Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:14, курсовая работа
Цель данной работы – определение антикризисных мероприятий в банковском секторе России.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать финансовые кризисы в начале ХХ века и 2008 года;
2. Рассмотреть причины и факторы современных банковских кризисов;
3. Проанализировать развитие банковской системы России во время кризиса;
4. Рассмотреть особенностей развития банковских кризисов в зарубежных странах (США и Китай).
ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ
1.1. Экономические кризисы в России в начале ХХ века
1.2. Глобальный финансово-экономический кризис 2008 года: причины возникновения и последствия
2. ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА СОСТОЯНИЕ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ
2.1. Банковская система Китая в условиях мирового экономического кризиса
2.2. Банковский сектор США вначале глобального экономического кризиса
2.3. Влияние мирового финансового кризиса на банковскую систему России
3. АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Вероятность неблагоприятного для банковского сектора развития событий обусловлена следующими факторами.
Во-первых, отличительной чертой китайской банковской системы является высокая доля государственной собственности в банковском капитале и определяющее влияние правительства в распределении кредитов. Эти факторы обычно и становятся главными причинами принятия необоснованных кредитных решений, переполненности банковских штатов, чрезмерного числа филиалов и т.п., что является причиной серьезных банковских кризисов.
Во-вторых, Центральный Банк Китая – НБК до настоящего времени не является независимым и при осуществлении своей денежно-кредитной политики вынужден подчиняться директивным решениям китайского правительства.
В-третьих, в последние годы в Китае проводились кардинальные реформы, целью которых было создание эффективной, конкурентоспособной на мировом рынке банковской системы, работающей в соответствии с рыночными принципами. Однако для этих преобразований были установлены слишком сжатые сроки. Очевидно, что правительство к моменту начала последнего этапа реформ недооценивало глубину имеющихся проблем, сводя их исключительно к финансовым затруднениям банков.
Подход китайских властей к процессу реформирования банковской системы вызывает сомнения в понимании ими приоритетных причин возникновения проблем, а именно – роли правительственного вмешательства в накоплении банками огромного объема «плохих» долгов.
Масштаб проблем, стоящих перед Китаем, чрезвычайно велик. Экспортно-ориентированная экономика Китая крайне уязвима в условиях глобального экономического кризиса, а ее переориентация в сторону внутреннего рынка является очень сложной задачей, решение которой требует длительного времени и огромных усилий. Проблемы, существующие в банковском секторе Китая, усугубляются не только необходимостью финансировать антикризисные экономические проекты, но и отсутствием в настоящее время адекватной программы оздоровления финансовой системы.
2.2 Банковский сектор США вначале глобального экономического кризиса
События в США - от национализации ипотечных агентств до банкротства банков из "Большой пятерки" и проблем крупнейшей страховой компании AIG - свидетельствовали о начале мирового финансового кризиса.
Начавшееся в 2006 году надувание пузыря низкокачественных кредитов на ипотечном рынке США в сочетании с легкомысленным отношением к финансовым инструментам на их основе обусловило масштабный кризис в финансовом секторе, приведший к разорению некоторых крупных компаний. Ипотечных невыплат не выдержал банк Bear Stearns, входящий в "Большую пятерку" - группу старейших и влиятельных американских банков, к которой также относились Goldman Sachs, Lehman Brothers, Merrill Lynch и Morgan Stanley. Оставшаяся четверка превратилась в тройку. 14 сентября почти одновременно случилось два значимых события - Lehman Brothers объявил о своем банкротстве, а Merrill Lynch о продаже. Оба события спровоцировали волну распродаж на мировом фондовом рынке. Lehman Brothers, завершивший таким образом свою 158-летнюю историю, не включил в заявление о банкротстве дочерние брокерско-дилерские компании. Усилия банка по поиску покупателя своих активов достаточно долго не рождали спроса - основной потенциальный покупатель, Bank of America, предпочел приобрести Merrill Lynch, заплатив на него всего $50 млрд. Наконец покупатель нашелся и для Lehman Brothers - им стал британский Barclays, проявивший интерес к некоторым активам обанкротившегося банка и предложивший $1,75 млрд.
Оставшиеся члены "Большой пятерки" - Goldman Sachs, Morgan Stanley решили не рисковать и поменяли статус с инвестиционных банков на банковские холдинги. Это поставило их под более жесткий контроль со стороны ФРС и обеспечило большую свободу действий на финансовых рынках. Этим решением фактически завершилась эпоха разделения американских банков на коммерческие и инвестиционные, начатая семьдесят пять лет назад президентом США Франклином Делано Рузвельтом в целях отделения депозитов населения от рискованной биржевой игры.
Рисунок 2
Динамика акций «Большой пятерки» в 2008г., за исключением Bear Stearns
Таблица 1
Задолженность крупнейших финансовых компаний США
Компании | Задолженность, $ млрд. | В том числе долгосрочная, $ млрд. | % |
Fannie Mae | 638,429 | 562,139 | 67,0 |
Freddie Mac | 768,468 | 442,638 | 57,6 |
AIG | 964,704 | 570,236 | 59,1 |
Компании | Задолженность, $ млрд. | В том числе долгосрочная, $ млрд. | % |
Lehman Brothers | 344,511 | 145,640 | 42,3 |
Merrill Lynch | 931,432 | 696,682 | 74,8 |
Goldman Sachs | 1043,327 | 292,755 | 28,1 |
Morgan Stanley | 996,735 | 451,167 | 45,3 |
Bank of America | 1554,184 | 298,508 | 19,2 |
Наиболее решительная мера правительства США, озвученная 17 сентября и вызвавшая сильнейший за последние шесть лет рост фондовых котировок, заключалась в создании специального фонда, который занялся бы выкупом и обслуживанием безнадежных банковских долгов. У США уже есть опыт создания подобного фонда - сформированный в конце 80-х годов после крушения сберегательных и заемных банков Resolution Trust остановил волну банкротств и способствовал возрождению банковской системы.
Последовательные меры финансовых властей США, позитивно отразившиеся на фондовом рынке - национализация Freddie Mac и Fannie Mae, план спасения AIG и в особенности создание аналога Resolution Trust - позволили им заявить, что кризис почти побежден, по крайней мере,наиболее опасная фаза уже пройдена. С ними согласен Доминик Стросс - Кан, управляющий директор Международного валютного фонда, считающий, что основные трудности позади и восстановления мировой экономики начался в 2009 г.
2.3 Влияние мирового финансового кризиса на банковскую систему России
Глобальный финансово-экономический кризис самым серьезным образом затронул и Россию, которая с каждым годом все больше втягивается в общемировую глобальную финансово-экономическую систему. Глобальный кризис оказался крайне острым и болезненным для банковской системы, инвестиционных компаний.
Главными каналами воздействия кризиса на банковский сектор России являются следующие. Во-первых, массовая продажа российских акций зарубежными владельцами вызвала панику и четырехкратный обвал фондовых рынков России. Значительное ухудшение условий фондирования российских банков за рубежом вследствие кризиса на мировом финансовом рынке в сочетании с существенным замедлением темпа прироста денежной массы привело к обострению проблемы ликвидности в банковском секторе, ухудшению ситуации на межбанковском кредитном рынке, снижению платежеспособности банков.
В IV квартале 2008 г. 100 крупнейших российских банков привлекли кредиты Банка России, общей суммой в 3,1 трлн. руб., для увеличения объема собственной ликвидности. Стабилизационные кредиты Внешэкономбанка (ВЭБ) успели получить госбанки ВТБ (200 млрд. руб.) и Россельхозбанк (25 млрд. руб.) и частные банки Альфа-банк, Ханты-Мансийский банк, Номос-банк и Газпромбанк на общую сумму 32 млрд. руб. Сбербанк получил субординированный кредит на 500 млрд. руб. от Центробанка. Обострение в сложившихся условиях ранее не решенных проблем российской банковской системы повысило вероятность реализации системных банковских рисков. К числу основных проблем российской банковской системы можно отнести:
1. Нехватку ликвидности ввиду исчезновения ее традиционных источников высокие экспортные цены и приток капитала;
2. Сохранение низкого уровня капитализации банков;
3. Ограниченные возможности региональных банков получать достаточное рефинансирование;
4. Опережающий темп роста активов по сравнению с темпами увеличения собственных средств (капитала) кредитных организаций;
5. Замедление темпа роста зарегистрированного уставного капитала действующих кредитных организаций;
6. Снижение темпов прироста привлеченных кредитными организациями вкладов (депозитов) населения и средств организаций;
7. Сохранение тенденции к наращиванию присутствия на рынке банковских услуг банков с иностранным участием в уставном капитале;
8. Заметное сжатие рынка межбанковских кредитов;
9. Увеличение доли убыточных кредитных организаций;
10. Несбалансированность структуры активов и низкое качество пассивов;
11. Отсутствие должного доверия между кредитными организациями, а также доверия к ним со стороны клиентов.
Во-вторых, в то время как российские предприятия и организации имели большой негосударственный внешний долг, оцениваемый примерно в 500 млрд. дол. США, при наличии необходимости возврата этого долга во второй половине 2008 г. в размере 60 млрд. дол. и в 2009 г. – в размере 100 млрд. дол. произошло ухудшение условий кредитования российских банков, предприятий и организаций со стороны международных инвесторов. Все это привело к острому кризису ликвидности, который поставил на грань банкротства отдельные российские банки и компании и вынудил государство прибегнуть к оказанию им крупномасштабной финансовой помощи.
В-третьих, произошел рост курса доллара по отношению к рублю. Только за четыре месяца 2008 г. курс доллара по отношению к национальной валюте РФ повысился на 22% – с 23 руб. до 28 руб. к началу декабря 2008 г., а на данный момент курс доллара укрепился еще почти на 18% относительно показателей конца 2008 г. Удорожание доллара вызвало определенную панику среди населения, которое стало скупать доллары, заменять вклады в рублях на долларовые вклады, выводить рублевые вклады из банков, превращая эти средства в доллары и храня их дома. Российская банковская система находилась на плаву после первой волны финансового кризиса благодаря грамотным и своевременным действиям государства в лице Правительства и Центрального банка.
3. АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРОПРИЯТИЕ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ РОССИИ
Опыт многих стран показывает, что оптимальное решение по выходу из экономических кризисов – сочетание мероприятий денежно-кредитной политики (ДКП) и бюджетно-налоговой (БНП). На первом этапе – развертывание экономического кризиса – предпочтительны меры ДКП, поскольку именно они позволяют быстро решить наиболее острые проблемы: отсутствие доверия, рост хозяйственных рисков, нехватка ликвидности, страх банкротства и другие. На втором этапе – преодоление спада (выхода из стагфляции) – наибольшее значение приобретают меры БНП.
На первом этапе нынешнего кризиса в нашей стране, как и в большинстве стран мира, упор был сделан на меры денежно-кредитного регулирования. Стоимости антикризисных мероприятий составила – 4 трлн. руб., или с учетом утвержденных налоговых стимулов – 6 трлн. руб., или почти 14% ВВП. В США на эти цели выделено 25% ВВП, в Великобритании 37%
Весь пакет антикризисных мер ДКП России включает следующее:
1. Предоставление ликвидности банковскому и частному сектору. При этом основной объем средств частному сектору выделен не напрямую, а через специализированные государственные институты.
2. Банк России и правительство РФ приняли решение не банкротить банки, столкнувшиеся с финансовыми трудностями, а применять иные меры предупреждения банкротства, в том числе санацию, присоединение, слияние, реорганизацию. После вступления в силу ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011г.» акцент был сделан не на отзыв лицензии, согласно ст. 20 ФЗ «О банках и банковской деятельности» (установившей обязанность Банка России отозвать у банка лицензию, если банк не в состоянии рассчитаться с кредиторами в течение 14 дней), а на санацию банка-банкрота. Хотя данная мера позволяет стабилизировать положение в отрасли и восстановить доверие к национальным банкам, у этого решения есть серьезный недостаток: оно подрывает ответственность собственников и менеджеров банков за результаты хозяйственной деятельности и перекрывает риски частного предпринимательства на налогоплательщиков.
3. Банк России вынужден совмещать стабилизацию финансового положения в банковской системе с ее реформированием. Основное направление реформирования – консолидация банковского сектора под давлением административных требований. Вместо добровольной концентрации банковского капитала под влиянием рыночных сил упор сделан на принудительную скупку банков ограниченным числом «покупателей». Только за октябрь-ноябрь 2008 г. на российском рынке прошло уже более десятка сделок по слиянию и поглощению банков. Эксперты выделяют четыре группы активных покупателей банков, испытывающих трудности: государственные банки, крупные коммерческие банки, непрофильные предприятия. В результате вместо реформирования банковской системы происходит частичное огосударствление банковской системы.
Информация о работе Российская банковская система в условиях глобального кризиса