Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:59, курсовая работа
Потребительский кредит выполняет ряд важных социальных и экономических функций.
Так, во-первых, данный вид кредитования существенно расширяет возможности потребителей, предоставляя возможность платить потом за благо, которым пользуются уже сейчас.
Во-вторых, потребительское кредитование стимулирует производство и вообще предложение товаров и услуг.
«Потребительский кредит: развитие, проблемы, совершенствование»
Потребительский кредит выполняет ряд важных социальных и экономических функций.
Так, во-первых, данный вид кредитования существенно расширяет возможности потребителей, предоставляя возможность платить потом за благо, которым пользуются уже сейчас.
Во-вторых, потребительское кредитование стимулирует производство и вообще предложение товаров и услуг.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов потребительского кредитования на различных этапах его существования и развития.
Потребительский кредит - авансирование денежных средств финансовым учреждением или частным лицом заемщику в целях удовлетворения его собственных текущих непроизводственных потребностей.
Потребительское кредитование осуществляется на тех же общих принципах, которые присущи кредиту как экономической категории – срочности, платности и возвратности.
Субъектами отношений банковского потребительского кредита являются с одной стороны заемщики - отдельные физические лица, а с другой – кредиторы, в роли которых могут выступать как специализированные финансовые учреждения, так и частный сектор. То есть в качестве заемщика выступает население, а предоставляют основную часть потребительского кредита банковские учреждения.
Посредствующим звеном при предоставлении потребительского кредита выступает предприятие или организация, где работает заемщик.
ПО ФОРМЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ:
Потребительский кредит может предоставляться в форме коммерческого кредита (продажа товаров с отсрочкой платежа) и банковского (ссуды на потребительские цели). Его объектом обычно являются товары длительного пользования, услуги и денежные средства.
Потребительская форма кредита, как было отмечено, в отличие от его производительной формы используется населением на цели потребления, он не направлен на создание новой стоимости, преследует цель удовлетворить потребительские нужды заемщика.
Объективным условием, необходимым для широкого распространения потребительского кредитования является нормализация политического и экономического климата в стране.
Можно выделить две принципиальные схемы продажи товаров длительного пользования в кредит:
• двусторонняя (два основных варианта схемы):
продавец — покупатель, при которой продавец товара выступает одновременно и кредитором; при этом не исключен вариант перепродажи/переуступки долга потребителя третьему лицу (как правило, коммерческому банку или финансовой компании);
кредитор — покупатель, при котором кредитор предоставляет покупателю несвязанный кредит, а покупатель расплачивается с продавцом чеком банка;
• трехсторонняя (покупатель — продавец — кредитор), при которой продавец товара немедленно предъявляет счет покупателя (потребителя) к оплате финансовому институту (банк, финансовая компания), обслуживающему покупателя; эту схему, как правило, обслуживают три независимых договора.
ВИДЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТА:
В зависимости от экономического содержания банковские потребительские ссуды можно разделить на четыре группы.
1. Ссуды на текущие эксплуатационные затраты домашних хозяйств (ссуды в оборотные непроизводственные фонды домохозяйств). По своему характеру рассматриваемые банковские ссуды являются револьверными.
2. Ссуды в основные непроизводственные фонды домашних хозяйств. Одним из старейших видов таких ссуд является ипотечный жилищный кредит. Здесь сферой приложения банковского кредита служат прежде всего капитальные затраты физических лиц, связанные со строительством и модернизацией жилых домов.
3. Третью группу банковских потребительских ссуд образуют ссуды на затраты, связанные с расширенным воспроизводством рабочей силы, т.е. ссуды в человеческий капитал. К ним также относятся ссуды, предоставляемые банками гражданам для оплаты различных услуг, связанных с медицинским лечением, получением профессионального образования и организацией семейного отдыха.
4. В четвертую группу банковских потребительских ссуд входят ссуды частным лицам на формирование собственного денежного имущества, важнейшими элементами которого являются различные денежные (кассовые) активы домашних хозяйств в виде ценных бумаг, средства на персональных текущих (чековых) счетах, счетах срочных, целевых и сберегательных вкладов.
ПО ХАРАКТЕРУ ПОГАШЕНИЯ:
Потребительский кредит принято делить на погашаемый постепенно и единовременно. Потребительский кредит, погашаемый разовым взносом должника, как правило, предоставляется коммерческими банками или предприятиями сферы услуг. Под постепенно погашаемым кредитом понимается ссуда, погашаемая двумя и более взносами.
ПО ФОРМЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ:
Потребительский кредит также делится на финансовый и товарный. Очевидно, что под финансовым кредитом подразумевается выдача денежной ссуды, а под товарным предоставление продавцом товара права потребителю заплатить за сделанную у него покупку в рассрочку.
Для кредитора важным фактором, влияющим на сумму выдаваемого кредита, сроки и процентную ставку, является «кредитная история» заемщика. В ней отражаются результаты кредитных операций конкретного человека и его характеристика как плательщика – средняя заработная плата за определенный период, место работы, семейное положение.
РОЛЬ: потребительский кредит служит важнейшим инструментом, обеспечивающим непрерывность всего процесса капиталистического расширенного воспроизводства, кругооборота основного и оборотного капитала деловых предприятий, основных и оборотных средств домашних хозяйств, а также рабочей силы владельцев этих хозяйств.
Функции потребительского кредита: стимулирование эффективности труда, расширение рынков сбыта, ускорение процессов накопления и др.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ кредитования : Первые появились банки США.. Еще в 1920-1930 гг. группа из нескольких банков создала у себя отделы потребительского кредита. Первоначально эта банковская группа предоставляла займы частным лицам на такие цели, как оплата медицинской помощи, стоматологических услуг, обучения и т.п., но затем приступила и к выдаче ссуд на покупку в рассрочку потребительских товаров. После окончания войны сектор потребительского кредита стал одним из наиболее быстроразвивающихся сегментов рынка кредитных услуг коммерческих банков.В России первые меры по предоставлению населению кредитов относятся к 1729 году. Согласно указу Екатерины I «повелено было монетной конторе выдавать ссуды под заклад золотых и серебряных вещей». При царствовании Елизаветы был учрежден заемный банк, который наряду с другими операциями выдавал ссуды населению под драгоценные заклады.
С 60-х годов XIX столетия стали учреждаться акционерные коммерческие банки, развитие которых активизировалось в 90-е годы.
Инфраструктура рынка потребительского кредита в России представлена следующими учреждениями: банками, торговыми организациями, ломбардами, инвестиционными компаниями, агентствами по ипотечному кредитованию, предприятиями и организациями, предоставляющими ссуды своим работникам, пунктами проката и др.
ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ:
Всякой сложной экономической категории присущ ряд проблем, не исключение и сфера потребительского кредитования. Так, одной из основных проблем всегда будет являться проблема невозврата полученного кредита. Это может быть связано с банальными просчётами человека в своих возможностях при возврате кредита, нарастанию процентов по просрочке и, как следствие, невозможность произвести расчет по кредиту.
Целевое использование кредита также можно выделить в отдельную проблему потребительского кредита. Банк при расчёте риска учитывает и цель кредитования, а в случае нецелевого использования рычагов воздействия у банка на получателя кредита нет вообще.
Высокие процентные ставки и сокрытие их реального размера также нельзя отнести к «достоинствам» при получении потребительского кредита. Банки стараются переложить риски по кредитам на плательщиков за счёт более высоких ставок.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ:
На многочисленных форумах, заседаниях и собраниях банкиров регулярно даётся оценка рынку потребительского кредитования.
Банкиры предлагают ввести уголовную ответственность за невозврат кредита, говоря о том, что это будет сдерживать недисциплинированных неплательщиков от каких-либо действий по невыплате кредита. Как вариант предлагается активное сотрудничество со страховыми компаниями, которые могли бы страховать выданные кредиты на случай их невозврата.
Для развития сферы потребительского кредитования в общем виде банкам необходимо произвести:
снижение процентных ставок, как фактор повышения спроса;
страхование финансовых рисков под возможные потери;
создание кредитных бюро на всей территории России;
развитие технологий банковской инфраструктуры.
Информация о работе Потребительский кредит: развитие, проблемы, совершенствование