Отчёт по практике в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 10:55, отчет по практике

Описание

Целью написания данного отчета по практике является подведение итогов прохождения преддипломной практики в Сбербанке РФ

Содержание

Введение 3
1. Характеристика предприятия 4
2. Экономические показатели деятельности Сбербанка России 6
3. Организация кредитования малого бизнеса в Сбербанке 11
Заключение 26
Список литературы 28

Работа состоит из  1 файл

Практика.doc

— 392.00 Кб (Скачать документ)

Понятно, что для Сбербанка в первую очередь важны финансовые показатели. Однако эти предельные значения на данный момент еще не установлены Правительством РФ. А количество работников на предприятии, четко определенное в законе, не может служить достаточным аргументом. Поэтому принятие окончательного решения, к какой категории принадлежит предприятие, остается на усмотрение кредитной службы Сбербанка. И определяются Сбербанком исходя из собственного опыта, внутренних нормативных документов и стратегии определяют пороговые значения.

При отнесении  заемщиков к категории малого и среднего бизнеса Сбербанк руководствуется показателями, общепринятыми в мировой практике, а именно: годовым оборотом предприятия и его потребностью в финансировании. В рамках программы развития малого и среднего бизнеса банк работает с предприятиями и индивидуальными предпринимателями с годовым оборотом до 500 млн. рублей и потребностью в финансировании до 75 млн. рублей.

Чем устойчивее и прозрачнее бизнес компании, тем лучше будут условия финансирования и ниже ставки для малого бизнеса, согласно кредитным программам Сбербанка. Крупные компании считаются менее рискованными и предлагаются более либеральные условия.

Отнесение предприятия к какой-либо категории является частью процесса кредитования малого бизнеса и не может служить поводом для отказа в обслуживании. Хотя с гигантами банку выгоднее и удобнее работать. Сбербанк может предложить крупному предприятию комплекс услуг и продуктов: зарплатные проекты, кредиты, размещение свободных средств на депозитах и т.д. Однако, как показывает практика, даже самые крупные предприятия не застрахованы от банкротства, дефолта и прекращения существования. Поэтому диверсификация портфеля становится одним из определяющих факторов при работе с клиентами. К тому же все издержки и риски работы с малым бизнесом компенсируются повышенной процентной ставкой.

Отнесение заемщика в ту или иную категорию, конечно, влияет на процентную ставку. Чем больше размер кредита, тем меньше процентная ставка. Плюс данную тенденцию подкрепляют риски. По наблюдению, малые предприятия менее стабильны, чем крупные, в их деятельности больше рисков.

Так, найдя  «слабые» места в финансовых отчетах  заемщика, Сбербанк может обезопасить себя, предложив соответствующую продуктовую линейку.

Кредитование  малого бизнеса сегодня стало  одним из приоритетных направлений  деятельности Сбербанка. Долгое время это был нетронутый кусок и предприниматели, а также правительство сетовали на то, что кредитные организации не помогают российскому бизнесу встать на ноги.

Рынок 2008 года это уже далеко не рынок 2000 или 2005 года. И все происходящие сегодня  процессы вполне объяснимы и закономерны: как и полагается, сначала были поделены между основными участниками самые аппетитные куски (ипотека, потребкредитование, корпоративный и средний бизнес), теперь осваиваются остальные.

Сложилось мнение, что кредитование малого бизнеса  является достаточно рискованным и  затратным. С одной стороны, для  работы с данным сегментом банку необходимо иметь разветвленную филиальную сеть, отлаженную структуру обработки кредитных заявок, а также предлагать клиентам отвечающие рыночным требованиям кредитные продукты с гибкой залоговой политикой. С другой стороны, маржинальный доход при кредитовании предприятий малого бизнеса превышает доход от финансирования крупных корпоративных клиентов. К тому же крупные корпоративные заемщики практически все распределены между банками.

Широкое распространение кредитования малого и среднего бизнеса связано с тем, что развитие данного направления находится все еще на начальном этапе своего развития и сулит хорошие перспективы. Сбербанку крайне интересен сегмент МСБ в связи с тем, что крупные клиенты, как правило, уже «разобраны» банками и переманить их можно в основном только более низкими ставками. А МСБ — мобильный, активно развивающийся и быстрорастущий сегмент, поэтому компании с легкостью могут менять банк в случае нахождения более выгодных условий. Конкурентными же преимуществами банка при работе с МСБ становятся не ценовые условия, а специальные, ориентированные на него банковские продукты и сроки принятия решений. Рассмотрим более подробно, кредитование малого бизнеса в Сбербанке.

     Сведения  о динамике движения средств на рублевых расчетных кредитных, текущих счетах по отраслям в 2007 – 2008 гг. Сберегательном банке приведены в таблице 1.

     Динамика  движения средств на рублевых расчетных, кредитных, текущих счетах по отраслям в 2007 - 2008гг.

N п/п Наименование  отрасли Кол-во клиентов Среднедневной остаток, тыс. рублей Кредитовый  оборот, тыс. рублей
2007 2008 2007 2008 2007 2008
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Промышленность 192 200 74479 86648 5298271 6268174
2. Строительство 148 198 14356 15972 1053913 1114740
3. Торговля и  общественное питание 1139 1139 21534 23210 1580875 1833815
4. Транспорт 28 30 7178 7886 592828 653705
5. Сельское хозяйство 328 350 10767 12079 856307 872003
6. Связь 8 8 5383 5539 395220 479710
7. Общественные  организации 311 330 3367 3465 80768 92340
8. Образование 23 23 1256 1492 153211 195800
9. Здравоохранение 32 37 2691 2969 301944 331584
10. Сфера услуг 11 16 192 598 39521 43473
11. Предприниматели без образования индивидуальных предпринимателей 926 986 21613 24940 539030 663082
12. Прочие 54 59 8078 8312 2315390 2375798
  ИТОГО: 3200 3376 170894 193110 13207 278 14924224

Усоскин В. М. Кредитная политика банка: анализ и выбор // Банковские технологии. - № 8. – 2008 

     В таблице 1 приведены данные о количестве клиентов представителей малого бизнеса Сберегательного банка в 2007-2008 годах.

     Так в 2008 году число клиентов возросло по сравнению с 2007 годом с 3200 до 3376 клиентов, то есть на 5,5%, в том числе:

  • в промышленности на 8 или 4,17%;
  • в строительстве на 50 или 33,78%;
  • на транспорте на 2 или 7,14%;
  • в сельском хозяйстве на 22 или 6,7%;
  • в общественных организациях на 19 или 6,11%;
  • в здравоохранении на 5 или 15,62%;
  • сфере услуг на 5 или 45,45%;
  • прочих на 5 или 9,26%.

     Существенно произошло увеличение клиентов –  предпринимателей без образования  индивидуальных предпринимателей – на 60. Это составляет 6,48%.

     Анализ  данных позволяет сделать вывод  о развитии почти всех секторов экономики.

     Но  заметнее этот рост наблюдался в строительстве (33,78%), активно развивалась сфера  услуг (45,45%). На 15,62% увеличилось число  клиентов в здравоохранении. Неизменным количество клиентов осталось в торговле и общественном питании, а также в связи.

     На  рисунках 8 и 9 приводится количество клиентов по отраслям в 2007 - 2008 году.

     

     Рис. 8. Количество клиентов по отраслям в 2007 г. 

     

     Рис. 9. Количество клиентов по отраслям в 2008 г. 

     Важнейшей характеристикой финансовой стабильности предприятий является среднедневной остаток.

     В таблице 1 приведены абсолютные значения среднедневных остатков по отраслям в 2007-2008 годах, а в таблице 2 – динамика изменения среднедневных остатков в абсолютном выражении и в процентах. 
 
 

     Таблица 2

     Динамика  изменения среднедневных остатков в абсолютном выражении и в процентах

N п/п Наименование  отрасли Отклонения
Тыс. руб. %
1. Промышленность 12 619 16,33
2. Строительство 1616 11,25
3. Торговля и  общепит 1676 7,78
4. Транспорт 708 9,86
5. Сельское хозяйство 1312 12,18
6. Связь 156 2,89
7. Общественные  организации 98 2,91
8. Образование 236 18,78
9. Здравоохранение 278 10,33
10. Сфера услуг 406 211,45
11. Предприниматели без образования индивидуальных предпринимателей 3327 15,39
12. Прочие 234 2,89

Усоскин В. М. Кредитная политика банка: анализ и выбор // Банковские технологии. - № 8. – 2008 

     Так в промышленности динамика роста  среднедневных остатков составила 12 169 тыс. рублей. Это на 16,33% больше чем в 2007 г., в строительстве - 1 616 тыс. рублей, что соответствует 11,25%. Стабильно развивались такие отрасли как сельское хозяйство, предпринимательство (12,18%, 15,39% соответственно). Среднедневные остатки на транспорте возросли на 9,86%, в торговле – 7,78%, в образовании на 18,78%.

     Немного меньшими темпами увеличивались среднедневные остатки в связи (2,91%), здравоохранении (10,35%), общественных организациях (2,91%).

     В целом среднедневной остаток  в 2007 году составил 170 894 тыс. рублей, а в 2008 году – 193 110 тыс. рублей, то есть возрос в 1,13 раза или на 13%.

     В таблице 3 отражена структура, а также  динамика изменения среднедневных остатков.

     Таблица 3

     Структура среднедневных остатков в 2007-2008гг.

N п/п Наименование  отрасли Среднедневной остаток, % Отклонение, %
2007 2008
1. Промышленность 43,6 44,87 +1, 27
2. Строительство 8,43 8,27 -0,16
3. Торговля и  общепит  12,6 12,02 -0,58
4. Транспорт 4,2 4,08 -0,12
5. Сельское хозяйство  6,3 6,26 -0,04
6. Связь 3,15 2,87 -0,28
7. Общественные  организации 1,97 1,79 -0,18
8. Образование 0,73 0,77 +0,04
9. Здравоохранение 1,57 1,54 -0,03
10. Сфера услуг 0,11 0,31 +0,2
11. Предприниматели без образования индивидуальных предпринимателей 12,65 12,92 +0,27
12. Прочие 4,73 4,30 -0,43
  ИТОГО: 100 100  

Усоскин В. М. Кредитная политика банка: анализ и выбор // Банковские технологии. - № 8. – 2008 

     Анализируя  таблицу 3 можно констатировать, что  удельный вес среднедневных остатков в промышленности, сфере услуг, среди  предпринимателей и прочих имеет  положительную тенденцию.

     Так удельный вес промышленности увеличился с 43,6 до 44,87%, то есть на 1,27%; сферы услуг - на 0,2%; предпринимательства – на 0,27%; образования – на 0,04%.

     В то же время удельный вес других отраслей в структуре среднедневных  остатков снизился: от -0,53% до -0,03%. При анализе расчетных операций важнейшим показателем является кредитовый оборот.

     В таблице 1 приведены данные кредитовых оборотов в 2007-2008гг. по отраслям народного хозяйства. В таблице 4 рассчитаны отклонения, т.е. показана динамика изменения кредитовых оборотов за этот же период.

     Таблица 4

     Динамика изменения кредитовых оборотов

N п/п Наименование  отрасли Отклонение
Тыс. руб. %
1. Промышленность 969903 18,31
2. Строительство 60827 5,77
3. Торговля и  общественное питание 252940 16,00
4. Транспорт 60877 10,27
5. Сельское хозяйство 15696 1,83
6. Связь 84490 21,38
7. Общественные  организации 11572 14,34
8. Образование 42589 27,80
9. Здравоохранение 29640 9,81
10. Сфера услуг 3952 10,00
11. Предприниматели без образования индивидуальных предпринимателей 124052 23,01
12. Прочие 60408 2,61

Информация о работе Отчёт по практике в коммерческом банке