Российская банковская система в условиях глобального кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – определение антикризисных мероприятий в банковском секторе России.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать финансовые кризисы в начале ХХ века и 2008 года;
2. Рассмотреть причины и факторы современных банковских кризисов;
3. Проанализировать развитие банковской системы России во время кризиса;
4. Рассмотреть особенностей развития банковских кризисов в зарубежных странах (США и Китай).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ
1.1. Экономические кризисы в России в начале ХХ века
1.2. Глобальный финансово-экономический кризис 2008 года: причины возникновения и последствия
2. ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА СОСТОЯНИЕ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ
2.1. Банковская система Китая в условиях мирового экономического кризиса
2.2. Банковский сектор США вначале глобального экономического кризиса
2.3. Влияние мирового финансового кризиса на банковскую систему России
3. АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Российская банковская система в условиях глобального кризиса.doc

— 144.00 Кб (Скачать документ)

Вероятность неблагоприятного для банковского сектора развития событий обусловлена следующими факторами.

Во-первых, отличительной чертой китайской банковской системы является высокая доля государственной собственности в банковском капитале и определяющее влияние правительства в распределении кредитов. Эти факторы обычно и становятся главными причинами принятия необоснованных кредитных решений, переполненности банковских штатов, чрезмерного числа филиалов и т.п., что является причиной серьезных банковских кризисов.

Во-вторых, Центральный Банк Китая – НБК до настоящего времени не является независимым и при осуществлении своей денежно-кредитной политики вынужден подчиняться директивным решениям китайского правительства.

В-третьих, в последние годы в Китае проводились кардинальные реформы, целью которых было создание эффективной, конкурентоспособной на мировом рынке банковской системы, работающей в соответствии с рыночными принципами. Однако для этих преобразований были установлены слишком сжатые сроки. Очевидно, что правительство к моменту начала последнего этапа реформ недооценивало глубину имеющихся проблем, сводя их исключительно к финансовым затруднениям банков.

Подход китайских властей к процессу реформирования банковской системы вызывает сомнения в понимании ими приоритетных причин возникновения проблем, а именно – роли правительственного вмешательства в накоплении банками огромного объема «плохих» долгов.

Масштаб проблем, стоящих перед Китаем, чрезвычайно велик. Экспортно-ориентированная экономика Китая крайне уязвима в условиях глобального экономического кризиса, а ее переориентация в сторону внутреннего рынка является очень сложной задачей, решение которой требует длительного времени и огромных усилий. Проблемы, существующие в банковском секторе Китая, усугубляются не только необходимостью финансировать антикризисные экономические проекты, но и отсутствием в настоящее время адекватной программы оздоровления финансовой системы.

 

2.2 Банковский сектор США вначале глобального экономического кризиса

 

События в США - от национализации ипотечных агентств до банкротства банков из "Большой пятерки" и проблем крупнейшей страховой компании AIG - свидетельствовали о начале мирового финансового кризиса.

Начавшееся в 2006 году надувание пузыря низкокачественных кредитов на ипотечном рынке США в сочетании с легкомысленным отношением к финансовым инструментам на их основе обусловило масштабный кризис в финансовом секторе, приведший к разорению некоторых крупных компаний. Ипотечных невыплат не выдержал банк Bear Stearns, входящий в "Большую пятерку" - группу старейших и влиятельных американских банков, к которой также относились Goldman Sachs, Lehman Brothers, Merrill Lynch и Morgan Stanley. Оставшаяся четверка превратилась в тройку. 14 сентября почти одновременно случилось два значимых события - Lehman Brothers объявил о своем банкротстве, а Merrill Lynch о продаже. Оба события спровоцировали волну распродаж на мировом фондовом рынке. Lehman Brothers, завершивший таким образом свою 158-летнюю историю, не включил в заявление о банкротстве дочерние брокерско-дилерские компании. Усилия банка по поиску покупателя своих активов достаточно долго не рождали спроса - основной потенциальный покупатель, Bank of America, предпочел приобрести Merrill Lynch, заплатив на него всего $50 млрд. Наконец покупатель нашелся и для Lehman Brothers - им стал британский Barclays, проявивший интерес к некоторым активам обанкротившегося банка и предложивший $1,75 млрд.

Оставшиеся члены "Большой пятерки" - Goldman Sachs, Morgan Stanley решили не рисковать и поменяли статус с инвестиционных банков на банковские холдинги. Это поставило их под более жесткий контроль со стороны ФРС и обеспечило большую свободу действий на финансовых рынках. Этим решением фактически завершилась эпоха разделения американских банков на коммерческие и инвестиционные, начатая семьдесят пять лет назад президентом США Франклином Делано Рузвельтом в целях отделения депозитов населения от рискованной биржевой игры.

 

Рисунок 2

Динамика акций «Большой пятерки» в 2008г., за исключением Bear Stearns

 

Таблица 1

Задолженность крупнейших финансовых компаний США

Компании

Задолженность, $ млрд.

В том числе долгосрочная, $ млрд.

%

Fannie Mae

638,429

562,139

67,0

Freddie Mac

768,468

442,638

57,6

AIG

964,704

570,236

59,1

Компании

Задолженность, $ млрд.

В том числе долгосрочная, $ млрд.

%

Lehman Brothers

344,511

145,640

42,3

Merrill Lynch

931,432

696,682

74,8

Goldman Sachs

1043,327

292,755

28,1

Morgan Stanley

996,735

451,167

45,3

Bank of America

1554,184

298,508

19,2

 

Наиболее решительная мера правительства США, озвученная 17 сентября и вызвавшая сильнейший за последние шесть лет рост фондовых котировок, заключалась в создании специального фонда, который занялся бы выкупом и обслуживанием безнадежных банковских долгов. У США уже есть опыт создания подобного фонда - сформированный в конце 80-х годов после крушения сберегательных и заемных банков Resolution Trust остановил волну банкротств и способствовал возрождению банковской системы.

Последовательные меры финансовых властей США, позитивно отразившиеся на фондовом рынке - национализация Freddie Mac и Fannie Mae, план спасения AIG и в особенности создание аналога Resolution Trust - позволили им заявить, что кризис почти побежден, по крайней мере,наиболее опасная фаза уже пройдена. С ними согласен Доминик Стросс - Кан, управляющий директор Международного валютного фонда, считающий, что основные трудности позади и восстановления мировой экономики начался в 2009 г.

 

2.3 Влияние мирового финансового кризиса на банковскую систему России

 

Глобальный финансово-экономический кризис самым серьезным образом затронул и Россию, которая с каждым годом все больше втягивается в общемировую глобальную финансово-экономическую систему. Глобальный кризис оказался крайне острым и болезненным для банковской системы, инвестиционных компаний.

Главными каналами воздействия кризиса на банковский сектор России являются следующие. Во-первых, массовая продажа российских акций зарубежными владельцами вызвала панику и четырехкратный обвал фондовых рынков России. Значительное ухудшение условий фондирования российских банков за рубежом вследствие кризиса на мировом финансовом рынке в сочетании с существенным замедлением темпа прироста денежной массы привело к обострению проблемы ликвидности в банковском секторе, ухудшению ситуации на межбанковском кредитном рынке, снижению платежеспособности банков.

В IV квартале 2008 г. 100 крупнейших российских банков привлекли кредиты Банка России, общей суммой в 3,1 трлн. руб., для увеличения объема собственной ликвидности. Стабилизационные кредиты Внешэкономбанка (ВЭБ) успели получить госбанки  ВТБ (200 млрд. руб.) и Россельхозбанк (25 млрд. руб.) и частные банки Альфа-банк, Ханты-Мансийский банк, Номос-банк и Газпромбанк на общую сумму 32 млрд. руб. Сбербанк получил субординированный кредит на 500 млрд. руб. от Центробанка. Обострение в сложившихся условиях ранее не решенных проблем российской банковской системы повысило вероятность реализации системных банковских рисков. К числу основных проблем российской банковской системы можно отнести:

1.        Нехватку ликвидности ввиду исчезновения ее традиционных источников  высокие экспортные цены и приток капитала;

2.        Сохранение низкого уровня капитализации банков;

3.        Ограниченные возможности региональных банков получать достаточное рефинансирование;

4.        Опережающий темп роста активов по сравнению с темпами увеличения собственных средств (капитала) кредитных организаций;

5.        Замедление темпа роста зарегистрированного уставного капитала действующих кредитных организаций;

6.        Снижение темпов прироста привлеченных кредитными организациями вкладов (депозитов) населения и средств организаций;

7.        Сохранение тенденции к наращиванию присутствия на рынке банковских услуг банков с иностранным участием в уставном капитале;

8.        Заметное сжатие рынка межбанковских кредитов;

9.        Увеличение доли убыточных кредитных организаций;

10.   Несбалансированность структуры активов и низкое качество пассивов;

11.   Отсутствие должного доверия между кредитными организациями, а также доверия к ним со стороны клиентов.

Во-вторых, в то время как российские предприятия и организации имели большой негосударственный внешний долг, оцениваемый примерно в 500 млрд. дол. США, при наличии необходимости возврата этого долга во второй половине 2008 г. в размере 60 млрд. дол. и в 2009 г. – в размере 100 млрд. дол. произошло ухудшение условий кредитования российских банков, предприятий и организаций со стороны международных инвесторов. Все это привело к острому кризису ликвидности, который поставил на грань банкротства отдельные российские банки и компании и вынудил государство прибегнуть к оказанию им крупномасштабной финансовой помощи.

В-третьих, произошел рост курса доллара по отношению к рублю. Только за четыре месяца 2008 г. курс доллара по отношению к национальной валюте РФ повысился на 22% – с 23 руб. до 28 руб. к началу декабря 2008 г., а на данный момент курс доллара укрепился еще почти на 18% относительно показателей конца 2008 г. Удорожание доллара вызвало определенную панику среди населения, которое стало скупать доллары, заменять вклады в рублях на долларовые вклады, выводить рублевые вклады из банков, превращая эти средства в доллары и храня их дома. Российская банковская система находилась на плаву после первой волны финансового кризиса благодаря грамотным и своевременным действиям государства в лице Правительства и Центрального банка.

3. АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРОПРИЯТИЕ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ РОССИИ

 

Опыт многих стран показывает, что оптимальное решение по выходу из экономических кризисов – сочетание мероприятий денежно-кредитной политики (ДКП) и бюджетно-налоговой (БНП). На первом этапе – развертывание экономического кризиса – предпочтительны меры ДКП, поскольку именно они позволяют быстро решить наиболее острые проблемы: отсутствие доверия, рост хозяйственных рисков, нехватка ликвидности, страх банкротства и другие. На втором этапе – преодоление спада (выхода из стагфляции) – наибольшее значение приобретают меры БНП.

На первом этапе нынешнего кризиса в нашей стране, как и в большинстве стран мира, упор был сделан на меры денежно-кредитного регулирования. Стоимости антикризисных мероприятий составила – 4 трлн. руб., или с учетом утвержденных налоговых стимулов – 6 трлн. руб., или почти 14% ВВП. В США на эти цели выделено 25% ВВП, в Великобритании 37%

Весь пакет антикризисных мер ДКП России включает следующее:

1. Предоставление ликвидности банковскому и частному сектору. При этом основной объем средств частному сектору выделен не напрямую, а через специализированные государственные институты.

2. Банк России и правительство РФ приняли решение не банкротить банки, столкнувшиеся с финансовыми трудностями, а применять иные меры предупреждения банкротства, в том числе санацию, присоединение, слияние, реорганизацию. После вступления в силу ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011г.» акцент был сделан не на отзыв лицензии, согласно ст. 20 ФЗ «О банках и банковской деятельности» (установившей обязанность Банка России отозвать у банка лицензию, если банк не в состоянии рассчитаться с кредиторами в течение 14 дней), а на санацию банка-банкрота. Хотя данная мера позволяет стабилизировать положение в отрасли и восстановить доверие к национальным банкам, у этого решения есть серьезный недостаток: оно подрывает ответственность собственников и менеджеров банков за результаты хозяйственной деятельности и перекрывает риски частного предпринимательства на налогоплательщиков.

3. Банк России вынужден совмещать стабилизацию финансового положения в банковской системе с ее реформированием. Основное направление реформирования – консолидация банковского сектора под давлением административных требований. Вместо добровольной концентрации банковского капитала под влиянием рыночных сил упор сделан на принудительную скупку банков ограниченным числом «покупателей». Только за октябрь-ноябрь 2008 г. на российском рынке прошло уже более десятка сделок по слиянию и поглощению банков. Эксперты выделяют четыре группы активных покупателей банков, испытывающих трудности: государственные банки, крупные коммерческие банки, непрофильные предприятия. В результате вместо реформирования банковской системы происходит частичное огосударствление банковской системы.

Информация о работе Российская банковская система в условиях глобального кризиса