Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 17:38, реферат
1. Понятие пластиковых карт.
2. Виды и особенности выпуска пластиковых карт
3. Организация рынка пластиковых карт и его участников
4. Системы платежных расчетов пластиковыми картами в Российской Федерации.
5. Конъюнктура рынка пластиковых карт в России.
6. Основные проблемы функционирования рынка пластиковых карт в России
Другим новым направлением являются продажа информации, например, подписка на базы данных, функционирующие в режиме on-line. Этот вид услуг уже достаточно распространен в России, например, базы данных "Гарант-Парк", "Россия-он-Лайн" и др.
Платежи по пластиковым картам также может осуществляться и с помощью электронных банков. Среди основных преимуществ электронных банков можно отметить относительно низкую себестоимость организации такого банка и широчайший охват клиентов. За счет этого электронный банк может предоставлять клиентам более выгодные, чем у обычного банка проценты, и предоставлять за более низкую плату больший спектр банковских и других услуг.
Некоторые
банки имеют собственные
5. Конъюнктура рынка пластиковых карт в России.
Российский рынок пластиковых банковских карт возник относительно недавно. В 2009 году российские банки выпустили минимальный объем пластиковых карт за восемь лет - всего 4,7 миллиона штук. Это втрое меньше, чем в 2008 году.
Рынок
платежных карт в Российской Федерации
активно развивается в
В день совершается более 1 млн. операций по картам, а ежедневный оборот превышает 3 млрд. руб.
В структуре рынка пластиковых карт на долю международных платежных систем приходится свыше 65% карт, выпущенных в нашей стране. Из локальных российских платежных систем наиболее заметно присутствие систем STB card (эмитировано 2,6 млн. карт) и Золотой Короны (1,6 млн. карт). Данные об эмиссии платежных карт Union Card не раскрываются.
Среди особенностей российского рынка кредитных карт можно отметить следующие.
Во-первых, достаточно незначительный разброс в оценках: для семи из десяти банков различия в эффективности их работы не превышают 8%. То есть по итогам аудита качества обслуживания можно сделать вывод о том, что большинство банков — участников предлагают новую услугу примерно на одинаковом уровне. В то же время важно отметить наличие неиспользованного потенциала в 30%, что демонстрирует незрелость формирующегося рынка кредитных карт и слабую дифференциацию формата предлагаемых услуг, вследствие невысокой конкуренции в сегменте.
Во – вторых, банки, которые не предлагают своим клиентам классические кредитные карты (Райффазенбанк, Уралсиб и Внешторгбанк) показывают довольно высокий уровень качества консультирования по процессу консультирования по данным видам услуг.
Рассмотрим более подробно участников рынка пластиковых карт и особенностей сделок с ними. Так, среди жителей Москвы 18—60 лет обладателями кредитных карт являются; 18,1% (или 940 тыс. чел.).
Три четверти кредитных карт относятся к системам Visa и MasterCard.
Среди владельцев кредитных карт — выше среднего доля мужчин, почти две трети из них относятся к возрастной группе 24—40 лет, столько же имеют высшее образование, более 90% работают.
Потенциальные
потребители кредитных карт отличаются
несколько большей долей
Распространенное мнение о том, что обладатели пластиковых карт в России используют их раз в месяц — для получения зарплаты, — оказалось неверным. Во всяком случае, те россияне, которые имеют доступ в Интернет, пользуются банковскими картами вполне цивилизованно. Статистический опрос показал, что лишь 6 процентов держателей карт просто забирают с них зарплату. 50 процентов держателей и расплачиваются картой, и снимают с нее деньги. Оплата товаров и услуг пластиковыми картами в 2009 году выросла на 9,4% по сравнению с 2008 годом, за 2008 год - на 73,1% по сравнению с 2007 годом.
Одним из факторов роста платежей через пластик стало увеличение доли держателей, использующих платежи по банковской карте. На начало 2010 года порядка 69% держателей пластиковых карт (как кредитных, так и дебетовых) имели опыт их использования для оплаты товаров и услуг. Причем, эта цифра по сравнению с серединой прошлого года увеличилась на 15 процентных пунктов (с 54%). Этот рост был осуществлен преимущественно за счет снижения доли тех, кто использовал карты для снятия наличных в банкоматах и отделениях банков.
Снимают наличные по мере надобности — 6 процентов. 59,7 процентов россиян, участвовавших в проведенном экспертами ROMIR Monitoring опросе, ответили, что пластиковых карт у них нет. Ими почти не пользуются россияне пенсионного возраста (97 процентов), респонденты с начальным образованием (98 процентов) и низким уровнем дохода (92 процента).
Исследование также показало, что чем крупнее город, тем больше в нем доля граждан, имеющих пластиковые карты. Так, в мегаполисах банковскими карточками пользуются 26 процентов проживающих в них россиян, а в сельской местности — 6 процентов.
Как
свидетельствуют результаты исследования
рынка пластиковых карт, почти половина
обладателей пластиковых карт в России
имеют стаж пользования от года до трех
лет. Из них 86 процентов сказали, что пластиковая
карта — это вполне удобное средство расчета.
Так, среди молодежи (18—24 года) такой вариант
ответа указали 90 процентов опрошенных,
а среди пенсионеров—62 процента. Об удобстве
пользования пластиковыми картами также
несколько чаще говорили россияне с высшим
образованием и высоким уровнем дохода.
Россияне значительно чаще стали использовать пластиковые карты для оплаты товаров и услуг за рубежом.
Эти показатели могли бы быть еще выше, если бы российские граждане не опасались дополнительных расходов, которые возникают при использовании «пластика» за границей. Опросы показывают, что 67 процентов граждан, использующих пластиковые карты за рубежом, не знают конкретных расценок на снятие наличных в банкоматах за рубежом.
В идеале все должно ограничиться стандартным сбором, который взимает банк-эмитент. Для кредитных карт он составляет 2-7 %, для дебетовых – 1-1,5%. По правилам платежных систем, если вы снимаете средства в национальной валюте (например, евро во Франции), то комиссия взиматься не должна.
Но
в правилах оговаривается, что она
может быть установлена, если это
обусловлено налоговым или
6. Основные проблемы функционирования рынка пластиковых карт в России.
Несмотря на значительный количественный рост показателей, характеризующих развитие безналичных расчетов с использованием банковских карт в сфере розничных платежей (количество карт, их оборот, количество банков-участников и т. п.), нельзя не отметить и негативные тенденции в данной сфере.
По-прежнему держатели карт отдают предпочтение операциям по снятию наличных (их удельный вес в общем объеме совершенных на территории Российской Федерации операций - 95%) над безналичными платежами в торгово-сервисной сети.
Одна из основных проблем, возникающих перед кредитными организациями на рынке банковских карт, - это привлечение предприятий торговли к обслуживанию операций с банковскими картами. Магазины и предприятия сферы обслуживания зачастую отказываются принимать при оплате товаров и услуг платежные карты, в том числе из-за нежелания повышать прозрачность своего бизнеса, нести дополнительные затраты на оборудование, платить торговую комиссию, обучать персонал.
Также, возникают значительные проблемы и при расчетах пластиковыми картами:
Потери от теневого бизнеса на рынке пластиковых карт составляет 0,5 –1,5 млрд. долл. ежегодно.
7. Формирование направлений совершенствования рынка пластиковых карт на среднесрочный период.
Для создания общих оптимальных условий развития рынка пластиковых карт в России необходимо предпринять следующие меры:
Для повышения
скорости и эффективности
Для защиты сделок по пластиковым картам были организованы специальные центры сертификации в Интернет, которые следят за тем, чтобы каждый участник электронной коммерции получал бы уникальный электронный "сертификат". В этом "сертификате" с помощью открытого ключа центра сертификации зашифрован публичный ключ данного участника коммерческих сделок.
Важным в области защиты операций на рынке с пластиковыми картами является и контроль информационных связей между банковскими автоматами и центром обработки информации, контроль работы банковского персонала. Среди методов защиты пассивных кредитных карточек известны следующие: