Расчеты между клиентами. Межбанковские расчеты. Международные расчеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:31, реферат

Описание

В процессе безналичных расчетов происходит концентрация денежных средств в учреждениях банков, что дает возможность использовать их в качестве ресурса кредитования, осуществлять банковский контроль за проведением расчетов. Принципы организации безналичных расчетов предполагают обязательное хранение денег на счетах в кредитных учреждениях всеми предприятиями, организациями, учреждениями; субъекты хозяйствования совершают платежи главным образом через учреждения банков или другие финансово-кредитные учреждения в безналичном порядке по документам, предусмотренным правилами расчетов; платежи совершаются, как правило, после отгрузки продукции, оказания услуг, выполнения работ, в то же время в расчетах допускаются авансовые платежи и ...

Содержание

1 Формы расчетов между клиентами в Республике Беларусь. Порядок открытия и закрытия счетов
2 Межбанковские расчеты
3 Международные расчеты
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Реферат по расчетам между клиентами.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

Вклад (депозит) возвращается вкладчику  по его требованию в порядке, установленном Банковским Кодексом и соответствующим договором.

Видами договора банковского вклада (депозита) являются:

договор банковского вклада (депозита) до востребования;

договор срочного банковского вклада (депозита);

договор условного банковского  вклада (депозита).

Под договором банковского вклада (депозита) до востребования понимается договор, в соответствии с которым  вкладополучатель обязан возвратить вклад (депозит) и выплатить начисленные по нему проценты по первому требованию вкладчика.

Под договором срочного банковского  вклада (депозита) понимается договор, в соответствии с которым вкладополучатель обязан возвратить вклад (депозит) и  выплатить начисленные по нему проценты по истечении указанного в договоре срока.

Под договором условного банковского  вклада (депозита) понимается договор, в соответствии с которым вкладополучатель обязан возвратить вклад (депозит) и выплатить начисленные по нему проценты при наступлении (ненаступлении) определенного в заключенном договоре обстоятельства (события).

Договор банковского  вклада (депозита) должен быть заключен в письменной форме (депозитным договором, сберегательной книжкой, сберегательным или депозитным сертификатом, договором вкладного счета и т.п.).

Вкладчиками могут быть физические и юридические лица.

Вкладчики могут распоряжаться  вкладами (депозитами), получать по ним  доход, давать поручения банку или  небанковской кредитно-финансовой организации  о перечислении денежных средств с их счетов по вкладу (депозиту) на другие банковские счета и (или) другим лицам и пользоваться иными видами банковских услуг в соответствии с законодательством Республики Беларусь и договором банковского вклада (депозита).

Вкладчик имеет право на условиях ранее заключенного договора пополнять сумму вклада (депозита), если это предусмотрено условиями договора банковского вклада (депозита).

Вкладополучатель выплачивает  вкладчику проценты по вкладу (депозиту) в размере, определяемом договором банковского вклада (депозита). [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Межбанковские расчеты

 

Осуществление безналичных расчетов в хозяйственных отношений между поставщиками и потребителями продукции обусловливает взаимные расчеты между банками. Межбанковские расчеты возникают тогда, когда плательщик и получатель средств обслуживаются разными банками, а также при взаимном кредитовании банков.

Межбанковские расчеты представляют собой совокупность расчетов между кредитными учреждениями и между их филиалами. Оба уровня межбанковских расчетов имеют как общие черты, так и определенные различия. Данные виды взаимоотношений кредитных учреждений различаются по форме организации и по экономическому содержанию.

Организационные различия заключаются в том, что при расчетах между кредитными организациями реализуются отношения экономически обособленных субъектов, а межфилиальные расчеты осуществляются в границах одного банка. Наиболее существенным является различие в этих видах расчетов по их экономическому содержанию. Внутреннее содержание расчетов между кредитными учреждениями и межфилиальных расчетов характеризуется границей платежа, способом взаимоотношений участников и техникой осуществления расчетов.

Межбанковские отношения строятся только на договорных условиях. Межфилиальные отношения, в том числе и расчетные, строятся на единых правилах, устанавливаемых головным банком для всех его подразделений.

Организация межбанковских расчетов — основное назначение платежной системы. Существует два варианта совершения платежей: централизованный, через корреспондентские счета в центральном (для Беларуси — Национальном) банке, и децентрализованный, через систему взаимных корреспондентских счетов, открываемых банками друг другу, в том числе и в банках за границей.

При международных расчетах децентрализованные расчеты  
производятся на базе счетов «Ностро» и «Лоро», открываемых у банков-корреспондентов в иностранной валюте и валюте Республики Беларусь. Все расчетные операции по ним осуществляются в соответствии с установленным режимом счета.

Централизованный  порядок совершения платежей преобладает  и реализуется на базе Автоматизированной системы межбанковских расчетов (АС МБР). Роль Национального банка страны как организатора платежной системы заключается в ведении и регулировании корреспондентских счетов коммерческих банков и собственного межфилиального счета.

Межбанковские расчеты в Республике Беларусь осуществляются в системе BISS, являющейся основным функциональным компонентом автоматизированной системы  межбанковских расчетов Национального банка (далее - АС МБР). BISS (Belarus Interbank Settlement System) - система межбанковских расчетов, функционирующая на валовой основе, в которой в режиме реального времени осуществляются расчеты по срочным и несрочным денежным переводам, а также расчеты по результатам клиринга в смежных системах (по сделкам купли-продажи ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок, по операциям с использованием банковских пластиковых карточек). Обязательным условием для осуществления расчетов через систему BISS является установление корреспондентских отношений с Национальным банком путем заключения договора и открытия корреспондентского счета в Национальном банке [5].

Функции технического оператора АС МБР выполняет Расчетный центр Национального банка Республики Беларусь (далее - Расчетный центр). Расчетный центр имеет право электронной цифровой подписи электронных сообщений, создаваемых в результате проведения межбанковских расчетов, а также право дополнительного удостоверения электронной цифровой подписью исполненных электронных платежных документов.

Режим работы системы BISS определяется графиком приема и обработки системой BISS электронных  платежных документов и электронных  сообщений (далее - график системы BISS). С декабря 2009 года в соответствии с графиком системы BISS продолжительность операционного дня системы BISS установлена с 9.00 до 17.30 часов. При этом продолжительность операционного времени для приема клиентских платежей составляет период с 09.00 до 16.30. В выходные и праздничные дни система BISS не работает. [4]

Досылка банками – отправителями в  банк – получатель платежных документов на бумажном носителе не производится.

Банк-отправитель  на основании оформленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь платежных документов от своего имени формирует электронные платежные документы и передает их в систему BISS. Передача электронных платежных документов в АС МБР производится банками и Национальным банком равномерно в соответствии с графиком системы BISS непосредственно после списания денежных средств со счетов клиентов либо со счетов по учету собственных платежей. В формируемых для передачи в систему BISS электронных платежных документах банками-отправителями указывается статус: «Срочный» или «Несрочный».

При отсутствии (недостаточности) денежных средств на корреспондентском счете банка-отправителя срочные электронные платежные документы помещаются в очередь ожидания средств. Очередь ожидания средств по срочным электронным платежным документам формируется в зависимости от времени их поступления и с учетом приоритетов. В случае недостаточности суммы резерва и (или) отсутствии встречных электронных платежных документов несрочные электронные платежные документы помещаются в очередь ожидания средств для обработки в следующем сеансе взаимозачета. Обработка несрочных электронных платежных документов из очереди ожидания средств осуществляется независимо от времени их поступления. Банк-отправитель может отозвать электронный платежный документ из очереди ожидания средств по срочным и несрочным электронным платежным документам путем передачи в систему BISS электронного сообщения. [6]

Межбанковский расчет в системе BISS является окончательным  и не подлежит аннулированию после  изменения состояния корреспондентских (межфилиального) счетов банков (Национального банка).

Банки-получатели на основании электронных платежных  документов банков-отправителей, дополнительно  удостоверенных электронной цифровой подписью Расчетного центра, отражают операции по корреспондентскому счету  банка и субкорреспондентским счетам филиалов (отделений) банка Республики Беларусь, зачисляют денежные средства на счета клиентов либо на счета по учету собственных средств банка-получателя в кратчайшие сроки в течение текущего операционного дня банка.

В процессе осуществления международных расчетов и совершения финансовых операций банки и финансовые организации пользуются услугами Сообщества Всемирной Интербанковской Финансовой Телекоммуникации (СВИФТ) - SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication), обеспечивающего оперативную, безопасную и надежную передачу финансовых сообщений по всему миру. Сегодня практически все белорусские банки в своей работе активно используют сеть SWIFT.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Международные расчеты

 

Внешнеэкономический оборот сопровождается движением денежных средств между странами, которое осуществляется посредством проведения международных расчетов.

Международные расчеты — это система регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим между государствами, а также юридическими и физическими лицами, являющимися резидентами разных стран. Они включают расчеты по экспорту-импорту товаров, расчеты за услуги и по неторговым операциям (связанные с обслуживанием культурных программ, содержанием посольств, представительств, с туризмом и др.), расчеты по обслуживанию кредитных операций, займов (движения капитала) и т.д.

Для осуществления международных  расчетов обычно используется свободно конвертируемая валюта наиболее развитых стран, так как участники расчетов, как правило, не имеют общего платежного средства.

Международные расчеты  проводятся главным образом через  прямые корреспондентские счета  банков. Эти счета подразделяются на два вида: "Лоро" (счета банков-корреспондентов, открытые в данном банке) и "Ностро" (счета данного банка в банках-корреспондентах), на них отражаются платежи, которые банки осуществляют по поручению друг друга. Счет "Лоро" одного банка одновременно является счетом "Ностро" для банка, являющегося его корреспондентом, и наоборот. Для проведения расчетов банки держат на корреспондентских счетах необходимую сумму средств в валютах, которые используются для расчетов.

Международные расчеты  носят, как правило, документарный  характер. Для проведения расчетов могут быть использованы два вида документов — коммерческие (торговые) и финансовые (платежные). К финансовым документам относятся простой вексель, тратта, чек, долговая расписка и другие документы, в которых выражено денежное требование. К коммерческим документам относятся транспортные, складские, страховые и другие документы, принятые в международном и национальном торговом обороте, — счета-фактуры, коносаменты, накладные, складские свидетельства и т.д. Основным коммерческим документом, применяемым в международных расчетах, является счет-фактура (коммерческий счет).

Валюта цены может  не совпадать с валютой платежа: внешнеторговый контракт может быть заключен в одной валюте, а платеж осуществляться в другой валюте или  товарной форме.

В международных расчетах широко используются различного рода банковские гарантии, а также гарантии и поручительства крупных фирм или государственных организаций, целью которых является дополнительное обеспечение обязательств плательщика.

В настоящее время  в мировой практике используются следующие основные формы международных расчетов: аккредитивная форма расчетов, инкассовая форма расчетов, банковский перевод, расчеты по открытому счету и расчеты в форме аванса. [7]

Аккредитивная форма расчетов предусматривает применение как денежных, так и документарных аккредитивов. Для получения выплат с денежных аккредитивов не нужно дополнительно предоставлять коммерческие документы. При осуществлении внешнеторговых операций используются документарные аккредитивы. 

Документарный аккредитив представляет собой соглашение, в силу которого банк-эмитент (то есть банк, открывающий аккредитив) обязуется произвести в соответствии с указаниями импортера платеж экспортеру (при наличных платежах) либо акцептовать или оплатить тратту, выставленную бенефициаром (при расчетах в кредит) при передаче в банк оговоренных документов и соблюдении прочих условий аккредитива.

В международной практике применяются различные виды аккредитивов. Каждый аккредитив должен содержать  четкое и ясное указание, к какому виду он относится.

Аккредитивы могут быть отзывными и безотзывными; подтвержденными и неподтвержденными; покрытыми и непокрытыми; переводными; возобновляемыми и т.д.

Отзывный аккредитив может быть изменен или аннулирован открывшим его банком без предварительного уведомления экспортера. Безотзывный аккредитив является твердым обязательством банка-эмитента, и для его изменения или аннулирования требуется согласие экспортера.

Подтвержденный  аккредитив предусматривает получение дополнительной гарантии платежа в виде твердого обязательства третьего банка (подтверждающего банка). Неподтвержденный аккредитив дополнительной гарантии не предусматривает и является обязательством только банка-эмитента. Подтверждение аккредитива другим банком необходимо, если банк, открывший аккредитив, не является корреспондентом банка экспортера.

Покрытый аккредитив — это аккредитив, при открытии которого банк-эмитент одновременно переводит средства в сумме аккредитива на срок действия своих обязательств в распоряжение исполняющего или подтверждающего банка. Если при открытии аккредитива средства не переводятся, то он считается непокрытым. В настоящее время в международной практике применяются главным образом непокрытые аккредитивы.

Информация о работе Расчеты между клиентами. Межбанковские расчеты. Международные расчеты