Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 15:38, реферат
Безналичный платежный оборот в стране организуется на основе определенных принципов.
Принципы организации расчетов - основополагающие начала их проведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.
Принципы организации безналичных расчетов
Безналичный платежный оборот в стране организуется на основе определенных принципов. Принципы организации расчетов - основополагающие начала их проведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности. Первый принцип - правовой
режим осуществления расчетов и
платежей - обусловлен ролью платежной
системы как основного элемента
любого современного общества. Все
гражданские правоотношения подразделяются
на вещные (раздел 2 ГК РФ) и обязательственные
(разделы 3, 4 ГК РФ). Рыночный оборот по
существу представляет собой совокупность
различных обязательственных В связи с этим следует отметить, что в начале XX в. немецкий экономист Г. Кнапп рассматривал деньги только как платежное средство (других функций он не признавал), причем как продукт государственной власти и права1. «Сущность денег, - отмечал он, - заключается не в материале знаков, а в правовых нормах, регулирующих их употребление». К главным законодательным источникам регулирования расчетов относятся: Гражданский кодекс РФ: Гражданский процессуальный кодекс РСФСР; Арбитражный процессуальный кодекс РФ. Специальные законодательные и подзаконные акты включают: Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г.; Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г.; Положение о чеках, утвержденное постановлением Верховного Совета (ВС) Российской Федерации от 13 февраля 1992 г.; Положение о переводном и простом векселе, утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г., Федеральный закон «О переводном и простом векселе» от 11 марта 1997 г. и др. [Особо следует отметить
роль ГК РФ, части второй, введенной
в действие с 1 марта 1996 г.
В главах 45 и 46 этой части упорядочены
многие вопросы организации
Главный регулирующий орган платежной системы - Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Согласно вышеуказанному закону о нем среди трех его основных задач, изложенных в начале закона, значится обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. На Банк России возложены: • установление правил, сроков и стандартов осуществления расчетов и применяемых при этом документов; • координация, регулирование и лицензирование организации расчетных, в том числе клиринговых, систем] Порядок безналичных расчетов в народном хозяйстве определен в Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации от 9 июля 1992 г. № 14 с последующими изменениями и дополнениями1. организация расчетов в той или иной стране во многом обусловлена и сложившимися традициями, деловыми обыкновениями и банковскими обычаями в использовании различных элементов платежной системы на основе постоянного и единообразного их применения. Так, в США, Канаде, Великобритании, Франции предпочтение отдается дебетовым переводам, в Германии, Нидерландах, Швеции, Бельгии, Японии - кредитовым переводам. В России до революции было широко развито вексельное обращение. В связи с массовостью расчетных операций условия многих из них унифицируются. Банком России установлены единые требования к оформлению расчетных документов и утверждены стандарты этих документов К концу 90-х гг. сложившаяся нормативная база, регулирующая платежно-расчетные отношения, имела недостатки. По мнению правоведов, основные из них: • существенное отставание нормотворчества от динамики развития денежного рынка; • недостаточно активное обновление правовых норм и замедленное введение современных категорий. Все это привело к устареванию системы законодательства в области расчетных отношений. Как отмечается в юридической литературе, область, с которой имеет отношения буквально каждый предприниматель и от которой зависит четкая работа всего хозяйственного механизма, регламентируется такими актами, как письма и телеграммы Банка России. Последствия нормативно-правового вакуума следующие: • либо увеличение объема договорной документации, ее крайняя усложненность, включение положений, которые должны устанавливаться законом, вплоть до понятийного аппарата; • либо (что происходит в подавляющем большинстве случаев) отсутствие необходимых договорных условий и соответственно неизбежное ущемление интересов экономически более слабой стороны. Таким образом, неопределенность правовых условий порождает правовой риск. [Второй принцип - осуществление расчетов преимущественно по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и плательщика - необходимая предпосылка расчетов. Безналичные расчеты ведутся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета - самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор. Юридическое оформление и функционирование счетов предприятий в банке предопределяется действующим порядком создания предприятий, их правовым статусом, а также инструкцией Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. № 28 (с последующими изменениями и дополнениями). Согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» (ст. 30) в договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора. Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законом. Банки и другие кредитные
учреждения для проведения расчетов
между собой открывают списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств. Четвертый принцип - наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Данный принцип реализуется путем применения: • либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств; * либо специального акцепта документов, выписанных получателя ми средств (платежных требований-поручений, платежных требований, переводных векселей). Вместе с тем Пятый принцип - срочность платежа - вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Подробное толкование срока, его начала и окончания (включая нерабочий день), определенного периодом времени, порядок совершения действий в последний день срока даны в первой части Гражданского кодекса РФ, введенной в действие с 1 января 1995 г. (ст. 190-195). Значение этого принципа заключается в том, что непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном счете к платежному кризису. Согласно Положению о порядке проведения операций по списанию средств с корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций (письмо ЦБ РФ от 1 марта 1996 г. №244) обязательными реквизитами представляемых в банк платежных поручений служат срок и очередность платежа. Принцип срочности относится не только ко времени (периоду) оплаты счетов за товары и услуги, но и к составной части этого периода - времени выполнения банками услуг по проведению расчетных операций. В форме бухгалтерского баланса предприятия дебиторская задолженность в активах и кредиты банков, займы в пассивах показываются с подразделением на долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года). В современных условиях платежного кризиса этот принцип фактически не выдерживается. Проблема соблюдения рассматриваемого принципа может быть решена путем преодоления платежного кризиса и развития всех остальных принципов, особенно излагаемых далее. Шестой принцип - контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения - подразделяется на предварительный, текущий, последующий, внутренний и внешний контроль. Большую роль в соблюдении данного принципа играет установление согласно ст. 16 Федерального закона РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» публичности бухгалтерской отчетности- Так, акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными фондами, контролируют соблюдение ими установленных правил расчетов. Руководствуясь интересами обслуживаемых клиентов, особенно необходимостью поддержания устойчивой кредитоспособности фирм, банки нередко, особенно на Западе, принимают на себя весь контроль за проведением расчетов. В частности, они осуществляют комплекс услуг по управлению денежной наличностью: составление кассовых смет, инкассацию чеков и счетов дебиторов, тщательный контроль за движением средств и размещение на рынке свободных ресурсов. В международной практике именно обслуживание счетов клиентов и комиссии за дополнительные услуги приносят банку львиную долю доходов. Многие российские банки переходят к подобной системе ра боты, усиливая свой капитал с клиентами. Все больше получает разви тие финансовый менеджмент клиента как система управления денеж ными потоками клиентов, позволяющая обеспечивать оптимальные финансовые решения как для банков - сбалансирование ликвидности и диверсификацию вложений, так и для клиента - финансовое обеспече ние коммерческой деятельности и инвестирование высвобождающихся средств. . Специфический характер носит контроль банков за проведением расчетов между ними самими. Однако, как показывает практика, контроль участников рыночных отношений за выполнением договорных обязательств в силу неразвит тости финансового менеджмента на предприятиях должным образом не налажен. Не отрегулирован механизм и правового контроля со стороны государства за соблюдением правил игры предприятиями различной формы собственности. Эти причины, в свою очередь, стали одними из главных в образовании платежного кризиса. Отсюда ослаблено применение всех остальных принципов расчетов. С принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан седьмой принцип - их имущественной ответственности за несоблюдение договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности. Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если они не выполнены последними, - практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия. Возможности для этого значительно расширились благодаря совершенствованию законодательства, значительно дополнившего прежние (до перехода к рынку) меры воздействия за невыполнение денежных обязательств. В связи с внедрением рыночных
основ в экономику России, пожалуй,
ни в одной сфере экономических
отношений, за исключением налоговой,
не было принято столько законов
и подзаконных актов, как в
области расчетных Дальнейшее развитие получило правовое регулирование процесса взыскания недоимок по налогам: отнесение к числу первоочередных платежей; установление пени за просрочку платежа 0,7%' суммы за каждый день просрочки; принятие порядка бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения на суммы, причитающиеся от его дебиторов, а также на имущество недоимщиков и др. Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств рассматриваются обеими сторонами без участия банковских учрежде- ний. Спорные вопросы решаются в суде, третейском суде и арбитраже. Претензии к банку, связанные с выполнением расчетно-кассовых операций, направляются клиентами в письменной форме в обслуживающий их банк. Последний ведет переписку по этим претензиям с другими банками, и, при необходимости, с участием РКЦ. Несмотря на предпринимаемые меры, проблема укрепления принципа имущественной ответственности в процессе организации расчетов осталась одной из трудноразрешимых. Как свидетельствует практика работы арбитражных судов, функционирующих в России с 1993 г., самые болезненные дела связаны с расчетами. Из поступивших в 1997 г. на разрешение арбитражных судов исковых заявлений, относящихся к гражданским правоотношениям, более 70% всех дел связано с расчетами за продукцию, товары и услуги. Резко увеличивается и количество споров, вытекающих из кредитных-договоров и договоров на расчетно-кассовое обслуживание. Самое большое количество
претензий и исков, предъявляемых
в связи с неисполнением Подытоживая изложение двух
последних взаимосвязанных |
Информация о работе Принципы организации безналичных расчетов