Российская инфраструктура связи: виды и принципы функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 17:25, реферат

Описание

Двадцать первый век рассматривается как эра информационного общества, требующего для своего эффективного развития создания глобальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Появляются и успешно развиваются новые отрасли информационной индустрии, существенно возрастает информационная составляющая экономической активности субъектов рынка и влияние информационных технологий на научно-технический, интеллектуальный потенциал и здоровье наций.

Работа состоит из  1 файл

российская инфраструктура связ виды и принципы функционирования.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)


Российская инфраструктура связи: виды и принципы функционирования

 

Двадцать первый век рассматривается как эра информационного общества, требующего для своего эффективного развития создания глобальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Появляются и успешно развиваются новые отрасли информационной индустрии, существенно возрастает информационная составляющая экономической активности субъектов рынка и влияние информационных технологий на научно-технический, интеллектуальный потенциал и здоровье наций.

Инфраструктура – это материально-техническая основа, совокупность видов деятельности, предприятия, персонал. С учетом вышеизложенного «инфраструктура связи» может быть определена как система взаимосвязанных объектов, сооружений, предприятий связи, видов деятельности, персонала, образующих организационно-техническое единство комплекса, обеспечивающего прием, хранение, передачу, доставку информации, сообщений от отправителя до адресата, соответствующего международным стандартам.

Инфраструктура связи – материально-техническая база отрасли – сети, сооружения, средства, объекты, предприятия, персонал, способы организации деятельности, участвующие в создании условий, возможности приема, хранения, передачи, доставки информации, сообщений[1].

Информационная инфраструктура система организационных структур, подсистем, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия. Включает в себя: совокупность информационных центров, подсистем, банков данных и знаний, систем связи, центров управления, аппаратно-программных средств и технологий обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации. Обеспечивает доступ потребителей к информационным ресурсам.

Отрасли "Связь и информатизация" принадлежит особая роль в экономике страны, так как ее важнейшая функция состоит в обеспечении потребностей общества в передаче информации. Опережающее развитие инфокоммуникаций - необходимое условие для создания инфраструктуры бизнеса, формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в страну, решения вопросов занятости населения, развития современных информационных технологий. Значение инфокоммуникационной отрасли проявляется в постоянном увеличении ее доли в валовом внутреннем продукте страны.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г. особо отмечается, что доступ к информации, внедрение новейших информационных технологий, развитие космических систем - одни из главных факторов развития отечественной экономики. В качестве четвертого стратегического направления модернизации страны Президент Российской Федерации выделил развитие космических технологий и телекоммуникаций, указав, что "наша страна традиционно была одной из первых в этих отраслях, но сегодня занимает лишь 63-е место в мире по уровню развития инфраструктуры связи. Это очень плохо. Очевидно, что без изменений в этой сфере мы не сможем двигаться дальше, вот почему на территории всей нашей страны в течение пяти лет необходимо обеспечить широкополосный доступ в интернет, осуществить переход на цифровое телевидение и мобильную связь четвертого поколения.

Национальная сетевая инфраструктура должна гарантировать доступ к современным средствам связи в любой точке и, конечно, по разумным ценам. При этом цены на услуги в первую очередь должны снизиться для жителей Сибири и Дальнего Востока. Обращаю внимание: приоритет должен отдаваться тем услугам, в которых заинтересовано большинство населения нашей страны, прежде всего связи с единой службой спасения и помощи при чрезвычайных ситуациях. Это критическая вещь".

Эффективность формирования современных коммуникационных рынков для всех стран зависит от применяемых методов государственного регулирования, сбалансированности процессов либерализации и соблюдения баланса частного и публичного интересов. Нарушение баланса приводит к структурным диспропорциям и замедлению темпа создания инфраструктуры, ограничению в развитии рынков инфокоммуникационных услуг. Под инфокоммуникационной услугой понимается услуга связи, предполагающая автоматизированную обработку, хранение или предоставление по запросу информации с использованием средств вычислительной техники как на входящем, так и на исходящем конце соединения

Базовая роль в системе федерального законодательства в отрасли связи отведена Федеральному закону от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи). Закон о связи устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.

Закон о связи регулирует отношения, связанные с созданием и эксплуатацией всех сетей связи и сооружений связи, с использованием радиочастотного спектра, оказанием услуг электросвязи и почтовой связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях.

Отношения, связанные с деятельностью в области связи, регулируются также нормативными правовыми актами Президента РФ (указы), нормативными правовыми актами Правительства РФ (постановления, распоряжения) и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (приказы, указания Минкомсвязи России, приказы Россвязи, Росинформтехнологий, Роскомнадзора).

В сфере информации базовыми законами являются часть 4 Гражданского кодекса РФ, введенная Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации", Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". Отношения в сфере поиска, получения, производства и распространения массовой информации регламентируются Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 "О средствах массовой информации".

Сегодня существует неопределенность и противоречивость отраслевого законодательства в сфере связи и информатизации, а также его несогласованность с другими отраслями права. Нормативные акты, регулирующие взаимодействие участников рынка связи, между собой не согласованы.

Система правового регулирования рынка инфокоммуникационных услуг имеет ряд серьезных недостатков[2].

Наиболее существенным методологическим недостатком законодательства в области связи является его бессистемность. В различных нормативных актах отрасли "Связь и информатизация" фундаментальные определения толкуются по-разному, до степени их смешения, например: сигнал, информация и передача информации; присоединение сетей связи и услуга присоединения сетей связи; радиочастотный спектр и радиочастотный ресурс и т.п.

Практика показывает невозможность формального анализа действующего законодательства в области связи как единой системы регулятивных норм. В самом законодательстве о связи содержится много юридических ошибок и нечетких или тавтологических определений. В результате законодательство допускает широкую свободу усмотрения должностных лиц органов власти при исполнении административных процедур.

 

Связь – 1) передача и прием информации с помощью различных технических средств; 2) отрасль народного хозяйства, обеспечивающая передачу и прием почтовых, телефонных, телеграфных, радио- и др. сообщений[3].

Наиболее распространенными видами современной связи являются:

- Телефонная связь

- Компьютерная телефония

- Радиотелефонная связь

- Системы сотовой радиотелефонной связи

- Системы стандарта Wi-Fi

Телефонная связь. В зависимости от способа использования телефонную связь можно разделить на два вида:

- общего пользования (городская, междугородная, международная);

- офисную (внутренняя) связь, используемую в пределах одной организации.

Основными компонентами телефонной связи являются телефонная сеть и абонентские терминалы. Телефонная сеть состоит из автоматических телефонных станций (АТС), соединенных между собой каналами связи. Каждая АТС коммутирует, как правило, до 10 тыс. абонентов. Абонентские терминалы подключают к сети по абонентской линии. Как правило, это пара медных проводов. Каждая абонентская линия имеет свой персональный номер. АТС соединяются между собой по соединительным линиям и также имеют свой номер, как правило, совпадающий с первыми тремя цифрами абонентского номера.

В общем виде телефонная сеть представляет иерархическую структуру, состоящую из следующих уровней: международного, междугородного и уровня конкретного региона (рис. 1).

Рис. 1.Схема международной телефонной сети

Компьютерной телефонией называется технология, в которой компьютер играет главную роль как в управлении телефонным соединением, так и в осуществлении приема и передачи телефонных звонков.

IP-телефония — это современная компьютерная технология передачи голосовых и факсимильных сообщений с использованием Интернета. Данная технология начинает бурно развиваться на российском рынке связи. Она позволяет осуществлять междугородную и международную голосовую связь, используя обычный телефонный аппарат или компьютер, подключенный к Интернету. Для туристских компаний, имеющих свою корпоративную сеть, IP-телефония позволяет значительно снизить издержки, связанные с телефонными переговорами[4].

Особыми видами телефонной связи являются: радиотелефонная связь.

Под радиотелефонной связью понимают беспроводные системы телефонной связи, которые не требуют проведения сложных инженерных работ по прокладке дорогостоящих телекоммуникаций и поддержке их в рабочем состоянии.

Связь может быть организована быстро и независимо от рельефа местности и погодных условий (хотя погодные условия и рельеф местности могут оказывать непосредственное влияние на качество связи).

Беспроводная система телефонной связи по сравнению с обычной проводной обладает следующими достоинствами:

    - меньшие капитальные затраты на ее создание;

    - возможность создания независимо от рельефа местности, природных условий и наличия соответствующей инфраструктуры;

    - меньший срок окупаемости системы;

    - меньшая трудоемкость работ по организации системы и на порядок более быстрыми темпами ввода в эксплуатацию;

    - обеспечение надежной и оперативной связи с мобильными пользователями;

    - более широкие возможности по управлению системой и по защите информации.

    Среди радиотелефонных систем можно выделить такие их разновидности, как: системы сотовой радиотелефонной связи; системы транкинговой радиотелефонной связи; телефоны с радиотрубкой; телефонные радиоудлинители; системы персональной спутниковой радиосвязи.

Все базовые станции системы соединяются с центром коммутации, который, в свою очередь, имеет выход во взаимосвязанную сеть связи (ВСС) России.

Взаимоувязанная сеть связи Российской Федерации (ВСС РФ) является частью инфраструктуры страны и представляет собой совокупность сетей, служб и оборудования связи, расположенных и функционирующих на территории страны. Она предназначена для удовлетворения потребностей населения, органов государственной власти и управления, обороны, безопасности, правопорядка, а также пользователей всех категорий в услугах электросвязи.

Все сети связи, входящие в единую сеть электросвязи (ЕСЭ) РФ, можно классифицировать по нескольким признакам (рис. 2)[5]:

- по категориям;

- по функциональному признаку;

- по способам организации каналов;

- по типу абонентских терминалов;

- по территориальному делению.

 

Рисунок 2 – Классификация сетей связи РФ

 

Развитие инфраструктуры связи происходит неравномерно, существуют серьезные диспропорции в уровне доступности современных информационно-коммуникационных услуг для отдельных групп населения и отдельных регионов. Качество и надежность инфраструктуры связи во многих случаях являются недостаточными для оказания услуг, отвечающих современным требованиям. Широко применяются морально и технически устаревшие средства связи. Существующие темпы модернизации инфраструктуры связи и предоставления на ее базе современных услуг связи не позволяют обеспечить полное удовлетворение растущих потребностей населения и организаций. Недостаточный уровень развития и доступности инфраструктуры связи становится важным препятствием на пути социально-экономического развития страны.

Несмотря на динамику развития рынка услуг связи в Российской Федерации, достигнутую в результате последовательной реализации государственной политики по устранению административных ограничений и стимулированию развития конкуренции, существующие инфраструктурные барьеры, с одной стороны, и невозможность перевода на полностью рыночные условия деятельности операторов связи в сегментах, имеющих принципиально важное значение для достижения социально-политической стабильности, безопасности страны и эффективности государственного управления, с другой, не позволяют обеспечить поддержку необходимых темпов социально-экономического развития страны.

Инфраструктура связи без решения данных проблем уже в ближайшем будущем станет серьезным тормозом для успешного развития страны и ее полноценной интеграции в мировое сообщество как равноправного партнера. Учитывая сложившееся отставание в этой сфере, а также то, что значительная часть инфраструктуры находится под непосредственным государственным управлением, невозможно обеспечить ее эффективное и ускоренное развитие за счет использования только рыночных механизмов.

Государственная поддержка требуется в приоритетном порядке для решения следующих задач:

  1. проведение конверсии радиочастотного спектра;
  2. внедрение цифрового телевизионного вещания;
  3. создание системы обеспечения вызова экстренных служб по единому номеру «112»;
  4. создание единой системы навигационно-временного обеспечения;
  5. развитие спутниковой связи;
  6. модернизация инфраструктуры почтовой связи.

Информация о работе Российская инфраструктура связи: виды и принципы функционирования