Рынок ценных бумаг и проблемы его формирования и функционирования в Республике Беларусь

Автор работы: k*****@bk.ru, 27 Ноября 2011 в 20:44, курсовая работа

Описание

Целью работы является – изучение рынка ценных бумаг, составных его частей, отражение современного состояния рынка ценных бумаг, учитывающее произошедшие за последние годы изменения в его нормативно-правовой базе.
Основными задачами в данной работе являются:
- определить место рынка ценных бумаг в системе рыночных отношений;
- изучить понятие и основные виды ценных бумаг;
- раскрыть структуру и функции рынка ценных бумаг;
- понять механизм функционирования рынка ценных бумаг;
- проследить становление рынка ценных бумаг в Республике Беларусь.
- сформулировать основные проблемы функционирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………......4
1 Рынок ценных бумаг, его сущность и роль в рыночной экономике…...………5
1.1 Понятие рынка ценных бумаг и его место в системе рыночных отношений....................................................................................................................5
Функции и задачи рынка ценных бумаг.......................................................6
Структура рынка ценных бумаг....................................................................9
Ценные бумаги: понятие, виды.....................................................................14
2 Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь.....................................................16
2.1 Особенности формирования рынка ценных бумаг в
Республике Беларусь..........................................................................................19
2.2 Основные проблемы функционирования рынка ценных бумаг в
Республике Беларусь на современном этапе..........................................................23
Заключение........................................................................................................ 27
Список использованных источников...................

Работа состоит из  1 файл

курсоваяОдинец.doc

— 223.00 Кб (Скачать документ)

     В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы в целях обеспечения защиты прав собственности на ценные бумаги, необходимо:

    • осуществить унификацию законодательства Республики Беларусь с международными условиями обращения ценных бумаг;
    • организовать контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и крупными инвесторами законодательства по раскрытию информации о деятельности на рынке ценных бумаг;
    • создать систему привлечения инвестиций посредством ипотечных ценных бумаг;
    • совершенствовать нормативную правовую базу, регулирующую деятельность депозитарной системы;
    • совершенствовать налоговое законодательство в целях активизации фондового рынка;
    • продолжить систематизацию законодательства по рынку ценных бумаг.

     Успешное  выполнение данных программ позволит трансформировать рынок ценных бумаг  в соответствии с международными нормами, 
увеличить объемы торгов ценными бумагами, размеры иностранных портфельных инвестиций и капитализацию национального фондового рынка.

     В условиях глобализации мирового фондового  рынка невозможно 
поддерживать изоляцию национальных фондовых рынков. Поэтому важным направлением является интеграция финансовой системы Республики 
Беларусь в мировое инвестиционное пространство, в первую очередь 
путем выхода на рынок евробумаг, как наиболее перспективного источника инвестиций для эмитентов стран с переходной экономикой, а также 
создание общего рынка ценных бумаг Союза Беларуси и России, общего 
рынка стран, формирующих единое экономическое пространство.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.2 Основные проблемы функционирования рынка ценных бумаг в      

                        Республике Беларусь на современном этапе 

     Анализ  современного состояния рынка корпоративных ценных бумаг свидетельствует о низкой ликвидности данного сегмента рынка ценных бумаг. К причинам, препятствующим развитию рынка акций, относятся:

- ограничения  на отчуждение акций, приобретенных  гражданами Республики Беларусь  у государства за денежные средства на льготных условиях (по цене на 20 процентов ниже номинальной стоимости) и в обмен на именные приватизационные чеки «Имущество», а также полученных взамен их долей в имуществе арендных и коллективных (народных) предприятий при преобразовании их в акционерные общества;

- преимущественное  право государства на приобретение  акций предприятий, созданных  в процессе разгосударствления  и приватизации объектов государственной  собственности, пользующихся различными  формами государственной поддержки;

- высокий удельный вес акционерных обществ с долей государственной собственности;

- особое  право («золотой акции») государства  на участие в управлении хозяйственными обществами;

- ставка  налогообложения доходов, полученных  юридическими лицами по операциям  с ценными бумагами, равная 40 процентам.

     Таким образом, сложившаяся практика выпуска  и обращения акций свидетельствует  о том, что данный инструмент не выполняет  своей основной функции по привлечению  дополнительных денежных ресурсов.

     Для активизации рынка акций необходимо совершенствование нормативной правовой базы по следующим направлениям:

- оптимизация  доли государства в акционерном  капитале. Особое внимание следует  уделить не проведению разовых  сделок по реализации пакетов  акций, принадлежащих государству, а разработке новой концепции управления государственным имуществом, эффективного управления акциями, находящимися в собственности Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц;

- снятие  ограничений на отчуждение акций;

- отмена  преимущественного права государства на приобретение долей (акций) в уставных фондах организаций, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности, пользующихся различными формами государственной поддержки;

- приведение  норм, регулирующих применение особого права («золотой акции») государства на участие в управлении хозяйственными обществами, в соответствие с международными правилами;

- отмена  необходимости согласования дополнительных  эмиссий акций с Государственным  комитетом по имуществу либо соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами;

- освобождение  доходов акционерных обществ,  полученных при размещении ими  акций по цене выше номинальной  стоимости, от уплаты налогов,  других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

-поэтапное  совершенствование системы налогообложения  доходов, полученных юридическими  и физическими лицами от операций  с акциями. Ставка налога на  доходы, полученные юридическими лицами от операций с акциями, должна быть сопоставима с действующей ставкой налога на прибыль (в настоящее время они составляют соответственно 40 и 24 процента).

     К причинам, препятствующим развитию рынка облигаций юридических лиц, относятся:

для инвесторов:

- высокая  ставка налогообложения доходов  (40 процентов), полученных юридическими  лицами по операциям с ценными  бумагами;

- неравные  конкурентные возможности для  банков и субъектов хозяйствования  при заимствовании средств у  населения. В соответствии с законодательством доходы, полученные физическими лицами от операций с ценными бумагами, в том числе процентные доходы по облигациям, облагаются по ставкам налогообложения совокупного годового дохода. В то же время проценты по вкладам физических лиц в банках налогами не облагаются;

для эмитентов:

- наличие  дополнительных расходов эмитента (в отличие от получения банковских  кредитов), связанных с его затратами  по выплате доходов (процентов)  по облигациям, их регистрацией, размещением, обращением и погашением (до 5 процентов от суммы займа);

- отсутствие  кредитного рейтинга, который служит  индикатором кредитоспособности  эмитента.

     Для развития рынка облигаций юридических  лиц необходимо изменить налоговую  политику в отношении налогообложения  доходов, полученных от операций с облигациями. Освобождение от налогов на доходы, полученные инвесторами при погашении облигаций эмитентами, позволит значительно активизировать процесс инвестирования организаций за счет внутренних источников; определить единый порядок отнесения затрат эмитента при выплате доходов по облигациям и заемщика при уплате процентов по кредитам; активизировать работу с потенциальными эмитентами и инвесторами посредством подготовки правового акта ненормативного характера по применению инструментов фондового рынка в привлечении организациями инвестиций, а также повышения информационной открытости эмитентов и информационной прозрачности рынка ценных бумаг в целом.

     Активизация рынка облигаций юридических  лиц – один из способов формирования кредитной истории организаций-эмитентов, что является необходимой предпосылкой для получения ими международного кредитного рейтинга и дальнейшего привлечения кредитных ресурсов на зарубежных финансовых рынках.

     Наряду  с продолжением работы по активизации  уже действующих сегментов рынка ценных бумаг необходимо уделить достаточное внимание созданию рынков производных ценных бумаг, инструментов секьюритизации финансовых активов и ипотечных ценных бумаг, биржевых облигаций, а также иных инструментов рынка ценных бумаг. Появление новых инструментов обеспечит доступ на национальный рынок ценных бумаг новых участников и будет способствовать его развитию.

     На  сегодняшний день решение вопроса  о возможности привлечения организациями  инвестиций на зарубежных фондовых рынках путем выпуска еврооблигаций и депозитарных расписок на акции является одной из приоритетных задач. Однако основным требованием допуска эмитента к иностранным инвестиционным ресурсам является наличие в свободном обороте не менее 25 процентов акций данного эмитента. В ситуации, когда 60 процентов выпущенных акций (в стоимостном выражении) находится в собственности Республики Беларусь либо ее административно-территориальных единиц, выход организаций на зарубежные финансовые рынки возможен после создания государством условий, обеспечивающих наличие в свободном обращении не менее 25 процентов акций эмитентов.

Кроме того, подлежат также решению вопросы  перехода организаций на международные  стандарты финансовой отчетности, раскрытия  информации в соответствии с международными стандартами, формирования кредитной истории и получения корпоративного рейтинга эмитентов.

     В результате осуществления мероприятий  по реализации Программы развития рынка  корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008–2010 годы согласно приложению ожидается активизация процесса привлечения ресурсов организациями реального сектора экономики посредством выпуска ценных бумаг, создание ликвидного рынка корпоративных ценных бумаг. [6]

         В настоящее время развитию  рынка ценных бумаг Беларуси  препятствуют:

 - высокая ставка налогообложения доходов (40%), полученных юридическими лицами от операций c ценными бумагами (при ставке налога на прибыль 24%). 21 января 2007 г. утверждена Программа развития рынка корпоративных ценных бумаг на 2008—2010 гг., которая в числе мероприятий по ее реализации предполагает решение этой проблемы путем уравнивания налога на доходы от операций с корпоративными ценными бумагами со ставкой налога на прибыль;

- ограниченное  количество акций, находящихся  в свободном обращении. Государству, владеющему на сегодняшний день более 70% акций в акционерном капитале, необходимо разрабатывать концепцию эффективного управления государственной собственностью;

- низкий  уровень инвестиционной культуры  населения. Физические лица (зачастую и юридические лица) не готовы еще выступать инвесторами, становиться кредиторами на финансовом рынке, а не только быть вкладчиками в банки;

- узкий  спектр обращающихся на рынке ценных бумаг инструментов. [11]

          В заключение хотелось бы назвать основные положения стратегии развития рынка корпоративных ценных бумаг:

- совершенствование  системы налогообложения операций  с ценными бумагами; - снятие административных  барьеров, препятствующих свободному  обращению акций;

- оптимизация  доли государства в акционерном капитале;

- расширение  спектра обращающихся инструментов  рынка ценных бумаг;

- активизация  привлечения инвестиций предприятиями  посредством выпуска облигаций  на внутреннем рынке Республики  Беларусь, а также выход белорусских  эмитентов на международные рынки капитала;

- содействие  повышению инвестиционной активности  на рынке ценных бумаг в  целом. 
 
 
 

                                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Таким образом, рынок ценных бумаг можно  определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг, а также формы и способы этого обращения.

Основной  целью рынка ценных бумаг является аккумуляция финансовых ресурсов и  обеспечение возможности их перераспределения  путем проведения участниками рынка различных операций по купле-продаже ценных бумаг, т.е. осуществление посредничества в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг. Таким образом, главную задачу рынка ценных бумаг можно определить как обеспечение наиболее быстрого и оптимального превращения сбережений в инвестиции.

     В настоящее время существует большое  количество классификаций рынка  ценных бумаг, что объясняется многосложностью  этой структуры. Рынок ценных бумаг  может быть классифицирован по многим признакам, каждый из которых характеризует его с той или иной стороны, или с точки зрения разных отношений, имеющих на нем место.

     Механизм  функционирования рынка ценных бумаг  имеет свои особенности, которые  связаны с конкретной структурой обращающихся ценных бумаг, деловой активностью тех или иных участников рынка, общим состоянием экономики.

Информация о работе Рынок ценных бумаг и проблемы его формирования и функционирования в Республике Беларусь