Проведение трастовых операций коммерческими банками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 14:26, курсовая работа

Описание

Трастовые доверительные операции коммерческих банков требуют пристального внимания, так как они играют большую роль в банковском деле, а также в связях банков с промышленностью и другими сферами экономики. Трастовые операции позволяют банкам распоряжаться крупными (иногда контрольными) пакетами акций промышленных компаний.

Содержание

Введение

1.Сущность трастовых операций

1.1.Понятие и содержание трастовых операций банков.

1.2.Трастовые услуги физическим лицам.

1.3.Трастовые услуги юридическим лицам.

1.4.Услуги, предоставляемые банками клиентам в комплексе доверительных операций.

2.Проведение трастовых операций коммерческими банками.

2.1.Структура траст - отдела коммерческого банка.

2.2.Механизм доверительных операций в банковской сфере.

2.3.Договор траста.

2.4.Права и обязанности доверительного управляющего.

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Трастовые операции коммерческих банков.doc

— 323.00 Кб (Скачать документ)

    2.Процент  вознаграждения от дохода или прибыли.В договоре учредитель оговаривает с управляющим ставку процента вознаграждения от дохода или прибыли,если они образуются по окончании периода инвестирования.Положительным является то,что управляющий имеет стимул получения большего дохода для учредителя,тем самым заработать большую комиссию для себя.Отрицательным моментом является незнание об окончательном доходе,который будет получен по истечению срока действия договора.Тем самым он имеет повышенный риск не получения дохода вообще.На пратике в основном используется вторая система вознаграждения.

    Помимо  установленных законодательством  РФ обязательных условий договора доверительного упрвления,договор,предусматривающий  передачу в доверительное управление средств инвестирования в ценные бумаги,должен содержать инвестиционную декларацию управляющего.В ней инвестор указывает какие ценные бумаги и на какой срок может приобретать для него управляющий,направления и способы инвестирования денежных средств.За нарушение условий инвестиционной декларации в договоре предусмаатриваются штрафные санкции.

    Оплата  трастовых услуг российских банков обычно составляет около1% суммы вклада,при  размещении средств в валюте и  около5% в рублях. Внекоторых кредитных  учреждениях тарифы более разнообразны.Если предприятие дает банку самостоятельно определять объект инвестиций,то платит 2% от полученного по договору дохода.Если выбирает одну из 2-3 отраслей промышленности,предложенных банком,то-3%.Если отдает предпочтение производствам и операциям,а соотношение вложений оставляет за банком,то-4%.Если самостоятельно отбирает направления и определяет долю инвестиций,то-5%.15

    Прекращение договора доверительного управления имуществом.

    1.Договор  доверительного управления прекращается  вследствии:

   -смерти  гражданина,являющегося выгодоприобретателем,или ликвидация юридического лица-выгодоприобретателя;

   -отказа  выгодоприобретателя от получения  выгод по договору,если договором  не предесмотрено иное;

   -отказа  доверительного управляющего или  учредителя управления от осуществления доверительного управления в связи с невозможностью для доверительного управляющего лично осуществлять доверительное управление имуществом;

   -признание  несостоятельным( банкротом) учредителя  управления или доверительного  управляющего.

    2.При  отказе одной стороны от договора доверительного управления имуществом другая сторона должна быть уведомлена об этом за три месяца до прекращения договора,если договором не предусмотрен инлй срок уведомления.

    3.При  прекращении договора доверительного  управления имущество,находящееся в доверительном управлении,передается учредителю управления,если договором не предусмотрено иное.16 
 

2.4.Права  и бязанности траст-отделов 

коммерческих  банков 

    Траст-отдел  обязан следовать указаниям и  условиям соглашения, завещания, решения  суда или договора о представительстве, в соответствии с которыми он действует. Траст-отдел не может менять свои обязанности по осуществлению определённых операций без согласия доверителя или лица, его представляющего. Если же имеет место непредвиденное развитие ситуации, обуславливающее необходимость изменения действий доверенного лица (траст-отдела), не предусмотренное первоначальным соглашением о трастовых услугах, и нет возможности согласовывать изменения с доверителем, то соответствующее разрешение можно получить через суд.

    Круг  обязанностей доверенных лиц весьма широк, однако договор о трасте не предоставляет доверителю полную гарантию успеха и не страхует его от всех возможных убытков. Но траст-отделы будут нести гражданскую (материальную), а иногда и уголовную ответственность, если убытки имели место из-за их небрежности, недобросовестности и тем более из-за прямого умысла. Например, если траст-отдел разместил часть средств траста в ценные бумаги, которые на момент операции рассматривались как привлекательные и вполне надежные объекты для инвестиций (мнение экспертов фондового рынка, биржевой листинг), а через какой-то период времени заметно обесценились или вовсе перестали котироваться, то траст-отдел не несёт ответственности. Однако если будет доказано, что траст-отдел имел основания рассматривать данные инвестиции как недостаточно надёжные, но ничего в связи с этим не предпринял, то он (или отдельные его сотрудники) будет подлежать гражданской или уголовной ответственности в полном объёме.

    Принцип лояльности, положенный в основу работы траст-отделов самими коммерческими банками, подкрепляется на государственном уровне большим числом законов, подзаконных регулирующих положений, судебных решений, призванных регламентировать направления инвестиционной деятельности траст-отделов. Кроме того, ограничения могут налагаться самим договором о трасте. В некоторых договорах могут содержаться конкретные указания, куда следует вкладывать средства траста. Зачастую решения об инвестициях принимаются совместно траст-отделом и доверителем или бенефициаром траста. В ряде случаев траст-отдел вообще не полномочен осуществлять инвестиции.

    При принятии конкретных инвестиционных решений  траст-отделы должны следовать общим  банковским принципам размещения активов. Так, они не должны отдавать предпочтение исключительно надежности, покупая ценные бумаги правительства (казначейские векселя и облигации). В то же время в основе их действий не должно быть желания только получить максимальную выгоду и доход, размещая средства доверителя в ценные бумаги с большим кредитным риском (например, в акции малоизвестных венчурных компаний, не прошедших листинг на фондовой бирже). Таким образом, траст-отделам вменяется в обязанность придерживаться политики разумного балансировнаия: они должны прибегать к диверсификации активов, избегать погони за прибылью и строго придерживаться условий договоров отрасте.

    Как уже отмечалось, в случае несоблюдения доверенными лицами (траст-отделами) взятых на себя обязанностей они несут  ответственность в рамках действующего законодательства. Можно выделить следующие достаточно типичные случаи ответственности траст-отделов:

  1. дохода в интересах других лиц, а не наследников или бенефициаров). Этот вид нарушения только влечёт за собой возмещение доверенным обман (например, неправильное использование основного имущества или лицом убытков, но и грозит ему уголовной ответственностью;
  2. неуплата налогов;
  3. отказ от реинвестировния средств траста в течение неоправданно большого периода времени, в результате чего пострадал доход по трасту;
  4. осуществление инвестиций без согласования, предусмотренного договором, если эти действия повлекли за собой убытки;
  5. отказ от диверсификации инвестиций, предусмотренной договором или законом, если это привело к убыткам;
  6. недополучение любых доходов и платежей по трастовому имуществу, что сократило доход по трасту;
  7. неоправданно долгое хранение трастовых активов в малоликвидных, непригодных для инвестирования средствах.

         Доверительный управляющий обязан  вести учет и отчитываться  перед бенефициарием за управление трастом или учредителем траста,предоставляя точную и полную информацию в отношении имущества траста.Информация о деятельности банка должна быть представлена в следующих документах:

   -справка  о состоянии инвестиционного  портфеля на определенную дату.В ней должны быть отражены структура портфеля,баланс и оценочная стоимость портфеля;

   -отчет  о движении денежных средств  и ценных бумаг по счетам  клиента;

   -итоговый  отчет,включающий в себя доходы/убытки,сумму расходов  и комиссионное вознаграждение.

    Все отчеты должны соответствовать требованиям,предъявленным  контролирующими органами( ФКЦБ,Налоговой  инспекцией).По запросу контролирующих органов доверительный управляющий  должен в любой момент представить  информацию о деятельности по договору доверительного управления.Отчет управляющего служит для учредителя и выгодоприобретателя документом,на основании которого в их балансе будут сделаны проводки по счетам имущества,находящегося в доверительном управлении,счетам доходов и расходов.

    В соответствии с п.1 ст.1022 ГК РФ доверительный управляющий,не проявивший при доверительном управлении должной зоботливости,возмещает выгодоприобретателю упущенную выгоду,а учредителю управления убытки,причиненные утратой или повреждением имущества,с учетом естественного износа,а также упущенную выгоду.

    Стоит заметить,что большинство предусмотренных  ГК РФ обязанностей доверительного управляющего характерны только для договорных(фидуциарных) отношений.Например,обязанность действовать  в интересах выгодоприобретателя(ст.1022ГК РФ). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Примечательно то, что активное развитие траста в  России связано в первую очередь  с падением доходности на финансовом рынке, где его участники столкнулись  с необходимостью формирования инвестиционных портфелей квалифицированными менеджерами.

    В данный момент развитие рынка трастовых  услуг находится в руках Министерства финансов России, Центрального Банка  РФ и Государственной налоговой  полиции: от соответствия их распоряжений реальной действительности и возможности  принятия их на практике. Пока не принят один общий закон о доверительном управлении имуществом, хотя проект был подготовлен уже несколько лет назад.Этот вид деятельности банков регламентируется множеством различных нормативных документов, которые в различных аспектах рассматривают этот вопрос.

    Государство связывает с трастом большие  надежды, учитывая возможность пополнения бюджета за счет передачи в доверительное  управление пакетов акций приватизированных  предприятий, находящихся в федеральной  собственности.

    Однако ,вследствии того,что в Российской Федерации пока еще нет таких огромных накопленных ценностей у физических лиц, сдерживается развитие трастовых операций в том виде, в котором они существуют в западных странах. К тому же есть определенный синдром недоверия к банкам из-за нестабильности в стране банки не могут приобрести устойчивое положение. Кроме того, одним из элементов трастового дела является хранение и управление ценными бумагами. Однако в России рынок ценных бумаг как элемент рыночной экономики также еще не полностью сформировался.

    В России коммерческие банки оказывают  трастовые услуги, посредством  создания Общих фондов банковского управления. Вследствии, нестабильной экономики (кризиса  августа-сентября 1998г.) к началу 1999г.значительно  сократилась сумма активов, находящаяся в управлении с 5322773 тыс.руб. в 1998г. до 4575987 тыс.руб. в 1999г. Это показывает невостребованность клиентами такой банковской услуги, как доверительное управление имуществом (см. табл.2). 
 
 
 
 
 
 

   Информация  о зарегистрированных Общих фондах банковского управления (далее — ОФБУ) на территории Российской федерации по состоянию

     на 1. 01. 99 г. (табл.2)17

Главное территориальное  управление ЦБ РФ или  Национальный банк Количество  кредитных организаций, зарегистрировавших общие условия создания и доверительного управления имуществом ОФБУ

    1.01.99 г

Количество  зарегистрированных ОФБУ

1.01.99г.

Сумма активов, находящихся  в управлении ОФБУ (тыс. руб.)

1. 01. 99г.

1 2 3 4
Вологодская область 2 3 1752
Иркутская область 4 6 6925
Кемеровская область 1 1 23434
Краснодарский край 1 3 0
Ленинградская область 1 2 0
Липецкая  область 1 2 0
г. Москва 29 74 2 309 386
Московская  область 2 6 0
Приморский  край 1 1 0
Ростовская  область 1 1 0
г. Санкт-Петербург 8 15 20746
Саратовская область 1 1 0
Свердловская  область 4 11 3390
Удмуртская  республика 4 4 2 209 509
Республика  Саха (Якутия) 2 3 845
Тюменская область 1 1 0
ВСЕГО 63 134 4 575 987

Информация о работе Проведение трастовых операций коммерческими банками