование «Россия» ставка 0,5%, банк производит платежи в федеральный бюджет за использование в своем названии слово «Россия» или РФ.
- Налог на имущество – налогооблагаемой базой служат основные средства банка. Срок предоставления налоговой декларации не позднее 30 числа, следующего за отчетным периодом. Уплата производится ежеквартально (нарастающим итогом за квартал, полгода, девять мес., год) Ставка 2 %
- ЕСН и налог на доходы граждан – расчет и уплату осуществляет бухгалтерия банка.
Областной налог:
Налог на нужды образовательных
учреждений – налогооблагаемой базой
служит фонд оплаты труда. Ставка 1 %. Платежи
осуществляются ежеквартально до 20 числа
месяца, следующего за отчетным кварталом.
Местные налоги:
- Земельный налог - положение о нем закреплено законодательством. Налогооблагаемой базой является: земля в собственности, земля в бессрочном пользовании. Ставка у Котласского филиала составляет – 4 руб. 14 коп. за квадратный метр. Уплата осуществляется ежегодно двумя сроками: не позднее 15 июля и не позднее 15 ноября.
- Целевой сбор на содержание милиции – базой для него служит минимальный размер оплаты труда (сто рублей). Ставка 3 %. Рассчитывается как: МРОТ*3 % *ССЧ (средне списочная численность работников). Налоговая декларация подается не позднее 30 числа, следующего за отчетным периодом. Срок уплаты – не позднее 5 дней после сдачи декларации.
- Налог на уборку территории (действует до 01,01,04) – производится ежемесячно до 25 числа. Рассчитывается как 1,5 % от фонда оплаты труда.
8. Маркетинг в банке.
Поставленные
цели и задачи требуют принятия маркетинговой
политики Банка, отвечающей предпочтениям
и потребностям целевых групп существующих
и потенциальных клиентов. Активная адресная
продажа продуктов и услуг предусматривает
определенные приоритеты в продуктовой
политике, а также оптимизацию форм и методов
продаж. Форма предложения должна быть
удобна, доступна и привлекательна, качество
— отвечать требованиям клиента, цена
— соответствовать рыночному уровню и
обеспечивать необходимую рентабельность.
8.1. Определение
целей развития банка.
Стратегическая цель
Банка — выйти на качественно новый уровень обслуживания
клиентов, сохранить позиции современного
первоклассного конкурентоспособного
крупнейшего банка Восточной Европы. Это
предполагает создание системы, устойчивой
к возможным экономическим потрясениям
в России и за рубежом, путем оптимального
распределения пропорций между тремя
основными направлениями деятельности
— работой с физическими лицами, юридическими
лицами и государством.
Для достижения этой цели
необходимо решить следующие задачи:
- Внедрить новую идеологию работы с клиентом, основанную на сочетании стандартных технологий с индивидуальным подходом к каждому клиенту. Обеспечить внедрение эффективных методов работы с клиентами и повышение качества их обслуживания.
- Сохранить лидирующую роль на розничном рынке страны. Увеличить долю на рынке кредитования населения до 30%, при этом объемы кредитования физических лиц должны вырасти не менее чем в 2 раза.
- Усилить работу с корпоративными клиентами. Привлечь в Банк и закрепить на долгосрочную перспективу максимальное количество первоклассных клиентов. Увеличить удельный вес средств корпоративных клиентов в привлеченных средствах до 25%, долю кредитов и долговых обязательств корпоративных клиентов в активах нетто до 45%.
- Обеспечить максимальную помощь государству в реализации государственных инвестиционных программ и программ поддержки отечественного экспорта.
- Опираясь на широкую клиентскую базу, обеспечить сбалансированное состояние структуры активов и пассивов, внедрить современные методы управления ими. Диверсифицировать ресурсную базу Банка, в том числе используя внешнее фондирование.
- Повысить удельный вес непроцентных доходов в структуре общих доходов Банка за счет развития услуг, предоставляемых клиентам. Обеспечить долю комиссионных доходов в чистом операционном доходе не менее 15%.
- Достигнуть роста капитала, позволяющего расширить инвестиции Банка в экономику России. Обеспечить отношение прибыли к капиталу не менее 20%.
- Внедрить в Банке полнофункциональную систему управления рисками.
- Создать гибкую, адекватную быстроменяющейся обстановке систему управления Банком, основанную на экономических рычагах управления и оптимальной системе распределения полномочий. Повысить управляемость Банком путем расширения самостоятельности территориальных банков и совершенствования технологии принятия решений.
- Оптимизировать филиальную сеть Банка с учетом как экономических, так и социальных факторов.