Роль Национального Банка Республики Казахстан в денежно-кредитном регулировании экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 11:57, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является определение места Национального банка Республики Казахстан в денежно-кредитной системе страны и его роль в денежно-кредитном регулировании экономики Казахстана.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. …… 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В ГОСУДАРСТВЕ…………………………………………………………………..4
1.1 Сущность и организационная деятельность Центрального Банка в государстве…………………………………………...…………………………4
1.2 Нормативная база организационной деятельности Центрального Банка…………………………………………………………………………….6
2. НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РК КАК БАНК I-го УРОВНЯ…………..………8
2.1 Цели и направления денежно-кредитного регулирования………………8
2.2 Основные финансовые инструменты РК……………………………….11
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2010 год ………………………………………………………………..19
3.1 Денежно-кредитная политика Республики Казахстан в 2009 году…....20
3.2 Сценарные варианты развития экономики Республики Казахстана на 2010 год………………………………………………………………………..22
3.3 Денежно-кредитная политика Республики Казахстан на 2010 год……23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….26
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………………………………………………..28
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ………………………………………………………………..29

Работа состоит из  1 файл

Копия Роль Нацбанка в денежно-кредитном регулировании экономики Казахстана.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

    Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая. 

    Осуществляя денежно-кредитную политику, Национальный банк Республики Казахстан, воздействуя  на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних  инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).

    С помощью денежно-кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны. [26, с. 186]

    Нужно отметить, что денежно-кредитная  политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что Нацбанк банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

    Вместе  с валютной политикой Нацбанка, направленной на сохранение паритета покупательной  способности тенге, это обусловило достижение значительного положительного сальдо текущего счета платежного баланса, которое за 2000 год составило более 0,9 млрд. долл. США.

    В начале 2001 года начал функционировать  Национальный фонд Республики Казахстан, целью которого выступает стабилизация поступлений доходов бюджета  от сырьевых отраслей, образование  резервных активов на случай кризисных  ситуаций в экономике, формирование накоплений для будущих поколений. Национальный Банк будет выполнять оперативное управление активами Национального фонда на основе договора с Правительством.

    В целях реализации мер, направленных на укрепление и развитие всех сегментов  финансового рынка страны, повышения доверия населения и привлечение дополнительных временно свободных денег населения в финансовую систему, дальнейшего улучшения макроэкономических условий для роста производства, а также реформирование социальной сферы руководство Нацбанка РК намерено:

  • внедрять методы надзора на консолидированной основе в целях укрепления стабильности банковского сектора и выполнения 25 основных принципов эффективного банковского надзора, разработать рекомендации по управлению рисками банковской деятельности;
  • совершенствовать нормативную правовую базу для развития сектора организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в том числе системы почтово-сберегательных учреждений;
  • содействовать развитию новых финансовых инструментов;
  • продолжить работу по совершенствованию системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня в направлении ее распространения на депозиты до востребования;
  • создать фонд гарантирования обязательств банков по межбанковским кредитам;
  • создавать надежную страховую систему (финансовое и институциональное укрепление страховых компаний, внедрение новых страховых технологий, развитие инфраструктуры и модернизация страхового рынка), усилить надзор за деятельностью профессиональных участников страхового рынка, способствовать повышению финансовой устойчивости страховых (перестраховочных) организаций, в т.ч. за счет разработки и внедрения пакета соответствующего пакета нормативных актов;
  • содействовать становлению системы социального страхования и участвовать в работе по ускоренному развитию страхования жизни и совершенствованию правовой базы по видам обязательного страхования;
  • совершенствовать платежную систему (строительство резервного центра платежной системы для обеспечения бесперебойного ее функционирования, увеличения мощности и повышения уровня безопасности);
  • в целях расширения спектра предоставляемых банками услуг, развития безналичных платежей, а также повышения прозрачности операций в розничной торговли продолжить работу по созданию Национальной системы платежных карточек, развитию единого процессингового центра, обеспечивающего совместимость различных систем платежных карточек, и внедрению новой технологии смарт - карточек.
  • продолжить работу по совершенствованию нормативной правовой базы и созданию действующей системы ипотечного кредитования и функционирования системы строительных сбережений. В целях развития жилищного кредитования и вторичного рынка ЗАО “Казахстанская ипотечная компания” начнет проводить операции по покупке ипотечных кредитов у банков второго уровня. Также начнут функционировать специализированные строительные сберегательные банки в Республике Казахстан;
  • содействовать развитию действующей накопительной пенсионной системы, ее взаимодействия с банковской и страховой системами;
  • продолжить работу по развитию мониторинга реального сектора экономики. Получение текущей и ожидаемой информации непосредственно от руководителей предприятий повысит эффективность денежно-кредитной политики Национального Банка, усилит ее ориентированность на потребности реального сектора экономики.

    2.2 Основные финансовые инструменты РК

 

      Выше  нами были изложены цели денежно-кредитного регулирования. Рассмотрим теперь основные инструменты с помощью которых  Национальный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер. 

      Политика  обязательных резервов

      "В  настоящее время минимальные  резервы - это наиболее ликвидные  активы, которые обязаны иметь  все кредитные учреждения, как  правило, либо в форме наличных  денег в кассе банков, либо в виде депозитов в Нацбанке или в иных высоколиквидных формах, определяемых Национальным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

      Минимальные резервы выполняют две основные функции.

      Во-первых, они как ликвидные резервы  служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим  изменением нормы обязательных резервов Нацбанк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

      Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым Национальным банком для  регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств Нацбанк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, Нацбанк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке республики. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций".

      Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

      Недостаток  этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

      В последние полтора-два десятилетия  произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов. 
 

      Рефинансирование  коммерческих банков

      Термин "рефинансирование" означает получение  денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Национальный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать  ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило векселя).

      Переучет  векселей долгое время был одним  из основных методов денежно-кредитной  политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли  определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

      Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной  дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую  сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

      В случае повышения Нацбанком ставки рефинансирования, коммерческие банки  будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием  кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики Национального банка РК. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

      Мы  видим, что изменение официальной  процентной ставки оказывает влияние  на кредитную сферу. Во-первых, затруднение  или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном  банке влияет на ликвидность кредитных  учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

      Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

      Недостатком использования рефинансирования при  проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает  лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность. [26, с. 218]

      Помимо  установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. "В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками". 

      Операции  на открытом рынке

      Постепенно  два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и  обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.

      Этот  метод заключается в том, что  НБ РК осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Нацбанк периодически вносит изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

Информация о работе Роль Национального Банка Республики Казахстан в денежно-кредитном регулировании экономики