Порядок открытия расчетных счетов в банке и порядок ведения операций по ним

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 16:42, доклад

Описание

Нормативным документом, определяющим порядок осуществления безналичных расчетов, является положение ЦБ России от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (в ред. от 03.03.2003).
Организация может иметь несколько расчетных счетов одновременно. По своему усмотрению она выбирает банк для открытия счета. Организация может производить все виды операций с любого расчетного счета.
Порядок открытия р

Работа состоит из  1 файл

Порядок открытия расчетных счетов в банке и ведения операций по ним.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)


Порядок открытия расчетных счетов в банке и ведения операций по ним

Нормативным документом, определяющим порядок осуществления безналичных расчетов, является положение ЦБ России от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (в ред. от 03.03.2003).

Организация может иметь несколько расчетных счетов одновременно. По своему усмотрению она выбирает банк для открытия счета. Организация может производить все виды операций с любого расчетного счета.

Порядок открытия расчетных и иных счетов, совершение и оформление операций устанавливаются ЦБ России.

Для открытия расчетного счета в банке необходимо предоставить следующие документы:

        нотариально заверенную копию устава (и нотариально заверенную копию учредительного договора, если он есть);

        нотариально заверенную копию свидетельства о регистрации в регистрационной палате;

        нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

        ксерокопию кодов статистики, заверенную руководителем организации и печатью организации;

        ксерокопия решения учредителя (протокола общего собрания учредителей) о назначении руководителя организации, заверенную ее руководителем и печатью;

        ксерокопию приказа о назначении главного бухгалтера организации, заверенную ее руководителем и печатью;

        справки из Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования и Пенсионного фонда;

        банковскую карточку с нотариально заверенными образцами подписей руководителя и главного бухгалтера организации.

При изменении названия организации, характера ее деятельности, состава распорядителей счета в документацию вносятся соответствующие исправления, а при реорганизации организации в банк представляются новые документы.

Все операции по счету осуществляются на основании письменных распоряжений владельца счета:

        внесение наличных сумм – на основании объявления на взнос наличными;

        получение наличными со счета – денежного чека;

        перечисления – платежного поручения, расчетного чека, платежного требования-поручения.

В безакцептном порядке банком могут списываться средства в оплату электроэнергии, теплоснабжения, водоснабжения и т. п. (расчеты в порядке плановых платежей).

Также в безакцептном порядке производится списание по решению судебных и налоговых органов.

Основанием для записей в учетных регистрах служат банковские выписки – перечень всех совершенных операций по счету за период с прилагаемыми копиями платежных документов. Все записи в выписке по кредиту означают поступление на счет, по дебету – списание со счета.

Выявленные ошибки исправляются после согласования с банком, для чего установлен предельный срок – 10 дней со дня получения выписки.

 

Расчетный счет – это счет, открытый в банке и предназначенный для хранения рублевых средств организации и проведения безналичных расчетов с другими юридическими и физическими лицами.

Расчетный счет является основным счетом организации, через который без ограничения осуществляются все денежные расчеты.

На расчетный счет могут поступать платежи от покупателей и заказчиков в счет оплаты поставленных им товаров, продукции (выполненных работ, оказанных услуг), суммы в погашение дебиторской задолженности, кредиты банков и займы от других организаций, вноситься наличные денежные средства из кассы организации и др.

Со своего расчетного счета организация может осуществлять платежи за объекты основных средств, сырье и материалы, платежи за аренду помещений и коммунальные услуги, платежи по различным налогам и сборам, получать наличные денежные средства по чеку на выплату заработной платы работникам организации, на командировочные расходы, операционные и хозяйственные расходы и др.

10.3.1. Порядок открытия расчетного счета в банке

Для ведения безналичных расчетов в рублях организация должна открыть хотя бы один расчетный счет в кредитной организации (банке), имеющей право на открытие и ведение банковских счетов юридических лиц.

Порядок открытия и ведения банками расчетных счетов организаций регламентируются Инструкцией ЦБ России.

Для открытия расчетного счета организация (юридическое лицо) обязана представить в банк следующие документы:

        заявление об открытии расчетного счета по установленной форме (форма № 0401025), подписанное руководителем и главным бухгалтером организации;

        свидетельство о государственной регистрации предприятия;

        пронумерованные и прошнурованные, заверенные нотариально копии устава и учредительного договора. Если учредитель один, то вместо учредительного договора – решение учредителя о создании предприятия;

        карточка банка с образцами подписей руководителя, заместителя и главного бухгалтера; с оттиском печати предприятия – в 2 экз., заверенных нотариально;

        документ налогового органа, подтверждающий постановку на налоговый учет;

        копии документов о назначении на должность лиц, имеющих право первой и второй подписи;

        копию справки о присвоении статистических кодов.

Из перечисленных документов непосредственно для банка оформляются заявление на открытие счета и карточка с образцами подписей и оттиска печати.

Все остальные документы формируются организацией при ее государственной регистрации.

В заявлении на открытие счета указываются наименование учреждения банка и полное и точное наименование организации, указанное в учредительных документах.

Бланк заявления на открытие счета (форма № 0401025) выдается банком.

Заявление на открытие счета подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. Если в штате нет должности главного бухгалтера, заявление подписывается только руководителем организации.

Карточку с образцами подписей и оттиска печати представляют все организации, которым открываются расчетные счета в банках.

Образец указанной карточки и порядок ее оформления установлены указанием ЦБ России от 21.06.2003 г. № 1297-У (в ред. указания ЦБ России от 25.03.2004 г. № 1403-У).

Бланки карточек изготавливаются банками самостоятельно и выдаются организации перед заключением договора банковского счета.

Карточки могут заполняться с применением пишущих машин или ЭВМ шрифтом черного цвета либо ручками с пастой (чернилами) черного, синего или фиолетового цветов.

Право первой подписи принадлежит руководителю организации, которой открывается счет, а также иным лицам, обладающим организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, уполномоченным на основании письменного распоряжения (приказа) руководителя организации.

Право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру и/или лицам, уполномоченным на ведение бухгалтерского учета письменным распоряжением (приказом) руководителя организации.

Правом первой или второй подписи могут обладать одновременно несколько сотрудников юридического лица. Сотрудник организации не может быть наделен одновременно правом первой и второй подписи. Правом первой или второй подписи могут обладать иные лица на основании соответствующей доверенности.

Лица, имеющие право первой и второй подписи, указываются в карточке с образцами подписей и оттиска печати при ее составлении. Образец подписи руководителя включается в карточку обязательно. Право первой подписи не может быть предоставлено главному бухгалтеру и другим лицам, имеющим право второй подписи.

При отсутствии в штате организации лиц, в обязанности которых входит ведение бухгалтерского учета, в карточке проставляется собственноручная подпись (подписи) лица (лиц), наделенного правом только первой подписи.

Подлинность собственноручных подписей лиц, обладающих правом первой или второй подписи, должна быть удостоверена нотариально. Применение факсимильной подписи для заполнения карточки не допускается.

В карточку с образцами подписей и оттиска печати обязательно включается образец оттиска печати организации.

В карточках с образцами подписей и оттиска печати банком указывается номер открываемого расчетного счета.

Карточки с образцами подписей и оттиска печати остаются в банке и используются для сверки подписей и оттиска печати, проставленных на представляемых организацией расчетных и платежных документах. Например, такая сверка производится при выдаче организации наличных денег по чеку.

Проставляемые на расчетных и платежных документах подписи руководителя и главного бухгалтера организации должны точно соответствовать представленным в банк образцам подписей. При несовпадении проставленных на документах подписей с их образцами, находящимися в банке, банк вправе отказать в приеме этих документов и не осуществить платежи и расчеты по ним.

При открытии расчетного счета с организацией заключается договор банковского счета, в котором отражаются перечень банковских услуг по расчетному и кассовому обслуживанию организации, условия размещения средств на счете организации, права и обязанности сторон и др.

По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый организации-клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

До подписания договора организация должна ознакомиться с тарифом комиссионных вознаграждений за оказываемые банком услуги.

В договоре банковского счета указываются номер открытого расчетного счета, а также приводятся платежные реквизиты банка для осуществления безналичных расчетов (корреспондентский счет банка и банковский идентификационный код – БИК). Для проведения расчетных операций каждая кредитная организация (банк), расположенная на территории РФ и имеющая лицензию ЦБ России на осуществление банковских операций, открывает по месту своего нахождения один корреспондентский счет в подразделении расчетной сети ЦБ России.

Корреспондентский счет – это банковский счет, отражающий расчеты, произведенные банком по поручению и за счет другого банка на основе заключенного корреспондентского договора.

В настоящее время номера расчетных счетов организаций и корреспондентских счетов банков состоят из 20 цифровых знаков.

Банковский идентификационный код (БИК) определяется в соответствии со «Справочником БИК РФ» и указывается обслуживающим банком в договоре банковского счета. Справочник БИК РФ представляет собой систематизированный перечень участников расчетов, осуществляющих платежи через расчетную сеть ЦБ России с указанием их банковских идентификационных кодов.

Структура банковского идентификационного кода и порядок его присвоения устанавливаются отдельным нормативным актом ЦБ России. В настоящее время банковский идентификационный код (БИК) состоит из 9 цифровых знаков.

Информация об открытии расчетных счетов в банках должна быть в обязательном порядке доведена до сведения налоговых органов. Это требование является обязательным как для вновь зарегистрированных организаций, так и для действующих организаций.

С этой целью банки в пятидневный срок со дня открытия организацией расчетных или валютных счетов направляют налоговому органу, выдавшему справку о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, специальную форму «Сообщение банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета».

Налоговые органы после получения сообщения банка об открытии (закрытии) организации-налогоплательщику того и иного счета направляют в банк специальную форму «Информационное письмо, налогового органа о получении сообщения банка об открытии (закрытии) банковского счета».

Операции по движению денежных средств на любых счетах организации можно осуществлять только после получения банком указанного выше информационного письма от налогового органа.

При осуществлении расчетных операций и для идентификации организаций-налогоплательщиков каждой организации присваивается идентификационный номер налогоплательщика.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) присваивается организации налоговым органом при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации и указывается в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе юридического лица.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) – это единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, и на всей территории РФ номер, присваиваемый каждому налогоплательщику.

ИНН формируется как цифровой код, состоящий из последовательности цифр.

Для организаций – юридических лиц используется десятизначный цифровой код, где:

        первые четыре знака обозначают код налогового органа, который присвоил налогоплательщику идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

        последующие пять знаков обозначают собственно порядковый номер налогоплательщика-организации;

        последний знак представляет собой контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму, установленному Федеральной налоговой службой.

В дополнение к идентификационному номеру налогоплательщика (ИНН) организации также присваивается код причины постановки на учет.

Код причины постановки на учет (КПП) присваивается организации при постановке на учет в налоговом органе и также указывается в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

КПП формируется как цифровой код, состоящий из последовательности цифр. Для организаций – юридических лиц используется девятизначный цифровой код, где:

Информация о работе Порядок открытия расчетных счетов в банке и порядок ведения операций по ним