Потребительский кредит в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:29, дипломная работа

Описание

Цель данной дипломной работы заключается в исследовании теоретических и практических вопросов организации потребительского кредитования в Республике Казахстан. Важным аспектом работы является рассмотрение видов потребительских кредитов, предоставляемых казахстанскими банками и перспективы развития кредитования населения в РК.
В рамках поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) Теоретически рассмотреть особенности потребительского кредитования в РК и в зарубежных странах;
2) Провести анализ механизма кредитования и учета выдачи, погашения кредитов в РК на базе отдельного банка, с учетом проблем оценки кредитоспособности индивидуального заемщика

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 2

1 Теоретические аспекты и экономическая сущность потребитель-
ского кредитования…………………………………………………….. 5
1.1 Теоретические аспекты развития потребительского кредитования…… 5
1.2 Особенности потребительского кредитования за рубежом…………… 16

2 Современный анализ потребительского кредитования в
Республике Казахстан…………………………………………………… 25
2.1 Организация кредитной политики в банках второго
уровня Республики Казахстан……………………………………………. 25
2.2 Организация потребительского кредитования на примере
АО «Темiр Банк»………………………………………………………….. 31

3 Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования
в Республике Казахстан………………………………………………….. 43
3.1 Отрицательные и положительные аспекты развития потребительского
кредитования в Республике Казахстан…………………………………... 43
3.2 Совершенствование организации потребительского кредитования
в Республике Казахстан……………………………………………………. 49

Заключение……………………………………………………………………… 57
Список использованных источников………………………………………….60

Работа состоит из  1 файл

Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в Казахстане.doc

— 673.00 Кб (Скачать документ)

Предоставление кредита по текущему счету не ограничено во времени, он является трастовым, то есть не требующим  обеспечения, Процент по овердрафту начисляется ежедневно на непогашенный остаток Овердрафт может быть разрешенным, то есть предварительно согласованным с банком, и неразрешенным, когда клиент выписывает чек, не имея на то предварительного согласия банка. Эта форма кредитования в настоящее время является наиболее распространенной формой краткосрочного кредитования персональных заемщиков практически во всех странах Запада. Например, в Великобритании, открывая текущий счет, заемщик получает в банке бесплатно чековую книжку, чековую гарантийную пластиковую карточку, а также возможность получать отчет о движении средств на счете по требованию; заказать чековую книжку или магнитные пластиковые карты; баланс счета и пользоваться кредитом по счету в форме овердрафта. В британских банках в настоящее время клиентам предоставляется беспроцентный овердрафт на сумму до 500 фунтов стерлингов за весь период пользования ссудой, а по кредиту, превысившему этот лимит, уплачиваются проценты. 

Характеристика  потребительских кредитов. В целом потребительские кредиты рассматриваются банкирами в качестве прибыльных кредитов с «неприятными» процентными ставками. Это означает, что ставка по кредиту обычно значительно превышает стоимость привлеченных средств, но является чаще всего фиксированной величиной, не зависящей от изменения рыночных условий в течение срока кредитования (в отличие от процентных ставок предпринимательским фирмам). С потребительскими кредитами связано возможное появление процентного риска в случае, если уплачиваемая банком цена привлеченных ресурсов поднимется достаточно высоко. Однако ставка по подобным кредитам зачастую настолько высока (т.е. в нее заложена достаточно высокая премия за риск), что рыночные процентные ставки по привлекаемым банком средствам и процент невыполнения заемщиками своих обязательств по кредитным договорам должны резко увеличиться для того, чтобы большая часть потребительских кредитов перестала быть прибыльной.

Потребительские кредиты  зависят от экономического цикла. Их объем увеличивается на стадии экономического роста, когда потребители более  оптимистично настроены в оценках  своего будущего. Напротив, в условиях экономического спада многие физические лица и семьи очень пессимистичны в оценках будущего, особенно при росте безработицы, и сокращают объем заимствований у банка.

Кредитный скоринг. Многие кредитные аналитики считают, что системы кредитного скоринга имеют большое будущее в оценке перспектив получения потребительского кредита. Крупнейшие эмитенты кредитных карточек, такие, как «Дж. С. Пенни», «Монтгомери Уорд» и «Сирс», постоянно используют подобные системы для оценки заявок на выдачу кредитных карточек. Преимущество систем балльной оценки заключается в том, что они позволяют быстро и с минимальными затратами труда обработать большой объем кредитных заявок, сократив таким образом операционные расходы. Кроме того, они представляют собой и более эффективный способ оценки заявок для не имеющих достаточного опыта кредитных инспекторов, позволяя сокращать убытки от выдачи безнадежных кредитов.

Системы скоринга обычно основываются на дискриминантных моделях  или аналогичном им методе под  названием «логическая регрессия» (логит), в которых используются несколько переменных, дающих в сумме цифровой балл каждого потенциального заемщика. Если такой балл превышает критический уровень, кредит в случае отсутствия другой компрометирующей информации будет предоставлен. Если балл потенциального заемщика не достигает критического уровня, и нет смягчающих обстоятельств, в кредите будет отказано. В числе важнейших переменных, используемых в подобных системах, - рейтинги кредитного бюро, возраст, семейное положение, число иждивенцев, наличие дома в собственности, уровень дохода, наличие домашнего телефона, количество и виды банковских счетов, род занятий и продолжительность работы на последнем месте.

Основополагающая идея балльной оценки кредита заключается  в том, что банк может вычленить финансовые, экономические и мотивационные факторы, отделяющие хорошие кредиты от плохих путем анализа крупных групп клиентов, являющихся в прошлом заемщиками. В соответствии с этой идеей некоторые финансовые и прочие факторы, отделявшие хорошие кредиты от плохих в прошлом, могут с некоторым риском ошибки использоваться для подобного выделения и в будущем. Очевидно, данное предположение может оказаться ошибочным в случае кардинального изменения экономических условий или иных факторов, что является одной из причин частого пересмотра испытанных систем балльной оценки по мере выявления более точных показателей [24].

Системы кредитного скоринга обычно базируются на 7-12 пунктах заявки на потребительский кредит и предусматривают  присвоение каждому пункту некоторого балла (от 1 до 10). Например, анализ потребительских  кредитов, выданных банком, может показать, что при отделении «хороших» кредитов (т.е. кредитов, погашенных своевременно) от «плохих» (т.е.  кредитов, погашенных со значительным опозданием или не погашенных вовсе) следующие факторы являлись значимыми (таблица 2).

 

Таблица 4 – Факторы, определяющие качество кредита

 

Факторы, определяющие качество кредита

Балл

1

Сфера занятости клиента:

 
 

профессиональный менеджер

10

 

квалифицированный рабочий

8

 

студент

5

 

неквалифицированный рабочий

4

 

работник, занятый неполный рабочий  день

2

2

Обеспеченность жильем:

 
 

дом в собственности

6

 

аренда дома или квартиры

4

 

проживание с другом или родственником

2

3

Кредитный рейтинг:

 
 

отличный

10

 

средний

5

 

отсутствие информации

2

 

плохой

0

4

Продолжительность работы на данном месте:

 
 

более одного года

5

 

не более одного года

2

5

Продолжительность проживания по данному адресу:

 
 

более одного года

2

 

не более одного года

1

6

Указанное клиентом число иждивенцев:

 

Продолжение таблицы 4

1

2

3

 

нет

3

 

один

3

 

два

4

 

более трех

2

7

Наличие банковских счетов:

 
 

только сберегательный счет

3

 

только чековый счет

2

                 нет

0

Примечание – Составлено по [14, с.56]

 

 

Минимальный итоговый балл клиента по приведенной выше модели из 8 факторов составляет 43, минимальный – 9. предположим, что из проанализированных задним числом кредитов заемщикам, чей балл не превышал 28 пунктов, 40% кредитов (или 1200) оказались «плохими» и были списаны на убытки. Сумма подобных убытков составляла в среднем по одному кредиту 600 долл. При совокупном убытке в 720 тыс. долл. Из всех «хороших» кредитов лишь 10% (300 кредитов) имели балл не выше 28. С учетом средних убытков в 600 долл. убытки по данным «хорошим» кредитам с низким баллом составили 180 тыс. долл. Таким образом, если кредитный инспектор банка использует в качестве критического балла, или точки отсчета, показатель в 28 пунктов, банк сэкономит 540 000 долл. (720 000 – 180 000). Путем выдачи только тех кредитов, по которым балл заемщика составляет не менее 29 пунктов. Менеджеры банка могут экспериме6нтировать с другим критическим баллом для того, чтобы определить, при каком критическом уровне достигается максимальная сумма чистой экономии на убытках по потребительским кредитам банка.

Большая часть потребительских  кредитов (погашаемых в рассрочку, так  и единовременно) имеет чаще фиксированную  процентную ставку, нежели плавающую, зависящую от конъюнктуры денежного  рынка. Одной из причин нечастого  использования плавающих ставок выступает относительно короткий срок кредитования. При выдаче потребительских кредитов под плавающие ставки последние обычно привязаны к ставке для предпринимательских фирм.

 

2 СОВРЕМЕННЫЙ  АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ  В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 

2.1 Организация  кредитной политики в банках  второго уровня Республики Казахстан

 

Банковская система Казахстана является олигополистической. На три  крупнейших банка - АО «Казкоммерцбанк», АО «Банк ТуранАлем», АО «Народный  Банка Казахстана» - приходится 60,95% активов всей банковской системы. Для целей определения анализа деловой активности были взяты финансовые данные по 10 крупнейшим банкам Республики Казахстан по состоянию на 01.02.2007 г. Эти данные приводятся в таблице 3.

 

  Таблица 5- Анализ активов банков второго уровня (данные в млрд. тг.) за 2006 год

Наименование банка

Валюта баланса

Ликвидные активы

Капитал 1-ого уровня

Обязательства перед клиентами

Финансовые активы

Материальные активы

АО Казкоммерцбанк»

286.04

12.62

25.37

359.52

257.72

4.42

АО«Банк ТуранАлем»

228.68

11.50

22.35

335.54

215.17

1.46

АО «Народный Банка Казахстана»

219.11

13.45

16.76

333.15

201.10

7.07

АО «АТФБ»

68.00

7.49

5.48

234.40

63.30

1.83

АО«БанкЦентрКредит»

59.66

6.75

4.99

233.75

55.41

1.22

АО«Ситибанк Казахстан»

29.24

3.13

5.47

215.72

28.19

0.49

АО «Нурбанк»

46.95

11.39

5.70

214.82

44.48

0.65

АО «ДАБ ABN AMROБанкКазахстан

29.88

2.36

5.38

209.46

27.95

1.02

АО «Евразийский банк»

32.55

2.78

4.32

207.76

30.87

0.28

АО «Темiр банк»

24.22

2.47

3.83

210.59

21.98

1.27

Прочие

179.56

14.61

32.46

301.52

162.15

8.89

Примечание – Составлено на основе отчета Национального банка Республики Казахстан о состоянии банковского сектора РК в 2006 году


 

Активы банковской системы Казахстана, часто называемой "лучшей в СНГ", за последние два года росли стремительными темпами, достигнув на сегодняшний день $7,4 миллиарда, или около 30 процентов ВВП  (на 01.01.2006 г. - $5,4 миллиарда). Активы банков увеличились в тенговом  выражении с 795,2 млрд. в конце  января до 1,146 млрд. в конце декабря 2006г. Разница составила  350,8 млн. или 44,1 %.В январе 2007г. активы банков уже равнялись в тенге 1,126,6 млрд. тг. В валютном эквиваленте размер активов составил на конец января и декабря 2006г соответственно  5,241,2 млн. $ и 7,365 тыс. $.  Рост равнялся 2,141 млн. $ или 40,5%.  Т.е. в валютном исчислении рост был немного меньше  и был вызван ростом доллара. В начале 2007г. активы банков в долларах составили цифру $7250,7 млн.

На фоне благоприятных макроэкономических условий и продолжающегося роста ресурсной базы, банки значительно активизировали свою деятельность на кредитном рынке. На 1 декабря 2006 года общий объем кредитования банками отраслей экономики вырос до 659,3 млрд. тенге, из которых 377,2 млрд.тенге. приходится на средне- и долгосрочные кредиты (таблица 5).

Агентство Moody's в сентябре 2006 года повысило кредитный рейтинг Казахстана до инвестиционного уровня "Ваа3", что способствует росту конкуренции  со стороны западных банков, и рынков капитала а стабильный рост активов  крупнейших внутренних инвесторов - пенсионных фондов - еще значительнее удешевляет стоимость заемных средств для крупных местных компаний и позволяет им привлекать "длинные" деньги.

 

Таблица 6 - Позиции крупнейших банков в совокупном кредитном портфеле банков за 2004-2006гг.

 

01.01.2005

 

01.01.2006

 

01.01.2007

 

Ссуды клиентам

тыс. USD

Позиция

тыс. USD

Позиция

тыс. USD

Позиция

Казкоммерцбанк 

388362

32.1%

466539

24.2%

951 135

           28.3%

ТуранАлем

213555

17.6%

388 306

20.1%

756 525

22,5%

Народный банк

160975

13,3%

356355

18.5%

562280

16.7%

АТФБ

34726

2.9%

60261

3.1%

166975

5.0%

Центр кредит

63520

5.2%

86297

4.5%

145178

4.3%

Ситибанк Казахстан

8857

0.7%

68620

3.6%

101290

3.0%

Темирбанк

40987

3.4%

61 790

3.2%

96805

2.9%

Нурбанк

5786

0.5%

40179

2.1%

70855

2.1%

Каспийский

11896

1.0%

23022

1.2%

54700

1.6%

АБН АМРО

26917

2.2%

31803

1.6%

43459

1.3%

Итого по крупным банкам

955581

78.9%

1583172

82.1%

2949202

87.7%

Прочие банки

255306

21.1%

344 704

17.9%

414 730

12.3%

Всего по банковской системе

 

 

1210887

100.0%

1927876

100.0%

3363932

100.0%

Примечание – Составлено на основе отчета Национального банка Республики Казахстан о состоянии банковского сектора РК в 2006 году


 

Другим недостатком, с которым  часто сталкивалась инспекция при  проверке качества активов, является недостаточность  залогов и кредитование финансово  неустойчивых субъектов. На начало текущего года 2007г  кредитный рынок обладал  следующими характеристиками (таблица 6) [25] .

Основными заемщиками банков на рынке  кредитных услуг остаются корпоративные  клиенты - предприятия и организации. При этом удельный вес кредитов, предоставленных корпоративным  клиентам, в общем объеме кредитов экономике за прошедший год снизился с 94,7% до 93,7%,тогда как по кредитам физическим лицам увеличился с 5,3%до 6,3%.Хотя повышение доли кредитов, выданных физическим лицам, является незначительным, оно оценивается положительно, так как показывает расширение кредитных услуг банков, предлагаемых населению (приложение 1) .

Кредитная политика БВУ РК направлена на удовлетворение потребности проверенных  и надежных заемщиков в кредитных  ресурсах, развитие предпринимательства, содействие формированию новых, эффективно действующих рыночных структур. При работе с заёмщиком Банки вышли за рамки традиционной роли обычного кредитора, став финансовым консультантом предприятий в области эффективного использования кредитных ресурсов, рациональной организации финансовых потоков.

 

Рисунок 1 - Отраслевая структура кредитов в январе 2007

 Примечание – Составлено на основе отчета Национального банка Республики  

           Казахстан  о состоянии банковского сектора  РК в 2006 году

 

Концентрация кредитного портфеля традиционно присутствует в торговом секторе, поскольку Темiр Банк изначально представляет собой “Коммерческий” Банк. Однако Банк продолжает приобретать опыт работы в области финансирования малого и среднего бизнеса.

Оформляются кредиты, которые предназначены  физическим лицам обычно кредитной  заявкой, после прямого контакта заемщика. И этот многосложный делить на три основных этапа.

Устанавливается контакт с банком, т.е. клиент обращается за проходит собеседование с кредитным  инспектором, и выясняются умости в  кредите. Такое собеседование является важным для кредитора, поскольку в беседе выясняются характер клиента и намерения. Если собеседник старается скрыть настоящие причины необходимость кредитов, то могут возникнуть подозрения по этому поводу. Это может стать сильным отрицательным фактором при рассмотрении заявки. Необходимо проверить достоверность домашних адресов и адреса офисов.

Кредитный инспектор может получить данные дополнительных кредиторов, которые  имели с данным клиентом кредитные  отношения, узнать надежность в поведении, т.е. выполнял ли клиент все  и поддерживал ли достаточные остатки на счетах. Досье клиента, как правило, отражает достаточно подробные сведения об особенностях поведения, реальное отношение его к деньгам и чувство долга и степень ответственности при использовании банковского кредита. Для решения проблем, связанных с возвратом потребительских кредитов сформированы новые, упрощенные условия кредитования.   

Информация о работе Потребительский кредит в Казахстане