Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 11:19, курсовая работа
Цель работы: составить максимально широкое представление о предпринимательской деятельности в России.
Задачи работы: рассмотреть сущность предпринимательской деятельности и ее содержание с позиций различных подходов; рассмотреть субъекты и объекты предпринимательской деятельности; исследовать роль государства в регулировании предпринимательства; рассмотреть многообразие форм предпринимательской деятельности в России на современном этапе; проанализировать различные аспекты деятельности естественных монополий в России; исследовать влияние кризисных явлений в экономике РФ на малый бизнес.
Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Возникновение предпринимательства и его роль в обществе
1.1 История возникновения предпринимательской деятельности…..5
1.2 Экономическая природа предпринимательства …………………7
1.3 Предпринимательство и его роль в социально-экономическом развитии общества…………………………………………………………………9
ГЛАВА 2. Сущность предпринимательской деятельности
2.1 Предпринимательство с точки зрения экономической определенно-сти……………………………………………………………………………….11
2.2 Цели и мотивы предпринимательской деятельности ……………13
2.3 Виды и формы предпринимательства……………………………..15
ГЛАВА 3. Предпринимательство в России
3.1 Малые предприятия в России на современном этапе: проблемы становления и развития малого бизнеса…………………………………………21
3.2 Основные направления мер по решению проблем малых предприятий в России……………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………...26
Список используемой литературы……………………………………………27
Совместные предприятия.
Под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в предприятие с целью получения прибыли. Иностранные инвесторы вправе принимать деловое участие в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами на территории РФ, а также создавать предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам.
Предприятие с иностранными
инвестициями создаются и действуют
в форме акционерных и других
хозяйственных обществ и
Совместное предприятие может быть создано либо путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций или приобретения такого предприятия полностью.
Таковы основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. От них следует отличать организационно-экономические формы, характеризующие соглашения между предпринимателями в области организации их деятельности. К основным из них следует отнести следующие:
Картель - соглашение между
предпринимателями одной
Синдикат - объединение сбыта
продукции предпринимателями
Консорциум - объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции;
Концерн - многоотраслевое
акционерное общество, контролирующие
предприятия через систему
ГЛАВА 3. БИЗНЕС В РОССИИ
3.1 Малые предприятия
в России на современном этапе:
Во всех развитых странах малому бизнесу принадлежит немалый удельный вес в суммарных показателях функционирования экономики.
Несмотря на увеличение общего числа малых предприятий в стране, темпы роста их количества замедлены. Малые бизнес в России поставлен в трудные условия существования, сопряженные с множеством проблем, которые заставляют малые фирмы уходить в тень, действовать за рамками законодательства, либо ведут к разорению и банкротству.
К главным проблемам российского
малого бизнеса относятся, во-первых,
трудности нормативно-
Хотя в настоящее время мало кто отрицает значение развития малого бизнеса для развития российской экономики, а критика государственной власти в отношении слабой эффективности экономической политики не прекращается, само государство все еще не уделяет в достаточной степени внимание этой проблеме. Следует признать, что система государственной поддержки малых предприятий в российской экономике продумана явно недостаточно, и ее эффективность оставляет желать лучшего. Большинство владельцев малых предприятий оценивают государственную поддержку мелкому производству на современном этапе как декларативную, не обеспеченную реальными обязательствами. Если на местном и региональном уровне еще можно дать позитивную оценку действий государства, то на федеральном уровне государственная поддержка чаще всего оказывается малоэффективной.
В целом к недостаткам нормативно-правовой базы в отношении малого предпринимательства можно отнести:
1) отставание законодательства от практики;
2) нестыковка различных законодательных и нормативных актов;
3) возможность разного
толкования законодательных
4) невозможность реализации важнейших положений, принятых законов
5) наличие сфер, не охваченных принятым законодательством;
6) низкий уровень информирования о принимаемых законах.
Другая серьезная проблема законодательной сферы - неэффективность российской системы налогообложения, ведущая к чрезмерно завышенным налогам в отношении малого бизнеса и как следствие - создание стимула для развития теневого сектора экономики. По некоторым данным в настоящее время в России не регистрируются до половины малых фирм, реальная занятость в малом бизнесе выше официальной примерно на 70 %, реальный фонд заработной платы превышает официальные показатели на 90%, а оборот занижается в среднем на 70 %. В результате таких неправомерных действий малые предприятия недоплачивают в бюджеты различных уровней примерно в 2 раза больше тех сумм, которые они туда перечисляют.
Еще одна проблема российских малых предприятий, возникающая со стороны государства - неоправданные административные барьеры. Они создаются государственными ведомствами в сфере регулирования предпринимательской деятельности, лицензирования и сертификации. Усугубляет положение избыточный контроль со стороны многочисленных государственных органов. В настоящий момент для создания собственного дела необходимо получение огромного количества различных регистрационных документов, к этому процессу подключено множество инстанций. Вкупе с проблемой сомнительной добропорядочности многих чиновников этот процесс превращается в очень серьезное препятствие для развития малого предприятия. Коррумпированность государственных структур ставит под угрозу одно из важнейших правил эффективной рыночной экономики - равноправие всех хозяйствующих субъектов. Малому бизнесу сейчас необходима защита от административного произвола. Огромное число проверок и проверяющих инстанций отнимают массу сил и времени у предпринимателей, снижая эффективность функционирования. Кроме того, в существующих условиях такой чрезмерный контроль полностью утрачивает свое прямое назначение, а также функцию помощи субъектам малого предпринимательства.
В сфере обеспечения малых
предприятий финансовыми
3.2 Основные направления мер по решению проблем малых предприятий в России
После формулировки, рассмотрения
и анализа проблем малых
В области проблем, связанных
с взаимоотношениями субъектов
малого предпринимательства и
1) формирование инфраструктуры
поддержки - одновременно на всех
уровнях государственной
2) внесение в установленном
порядке предложений о
3) передача малым предприятиям
результатов НИОКР и
4) передача в собственность
малым предприятиям на
5) обеспечение возможности
первоочередного выкупа
Другим направлением совершенствования государственной политики в отношении малого бизнеса должна стать борьба с негативной административной политикой. Необходимо пресечь неконтролируемую коррупцию среди чиновников, обеспечить защиту субъектов малого предпринимательства от злоупотреблений должностных лиц, а также упростить систему регистрации малых предприятий, ослабить неоправданную нагрузку проверяющих инстанций.
В области кредитно-финансового обеспечения следует принять целый ряд мер по исправлению негативной обстановки, сложившейся в этой сфере. Целесообразным выглядит принятие Центральным банком РФ нормативного документа, предусматривающего сокращение размера фонда обязательных резервов на сумму кредитов, выданных малым предприятиям. Очень важно осуществлять меры, поощряющие коммерческое кредитование малого бизнеса. Государству необходимо обеспечить финансовую реализацию уже существующих программ, целесообразно также расширить финансирование данного сектора экономики. Главным направлением политики, осуществляемой в этой сфере, должно стать задействование наиболее актуальных и современных источников, связанных с лизингом, кредитной кооперацией, а также налаживанием непосредственного кредитования малых предприятий зарубежными экономическими структурами. В дополнение к этому необходимо следить за соблюдением нормы госзаказов, размещаемых на предприятиях малого бизнеса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использование ресурсов, организацию процесс на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.