Перспективы развития банковской системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 01:47, реферат

Описание

В сфере банковского регулирования и банковского надзора деятельность Банка России по-прежнему будет направлена, прежде всего, на поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации, защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Основным инструментом выполнения задач в сфере банковского регулирования и банковского надзора будет развитие риск ориентированного надзора, включая вопросы системных рисков.

Работа состоит из  1 файл

3 глава.docx

— 26.06 Кб (Скачать документ)

     3 глава. Перспективы развития банковской системы

       В сфере банковского регулирования  и банковского надзора деятельность  Банка России по-прежнему будет  направлена, прежде всего, на поддержание  стабильности банковской системы  Российской Федерации, защиту  интересов вкладчиков и кредиторов. Основным инструментом выполнения  задач в сфере банковского  регулирования и банковского  надзора будет развитие риск  ориентированного надзора, включая  вопросы системных рисков. Соответствующая  работа в сфере банковского  регулирования и банковского  надзора будет проводиться в  русле выполнения принятых Российской  Федерацией на высшем уровне  обязательств по реализации решений  Группы 20.

     С учетом опыта осуществления антикризисных мер в рамках совершенствования системы банковского регулирования в 2010 году будут решаться задачи по реализации передовых международных подходов в области оценки финансовых рисков и устранению последствий финансового кризиса.

     В целях повышения качественной составляющей процесса регулирования деятельности банков, развития рискориентированного надзора и с учетом принятых Российской Федерацией обязательств по реализации решений Группы 20 в 2010 году Банк России продолжит работу по подготовке необходимых условий для внедрения положений Базеля II. Указанная работа будет осуществляться, во-первых, путем внедрения содержательно новых подходов к оценке рисков, ориентированных на современную финансовую практику и математические методы, на базе внутрибанковской статистики (далее — усовершенствованные подходы), во-вторых, путем дополнения количественной оценки достаточности капитала банков качественными элементами (в виде общих принципов осуществления рискориентированного надзора, требований к поддержанию рыночной дисциплины).

     Для реализации указанных задач в 2010 году будет проводиться предварительная  оценка соответствия внутрибанковских систем управления рисками, внутреннего контроля и планирования капитала в ряде крупнейших кредитных организаций Российской Федерации минимальным требованиям IRB –подхода Компонента 1 и положениям Компонента 2 Базеля II. С этой целью Банком России будут подготовлены предложения по внесению изменений в законодательство, предусматривающие наличие у Банка России достаточных полномочий:

     — по введению требований к кредитным  организациям поддерживать на определенном уровне величину собственных средств (капитала);

     — по установлению ответственности членов исполнительных органов и советов  директоров (наблюдательных советов) за деятельностью кредитных организаций, в т.ч. в области управления рисками, а также применения мер воздействия к руководителям и собственникам кредитных организаций. Предстоит на законодательном уровне закрепить ответственность собственников и органов управления кредитных организаций за качество и результаты реализации политики оценки и управления рисками, а также право Банка России на применение мер воздействия в случае низкой эффективности данной политики. Помимо этого в рамках реализации рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору по работе со слабыми банками, Основополагающих принципов эффективного банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору (2006 год), а также рекомендаций Международного валютного фонда и Всемирного банка, представленных по итогам Программы оценки финансового сектора в Российской Федерации, проведенной в 2007—2008 годах, будет продолжена работа по законодательному закреплению дополнительных полномочий Банка России в части применения мер воздействия к руководителям и собственникам кредитных организаций. Расширение полномочий Банка России в отношении неэффективного либо недобросо вестного управления кредитной организацией позволит создать стимулы, направленные на обеспечение добросовестного выполнения органами управления банков своих функций, повысит их ответственность при принятии решений, связанных с необходимостью соблюдения интересов кредиторов и вкладчиков;

     — по установлению обязанности кредитных  организаций и банковских групп  раскрывать перед широким кругом пользователей информацию о подверженности рискам и процедурах управления ими;

     — по установлению для кредитных организаций (банковских групп) правил управления банковскими рисками, что позволит реализовать минимальные требования по организации внутренних процедур кредитных организаций по оценке достаточности собственных средств (капитала) (Internal Capital Adequacy Assessment Process — ICAAP) в соответствии с Компонентом 2 Базеля II. До внесения в действующее законодательство изменений, необходимых для реализации указанных полномочий, Банк России предполагает довести соответствующие минимальные требования до кредитных организаций в качестве рекомендаций.

     С учетом уроков финансового кризиса  предметом особого внимания Банка России в 2010 году будут вопросы низкой диверсификации банками принимаемых рисков, в том числе на объекты инвестиций, эмитентов ценных бумаг, экономически связанных заемщиков, отдельные отрасли (подотрасли), сегменты рынка (строительство, оптово- розничная торговля, фондовый рынок), включая концентрацию на обслуживание бизнеса владельцев кредитной организации и иных связанных с банком лиц. 

     В 2010 году Банк России продолжит работу по совершенствованию подходов к  оценке качества управления банками. В  частности, планируется установить дополнительные критерии оценок с учетом существующей в банке практики компенсационных выплат, их соотношения с уровнем принятых рисков. Планируемые изменения позволят реализовать основные международные подходы в отношении эффективной практики материального стимулирования в финансовых институтах, в том числе подходы, изложенные в “Принципах построения систем материального стимулирования в финансовых организациях”, изданных Советом финансовой стабильности (Financial Stability Board).

     В ходе анализа практики урегулирования проблем, с которыми пришлось столкнуться  в условиях глобального финансового кризиса, в частности проблем в сфере регулирования уровня рисков в кредитных организациях, Банк России определил в качестве приоритетной задачи дальнейшее совершенствование рискориентированных подходов в сфере надзора, основанных в том числе на профессиональном суждении органа банковского регулирования и надзора. Планируемое закрепление на законодательном уровне понятия “профессиональное суждение” позволит обеспечить наличие понятного и прозрачного механизма принятия органом надзора решения при вынесении им профессионального суждения в отношении оценок финансового состояния банка, его активов и пассивов, а также перспектив деятельности. В целях совершенствования оценки рисков по указанным операциям и требований к достаточности капитала на их покрытие предполагается:

     — внесение соответствующих изменений  в федеральное законодательство для создания правовой основы эффективного функционирования механизма регулирования  рисков, принимаемых кредитными организациями при осуществлении операций и сделок кредитного характера со связанными с ними лицами. Банк России принимает участие в работе над проектом федерального закона “О внесении изменений в федеральные законы, “О банках и банковской деятельности”, “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, в рамках которого предполагается установить право Банка России на предъявление требований по ограничению рисков, возникающих при совершении операций и сделок кредитного характера со связанными с кредитной организацией лицами (в том числе введение норматива максимального размера риска на связанное с кредитной организаций лицо), группой связанных заемщиков;

     — установление в отношении группы ссуд с признаками отраслевой концентрации повышенных (более 1,0) коэффициентов  риска для целей расчета норматива достаточности собственных средств (капитала) банков;

     — установление по операциям банков с  ценными бумагами (вложения в долговые ценные бумаги, кредиты на приобретение ценных бумаг, вложения в капиталы юридических лиц), а также в отношении “непрозрачных” кредитных сделок, осуществляемых, в том числе через третьих лиц, повышенных (более 1,0) коэффициентов для целей расчета норматива достаточности собственных средств (капитала) банков;

     — введение дополнительных повышенных требований по вышеназванным финансовым инструментам в части их оценки и формирования резервов на возможные потери.

     С учетом обострившейся в условиях финансово-экономического кризиса проблемы оценки стоимости имущества, а также неадекватной оценки рисков в отношении переданных под управление третьим лицам проблемных активов в числе приоритетных задач банковского регулирования в этом направлении необходимо нормативно закрепить требования, предусматривающие:

     — формирование резервов на возможные  потери по имуществу, принятому в качестве отступного либо в ходе реализации прав на залог по проблемным ссудам, в зависимости от срока его нахождения на балансе кредитной организации, реализации более консервативного подхода к использованию обеспечения I или II категории качества в целях формирования резервов на возможные потери по ссудам;

     — признание и оценка рисков в отношении  вложений кредитных организаций  в паевые инвестиционные фонды, иные фонды коллективных инвестиций, в  том числе, когда кредитная организация выступает в качестве учредителя доверительного управления, а также применения регулятивных вычетов при расчете собственных средств (капитала).

     Особое  внимание будет уделено Банком России регулированию риска ликвидности. Для приближения российской практики в данной сфере к международной банковской и надзорной практике, которая исходит из необходимости перспективной оценки объемов поступлений/ оттока средств (в зависимости от сроков их получения/погашения) 86 с целью выявления наиболее “уязвимых” периодов времени, в которые может потребоваться привлечение дополнительных ресурсов, предполагается включить внебалансовые инструменты 87 в расчет нормативов ликвидности.

     Серьезной задачей банковского регулирования остается усиление консолидированного надзора. В целях повышения эффективности консолидированного банковского надзора особое внимание будет уделено проблеме усиления ответственности юридических лиц — головных организаций банковских холдингов за деятельность входящих в их состав кредитных организаций. Прежде всего, это касается исполнения головными организациями требования Федерального закона “О банках и банковской деятельности” об уведомлении Банка России об образовании банковских холдингов. В настоящее время надзорные полномочия Банка России ограничены кредитными организациями, что не позволяет ему эффективно воздействовать на головные организации банковских холдингов, не исполняющие указанное требование. В результате Банк России не располагает достаточно полной информацией о банковских холдингах в Российской Федерации, их составе и характере влияния, которое оказывают на деятельность кредитных организаций другие участники холдингов. Предлагается изменить сложившуюся ситуацию, расширив полномочия Банка России по контролю за участием кредитных организаций в банковских холдингах. В этой связи разрабатывается проект федерального закона “О внесении изменений в федеральные законы “О банках и банковской деятельности” и “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, который направлен на уточнение основных положений консолидированного надзора и требований по раскрытию кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами информации о своей деятельности, закрепление полномочий Банка России по определению требований к системам управления рисками в кредитных организациях и банковских группах, снятие законодательных ограничений на состав информации, подлежащей обмену между головными организациями банковских групп (банковских холдингов) и участниками данных объединений юридических лиц, а также между уполномоченными органами, осуществляющими надзор за участниками групп и холдингов.

     Повышению прозрачности структуры собственности  кредитных организаций будет  способствовать также установление требования к аффилированным лицам хозяйственных обществ по предоставлению обществам информации о себе и ответственности аффилированных лиц за неисполнение данного требования, а также требования к раскрытию информации об аффилированных лицах обществами с ограниченной ответственностью. Развитие института аффилированных лиц в данном направлении необходимо также в целях предотвращения конфликта интересов при осуществлении кредитными организациями сделок со связанными лицами. В целях улучшения взаимодействия Банка России и внешних аудиторов кредитных организаций по обмену информацией о деятельности кредитных организаций предстоит внести изменения в следующие федеральные законы:

     — “Об аудиторской деятельности”,

     — “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”,

     — “О банках и банковской деятельности”.

     Внесение  указанных изменений позволит привести нормы в области банковского аудита в соответствие с международными рекомендациями, а также укрепить доверие участников российской финансовой системы к кредитным организациям, повысить эффективность банковского надзора, в том числе своевременное принятие корректирующих мер, направленных на финансовую стабилизацию рынка.

Информация о работе Перспективы развития банковской системы