Стратегическое развитие бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 13:00, реферат

Описание

Государственный бюджет - централизованный фонд денежных средств государства, предусматривающий источники доходов и размеры поступлений из них, а также направления расходования и размеры средств, выделяемых на конкретные цели в определенный период времени. Бюджет состоит из трех частей расходной, доходной и их баланса, т.е. построен на принципе соответствия доходов расходам. Формирование бюджета происходит путем составления прежде всего его расходной части, поскольку государство не может производить расходы лишь исходя из имеющихся е него финансовых возможностей

Работа состоит из  1 файл

Стратегическое развитие бюджетной системы.docx

— 24.95 Кб (Скачать документ)

     Стратегическое  развитие бюджетной  системы. 

           Госбюджет и основы государственно-экономической политики. 

     Центральное место в системе государственных  финансов занимает государственный бюджет. Бюджет представляет собой сложную систему, отражает особенности той или иной страны, ее социально-экономического строя, государственного устройства.

     Государственный бюджет - централизованный фонд денежных средств государства, предусматривающий источники доходов и размеры поступлений из них, а также направления расходования и размеры средств, выделяемых на конкретные цели в определенный период времени. Бюджет состоит из трех частей расходной, доходной и их баланса, т.е. построен на принципе соответствия доходов расходам. Формирование бюджета происходит путем составления прежде всего его расходной части, поскольку государство не может производить расходы лишь исходя из имеющихся е него финансовых возможностей. Оно должно определить объем средств, необходимых для выполнения задач, стоящих передобществом, в целях его эффективного развития, и только затем при помощи основного имеющегося в его руках средства пополнения доходной части бюджета - налогов идругих источников, мобилизовать эти финансовые ресурсы. Структура бюджета страны зависит прежде всего от ее государственного устройства. В странах с унитарным устройством б\с имеет двухъярусное построение государственной и местный бюджеты. В странах с федеративным устройством имеется дополнительное звено - бюджеты административных образований. Через государственный бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично дохода населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку местных бюджетов, на погашение гос.долга и др;

     Централизация средств имеет важное экономическое  и политическое значение, поскольку  мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в  жизнь намеченных государственных  мероприятий. Это дает возможность  маневрировать ресурсами, сосредоточить  их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

     Основными функциями бюджета являются:

     1. перераспределение национального  дохода и ВВП;

     2. государственное регулирование  и стимулирование экономики;

     3. финансовое обеспечение социальной  политики,

     4. контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

     Используя бюджет, государство вносит глубокие изменения в пропорции, складывающиеся на стадиях производства и первичного распределения национального дохода. Только в результате резко увеличившейся  доли национального дохода в распоряжении государства стало возможным  государственное регулирование  экономики. В 19 в. государственное регулирование  не применялось. Впервые оно появилось  в годы первой мировой войны (1914-1918гг), когда правительства в централизованном порядке скупали сырье, материалы, продовольствие и распределяли их в  соответствии с военными нуждами. С  окончанием войны регулирующие мероприятия  были прекращены. И вновь были введены  в годы глубокого экономического кризиса в 1929-1933гг. Этот кризис, как  известно, сильно поразил США. И там  за счет государственных средств  были созданы такие организации, как Реконструктивная финансовая корпорация (РЭФИКО), Администрация по восстановлению промышленности (НИРА), которые предоставляли  предприятиям, фирмам, банкам, находившихся на грани банкротства, субсидии, кредиты и спасали их от краха.

     В современных условиях работы по вмешательству  в экономику в странах с  развитыми товарно-денежными отношениями  достигли 20-25% общей суммы расходов государственных бюджетов.

     Важное  значение принадлежит и социальной функции бюджета.

     Государственный бюджет стал элементом воспроизводства  рабочей силы. По мере научно-технического прогресса воспроизводство рабочей  силы все в большей степени  зависит от расходов на образование, здравохранение, социальное страхование и обеспечение. Во всех заруюежных странах наблюдается значительный рост социальных затрат и повышение их доли в ВНП и национальном доходе. Так, удельный вес социальных расходов в бюджетах западноевропейских стран возрос в среднем с 1 8% в середине 50-хгг до 20% - середине 60-х гг, и 30-35% - начале 90-х гг. Расходы государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой включают следующие 5 групп:

     - военные;

     - вмешательство в экономику;

     - содержание гос.аппарата;

     - социальные цели;

     - предоставление субсидий и кредитов  развивающимся странам.

     На  военные расходы в ведущих  зарубежных странах приходится от 20 до 40% общей суммы расходов государственного бюджета. Они подразделяются на прямые и косвенные военные расходы.

     Прямые  расходы отражаются в военных  бюджетах - отграниченной части гос.бюджета. Они включают затраты на: производство новейших наступательных стратегических  вооружений; содержание и обучение личного состава вооруженных сил; научные исследования военного характера; содержание милитаристских блоков (НАТО). Прямые военные расходы резко возрастают в период войн и в условиях милитаризации экономики. К косвенным военным расходам относятся часть процентов, уплачиваемых по государственному долгу, контрибуции, репарации, пенсии и пособия инвалидам войны и семьям погибших, часть процентов по государственному долгу относится к военным расходам по той причине, что государственные займы являются основным методом финансирования расходов государства в периоды войн и играют важную роль в условиях милитаризации хозяйства.

     После второй мировой войны общая сумма  репарационных платежей была установлена  в 20 млрд.долл., из которых 10 млрд.долл. должны были получить СССР и Польша и 10 млрд.долл. остальные страны антигитлеровской коалиции.

     Многие  военные расходы проходят по статьям  гражданских ведомств. К ним относятся  затраты на строительство дорог  и других стратегических объектов, финансирование которых происходят по сметам общественных работ и т.д.

     Второй  быстрорастущей группой государственных  расходов являются затраты по вмешательству в экономику. Государственные расходы оказывают огромное стимулирующее воздействие на развитие экономики страны. К расходам по вмешательству в экономику относятся затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), на экономическую и социальную инфраструктуру, поддержку сельского хозяйства, государственных отраслей экономики, обеспечение занятости в отдельных отраслях хозяйства и регионах страны, на стимулирование экспорта. Особое место в указанных расходах занимают затраты на НИОКР. Эти расходы обеспечивают от 50 до 70% всех затрат на научные исследования. Значительно возросли гос.капитальные вложения. Повысились субсидии частным вирмам. В целях структурной перестройки экономики отдельным отраслям  промышленности оказывается выборочная помощь в виде государственных субсидий или льготных банковских кредитов с правительственной гарантией.

     Значительные  ресурсы из государственного бюджета  представляются сельскому хозяйству. Это одна из наиболее окупаемых и приоритетных отраслей как в зарубежных странах так и у нас в республике. Субсидии сельскому хозяйству выдаются двух видов: на поддержание гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию и на производственные цели - приобретение сельскохозяйственных машин, минеральных удобрений, постройку складских помещений. Необходимо отметить, что в странах Европейского Сообщества поддержка сельского хозяйства осуществляется не только на национальном, но и межгосударственном уровне. Активная помощь оказывается экспортным фирмам, что значительно облегчает их положение в условиях острой конкурентной борьбы на мировых рынках.

     Т.о. государственное вмешательство  в экономику не только стимулирует  относительно высокие темпы экономического роста, но и смягчает ее циклические  колебания. Удельный вес расходов государственных  бюджетов по вмешательству в экономику  увеличился с 15-17% в середине 1950-х  гг. до 22-25% в 1980-90гг.

     Затраты на сциальные цели включают расходы на образование, здравохранение, социальное страхование и социальное обеспечение. Они проходят по многочисленным социальным программам. В США насчитывается около 100 таких программ, в Великобритании - несколько десятков. В зарубежных странах на полном государственном финансировании находятся лишь начальные школы, остальные виды образования имеют смешанные источники финансирования. В США и других странах в системе средней школы значительный вес занимают частные школы, обеспечивающие за большую плату высокий уровень подготовки учащихся. В Германии все виды высшего образования платные, в Японии более 70% университетов - частные, обучение в которых осуществляется за плату.

     Недостаточные средства выделяются на здравохранение. В США подавляющая часть населения получает медицинскую помощь по линии медицинского страхования путем уплаты страховых взносов. В Великобритании, ФРГ (Германии) существует государственная служба здравохранения, т.е. все виды медицинской помощи оказываются бесплатно. Но трудящиеся производят, также как и в случае социального страхования, специальные взносы на цели здравохранения. Значительная часть социальных расходов проходит по местным бюджетам.

     Расходы на государственный аппарат управления включают затраты на содержание органов  законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, полиции, различных  министерств и ведомств. В отдельных  странах - Великобритании, Бельгии, Японии - из государственного бюджета выделяют средства на содержание королевской  семьи. В целом расходы на государственный  аппарат занимают 45% общей суммы расходов бюджета.

     Наибольшие  субсидии и кредиты развивающимся  странам из государственного бюджета  выделяют США. Помимо экономических  факторов эта помощь определяется политическими  мотивами.

     Важной  составной частью финансовой системы  государства являются местные бюджеты. За счет их расходов финансируются  в первую очередь объекты коммунальной собственности, строительство дорог, школ, развитие средств связи, жилищное строительство. Бюджеты местных органов власти используются также на содержание местной администрации и других учреждений. Важное место в расходах местных бюджетов занимают расходы на социально-культурные нужды, содержание объектов здравохранения, поддержание экологического равновесия.

     Доходы  государственного бюджета состоят  в первую очередь из налогов, взимаемых  центральными и местными органами власти, государственных займов, поступлений  из внебюджетных или целевых фондов. Создание такого рода фондов обусловлено необходимостью мобилизации крупных финансовых ресурсов для конкретных целей, прежде всего, социально-экономического характера. К ним относятся социальное страхование, строительство дорог, охрана окружающей среды, подготовка и переподготовка кадров и т.д. Формирование доходной части бюджета имеет немало проблем, решение которых во многом зависит от состояния налоговой системы. Частные корректировки налоговой системы негативным образом влияют на процесс производства, дестабилизируя его. Напротив, устойчивое налоговое законодательство, позволяющее налогоплательщикам прогнозировать финансовые результаты своей деятельности производства, развитию инвестиционной деятельности.

     Общей материальной базой всех доходов  государства является перераспределение  национального дохода, огосударствление значительной части вновь созданной  в стране стоимости. Важнейшими составными частями этого неперераспределения являются налоги, государственные займы, поступления внебюджетных фондов.

     Государственный (консолидированный) бюджет Республики Узбекистан  включает в себя:

     1. республиканский бюджет;

     2. бюджет Республики Каракалпакстан  и местные бюджеты;

     3. бюджеты государственных целевых  фондов.

     В свою очередь, бюджет Республики Каракалпакстан включает в себя республиканский  бюджет Республики Каракалпакстан и  бюджеты районов и городов  республиканского подчинения. Аналогично подразделяются бюджеты области, города и районов. Бюджет имеет силу закона, утверждается Олий Мажлисом республики.

Информация о работе Стратегическое развитие бюджетной системы