Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на 30 экзаменационных вопросов по дисциплине "Деньги, кредит, банки"
1. Сущность и происхождение денег
2. Эволюция форм и видов денег.
...
30. Центральные банки : общая характеристика ,цели, задачи и функции
8. Эмиссия облигаций от своего имени Сборник Законов Российской Федерации. - М.: Изд-во «ЭКСМО», 2006..
К экономическим мерам по регулированию денежно-кредитной политики относятся также операции Центрального банка на открытом рынке с ценными бумагами. Политикой открытого рынка называют куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка состоит в том, чтобы, регулируя спрос и предложения на ценные бумаги, вызвать соответствующую реакцию у коммерческих банков.
Политика открытого рынка представляет собой орудие быстрого и гибкого воздействия. При продаже и покупке ценных бумаг Центральный банк пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществить управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Особенно эффективно это используется в период кризиса. В период высокой конъюнктуры Центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить их кредитные возможности по отношению к экономике и к населению.
Проводить такую политику Центральный банк может двумя путями. Во-первых, он может определить объем купли-продажи уровень и процентных ставок, по которым банки могут покупать у него ценные бумаги. Курс продажи ценных бумаг устанавливается дифференцированно, в зависимости от их срока. В этом случае влияние на формирование рыночных ставок будет косвенным. Во-вторых, Центральный банк может установить процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги.
Успех политики открытого рынка зависит от многих факторов. Коммерческие банки приобретают ценные бумаги у Центрального банка только при малом спросе на кредиты со стороны предпринимателей и населения, а также когда Центральный банк предлагает бумаги открытого рынка на более выгодных для коммерческих банков условиях, чем условия предоставления кредитов коммерческих банков предпринимателям и населению.
Когда необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, а соответственно и их кредитную активность, Центральный банк выступает покупателем на открытом рынке. В этом случае широко используются перекупочные соглашения, по которым Центральный банк обязуется купить ценные бумаги у коммерческих банков с тем условием, что последние через определенный период времени осуществят обратную сделку, т.е. обратный выкуп ценных бумаг, но уже со скидкой -- так называемые обратные операции (операции РЕПО). Эта скидка может быть фиксированной или плавающей, установленной между двумя границами. Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок и поэтому являются более гибким методом регулирования.
29. Кассовое обслуживание предприятий и организаций банками.
Первоначальной и основной функцией банков является посредничество в расчетах. Поэтому несомненный интерес представляют особенности организации денежного обращения коммерческими банками на современном этапе.
Организация денежного оборота в России основана на определенных принципах:
1) все предприятия и организации обязаны хранить свои денежные средства на счетах в банке;
2) расчеты между предприятиями должны производиться преимущественно без использования наличных денег путем безналичных перечислений по счетам в банках или путем взаимных требований;
3) безналичные расчеты осуществляются на основе платежных документов.
Основная доля денежного оборота хозяйственных организаций (80-90%) падает на безналичный оборот и лишь незначительная часть - совершается в налично-денежной форме.
Организация коммерческим банком налично-денежного оборота регулируется при этом следующими основными положениями:
1) наличные деньги, полученные в банке, должны использоваться предприятием строго по целевому назначению;
2) предприятия и организации могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов остатка наличных денег в кассе и использовать их из выручки в пределах норм. Лимиты остатка кассы и нормы использования выручки устанавливаются банком, в котором обслуживается предприятие, на основании документов, представленных им. В случае необходимости лимит может быть пересмотрен;
3) превышение установленных лимитов остатка кассы допускается только в дни выплаты зарплаты, пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий, но не свыше трех рабочих дней, включая и день получения денег в банке. Не выплаченные своевременно суммы должны сдаваться в банк;
4) всю полученную наличными деньгами выручку (за исключением той части, которая в соответствии с уставом предприятия может расходоваться на зарплату и некоторые хозяйственные расходы) предприятие обязано своевременно сдавать для зачисления на счета в порядке, согласованном с банком.
Наличные деньги могут быть сданы:
в кассы банка;
инкассаторам для последующей сдачи в банк;
предприятиям связи для перечисления на счета в банк.
Основной частью денежного оборота является безналичный платежный оборот, который опосредует практически все сферы хозяйственных отношений предприятий и организаций. Безналичный платежный оборот полностью осуществляется через банковские учреждения, в которых открыты счета предприятий и организаций. Поэтому от правильной организации системы безналичных расчетов в целом зависит своевременность и быстрота осуществления расчетов между предприятиями, их финансовое положение, состояние платежной дисциплины в стране. Одним из факторов, обеспечивающих бесперебойность расчетов на всем экономическом пространстве страны, является единообразное применение правил расчетов, которые определяются нормативными актами. Эти документы издает Центральный банк страны. Они обязательны к исполнению для всех банков и их клиентуры.
Организация безналичных расчетов в Российской Федерации в условиях развития товарно-денежных отношений строится на следующих принципах:
1) при всем многообразии форм собственности и деятельности предприятий за предприятиями остается право свободного выбора форм расчетов и закрепления их в договорах. Ограничение свободы выбора со стороны коммерческого банка не допускается;
2) перечисления по счетам предприятий осуществляются по поручению плательщика с его согласия (акцепта). Без акцептное списание средств допускается в отдельных установленных законодательством случаях;
3) все платежи со счетов предприятия осуществляются в очередности, определяемой руководителем предприятия, если иное не предусмотрено законом.
30. Центральные банки : общая характеристика ,цели, задачи и функции
Общая характеристика центральных банков
Во всех развитых странах действует несколько законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а также определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах главная задача центрального банка излагается в конституции. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны; он устанавливает организационно-правовой статус последнего, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны.
К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей.
Среди множества объективных факторов оценки независимости центральных банков можно выделить пять важнейших:
* участие государства в капитале центрального банка и в распределении прибыли;
* процедура назначения (выбора) руководства банка;
* степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
* права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
* правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны.
Что касается первого фактора оценки, то состав собственников капитала центрального банка при проведении денежно-кредитной политики существенно не влияет на его независимость.
В соответствии со вторым фактором порядок выбора (назначения) и, главным образом, отзыва руководства центрального банка страны влияет на степень политической независимости последнего от органов государственного управления.
Третий фактор определяет, с одной стороны, рамки свободы деятельности центрального банка; с другой - его законодательно установленные полномочия. В большинстве развитых стран (Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, России, Франции, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности центрального банка отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности.
От четвертого фактора (наличия установленного законодательством права государственных органов отклонять решения руководства центрального банка, а со стороны центрального банка - обязательства координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного регулирования) прежде всего зависит политическая независимость центрального банка.
Пятый фактор независимости центрального банка выражается в наличии законодательного ограничения кредитования правительства и влияет как на экономическую, так и на политическую независимость центрального банка. Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран мира. Исключение составляют США и Великобритания, где государственные займы распределяются на открытом рынке. Наиболее независимы центральные банки Австрии, Германии и Нидерландов.
Задачи и функции центральных банков
Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитием и укреплением банковской системы страны, обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»» от 26 апреля 1995 г. Центральному банку РФ предписано выполнение следующих функций:
* во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
* монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать их обращение;
* быть кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организовывать систему рефинансирования;
* устанавливать правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
* устанавливать правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
* проводить государственную регистрацию кредитных организаций, выдавать и отзывать лицензии кредитных организаций, занимающихся их аудитом;
* осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций;
* регистрировать эмиссию ценных бумаг кредитных организаций в соответствии с федеральными законами;
* выполнять самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций, необходимых для решения основных задач Банка России;
* регулировать прохождение валюты, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определять порядок расчетов с иностранными государствами;
* организовывать и производить валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
* принимать участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организовывать составление платежного баланса Российской Федерации;
* в целях осуществления перечисленных функций проводить анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публиковать соответствующие материалы и статистические данные;
* осуществлять иные функции в соответствии с федеральными законами.
Детальный перечень функций Центрального банка РФ не противоречит международной практике работы центральных банков. Так же как и центральные банки других стран, Центральный банк Российской Федерации прежде всего выполняет функцию денежно-кредитного регулирования экономики и эмиссионную функцию.
Задачи Банка России
* защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
* развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
* обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Функции центрального банка РФ
Одна из важнейших функций современного центрального банка состоит в проведении общенациональной денежно-кредитной политики, которая оказывает глубокое и повседневное влияние на состояние финансового сектора и всего народного хозяйства.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Деньги, кредит, банки"