Развитие предпринимательской деятельности Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – показать основную тенденцию развития предпринимательства в Казахстане, проблемы его развития и возможные пути их решения.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 151.50 Кб (Скачать документ)

 Таким образом, государство, уделяя большое внимание развитию предпринимательства, для развития экономики в целом с целью защиты и поддержки субъектов предпринимательства устанавливает законодательным путем определенные льготы для них. 

 
    1. Становление и развитие предпринимательства в Казахстане

 Становление и развитие предпринимательства  в Казахстане происходило в сложных  и не всегда благоприятных социально-экономических  условиях транзитного периода, на фоне серьезного макроэкономического кризиса и снижения жизненного уровня людей. Процесс формирования негосударственного сектора экономики и сейчас сталкивается с целым рядом трудностей объективного и субъективного характера, препятствующих его динамичному развитию.

 Объективные трудности связаны с общим  кризисным состоянием экономики и недостаточно требуемых финансовых ресурсов для придания сильнейшего импульса широкомасштабному развитию предпринимательства.

 Трудности субъективного характера связаны  с тем, что в обществе до сих  пор сильны предрассудки относительно получения прибыли и обогащения. Парадигма достижения коммерческой выгоды и успеха еще широко не укоренилась в массах. Не выработаны традиции работы на потребителя с учетом колебаний рыночного спроса и в условиях жесточайшей конкуренции за рынки сбыта и кошельки покупателей. Отсутствуют навыки завоевания своей ниши в насыщенном бездефицитном рынке за счет выпуска более качественной продукции и предоставления более совершенной услуги. Нет быстрой реакции на динамичное изменение ситуации на рынке, и не хватает опыта предприимчивости. Предприниматели недостаточно знакомы с методами современного менеджмента и маркетинга. При оплате труда сильная ориентация на уравниловку. Не все еще четко осознали неизбежную необходимость смены парадигмы мышления. Престиж личности предпринимателя в обществе невысок, и она нередко ассоциируется с сомнительными операциями в сфере торговли, которые имели место в эпоху постоянного социалистического дефицита и в период первоначального накопления капитала, когда разыгрывались финансовые пирамиды.

 Менталитет  работников постсоветского и западного предприятий сильно различаются. Хотя трудовые навыки и квалификация большей части отечественных профессионалов достаточно высоки, переход к рыночным отношениям требует коренной перестройки социальных ориентиров, и мышления, и самого отношения к работе. Даже квалифицированный работник часто нуждается в смене ментальности (поскольку он, как правило, не умеет пользоваться компьютерной техникой). Всего этого трудно достичь сразу. Работник, вышедший из социалистической среды, ориентирован на исполнение указаний и выполнение плана. Он не приучен к профессиональному неформальному сотрудничеству, инициативности, персональной ответственности за риск. Увеличение зарплаты на 20-30 % не считается побудительным мотивом для повышения производительности.

 Кроме того, зачастую и сам руководитель предприятия, с одной стороны, не является высокопрофессиональным менеджером, а с другой - не способен использовать необходимые приемы и механизмы для воспитания в своих работниках устойчивых мотиваций. Опыт менеджмента накапливается и передается от поколения к поколению. Чтобы стать хорошим менеджером, предприниматель должен непрерывно учиться и переучиваться и следить за профессиональным и карьерным ростом своих работников. В рыночной системе такая система является неотъемлемым атрибутом успешного бизнеса. Обществу постсоветского периода предстоит выработать обычаи, традиции, правила, основанные на свободе предпринимательства, верховенстве законов, культуре бизнеса.

 Но  при всех недостатках и упущениях первых лет становления предпринимательства, сейчас оно превращается в заметное явление в жизни общества и завоевывает все более устойчивые и доверительные позиции. В Казахстане все увереннее начинают заявлять о себе предприниматели новой волны.

 Происходящие в промышленности структурные изменения и реформирование крупных государственных предприятий привели к значительному свертыванию объемов производства и, в ряде случаев, к ликвидации отдельных предприятий и производств. Занятость населения в государственном секторе понизилась, и часть высвободившихся трудовых ресурсов перетекла из государственного в частный сектор экономики.

 Это подтверждается и данными государственной  статистики. Общая численность занятого населения по секторам экономики страны снизилась с 6581,8 тыс. чел. в 1994 г. до 6400 тыс. чел. в 1997 г. (на 181,8 тыс. чел.). На государственных предприятиях и организациях в указанные годы соответственно произошло падение численности занятых с 3719,0 до 2067,2 тыс. чел.1

 В 1997 году наблюдался рост количества хозяйствующих субъектов предпринимательства. По состоянию на 1 янв. 1998 года в Республике насчитывалось 128,6 тыс. хозяйствующих субъектов предпринимательства, что составляло 87 % от общего числа хозяйствующих субъектов в экономике Казахстана.

 В Казахстане идет процесс формирования предпринимателя - фермера, производителя сельскохозяйственной продукции. По состоянию на 1 янв. 1997 г. в сельском хозяйстве насчитывалось 52,5 тыс. хозяйствующих субъектов, из числа которых в государственной собственности оставалось только 1,5%. Более 84 % товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции, или 44,3 тыс. единиц - крестьянские (фермерские) хозяйства.

 Реализация  двух государственных программ поддержки  и развития предпринимательства в период с 1992 по 1996 гг. позволила заложить основы частного предпринимательства в Республике Казахстан.

 Более 38 % малых предприятий были созданы  в 1994-1995 гг. в период малой приватизации. Именно в эти годы наметилась тенденция к макроэкономической стабилизации, сопровождавшаяся снижением инфляции. Кроме того, высвобождалось значительное количество населения в государственном секторе, часть которого впоследствии перетекала в сферу малого предпринимательства.

 Отрицательное воздействие на развитие малого предпринимательства оказало общее кризисное состояние экономики, выразившееся в дефицитном бюджете, неплатежеспособности отдельных предприятий, низком уровне жизни населения, сокращении его платежеспособного спроса и др.

 Как отмечалось ранее, имеющиеся официальные  статистические данные не в полной мере отражают масштабы формирующегося негосударственного сектора. В частности, практически не оценен потенциал индивидуальной трудовой деятельности, поскольку еще не приведена в цивилизованные рамки уличная торговля на универсальных рынках, не контролируется беспатентная производственная, консультационная, репетиторская, переводческая и иная деятельность по предоставлению услуг населению. Все эти виды деятельности часто не облагаются налогами и функционируют в теневом секторе экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 В настоящее  время многое говорится о возрождении  Казахстанского предпринимательства. Однако, если быть точным, то, что сегодня происходит в социально-экономической жизни Казахстана, есть попытка вторичного возрождения предпринимательства в нашей стране. Основа для становления и развития предпринимательства была заложена еще в ходе реализации государственных программ развития и поддержки предпринимательства, начиная с 1992 года. Сегодня предпринимательская деятельность в Казахстане бурно развивается, основываясь на государственной поддержке ее роста. Решение важнейших проблем, обеспечивающих развития предпринимательства заложено в Государственной программе развития и поддержи предпринимательской деятельности, утвержденной Указом Президента РК от 7 мая 2001г. №597. Одним их приоритетов, обозначенных в Указе Президента РК «О мерах по реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года», является развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства в стране.

 Развитие предпринимательства сталкивается со множеством проблем, в частности это и информационные проблемы, и финансовые, и институциональные, и образовательные, и государственные (бюрократизм, коррупция), все эти проблемы решаемы, и я думаю, что в скором будущем наша страна справится с поставленными перед ней задачами решения этих проблем. Именно за счет этих решений и будет развиваться экономика нашей страны в целом.  

 Видимо, было бы неверно соглашаться с  распространенным тезисом о том, что будущее Казахстана — за предпринимательством. Будущее Казахстана — за всеми нами и во многом будет определяться нашей способностью выработать эффективную концепцию бытоуложения. Но будущее Казахстана — и за предпринимателями. Поэтому требуется профессиональный подход каждого, кто решил заняться этой формой экономической деятельности, к исполнению своих предпринимательских функций.

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

 1. Бусыгин А. В. Предпринимательство. Основной курс т.1 М.: «Экономика», 1994

 2. «Экономическая теория» учебник под редакцией Булатова А.С.,2-е издание, Москва, 1997г.

 3. Гайнутдинов Э.М. «Основы предпринимательства», Минск, «Высшая школа», 2000

 4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М.: Издательство “Финпресс”, 1998..

 5. Горфинкель В.Я. «Предпринимательство», Москва, «Банки и биржи», 1999

 6. Грачев И. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит . 1997

 7. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия .   - М., 1996

 8. Кэмбелл Р. Макконелл, Стенли Л. Брю. «Экономика». Москва, издательство «Республика», 1992г., том 2.

 9. «Основы предпринимательской деятельности» под редакцией Осипова Ю.М. , Москва, 1992г.

 10. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. М.: ИВЦ "Маркетинг", 1996

 11. «Сборник предпринимателя» под редакцией Перхунова А.П., Сорокина В.П. ,часть 1, Москва, МНПП «РИД-7», 1992г.

 12. Хоскинг А. Среда предпринимательства . Курс предпринимательства . -М. , 1993

 13. Гражданский Кодекс Республики Казахстан (общая часть), Алматы: «Юрист», 2002г.

 14. Гражданское право РК. – Алматы: “Жетi Жаргы”.1998г

 15. Экономика и статистика,2000, №4. Статьи ”Проблемы развития малого бизнеса и пути их решения”, “Современное состояние малого бизнеса в РК”. - 52стр

 16. А.К. Кантарбаева «Предпринимательство. институционально-эволюционный подход». «Раритет», Алматы,2000г.

 17. Мамыров Н.К. «Основы предпринимательства», Алматы, Экономика, 1997

 18. Сборник «Предприниматель и право», Издательский дом «БИКО», Алматы, 2000. 
 
 

Информация о работе Развитие предпринимательской деятельности Республики Казахстан