Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:09, курсовая работа
Целью данной работы является изучение платежных систем на основе банковских карт.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить современное состояние и проблемы развития платежных систем на основе банковских карт в России;
- рассмотреть нормативно-правовое регулирование платежных систем на основе банковских карт;
- определить классификацию и особенности банковских карт;
- выявить порядок организации работы с банковскими картами в коммерческих банках;
- провести анализ деятельности платежных систем на основе банковских карт;
Тенденция к сокращению доли эмиссии коммерческих продуктов, характерная для российского рынка, противоречит общемировой тенденции: на развитых карточных рынках доля коммерческих карточек, наоборот, растет, равно как и общее значение коммерческих продуктов для банковского карточного бизнеса.
В целом, низкая доля коммерческих продуктов на отечественном карточном рынке явно не способствует увеличению его масштабов, поскольку, как известно из мировой практики, средние размеры транзакции по коммерческим карточкам намного выше, чем по карточкам для физических лиц. Кроме того, коммерческие карточки, как правило, используются для платежных транзакций, а не для снятия наличных, поэтому увеличение выпуска таких карточек должно способствовать росту карточного рынка в целом и повышению доходов его участников.
Как свидетельствует статистика, в 2012 г. продолжилась тенденция к географической диверсификации карточного бизнеса в России. Этот вывод можно подкрепить следующим фактом. Если по итогам 2008 г. в России было всего четыре региона, банки которых эмитировали более 1 млн. карточек, то к концу 2009 г. таких регионов было уже девять, а к концу 2012 г. - 14. Однако в целом географическая структура российского карточного рынка свидетельствует о высокой концентрации эмиссии и использования карточек в очень небольшом числе регионов, прежде всего в Московском (Москва и Московская область). В 2009 г. в этом регионе было эмитировано 22,62 млн. банковских карточек, или 41,37% общей эмиссии; в 2010 г. эти показатели составили соответственно 31,64 млн. карточек и 42,32%. По этому показателю Московский регион во много раз опережал своего ближайшего "конкурента" - Санкт-Петербург и Ленинградскую область, где по состоянию на конец 2010 г. банки выпустили 4,82 млн. карточек. Банки занимающей третье место по размеру эмиссии Тюменской области выпустили в 2012 г. 2,68 млн. карточек. На долю этих трех ведущих регионов по итогам 2012 г. приходилось 52,35% общей эмиссии банковских карточек в России.
Считается, что до 90% всех эмитированных карточек в России выдаются работникам предприятий, компаний и организаций с тем, чтобы держатели имели возможность доступа к своим банковским счетам в дни получения заработной платы. Если эти данные соответствуют действительности, то это фактически означает, что подавляющее большинство эмитированных карточек в России продолжает оставаться дебетовыми продуктами с непосредственным дебетованием счета. (Карточки с кредитной функциональностью выпускаются для физических лиц на основании индивидуальных кредитных договоров.) Следовательно, максимальный размер кредитного сегмента по состоянию на конец 2010 г. не мог превышать 7,47 млн. карточек. Однако и эта оценка, очевидно, является завышенной, поскольку и для клиентов "с улицы" банки выпускают не только кредитные, но и обычные дебетовые карточки с непосредственным дебетованием счета.
Особенности эмиссии банковских карточек во многом определяют и характерные черты их использования. За исключением одного показателя, все ключевые индикаторы использования российских банковских карточек в 2012 г. показали положительную динамику. Увеличились как абсолютные, так и относительные (т. е. в расчете на 1 карточку) показатели количества транзакций, суммарного оборота и абсолютной суммы платежных транзакций за год. По сравнению с 2009 г. сократилась лишь и без того низкая доля платежных транзакций в общем обороте.
Если бы не последний из упомянутых показателей, то характер развития российского карточного рынка в 2012 г. можно было бы отнести к интенсивному, а не к экстенсивному типу. При интенсивном типе развития темпы прироста показателей использования карточек должны превышать ежегодные приросты объемов эмиссии.
Именно такой характер динамики наблюдается на развитых карточных рынках - в США, Великобритании, Германии, Франции и ряда других стран. Для развивающихся рынков - таких, как Россия, более типичен экстенсивный рост, когда темпы прироста эмиссии опережают темпы прироста таких показателей, как общее количество и абсолютная и относительная (в расчете на одну карточку) величина транзакций в денежном выражении.
Применительно к России следует учитывать еще два фактора, которые в целом негативно влияют на характер роста карточного рынка. Первый из этих факторов - высокая инфляция. Стабильно высокий рост цен приводит к тому, что реальная картина использования карточек, особенно как инструмента оплаты товаров и услуг, сильно искажается. Даже если мы воспользуемся официальными показателями инфляции, то увидим, что в 2011 г. средняя величина одной транзакции в денежном выражении была ниже, чем в 2010 г. Другими словами, при корректном использовании дефляторов (т. е поправки на темпы инфляции) динамику роста российского карточного рынка практически однозначно надо отнести к экстенсивному типу.
Однако, интенсивный тип развития карточного рынка является свидетельством эффективности карточного бизнеса в масштабах всего рынка. Такое положение дел означает, что отдача от каждой выпущенной карточки, как для эмитента, так и для эквайрера с каждым годом становится выше, поэтому растут и их доходы, как в абсолютном, так и в относительном выражении. При экстенсивном типе развития отдача от каждой карточки падает, поэтому задача увеличения доходов (в абсолютном выражении) может быть решена только за счет увеличения числа выпущенных карточек.
Второй фактор, подчеркивающий наличие негативных тенденций на российском карточном рынке, связан с более долгосрочной динамикой. Даже без использования дефлятора оказывается, что величины некоторых ключевых показателей - скажем, в 2007 и 2008 гг. - были выше, чем в 2010 г. Например, в 2007 г. российский держатель пользовался своей карточкой в среднем 17,1 раз в год, в 2008 г. - 17,3 раза, а в 2012 г. - всего 16,2 раза в год. Разумеется, негативная динамика этого показателя мало что меняет в общей картине. Статистические данные свидетельствуют, что российские держатели как совершают, так и продолжают совершать ежемесячно в среднем одну-две транзакции. Нетрудно догадаться, что подавляющая часть этих операций производятся в банкоматах или ПВН для снятия наличных в день получения зарплаты.
Среди международных банковских карт карточка VISA (Gold VISA, VISA Classic, VISA Business, VISA Electron, VISA Plus) – наиболее популярная, престижная, и, соответственно, дорогая.
Чуть менее популярна EuroCard/MasterCard (EuroCard/MasterCard Standard, EuroCard/MasterCard Gold). Несмотря на «европейское» происхождение, к оплате она принимается во всем мире подобно картам VISA.
Карта American Express отличается от предыдущих разве что степенью своей доступности. Дело в том, что, в отличие от VISA и EuroCard/MasterCard, American Express воздерживается от практики предоставления банкам права эмиссии своих карточек, и потому в мире карту American Espress с логотипом какого-либо банка встретить крайне сложно. Между тем, несмотря на то, что эксклюзивным правом обладают лишь подразделения компании American Express, насчитывается около десятка российских банков, распространяющих карточки этой компании. Однако специфический характер этой карты, а также отсутствие в России института кредитных историй обуславливают то, что банки предпочитают выдавать карточки AmEx только своим самым солидным и проверенным клиентам. Карты American Express также бывают различных типов: Personal, American Express Company, American Express Gold и не так давно появившаяся Optima True Grace Card.
Немаловажную роль на сегодняшний день играет мобильный банкинг. Мировая статистика использования дистанционного доступа к банковским услугам, в том числе с помощью мобильной телефонной связи, демонстрирует интересные тенденции. В странах, расположенных на севере Европы, до 50% розничных банковских операций совершается в дистанционном режиме, а на юге Европы этот показатель едва ли не превышает 10%.
Обосновать этот факт при помощи науки непросто: ясно, что «южные» банки заинтересованы в совершении операций в дистанционном режиме ничуть не меньше, чем «северные». Выдвигаются предположения, что на севере, где холодно, людям предпочтительнее лишний раз не выходить из дома. А на юге клиентам погодные условия позволяют пройти некоторое расстояние для того, чтобы пообщаться с банкирами лично.
Однако банкам наметившаяся тенденция обходится недешево, а финансово-кредитным институтам «дистанционная самостоятельность» клиентов, напротив, сулит немалые выгоды. Начать хотя бы с того, что в этом случае снижается нагрузка на банковские call-центры, а в оптимальном случае куда менее актуальной становится задача открытия новых офисов или создания новых «точек продаж». Ясно, что последний «плюс» особенно привлекателен для российских банков: не секрет, что в данный момент времени между ними развернулось настоящее соревнование по количеству офисов и филиалов. Наличие разветвленной сети дает возможность существенно «нарастить» клиентскую базу, но в свою очередь оно же оборачивается для банка серьезными затратами – в особенности в тех случаях, когда сеть «наращивают» в столице и городах-миллионниках, где ставки аренды и стоимость квадратных метров очень высоки.
С одной стороны, банки, конечно, объективно заинтересованы в том, чтобы клиент не приходил в офис, не «загружал» сотрудников фронт-офиса текущими операциями, а просто присылал сообщения с требованием списать средства со счета, или, напротив, добавить их, осуществить коммунальные платежи и т.д. С другой стороны, банкиры прекрасно понимают, что так называемый sms-банкинг – это услуга, по определению предназначенная для пользователей мобильных телефонов. Причем не для простых пользователей, а для «продвинутых» пользователей – вряд ли стоит рассчитывать на то, что бабушка-пенсионерка, которой внук на рождение подарил сотовый, начнет немедленно управлять своим счетом в Сбербанке, набирая «sms» (хотя, по утверждению банкиров, бывают и такие прецеденты). А «продвинутых» пользователей в России пока немного, и развивается большинство из них пока не в сторону освоения технологий мобильного банкинга, а в сторону осуществления операций с помощью Интернета. Во всяком случае, число пользователей услуг, предоставляемых в рамках онлайн-банкинга, растет в нашей стране быстрее, чем число пользователей услуг, предоставляемых в рамках мобильного банкинга.
Тем не менее, банкиры настроены оптимистично: по их словам, многообещающим фактором является то, что в России общее количество мобильных телефонов, которые находятся на руках у населения, в три раза превышает количество банковских пластиковых карт, эмитированных в рамках «зарплатных» и кредитных проектов. При этом мобильные телефоны давно перестали быть предметом роскоши, которой пользуются исключительно жители крупных российских городов. Сейчас несколько телефонов можно встретить в деревнях и в малых и в средних городах, в которых пока только один-два банка со своими отделениями.
Вдохновляет банкиров и другое: как отмечают эксперты, сейчас формируется еще одна новая категория «продвинутых» пользователей мобильной связи, которые могут быть очень интересны банкам. Речь идет о wap-технологиях. О масштабах новой аудитории говорит тот факт, что в 2001 году технологию wap поддерживали только две модели телефонов, а в 2003-2004 годах начался бурный рост рынка и спрос аудитории. В итоге на сегодняшний день wap поддерживают практически все современные модели мобильных телефонов. Российская аудитория wap за один месяц в прошлом году составила 9 млн. человек, в текущем – месячная аудитория выросла до 22 млн. человек. Возможности wap-банкинга гораздо шире, чем sms-банкинга. По сути, пользователь wap имеет доступ к сайту банка в режиме 7х24. Конечно, говорят банкиры, даже самый высокий уровень развития Интернет-банкинга и мобильного банкинга не отменит классического банковского обслуживания – то есть, было бы ошибочным полагать, что по мере роста числа «продвинутых» пользователей банковские филиальные сети начнут отмирать за ненадобностью. Разумеется, офисы, филиалы и «точки продаж» банковских услуг сохранятся – хотя бы потому, что не все операции можно совершать с помощью онлайн-технологий и мобильных технологий; в некоторых случаях электронной цифровой подписи недостаточно, и необходимо личное присутствие клиента в офисе финансово-кредитной организации. Не следует забывать и о психологическом моменте: всегда и во всех странах сохраняется категория клиентов, для которой важен личный визит в банк и личное общение с менеджером.
Исходя из этого аналитики прогнозируют улучшение общей ситуации не ранее чем к концу года.
Эксперты указывают на то, что принятые в США новые законы по защите интересов потребителей будут давить на прибыльность еще в течение длительного периода времени. «Бизнес с кредитными картами будет вынужден мучительно приспосабливаться к этим нововведениям и в будущем году», – отметил аналитик из Sterne Agee Генри Коффи.[5,c.205]
В течение многих лет отрасль процветала. В обращение было введено 700 млн карт, т.е. примерно по 2,5 на каждого американца. Теперь же в долговую зависимость по своим картам попали 44% их держателей. Проблемой это стало для отрасли в тот момент, когда в ходе экономической рецессии безработица перешагнула 9%. С тех пор большинство операторов фиксируют постоянный рост невозвратов по кредитам и высокий уровень списаний, что вынуждает их проявлять все большую осторожность при выдаче кредитных карт.
Несмотря на цифры, озвученные Capital One, эксперты все-таки уверены, что не позднее конца года ситуация для всех операторов разрядится. В конце концов, уже несколько месяцев подряд число случаев невыплат по кредитам, которые отмечались бы сразу после подписания договора, уменьшается. Это своего рода индикатор того, что качество займов в финансовой отчетности в целом улучшается.
В перспективе новые директивы по защите прав потребителя будут тормозить прибыльность отрасли. В частности, они запрещают чрезмерное увеличение сборов и штрафных процентов. По оценке экспертов, доходы American Express и других операторов до недавнего времени ежегодно прирастали на 20,5 млрд долл. за счет замаскированных в договорах мелким шрифтом штрафных сборов и дополнительных процентов. Теперь, как полагают эксперты, эта цифра должна стать в среднем по отрасли вдвое меньше. Сейчас менеджеры, которых коснулись нововведения, пытаются найти в них и какие-то положительные моменты. «Лично мне кажется, что новые правила для отрасли кредитных карт очень полезны», – заявила финансовый директор MasterCard Мартина Хунд-Мейян в беседе с Handelsblatt, по мнению которой, теперь взаимоотношения между потребителем и выпустившим карту банком стали гораздо более четко отрегулированными. «Даже мне понять, что там прописано мелким шрифтом, весьма затруднительно», – призналась г-жа Хунд-Мейян.
Последствия введения в США новых законодательных директив уже вполне ощутимы. Ввиду того что возможность использования высоких штрафных процентов ограничена, стали расти основные сборы и проценты. Одновременно не так широко, как раньше, применяется практика предоставления бесплатных карт, сопряженных с дорогими бонусными программами кредитных карт.
Информация о работе Платежные системы на основе банковских карт в РФ