Стратегии возврата кредиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:15, курсовая работа

Описание

Кредиторская задолженность является естественным составляющим бухгалтерского баланса предприятия. На финансовое состояние предприятия оказывают влияние, как размеры балансовых остатков кредиторской задолженности, так и период оборачиваемости.
Однако балансовые остатки кредиторской задолженности могут служить лишь отправной точкой для исследования вопроса о влиянии расчетов с кредиторами на финансовое состояние.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
Глава№1 Теоретические основы управления кредиторской задолженностью предприятия.......................................................................................................5
1.1Сущность кредиторской задолженности………………………………………………………………...5
1.2 Виды кредиторской задолженности………………………………………………………..……….9
Глава№2 Управление кредиторской задолженностью……………………………………………………………..12
2.1 Эффективное управление кредиторской задолженностью…………………………………………..…………………..12
2.2 Стратегический подход… …………………………………………..…...12
2.3 Тактические особенности ……………………………………….…14
2.4 Структурные показатели …………….…………………………………..18
Глава№3Стратегии возврата кредиторской задолженности……………………………… ………………………………21
3.1 Возврат кредиторской задолженности без уплаты процентов……………………………………………………………….…….22
3.2 Возврат кредиторской задолженности с уплатой процентов………………………………………………..……………………23
3.3 Судебное рассмотрение дела о возврате кредиторской задолженности………………………………………………………………..23
3.4 Списание кредиторской задолженности в связи с истечением срока исковой давности …………………………………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………... 27
Список использованной литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 138.00 Кб (Скачать документ)

7.учредителям по выплате доходов;

8.полученным авансам;

9.отчислениям во внебюджетные фонды социального страхования, медицинского страхования и пенсионный фонд и т.д.

    В зависимости от юридической природы и правового режима кредиторская задолженность может быть сведена к трем группам:

1.      Задолженность организации перед бюджетом и социальными фондами;

2.      Задолженность организации перед ее персоналом: долги по выплатам работникам заработной платы, компенсациям, платежам в порядке возмещения вреда, причиненного здоровью работника или вследствие смерти работника на производстве;

3.      Задолженность перед партерами и контрагентами по договорным и кооперативным обязательствам: долги по платежам поставщикам за поставленные товары, подрядчикам - за выполненные работы по возврату полученных, но неотработанных авансов, оплата векселей.

 

По факту наступления платежа кредиторская задолженность может быть:

 

      просроченной (долги по обязательствам, сроки погашения которых на момент составления баланса наступили);

      непросроченной (долги предприятия по обязательствам, сроки погашения которых на момент составления баланса не наступили);

   В составе просроченной кредиторской задолженности можно выделить два вида кредиторской задолженности:

1.      кредиторская задолженность, шансы на погашение которой, несмотря на пропуск срока возврата, у предприятия сохранились;

2.      кредиторская задолженность, погашение которой нереально по каким-либо фактическим основаниям. Нереальность погашения просроченных долгов может быть обусловлена, например, истечением срока исковой давности на принудительное взыскание долга.

    Реальность и нереальность погашения долгов оценивает сама организация-дебитор с учетом конкретных обстоятельств.

    Наиболее распространенный вид кредиторской задолженности - задолженность перед поставщиками и подрядчиками за поставленные материально-производственные запасы, оказанные услуги и не оплаченные в срок работы. 

    В составе кредиторской задолженности выделяется задолженность организации:

1. перед поставщиками и подрядчиками (остатки по состоянию на отчетную дату по кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»);

2. перед персоналом организации (остаток по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»);

3. перед бюджетом (остаток по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»);

4. перед государственными внебюджетными фондами (кредитовый остаток по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»);

5. по полученным займам и кредитам (остатки по кредиту счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»);

6. перед прочими кредиторами (кредитовые остатки по счетам: 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и другие).

    Как уже отмечено, после окончания календарного года перед составлением годовой отчетности организации обязаны произвести инвентаризацию расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (в том числе с банками, с бюджетом и с обособленными подразделениями организации).

    В ходе инвентаризации путем документальной проверки необходимо установить, в частности, правильность и обоснованность сумм кредиторской задолженности, включая суммы кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава№2. Управление кредиторской задолженностью

 

2.1 Эффективное управление кредиторской задолженностью

 

Для того, чтобы эффективно управлять долгами компании необходимо:

      определить их оптимальную структуру для конкретного предприятия и в конкретной ситуации;

      составить бюджет кредиторской задолженности;

      разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании и принять определенные значения таких показателей за плановые;

      проанализировать соответствия фактических показателей их рамочному уровню;

      сделать анализ причин возникших отклонений;

Должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами.

 

2.2 Стратегический подход

 

     Для того чтобы отношения с кредиторами максимально соответствовали целям обеспечения финансовой устойчивости (безопасности) компании и увеличению ее прибыльности и конкурентоспособности, менеджменту компании необходимо выработать четкую стратегическую линию в отношении характера привлечения и использования заемного капитала.

    При разработке стратегической линии перед руководством фирмы встают два основных вопроса. Первый: вести бизнес за счет собственных или привлеченных средств? Второй: количественное соотношение собственного и заемного капитала. Ответы на данные вопросы зависят от множества факторов как внешнего (отраслевые особенности, макроэкономические показатели, состояние конкурентной среды и т. д.), так и внутреннего (корпоративного) порядка (возможности учредителей, кредитоспособность, оборачиваемость активов, уровень рентабельности, дефицит денежных средств, краткосрочные цели и задачи, долгосрочные планы компании и многое другое).

    Принято считать, что предприятие, которое использует в процессе своей хозяйственной деятельности только собственный капитал, обладает максимальной устойчивостью. Однако такое допущение в корне не верно. С точки зрения конкурентной борьбы на рынке не имеет значения, какими капиталами оперирует бизнес: своими или заемными. Единственная разница может заключаться в различиях стоимости этих двух категорий капитала. Кредиторы (будь-то банки или поставщики товаров и услуг) готовы кредитовать чей-то бизнес только в обмен на определенный, иногда довольно высокий, доход (процент). При этом даже собственный капитал не является "бесплатным", так как вложения производятся в надежде получить прибыль, выше той, которую платят банки по депозитным счетам.

    С точки зрения стратегического развития компании отправной точкой должны быть:

1. размер и динамика прибыльности бизнеса, которые напрямую зависят от размера занимаемой на рынке доли, ценовой политики и размера издержек производства (обращения);

2. источники финансирования бизнеса.

Менеджеры в ходе разработки стратегии кредитования собственного бизнеса должны исходить из решения следующих первоочередных задач:

      максимизация прибыли компании;

      минимизация издержек;

      достижение динамичного развития компании (расширенное воспроизводство);

      утверждение конкурентоспособности - которые, в конечном итоге и определяют финансовую устойчивость компании.

      Финансирование данных задач должно быть достигнуто в полном объеме. Для этого, после использования всех собственных источников финансирования (собственный капитал и прибыль - наиболее дешевые ресурсы), должны быть в заданном объеме привлечены заемные средства кредиторов. При этом наиболее весомым ограничивающим фактором в процессе планирования использования заемного капитала необходимо считать его стоимость, которая должна позволять сохранить рентабельность бизнеса на достаточном уровне.

 

2.3 Тактические особенности

 

    Следующим этапом в ходе разработки политики использования кредитных ресурсов является определение наиболее приемлемых тактических подходов.

      Существует несколько потенциальных возможностей привлечения заемных средств:

1. средства инвесторов (расширение уставного фонда, совместный бизнес);

2. банковский или финансовый кредит (в том числе выпуск облигаций);

3. товарный кредит (отсрочка оплаты поставщикам);

4. использование собственного "экономического превосходства".

 

1.Средства инвесторов. Так как, процесс привлечения дополнительных финансовых ресурсов для целей собственного бизнеса рассматривается нами с точки зрения максимизации безопасности данного процесса, то следует остановиться на двух наиболее важных, в данном аспекте, характеристиках этого способа займа. Первая - относительная дешевизна: как правило, инвесторы, обменивающие свои средства на корпоративные права (доли, акции) рассчитывают на дивиденды, которые фиксируются в учредительных документах (или устанавливаются на собрании участников) в виде процентов. При этом, в случае отсутствия прибыли на предприятии, вложенный в дело капитал может быть "бесплатным". Вторая особенность - возможность инвесторов влиять на процессы управления в созданном хозяйственном обществе (право голоса на собрании акционеров или участников). Поэтому следует позаботиться о сохранении контрольного пакета. Иначе ваш, изначально собственный капитал, может превратиться в капитал, переданный в займы новому инвестору. Отсюда следует вывод о явной ограниченности размеров привлекаемых средств корпоративных инвесторов: в общем случае их не должно быть больше ваших первоначальных инвестиций: даже если акции (паи) "распылены" между несколькими держателями, то все равно остается риск (особенно если речь идет об успешном предприятии) сосредоточения корпоративных прав под единым контролем.

2.Финансовый (денежный) кредит, как правило, предоставляется банками. Это один из наиболее дорогостоящих видов кредитных ресурсов. Ограничивающие факторы:

а)высокий процент,

б)необходимость надежного обеспечения,

в)"создание" солидных балансовых показателей.

Не смотря на "дороговизну" и "проблематичность" привлечения, возможности банковского кредита (в отличие от инвестиционного) должны быть использованы компанией на все 100%. Если проект, реализуемый компанией действительно "рассчитан" на конкурентоспособный уровень рентабельности, то прибыль, полученная от использования финансового кредита всегда будет превышать необходимый к уплате процент. Банки хотя и дают предпочтение такому виду обеспечения предоставленных кредитов, как залог, но могут довольствоваться и гарантией третьего лица (если имеются платежеспособные учредители или другие заинтересованные лица). Балансовые показатели также обладают некоторой "гибкостью", как в процессе их формирования, так и в ходе их восприятия принимающей стороной. Наличие презентабельных отчетных показателей, хотя и выступает обязательным условием для банковского служащего, но может, в какой-то степени, игнорироваться в виду наличия реальных гарантий и обеспечения предоставляемого кредита. Одним существенным недостатком финансовых заемных средств, особенно в сравнении с инвестиционными, является наличие строго определенных сроков их возврата.

3.Товарный кредит. Основной положительной отличительной чертой данной разновидности получения заемных средств является наиболее простой (не заформализированный) способ привлечения. Товарный кредит, как правило, не требует (в отличие от финансового) привлечения залога и не связан со значительными расходами и продолжительностью оформления (в отличие от инвестиций). В отечественных условиях товарный кредит между юридическими лицами чаще всего представляет собой поставку товаров (работ, услуг) по договору купли-продажи с отсрочкой платежа. При этом, на первый взгляд, может показаться, что данный "кредит" предоставляется бесплатно, так как договор не предусматривает необходимости начисления и уплаты процентного (или какого-либо иного) дохода в пользу поставщика.          Однако следует заметить, что поставщики прекрасно понимают принципы изменения стоимости денег во времени, а также способны достаточно точно оценивать размеры "упущенной выгоды" от торможения оборачиваемости активов, замороженных в дебиторской задолженности предприятия. Поэтому компенсация таких потерь закладывается в цену товаров, которая может колебаться в зависимости от сроков предоставленной отсрочки.

 

   Там, где контроль за недополученной прибылью значительно ослаблен потери, связанные с товарным кредитованием зачастую компенсируются за счет "неформальных" платежей руководству или служащим компании.

4.Экономическое превосходство. Очень часто строится и на отношениях товарного кредита и на других разновидностях кредитования. Суть использования преимуществ, связанных с собственным экономическим превосходством, заключается в возможности диктовать и навязывать поставщику (кредитору) собственные "правила" игры на рынке и характер договорных отношений, или, как это зачастую происходит - нарушать эти самые договорные отношения без "особых" последствий для собственного "превосходящего" бизнеса.

   Экономическое превосходство заемщика пред кредитором может возникать в силу следующих обстоятельств:

а) монопольное положение покупателя на рынке (монопсония);

б) различия в экономических потенциалах совокупные активы покупателя значительно превосходят активы поставщика;

в) маркетинговые преимущества (например, мелкий или начинающий производитель, стремящийся продвинуть свою продукцию (торговую марку) в сеть крупных супермаркетов или элитных магазинов не в "состоянии" диктовать свои условия или требовать выполнения "всех" обязательств, так как может оказаться без "нужного" заказчика);

г) покупатель "обнаружил" организационные недостатки в управлении дебиторской задолженностью у кредитора ("пробелы" в учете и контроле, юридическая "несостоятельность" и т. д.).

Информация о работе Стратегии возврата кредиторской задолженности