Проблемы в современной банковской системе России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы заключается в выявлении проблем в современной банковской системе России и исследовании основных направлений её развития.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-раскрыть сущность и принципы организации банковской системы России;
-раскрыть роль и значение Банка России в банковской системе;
-выявить основные факторы, влияющие на развитие банковской системы;
-рассмотреть банковскую систему на современном этапе развития;
-выявить проблемы банковской системы России;
-определить пути совершенствования банковской системы и банковского надзора России.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………….3
2. Характеристика банковской системы Российской Федерации
2.1 Сущность и принципы организации банковской системы России…………………………………………………………………………….5
2.2 Основные цели деятельности и функции Банка России…………..10
2.3 Основные особенности развития банковской системы РФ.………14
3. Банковская система Российской Федерации на современном этапе развития ……………………………………………..16
4 . Основные проблемы и пути совершенствования банковской системы России
4.1 Проблемы банковской системы России…………………………….28
4.2 Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов …………………………………………………………………………………….32
7. Заключение……………………………………………………………………..38
8. Список использованной литературы…………………………………………41

Работа состоит из  1 файл

Макроэкономика реферат .docx

— 69.00 Кб (Скачать документ)

6) осуществляет обслуживание  счетов  бюджетов всех уровней  бюджетной  системы Российской  Федерации,  если иное не установлено  федеральными  законами, посредством  проведения  расчетов по поручению  уполномоченных  органов исполнительной  власти  и государственных внебюджетных  фондов, на которые возлагаются   организация исполнения и исполнение  бюджетов;

7) осуществляет эффективное  управление  золотовалютными резервами  Банка  России;

8) принимает решение о  государственной  регистрации  кредитных организаций,  выдает  кредитным организациям  лицензии  на осуществление банковских  операций, приостанавливает их действие  и отзывает их;

9) осуществляет надзор  за деятельностью  кредитных  организаций и банковских  групп  (далее - банковский надзор);

10) регистрирует эмиссию  ценных  бумаг кредитными организациями   в соответствии с федеральными  законами;

11) осуществляет самостоятельно  или  по поручению Правительства  Российской  Федерации все виды  банковских  операций и иных  сделок, необходимых  для выполнения  функций Банка  России;

12) организует и осуществляет  валютное  регулирование и валютный  контроль  в соответствии с  законодательством  Российской  Федерации;

11

13) определяет порядок  осуществления  расчетов с  международными организациями,  иностранными государствами, а   также с юридическими и физическими   лицами;

14) устанавливает правила  бухгалтерского  учета и отчетности  для банковской  системы Российской  Федерации;

15) устанавливает и публикует  официальные  курсы иностранных  валют по  отношению к рублю;

16) принимает участие в  разработке  прогноза платежного  баланса  Российской Федерации  и организует  составление платежного  баланса  Российской Федерации;

17) устанавливает порядок  и условия  осуществления валютными  биржами  деятельности по организации   проведения операций по покупке   и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление   и отзыв разрешений валютным  биржам на организацию проведения  операций по покупке и продаже   иностранной валюты;

18) проводит анализ и  прогнозирование  состояния экономики  Российской  Федерации в целом  и по регионам, прежде всего  денежно-кредитных,  валютно-финансовых  и ценовых  отношений, публикует  соответствующие  материалы и  статистические данные;

18.1) осуществляет выплаты  Банка России  по вкладам физических  лиц  в признанных банкротами  банках, не участвующих в системе  обязательного  страхования вкладов  физических лиц в банках Российской  Федерации, в случаях и порядке,  которые предусмотрены федеральным  законом;

(п.18.1 введен Федеральным законом от 29.07.2004 № 97-ФЗ)

19) осуществляет иные функции  в  соответствии с федеральными  законами.

Банк  России в пределах полномочий, предоставленных  ему  Конституцией Российской Федерации  и федеральными законами, независим 

12

в своей деятельности. Федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти субъектов  Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться  в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций  и полномочий, принимать решения, противоречащие Федеральному закону "О  Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Банк  России представляет Государственной  Думе и Президенту Российской Федерации  информацию в  порядке, установленном  федеральными законами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

2.3  Особенности развития банковской системы РФ.

На ход развития банковской системы  влияет ряд макроэкономических и  политических факторов, среди них  можно выделить такие, как:

-степень зрелости товарно-денежных отношений;

-общественный и экономический  порядок, его целевое назначение и социальная направленность;

-законодательные основы и акты;

-обще представление о сущности и роли банка в экономике. [8, с.384]

В ходе развития банковская система  получает особый положительный  заряд  в фазе экономического подъема, когда  спрос на банковский продукт  и  банковские услуги существенно  возрастает.

На состоянии банковской системы  и ее текущем развитии отражаются и политические факторы. Важной оказывается,  прежде всего общая направленность политики государства. Если государство провозглашает цели развития частной собственности, рыночных отношений, то это содействует привлечению частного банковского капитала и его росту, а также увеличению числа кредитных учреждений. Неопределенность политических мотивов государства приводит к задержке развития банков, оттоку капиталов за границу. На текущее развитие банков может повлиять даже смена в стране политического лидера.

На развитие банковской системы  может оказать влияние и текущая  экономическая политика государства. Центральный банк как национальный институт располагает значительным инструментарием, с помощью которого он может регулировать деятельность, как отдельных банков, так и банковской системы в целом.

Довольно заметным фактором, определяющим развитие банковской системы, является межбанковская конкуренция. Наличие  достаточно представительного  числа  самостоятельных банков в  стране и ее регионах

14

создает определенную среду, в которой банки вынуждены  вступать в борьбу за клиента, улучшать качество обслуживания, расширять услуги, предлагать рынку новые продукты.

Развитие банковской системы  может  сдерживаться под влиянием таких  факторов, как чрезмерный налоговый  пресс на банковскую прибыль, отсутствие достаточных ресурсов для  активного  ведения банковских операций, недостаток квалифицированных кадров.

Банковская система не может  существовать без банковского  рынка. На нем концентрируются банковские ресурсы, а также осуществляется торговля банковским продуктом. Слабость данного рынка сдерживает развитие банковской системы. На рынке банковского  продукта торговля кредитами, «короткими деньгами» пока не имеет достаточного удельного веса. Оказание новых видов  услуг, связанных с кредитными карточками, электронными платежами, затрудняется из-за недостаточно мощной технической  базы российских банков. [8, с.386]

Развитие банковской системы  можно  рассматривать с количественной и качественной точек зрения. С  количественной точки зрения развитие банковской системы характеризуют показатели числа кредитных учреждений и их филиалов, размера активных и пассивных операций, капитала банков и др. С качественной точки зрения развитие банковской системы характеризуют не абсолютные, а относительные показатели.

С качественной стороны развитие банковской системы определяется не только с  позиции размера уставного  капитала банков, но и с позиции  роста  инвестиций в сферу производства, увеличения перечня предоставляемых  услуг, в том числе новых банковских продуктов и технологий.

 

 

 

15

3. Банковская система Российской Федерации на современном этапе развития.

В России активизация прямого  государственного участия начала просматривается задолго до кризиса, который лишь ускорил реализацию этой тенденции. Практическая политика подпитывалась идеями и рекомендациями от научно-экспертного сообщества, которое все последние годы призывало к созданию финансовых институтов развития и даже ставило вопрос о переводе существующих коммерческих банков в режим функционирования, больше свойственный институтам развития с их долгосрочным инвестиционным кредитованием приоритетных национальных проектов и так называемых системообразующих предприятий.

Изучение явления государственной  собственности на банки в России и сравнительной эффективности  банковских учреждений разного типа должно базироваться на методологически  четком представлении об объекте  анализа, т. е. о находящихся под  контролем государства банках. Без  этого есть риск ошибиться при  составлении выборки для проведения эконометрических исследований. Вместе с тем в средствах массовой информации и в экспертных материалах по-прежнему отмечается терминологическая  пестрота при описании государственной  собственности на банки, что приводит к разнобою в оценках масштабов  этого явления и дезориентирует как специалистов, так и людей, имеющих полномочия для принятия решений. В подобных исследованиях  обязателен учет национально-культурной специфики, потому что в такой  стране, как Россия, государственная  собственность может принимать  формы, не свойственные развитой рыночной экономике. [10, с.4].

Прошло два года с момента  вступления в силу Федерального закона от 27.10.08 № 175-ФЗ «О дополнительных мерах  для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» (далее - Закон). С 

16

принятием Закона Агентство  по страхованию вкладов стало  одним из антикризисных инструментов Правительства и Банка России в банковской сфере. Оно было призвано взять на себя решение проблем  банков, банкротство которых оказало  бы сильное негативное влияние на ситуацию как в целом по России, так и в отдельных регионах. Таким образом, помимо выполнения функций  страховщика банковских вкладов  и корпоративного конкурсного управляющего (ликвидатора) кредитных организаций, Агентство стало активным участником осуществления мер по предупреждению банкротства банков, входящих в систему  страхования вкладов.

Причиной принятия Закона стал глобальный финансово-экономический  кризис и  начавшийся во второй половине 2008 г. кризис ликвидности банковской системы  России. От государства  требовались  решительные действия по предотвращению коллапса банковской системы и прекращению  паники среди кредиторов.

Следует отметить, что подготовка концепции участия государства  в предупреждении банкротства банков была начата Банком России и Агентством еще за три года до этих событий. В целом концепция была одобрена Комитетом банковского надзора  Банка России, а в апреле 2008 г. предложения об усилении роли государства  в предупреждении банкротства банков рассмотрел Консультативный совет  при Председателе Банка России. События, связанные с наступлением мирового финансового кризиса, лишь ускорили эту работу.

Уже в день вступления Закона в  силу Агентство получило первое предложение  Банка России о предупреждении банкротства  конкретного банка. Потребовалось  незамедлительно  создавать необходимые  организационные  механизмы в  целях выполнения новых функций. Эта работа была проведена  в сжатые сроки.

17

В частности, были образованы два новых  структурных подразделения  Агентства: Экспертно-аналитический  департамент  и Департамент реструктуризации банков. Основными задачами Экспертно-аналитического департамента стали оценка и анализ финансового положения банков перед  принятием Агентством решения об участии в предупреждении их банкротства, а также выявление причин ухудшения  их финансового состояния; Департамента реструктуризации банков - администрирование  процессов финансового оздоровления банков. [11, с.3].

Наряду с организационными изменениями  развивалась регулятивная база Агентства. На первоначальном этапе  некоторые  мероприятия по реструктуризации банков регулировались распоряжениями первого  заместителя генерального директора, затем были разработаны  и утверждены Советом директоров или Правлением Агентства необходимые  документы, регламентирующие все вопросы  деятельности Агентства в области  реструктуризации банков. В общей  сложности в  течение нескольких месяцев было принято 27 регулятивных документов по данному направлению  деятельности.

Необходимо отметить, что  успешное завершение подготовительного  этапа  работы Агентства во многом стало  возможным благодаря предварительным  наработкам Банка России и Агентства, скоординированной деятельности представителей государственных органов, входящих в Совет директоров Агентства: Минфина  России, Минэкономразвития, Банка России, Администрации Президента Российской Федерации, Федеральной налоговой  службы.

В конце 2008 г. - начале 2009 г. Агентство  приступило к санации 18 банков: ОАО  «Банк ВЕФК» (г. Санкт-Петербург) (в  настоящее время - ОАО «Банк-Петровский»), Потенциалбанк (Самарская область), Газэнергобанк (г. Калуга), Свердловский губернский банк (г. Екатеринбург), Русский банк

18

развития (г. Москва) (в настоящее  время - КБ «Открытие»), «Электроника» (г. Москва), Нижегородпромстройбанк (г. Нижний Новгород), Башинвестбанк (г. Уфа), «Нижний Новгород» (г. Нижний Новгород), «Северная казна» (г. Екатеринбург), «Банк 24.ру» (г. Екатеринбург), «Союз» (г. Москва), Московский залоговый банк (г. Москва), «Московский капитал» (г. Москва), Губернский банк «Тарханы» (г. Пенза), Банк ВЕФК-Сибирь (г. Новосибирск) (в настоящее время - «НОМОС-БАНК-Сибирь»), АКБ «Российский капитал» (г. Москва), КИТ Финанс Инвестиционный банк (г. Санкт-Петербург).

Информация о работе Проблемы в современной банковской системе России