Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:28, реферат
Инфляция – это повышение общего уровня цен, сопровождающееся со-ответствующим снижением покупательной способности денег и ведущее к пере-распределению национального дохода. Другими словами, инфляция - это дисбаланс между спросом и предложением, переполнение финансовых каналов бумажными деньгами, которое в свою очередь приводит к их обесцениванию. Попросту говоря, из-за инфляции на сто рублей сегодня можно купить меньше, чем несколько лет назад.
Введение 3
Причины инфляции 4
Типы инфляции 6
Инфляция спроса 6
Инфляция предложения 8
Импортируемая инфляция 9
Виды инфляции 10
Открытая инфляция 10
Подавленная инфляция 10
Инфляции с позиции темпа роста цен 11
3.3.1. Ползучая (умеренная) инфляция 11
3.3.2. Галопирующая инфляция 11
3.3.3. Гиперинфляция 11
Инфляции по степени сбалансированности роста цен 13
3.4.1. Сбалансированная 13
3.4.2. Несбалансированная 13
Ожидаемая и неожидаемая инфляции 13
Оценка инфляции 14
Индекс потребительских цен (ИПЦ) 14
Индекс цен производителей (ИЦП) 14
Антиинфляционная политика государства 15
Особенности инфляционного процесса и антиинфляционного регулирования в России 18
Заключение 20
Список литературы 22
В этом случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки. Возможны два исходных момента: издержки начинают расти в результате повышения заработков (давление профсоюзов, требования рабочих) или в силу удорожания сырья и топлива (рост импортных цен, изменение условий добычи, повышение транспортных расходов и т.п.).
Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют инфляцией издержек производства. В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается в мировой практике.
Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которое предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются цены. Следовательно, по этой схеме не спрос, а издержки взвинчивают цены.
Итак, основными источниками инфляции предложения являются:
2.3. Импортируемая инфляция
Характерные черты импортируемой инфляции:
С точки зрения проявления есть «открытая» инфляция.
Она характерна
для стран рыночной экономики,
где взаимодействие спроса и
предложения способствует
Это скрытая инфляция,
присущая экономике с командно-
Для экономики СССР длительное время была характерна подавленная инфляция, которая выражалась в росте неудовлетворенного спроса и денежных сбережений населения, которые не находили реализации. Норма сбережений в приросте дохода в 1969 г. составляла 50%, в 1976 – 79%, в 1984 – 100%. Часто сбережения являлись вынужденными, инфляционный разрыв составил 40%. Дефицит порождал очереди, теневую экономику, ослабевали стимулы к труду.
В результате подавленной инфляции товарный дефицит становится видимой стороной невидимого инфляционного процесса, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен.
Можно сказать, что при подавленной инфляции только часть денежных знаков являются деньгами. Покупатели, желая подтвердить значение своих денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется «черный рынок» - нелегальная форма инфляции в условиях ее подавления. «Черный рынок» в какой-то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия неизменности цен создает видимость экономического благосостояния, вводя в заблуждение продавцов и покупателей.
3.3. Инфляции с позиции темпа роста цен
Другим критерием вида инфляции выступает темп роста цен. Инфляция цен свойственна для любой экономики - как развитых стран, так и развивающихся. Однако темпы инфляции в разных странах могут сильно отличаться. В этом плане выделяют три вида инфляции:
3.3.1. Ползучая (умеренная) инфляция, ежегодные темпы составляют 3-5-10% в год. Характерна для экономики развитых стран, рассматривающих ее как стимул производства. Стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%.
3.3.2. Галопирующая инфляция – рост цен измеряется от 20 до 100% в год. Преобладает в развивающихся странах. Контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер.
3.3.3. Гиперинфляция – Прирост цен больше 100% в год. Цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия; она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену. Ее условный рубеж – ежемесячный (в течение трех-четырех месяцев) рост цен свыше 50%, а годовой будет выражаться четырехзначными цифрами. Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается бешеная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Но нет однозначного представления о том, как именно бороться с гиперинфляцией. Предлагаются различные, нередко весьма противоречивые рецепты. Чтобы опередить неизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы «горячих» денег стремятся как можно быстрее избавиться от них. В результате разворачивается ажиотажный спрос; раскупаются в первую очередь те товары, которые могут служить средством частичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под давлением «инфляционного психоза», а это подстегивает рост цен, и инфляция начинает кормить сама себя.
Классический пример гиперинфляции – обстановка, сложившаяся в Германии, ряде других стран после первой мировой войны. В Германии в 1923 г. уровень роста цен исчислялся десятизначными и двенадцатизначными числами; заработную плату следовало расходовать немедленно, ибо в течение дня цены на продукты повышались неоднократно. В России количество денег в обращении выросло с 27 миллиардов в январе 1918 г. до 219 триллионов 845 миллиардов к декабрю 1921 г.
По подсчетам Центрального банка России, индекс потребительских цен в нашей стране в 1992 г. поднялся до 2200%; еще стремительнее рос индекс оптовых цен – 3400%. Потребительские цены опережали рост денежных доходов населения.
Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт самовыживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования.
Инфляция представляет собой весьма сложный, необычайно противоречивый феномен. Не следует проводить прямой аналогии между инфляцией цен и эмиссией денег, хотя в литературе этого различия подчас не делается. Денежная эмиссия в нашей стране выросла с 28 млрд. рублей в 1990 г. до 89 млрд. в 1991 г. и 1513 млрд. в 1992 г. При этом денежная масса отставала от реальных потребностей в силу опережающего роста цен. Все это усиливало инфляционные процессы, вело к развалу денежно-кредитной системы.
Определение инфляции как процесса обесценивания денег и переполнения каналов обращения бумажными деньгами не исчерпывает полностью сути этого неоднозначного явления, оказывающего нередко существенное воздействие на общее состояние экономики. В некоторых случаях применяется даже специальный термин – инфляционная экономика, чтобы подчеркнуть многогранность инфляционного воздействия на различные стороны и сферы народного хозяйства и кумулятивный, самоподдерживающийся характер инфляционных процессов.
По степени сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную.
При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.
3.4.1. Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.
3.4.2.Несбалансированность инфляции – большая беда для бизнеса. Но еще хуже, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы – лидеры роста цен останутся лидерами и в ближайшем будущем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное развитие кажется нереальным. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции.
С точки зрения четвертого
критерия различают ожидаемую и
неожидаемую инфляцию. Под ожидаемой инфляцией понимается
инфляция, которая предсказывается и прогнозируется
заранее, неожидаемая – наоборот. Комбинация
сбалансированной и ожидаемой инфляции
не наносит особого вреда экономике, а
несбалансированная и неожидаемая особо
опасна, чревата большими издержками адаптационного
плана.
4.Оценка инфляции
Для оценки инфляции
4.1.Индекс потребительских цен (ИПЦ)
Чаще при анализе используется индекс потребительских цен (ИПЦ), показывающий изменение цен по некоторой фиксированной "корзине потребляемых товаров и услуг". "Корзина потребляемых товаров и услуг" включает в себя товары и услуги, необходимые среднему потребителю, такие как продукты питания, бензин, жилье, медицинское обслуживание и т.д. При этом все товары и услуги входят в рассчитываемый индекс со своими весами (долями), которые прямо пропорциональны спросу на эти продукты со стороны потребителей.
Индекс потребительских цен = потребительская корзина в текущих ценах * 100%
Повышение инфляции не означает, что растут цены на все продающиеся товары, цены на некоторые из них, например, не пользующиеся спросом, могут и дешеветь. И все же в период инфляции дорожает такое подавляющее большинство товаров, что приходится говорить об увеличении стоимости жизни и удорожании хозяйственной деятельности.
Зачастую, в инфляции выделяют сезонную составляющую. Так, осенью, в период сбора урожая, сельскохозяйственные товары дешевеют, тем самым, снижая темпы роста инфляции.
4.2. Индекс цен производителей (ИЦП)
Другой популярной мерой инфляции является индекс цен производителей (ИЦП) - ценовой индекс, ежемесячно рассчитываемый по фиксированной корзине товаров, производимых каждой из отраслей. ИЦП отражает изменение цен производителей по сравнению с предыдущим периодом. В отличие от ИПЦ, отражающего увеличение стоимости товаров на розничном или потребительском уровне, ИЦП показывает стоимость товаров и услуг на оптовом уровне.