Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 14:18, курсовая работа
Введение………………………………………………………………………….
3
1.
Банковский кризис: теория…………………………………………............
5
1.1
Сущность и виды банковских кризисов..…………………………….
5
1.2
Причины банковских кризисов. Кризис в России 2008 года……….
9
1.3
Последствия и пути выхода из банковского кризиса……………….
16
2.
Статистические данные…………………………………………………….
23
2.1 Исследование, проведённое Сбербанком России…………………...
23
2.2 Сбербанк России в условиях кризиса………………………………..
29
2.3 Рейтинг журнала Forbes ………………………………………………
31
Заключение………………………………………………………………………. 35
Список используемой литературы……………………………………………… 36
Введение………………………………………………………………………….
3
1.
Банковский кризис: теория…………………………………………............
5
1.1
Сущность и виды банковских кризисов..…………………………….
5
1.2
Причины банковских кризисов. Кризис в России 2008 года……….
9
1.3
Последствия и пути выхода из банковского кризиса……………….
16
2.
Статистические данные…………………………………………………….
23
2.1 Исследование, проведённое Сбербанком России…………………...
23
2.2 Сбербанк России в условиях кризиса………………………………..
29
2.3 Рейтинг журнала Forbes ………………………………………………
31
Заключение………………………………………………………………………. 35
Список используемой литературы……………………………………………… 36
Бурное развитие спектра банковских услуг, начатое в постперестроечное время, было прервано дважды: в августе 1998 года и в прошлом 2008 году. Оба раза банковская система испытала на себе последствия кризисов, и была (и будет) отброшена назад в своем развитии.
Несмотря на то, что причины кризисов были различны, последствия их для банковской системы идентичны и легко предсказуемы.
Прямым результатом кризиса 1998 года стало резкое изъятие средств вкладчиками, прекратившее существование нескольких десятков банков. Также перспективные на тот момент высокотехнологические сегменты – такие, как интернет-банкинг и специализированные пластиковые карты, были фактически заморожены и продолжили свое развитие годы спустя – в 2000-2001 гг.
Целесообразно взглянуть на банковскую систему с дифференцированной точки зрения – государства, собственно банков и населения:
Возможные последствия текущего кризиса в банковской деятельности идентичны реализации сценария элементарного дефицита наличности. Вот что может произойти:
1. Изменение количества банков.
2. Перераспределение средств.
3. Изменение структуры активов и пассивов в целом, определяемое текущими операциями – рефинансированием, сжатием кредитного портфеля вплоть до продажи его коллекторским агентствам, минимизацией малодоходных операций.
4. Объемы размещенных депозитов подвергнутся сокращению, с возможностью роста валютных вкладов.
5. Качественно иными могут стать некоторые банковские операции и услуги.
Все перечисленное не настолько плохо: российские банки, прошедшие большой путь от чисто спекулятивных операций до цивилизованного кредитования реального сектора и населения, будут вынуждены найти новую точку равновесия между “средствами и их источниками” (интерпретация активов и пассивов) [13].
Кризис банковской системы это всегда тяжелое испытание для не только самих банков, но и для государства, которое в ситуации кризиса банковской сферы обязано предпринять определенные шаги для ее спасения [16].
Экономисты отмечают несколько возможностей. Это девальвация рубля, снижение налоговой нагрузки и прямая поддержка населения вместо банков и предприятий. Также эксперты предупреждают, что протекционизм, в частности, повышение импортных пошлин на отдельные категории товаров, например, автомобили иностранного производства, могут дать обратный эффект.
Что может дать девальвация рубля российской экономике? Удержание курса рубля, с одной стороны, истощает резервы, которые могут пригодиться в скором будущем, с другой - сдерживает рост конкурентоспособности российских производителей как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Укрепление доллара избежать не удастся, но лучше, чтобы это произошло быстро, поскольку это сформирует новые правила взаимоотношений участников рынка. Пока все выжидают, на какой отметке остановится курс доллара к рублю, не предпринимая каких-либо серьезных действий. Стоит кредитный рынок, в частности, рынок рублевых кредитов. Как только ситуация с курсом рубля стабилизируется, банки смогут возобновить кредитование, понимая новые правила игры и будущий валютный курс [9].
Конечно, снижение рублевого курса сильно поддержит наших экспортеров, прибыли которых в рублях вырастут. А значит, увеличатся и поступления в бюджет, что сильно поможет правительству в решении проблемы растущего бюджетного дефицита. И наши производители получат конкурентное преимущество за счет роста стоимости импорта.
Вот только население страны от этого однозначно пострадает. Ведь большинство товаров в стране сейчас импортного происхождения и, соответственно, цены на них повысятся. А зарплаты граждан и пенсии, напротив, еще больше обесценятся. Ну, а про людей, имеющих ипотечные и потребительские кредиты в иностранной валюте, которые так щедро раздавали банкиры в период кредитного бума, даже говорить не хочется. Поэтому на резкую девальвацию рубля власти, конечно же, не пойдут, но «плавной» нам, судя по всему, не избежать [3].
Какими могут быть последствия
девальвации рубля в России? Девальвация
сама по себе призвана оказать положительное
действие на финансовую систему и
экономику в целом. Из положительных
результатов девальвации рубля
можно выделить повышение
Другой положительный момент девальвации рубля – снижение темпов расходования ЗВР. Но совокупные долги российских компаний иностранным кредиторам примерно равны ЗВР.
Опыт 1998 года показывает, что девальвация рубля положительно отразилась на развитии производства в России. Из-за того, что цены на импортные товары резко повысились, в 1999 года стало развиваться внутреннее производство и произошло импортозамещение.
Из отрицательных последствий девальвации выделяют повышение цен на импортные товары, например, автомобили, продовольствие, бытовую технику. Повышение цен на эти товары может подстегнуть инфляцию в целом по стране. Резкая девальвация рубля сулит резкое падение уровня жизни в России [3].
Снижение налоговой нагрузки уже
происходит, однако есть еще возможности
для более эффективной
Прямая поддержка населения вместо удержания на плаву неэффективных компаний, выпускающих устаревшую и в обычных условиях неконкурентоспособную продукцию, подразумевает увеличение пособия по безработице (что уже произошло), помощь в поиске новой работы тем, кто ее лишился, переподготовке, обучению и т.п.
Еще один путь выхода из кризиса, по которому стоит идти - сокращение государственных расходов в целом (в частности же увеличив финансирование некоторых составляющих бюджета). Однако антикризисные меры правительства предполагают рост расходов, что на фоне падения доходов бюджета (предполагается, что они упадут в 2009 году более чем на 5,4% ВВП до 6,5 триллионов рублей) может иметь негативные последствия для экономики. К этой точке зрения склоняется Анатолий Чубайс, генеральный директор “Роснано”, предлагающий пересмотреть бюджет на 2009 год исходя из самого пессимистичного прогноза.
В этом есть большая доля здравого
смысла. Часто меняя прогнозы, правительство
подрывает доверие к себе и
к своей способности
2.1 Исследование, проведённое Сбербанком России
Центр макроэкономических исследований Сбербанка изучил 11 банковских кризисов, происходивших в последние 25—30 лет в разных странах, и меры государственной политики по улучшению ситуации в банковском секторе. Анализ показал, что большинство кризисов имеют одинаковую природу и развиваются по похожим сценариям:
— многие кризисы происходили через несколько лет после финансовой либерализации (снятия ограничений на процентные ставки и банковские операции) или, как нынешний кризис, — после периода массовых инноваций в банковском секторе;
— кредитный бум, следовавший за финансовой либерализацией, сопровождался появлением финансовых пузырей и пузырей на рынке жилья;
— в большинстве стран до начала кризиса действовала система фиксированного валютного курса по отношению к одной из резервных валют;
— на фоне фиксированных курсов и в связи с финансовой либерализацией происходил приток капитала, который в значительной мере финансировал кредитную экспансию и ценовые пузыри.
В ходе кризиса снижались объемы кредитования, происходили сдувание пузырей, резкая девальвация национальной валюты и падение реального ВВП. В среднем по рассматриваемой группе стран это падение составляло 6,3%. В большинстве случаев снижался объем кредитования в процентах к ВВП, а при отсутствии высокой инфляции — и в номинальном выражении. Причина снижения — проблемы ликвидности и роста объема «плохих» долгов на балансах банков.
Опыт борьбы с кризисами
показывает, что не всегда активные
действия правительств приводят к позитивным
результатам, вследствие чего страны оказываются
в длительной рецессии. Поэтому с
кризисом не обязательно бороться активно,
важнее — правильно. Иногда на начальном
этапе эффективнее сделать
Главный вопрос всех кризисов
— насколько быстро и эффективно
регуляторы могут предотвратить
наращивание «плохих» долгов банковского
сектора и принять меры к тому,
чтобы банки очистили свои балансы.
Для всех кризисов очевидно одно важное
обстоятельство: до тех пор, пока власти
не решали проблему банковского сектора,
восстановление не начиналось. Исключением
была Аргентина, где благоприятная
внешняя конъюнктура
Банковский сектор выполняет две ключевые функции: платежно-расчетную, без которой не может существовать экономика в целом, и коммерческую, кредитную. В международной практике банки, не выполняющие свою кредитную функцию, получили название «зомби». Они продолжают поддерживать объем расчетных операций и не разоряются только потому, что у них есть ликвидность, предоставляемая центральным банком. Если в таком зомбированном состоянии пребывает большая часть банковского сектора, значит, экономика будет испытывать и депрессию, и рецессию. Следовательно, без решения этой проблемы выход из кризиса невозможен.
Расчистка балансов банковского сектора от «плохих» долгов, накопившихся после острого этапа кризиса, является ключевой мерой для возвращения к сбалансированному росту. Но правительства очень часто запаздывают с ее проведением, так как для них она довольно болезненна. Во-первых, помощь банкам — это вообще непопулярная в политическом отношении мера, поскольку выглядит как поддержка богатых. Во-вторых, всегда сложно осознать, что помощь банкам — мера виртуальная: деньги фактически канализируются в реальный сектор экономики, потому что собственные издержки банковского сектора относительно невелики. Из всей суммы поступающих в него средств лишь 3—4% являются маржой банковского сектора и поддерживают функционирование самого финансового института, остальное идет в экономику.
Вместо проведения решительных мер по рекапитализации банков правительства часто идут на ослабление регулятивных норм, дающих банкам возможность скрывать «плохие» долги. Результатом является накопление последних, а в конечном счете — рост государственных издержек. Внешние обстоятельства, например повышение цен на экспорт, могут ускорить выход из кризиса, но они не создают условий для устойчивого экономического роста.
Информация о работе Современный финансовый (банковский) кризис