Предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 11:19, курсовая работа

Описание

Цель работы: составить максимально широкое представление о предпринимательской деятельности в России.
Задачи работы: рассмотреть сущность предпринимательской деятельности и ее содержание с позиций различных подходов; рассмотреть субъекты и объекты предпринимательской деятельности; исследовать роль государства в регулировании предпринимательства; рассмотреть многообразие форм предпринимательской деятельности в России на современном этапе; проанализировать различные аспекты деятельности естественных монополий в России; исследовать влияние кризисных явлений в экономике РФ на малый бизнес.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Возникновение предпринимательства и его роль в обществе
1.1 История возникновения предпринимательской деятельности…..5
1.2 Экономическая природа предпринимательства …………………7
1.3 Предпринимательство и его роль в социально-экономическом развитии общества…………………………………………………………………9
ГЛАВА 2. Сущность предпринимательской деятельности
2.1 Предпринимательство с точки зрения экономической определенно-сти……………………………………………………………………………….11
2.2 Цели и мотивы предпринимательской деятельности ……………13
2.3 Виды и формы предпринимательства……………………………..15
ГЛАВА 3. Предпринимательство в России
3.1 Малые предприятия в России на современном этапе: проблемы становления и развития малого бизнеса…………………………………………21
3.2 Основные направления мер по решению проблем малых предприятий в России……………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………...26
Список используемой литературы……………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.docx

— 62.85 Кб (Скачать документ)

 

Совместные предприятия.

Под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в предприятие с целью получения прибыли. Иностранные инвесторы вправе принимать деловое участие в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами на территории РФ, а также создавать предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам.

Предприятие с иностранными инвестициями создаются и действуют  в форме акционерных и других хозяйственных обществ и товариществ, предусмотренных законом на территории РФ.

Совместное предприятие  может быть создано либо путем  его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций или приобретения такого предприятия полностью.

Таковы основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. От них следует отличать организационно-экономические формы, характеризующие соглашения между предпринимателями в области организации их деятельности. К основным из них следует отнести следующие:

Картель - соглашение между  предпринимателями одной отрасли  о ценах, разделе рынков продукции, долях в общем объеме производства и т. п.;

Синдикат - объединение сбыта  продукции предпринимателями одной  отрасли, с целью устранения излишней конкуренции между ними;

Консорциум - объединение  предпринимателей с целью совместного  проведения крупной финансовой операции;

 Концерн - многоотраслевое  акционерное общество, контролирующие  предприятия через систему участий.

ГЛАВА 3. БИЗНЕС В  РОССИИ

 

 

3.1 Малые предприятия  в России на современном этапе:  проблемы становления и развития  малого бизнеса

 

 

Во всех развитых странах  малому бизнесу принадлежит немалый  удельный вес в суммарных показателях  функционирования экономики.

Несмотря на увеличение общего числа малых предприятий в  стране, темпы роста их количества замедлены. Малые бизнес в России поставлен в трудные условия  существования, сопряженные с множеством проблем, которые заставляют малые фирмы уходить в тень, действовать за рамками законодательства, либо ведут к разорению и банкротству.

К главным проблемам российского  малого бизнеса относятся, во-первых, трудности нормативно-правового  характера, т.е. непродуманность государственной  политики в отношении малых предприятий, неэффективность налогового законодательства, слабая система государственной поддержки малых фирм, воздвигнутые административные барьеры и т.д.; во-вторых, проблема финансово-кредитного обеспечения.

Хотя в настоящее время  мало кто отрицает значение развития малого бизнеса для развития российской экономики, а критика государственной  власти в отношении слабой эффективности экономической политики не прекращается, само государство все еще не уделяет в достаточной степени внимание этой проблеме. Следует признать, что система государственной поддержки малых предприятий в российской экономике продумана явно недостаточно, и ее эффективность оставляет желать лучшего. Большинство владельцев малых предприятий оценивают государственную поддержку мелкому производству на современном этапе как декларативную, не обеспеченную реальными обязательствами. Если на местном и региональном уровне еще можно дать позитивную оценку действий государства, то на федеральном уровне государственная поддержка чаще всего оказывается малоэффективной.

В целом к недостаткам  нормативно-правовой базы в отношении  малого предпринимательства можно  отнести:

1) отставание законодательства  от практики;

2) нестыковка различных  законодательных и нормативных  актов;

3) возможность разного  толкования законодательных положений;

4) невозможность реализации  важнейших положений, принятых  законов

5) наличие сфер, не охваченных  принятым законодательством;

6) низкий уровень информирования  о принимаемых законах.

Другая серьезная проблема законодательной сферы - неэффективность  российской системы налогообложения, ведущая к чрезмерно завышенным налогам в отношении малого бизнеса и как следствие - создание стимула для развития теневого сектора экономики. По некоторым данным в настоящее время в России не регистрируются до половины малых фирм, реальная занятость в малом бизнесе выше официальной примерно на 70 %, реальный фонд заработной платы превышает официальные показатели на 90%, а оборот занижается в среднем на 70 %. В результате таких неправомерных действий малые предприятия недоплачивают в бюджеты различных уровней примерно в 2 раза больше тех сумм, которые они туда перечисляют.

Еще одна проблема российских малых предприятий, возникающая  со стороны государства - неоправданные  административные барьеры. Они создаются государственными ведомствами в сфере регулирования предпринимательской деятельности, лицензирования и сертификации. Усугубляет положение избыточный контроль со стороны многочисленных государственных органов. В настоящий момент для создания собственного дела необходимо получение огромного количества различных регистрационных документов, к этому процессу подключено множество инстанций. Вкупе с проблемой сомнительной добропорядочности многих чиновников этот процесс превращается в очень серьезное препятствие для развития малого предприятия. Коррумпированность государственных структур ставит под угрозу одно из важнейших правил эффективной рыночной экономики - равноправие всех хозяйствующих субъектов. Малому бизнесу сейчас необходима защита от административного произвола. Огромное число проверок и проверяющих инстанций отнимают массу сил и времени у предпринимателей, снижая эффективность функционирования. Кроме того, в существующих условиях такой чрезмерный контроль полностью утрачивает свое прямое назначение, а также функцию помощи субъектам малого предпринимательства.

В сфере обеспечения малых  предприятий финансовыми ресурсами  без помощи бюджета государства  также имеется целый ряд проблемных моментов. В условиях российской экономики мелким фирмам постоянно приходится сталкиваться с проблемой недостатка кредитно-финансовых ресурсов, и это обусловлено не только слабой политикой государства в этом направлении. Помимо бюджетных средств, небольшим предприятиям для существования нужна помощь со стороны коммерческих кредитных организаций, в первую очередь коммерческих банков. В настоящее время процесс кредитования малого бизнеса негосударственными структурами развит чрезвычайно слабо. Банковский сектор российской экономики занят крупными проектами и не уделяет должного внимания малым хозяйственным единицам. Несмотря на то, что у российских банков имеются необходимые финансовые ресурсы, а ставка рефинансирования в последний период была снижена, банкиры предпочитают иметь дело с крупными клиентами и требуют очень серьезные гарантии возвращения денег. Впрочем, несмотря на всю значительность риска, связанного с кредитным обеспечением сферы малого предпринимательства, банки осознают всю значимость данной клиентуры. Не последнюю роль в том, что банки медленно, но, тем не менее, развивают сотрудничество с малыми предприятиями, играет высокая возвратность средств, направляемых на кредитование субъектов малого предпринимательства. Но здесь возникает проблема принципиально иного типа. При том, что многие кредитные институты постепенно приходят к заключению о выгодности предоставления финансово-кредитных ресурсов предприятиям малого бизнеса, и готовы осуществлять такое кредитование, сами российские предприниматели не настроены обращаться за поддержкой к негосударственным кредитным учреждениям. Это связано с высокими процентами обеспечения займов, значительную документную базу доступа к кредитным ресурсам и проблемы обеспечения кредитов. Как правило, предприниматели предпочитают не рисковать личным имуществом, используя его как гарантии по кредитным обязательствам. В свою очередь те субъекты малого бизнеса, которые в состоянии предоставить гарантии по получаемым средствам, недовольны суммами кредита, находя их недостаточными и несоответствующими столь строгим условиям выдачи. Еще одна чисто российская проблема сферы кредитования малого бизнеса - отсутствие достоверной информации о финансовых показателях работы предприятия. Как уже отмечалось выше, пробелы нормативно-правового регулирования налогового законодательства провоцируют массовый уход субъектов малого предпринимательства в сектор теневой экономики, заставляет их занижать реальные показатели своей работы. Банки, особенно иностранные, при выдаче кредитов руководствуются главным образом именно показателями постоянной стабильности оборота, и эти показатели необходимо демонстрировать, что могут сделать далеко не все малые предприятия. Как следствие - отказ банка в выдаче займов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Основные направления  мер по решению проблем малых  предприятий в России

 

После формулировки, рассмотрения и анализа проблем малых предприятий в современных российских условиях представляется целесообразным рассмотреть способы их решения, пути улучшения сложившейся ситуации. Необходимо обозначить дальнейшие приоритеты государственной политики в отношении малого предпринимательства, определить список безотлагательных решений, направленных на решение рассмотренных выше проблем.

В области проблем, связанных  с взаимоотношениями субъектов  малого предпринимательства и государственной  власти, логичным и эффективным решением выглядит формирование и дальнейшее развитие в России системы общественных объединений. Предпринимательские  объединения, союзы, ассоциации и другие виды сообществ малых предприятий должны выполнять функцию заполнения пустот, существующих в настоящий момент между всеми уровнями государственной власти и представителями малого бизнеса. Нередко необдуманность решений государства, касающихся малых предприятий и приводящих к известным проблемам для их развития, порождается тем, что такого рода меры предпринимаются без предварительной консультации с предпринимательскими сообществами. Игнорирование информации от самих участников малого предпринимательства подчас приводит к тому, что принятые решения наносят ущерб мелким хозяйственным единицам. Создаваемые общественные организации должны воздействовать на государство для получения гарантий стабильности предпринимательской деятельности в России. Эти институты призваны лоббировать интересы мелких фирм, добиваясь своевременного принятия соответствующих нормативно-правовых актов. В области системы государственной поддержки малых предприятий приоритетными направлениями должны стать следующие задачи. Во-первых, совершенствование нормативно-правовых актов. Правовая основа должна быть научно обоснованной и проверенной на практике. Необходимо устранить прецеденты противоречия друг другу отдельных нормативно-правовых актов. В свою очередь эти законодательные акты должны не только декларировать, но и реально гарантировать выполнение поставленных целей и задач политики государственной поддержки сектора малого предпринимательства, должны быть четко определены функции, права и ответственность всех элементов экономической системы. Во-вторых, необходимо рациональное сочетание всех существующих мер поддержки малого предпринимательства, как прямых, так и косвенных. В-третьих, необходима разработка эффективных программ развития малых предприятий на всех уровнях экономической структуры государства. Эти программы должны реализовываться в следующих направлениях:

1) формирование инфраструктуры  поддержки - одновременно на всех  уровнях государственной власти;

2) внесение в установленном  порядке предложений о налоговых  льготах для малых предприятий и ежегодное выделение средств из соответствующих бюджетов на осуществление государственной поддержки;

3) передача малым предприятиям  результатов НИОКР и инновационных разработок;

4) передача в собственность  малым предприятиям на льготных  условиях незавершенных и пустующих объектов, а также нерентабельных предприятий;

5) обеспечение возможности  первоочередного выкупа арендуемых  малыми предприятиями объектов недвижимости.

Другим направлением совершенствования  государственной политики в отношении  малого бизнеса должна стать борьба с негативной административной политикой. Необходимо пресечь неконтролируемую коррупцию среди чиновников, обеспечить защиту субъектов малого предпринимательства от злоупотреблений должностных лиц, а также упростить систему регистрации малых предприятий, ослабить неоправданную нагрузку проверяющих инстанций.

В области кредитно-финансового  обеспечения следует принять  целый ряд мер по исправлению  негативной обстановки, сложившейся  в этой сфере. Целесообразным выглядит принятие Центральным банком РФ нормативного документа, предусматривающего сокращение размера фонда обязательных резервов на сумму кредитов, выданных малым  предприятиям. Очень важно осуществлять меры, поощряющие коммерческое кредитование малого бизнеса. Государству необходимо обеспечить финансовую реализацию уже существующих программ, целесообразно также расширить финансирование данного сектора экономики. Главным направлением политики, осуществляемой в этой сфере, должно стать задействование наиболее актуальных и современных источников, связанных с лизингом, кредитной кооперацией, а также налаживанием непосредственного кредитования малых предприятий зарубежными экономическими структурами. В дополнение к этому необходимо следить за соблюдением нормы госзаказов, размещаемых на предприятиях малого бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использование ресурсов, организацию процесс на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

Информация о работе Предпринимательство