Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 11:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение места Национального банка Республики Казахстан в денежно-кредитной системе страны и его роль в денежно-кредитном регулировании экономики Казахстана.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. …… 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В ГОСУДАРСТВЕ…………………………………………………………………..4
1.1 Сущность и организационная деятельность Центрального Банка в государстве…………………………………………...…………………………4
1.2 Нормативная база организационной деятельности Центрального Банка…………………………………………………………………………….6
2. НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РК КАК БАНК I-го УРОВНЯ…………..………8
2.1 Цели и направления денежно-кредитного регулирования………………8
2.2 Основные финансовые инструменты РК……………………………….11
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2010 год ………………………………………………………………..19
3.1 Денежно-кредитная политика Республики Казахстан в 2009 году…....20
3.2 Сценарные варианты развития экономики Республики Казахстана на 2010 год………………………………………………………………………..22
3.3 Денежно-кредитная политика Республики Казахстан на 2010 год……23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….26
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………………………………………………..28
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ………………………………………………………………..29
Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.
Осуществляя денежно-кредитную политику, Национальный банк Республики Казахстан, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).
С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны. [26, с. 186]
Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что Нацбанк банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.
Вместе с валютной политикой Нацбанка, направленной на сохранение паритета покупательной способности тенге, это обусловило достижение значительного положительного сальдо текущего счета платежного баланса, которое за 2000 год составило более 0,9 млрд. долл. США.
В начале 2001 года начал функционировать Национальный фонд Республики Казахстан, целью которого выступает стабилизация поступлений доходов бюджета от сырьевых отраслей, образование резервных активов на случай кризисных ситуаций в экономике, формирование накоплений для будущих поколений. Национальный Банк будет выполнять оперативное управление активами Национального фонда на основе договора с Правительством.
В целях реализации мер, направленных на укрепление и развитие всех сегментов финансового рынка страны, повышения доверия населения и привлечение дополнительных временно свободных денег населения в финансовую систему, дальнейшего улучшения макроэкономических условий для роста производства, а также реформирование социальной сферы руководство Нацбанка РК намерено:
Выше
нами были изложены цели денежно-кредитного
регулирования. Рассмотрим теперь основные
инструменты с помощью которых
Национальный банк проводит свою политику
по отношению к коммерческим банкам. К
ним относятся в первую очередь изменение
ставки рефинансирования, изменение норм
обязательных резервов, операции на открытом
рынке с ценными бумагами и иностранной
валютой, а также некоторые меры, носящие
жесткий административный характер.
Политика обязательных резервов
"В
настоящее время минимальные
резервы - это наиболее ликвидные
активы, которые обязаны иметь
все кредитные учреждения, как
правило, либо в форме
Минимальные резервы выполняют две основные функции.
Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов Нацбанк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.
Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым Национальным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств Нацбанк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, Нацбанк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке республики. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций".
Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.
Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.
В
последние полтора-два
Рефинансирование коммерческих банков
Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Национальный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило векселя).
Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.
Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.
В случае повышения Нацбанком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики Национального банка РК. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.
Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.
Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.
Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность. [26, с. 218]
Помимо
установления официальных ставок рефинансирования
и редисконтирования
Операции на открытом рынке
Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.
Этот метод заключается в том, что НБ РК осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Нацбанк периодически вносит изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.