Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:16, курсовая работа
Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки. Его изучению посвящены произведения классиков марксизма, много численные работы советских и зарубежных экономистов. Однако эта тема актуальна, поскольку кредитные отношения в современных условиях достигли наибольшего развития.
Введение……………………………………………………………………………...3
1.Сущность кредита………………………………………………………………………………………………5
1.2 Необходимость кредита в рыночной экономике и экономическое содержание кредитных отношений……………………………………………..….5
1.3 Функции кредита и принципы кредитования………………………………….6
1.4 Формы кредита………………………………………………………………..…9
2. Кредитование в рыночной экономике………………………………………….16
2.1 Ссудный фонд и его демонополизация……………………………………….16
2.2 Процент за кредит………………………………………………………………19
2.3 Условия кредитования………………………………………………………....25
3. Проблемы развития кредитования……………………………………………...29
3.1 Кредитный рынок и проблемы его функционирования…………………..…29
3.2 Кредитное регулирование и его формы…………………………….……...…29
Заключение………………………………………………………………………….35
Список используемой литературы………………………………………………...37
3. законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различных институтов кредитной системы. В промышленно развитых странах политика центрального банка распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах: учетная политика; регулирование нормы обязательных резервов; операции на открытом рынке; прямое воздействие на кредит. Учетная политика центрального банка состоит в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые в свою очередь, получают от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Как правило учетная политика центрального банка направлена на лимитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого банка. Таким образом осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд. Учетная политика обычно сочетается с государственным регулированием процентных ставок по вкладам и кредитам. Хотя банки в основном самостоятельно определяют проценты по вкладам и ссудам, тем не менее они ориентируются на учетную ставку центрального банка - так называемое дисконтное окно. При этом необходимо отметить, что в каждой стране существует своя специфика учетной политики, определяемая традициями, развитием кредитной системы, ролью государства и центрального банка в экономике. Следующей формой регулирования центрального банка является определение нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Смысл этой формы регулирования заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентном счете в центральном банке. Норма резерва может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от конъюнктуры на рынке капиталов. Ее увеличение ведет к ограничению кредитной экспансии коммерческих банков и, наоборот, снижение - к расширению кредитных ресурсов. Нормы резервов существенно различаются по странам и колеблются в пределах от 5 до 20. Политика регулирования нормы резервов распространяется главным образом на все виды банков (а в ряде стран и на некоторые специальные кредитно-финансовые институты), которые определяют процентные ставки по кредитам. Большинство других кредитно-финансовых институтов в процентной политике следуют за коммерческими банками. С помощью нормы резервов центральный банк воздействует в целом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг (курс акций и облигаций). Еще одной формой регулирования центральным банком кредитной системы являются операции на открытом рынке с государственными облигациями путем их купли-продажи кредитно-финансовыми институтами. Продавая государственные облигации, центральный банк тем самым уменьшает денежные ресурсы банков и других кредитно-финансовых институтов и таким образом способствует повышению процентной ставки на рынке ссудных капиталов. Это заставляет кредитные институты согласно законодательству обязаны покупать определенную часть государственных облигаций, финансируя таким образом дефицит бюджета и государственный долг. Формой регулирования является также прямое государственное воздействие центрального банка на кредитную систему путем прямых предписаний органов контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. В ряде случаев центральный банк осуществляет контроль за крупными кредитами, лимитирование банковских кредитов, выборочную проверку кредитных учреждений. Однако методы прямого воздействия в основном распространяются на коммерческие и сберегательные банки и в меньшей степени - на другие кредитно-финансовые институты. Один их методов регулирования - налоговая политика. Она заключается в изменении налоговых ставок на прибыль, получаемую различными кредитно-финансовыми институтами. Как правило, последние облагаются налогом на прибыль, как и все прочие юридические лица, действующие в определенных экономических условиях. В то же время взимание налогов существенно различается по странам и кредитным институтам в соответствии с их функциональной спецификой. Увеличение налогов может способствовать уменьшению кредитно-ссудных операций и повышению процентных ставок. Наоборот, сокращение налогов на доходы этих учреждений ведет к расширению таких операций и может содействовать снижению процентных ставок. Поэтому налоговое воздействие представляет собой достаточно эффективное государственное регулирование деятельности кредитной системы. В ряде стран в отличие от промышленных и торговых компаний кредитно-финансовые учреждения имеют определенные налоговые льготы. Они обычно распространяются на специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения (страховые, инвестиционные, финансовые компании, благотворительные фонды). Другим регулирующим методом кредитной системы является участие государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Это выражается в трех основных направления: приобретение части кредитных институтов государством путем национализации; организация новых учреждений как дополнение к частным; долевое участие государства путем приобретения акций кредитно-финансовых учреждений и, таким образом, создание смешанных институтов. Посредством данного метода государство оказывает достаточно эффективное воздействие на функционирование всей кредитной системы.
Метод регулирования путем создания государственной собственности довольно широко распространен в странах континентальной Европы и в развивающихся странах. Так, во Франции, Германии, Италии, Португалии, Турции, скандинавский странах сохраняется довольно крупный государственный сектор в кредитной системе, несмотря на расширение процесса приватизации в последнее время. Во Франции путем национализации ряда банков и страховых компаний в начале 80-х годов был существенно расширен кредитный сектор государства. Необходимо отметить, что в большинстве промышленно развитых стран государственная собственность в кредитной системе распространяется и на банковский сектор.
Это позволяет государству быстрее и эффективнее решать проблему государственного долга путем продажи правительственных ценных бумаг своим кредитным институтам и за счет последних финансировать крупные инвестиционные проекты национальных масштабов. Кроме того, при наличии государственных и полугосударственных кредитных учреждений осуществляется воздействие на спрос и предложение ссудного капитала, динамику его рынка, процентные ставки. Большое влияние на регулирование кредитной системы оказывают законодательные меры, осуществляемые центральным правительством, местными органами, а также законодательной властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов. При этом основную регулирующую функцию выполняют центральная исполнительная и законодательная власти, которые создают главные законы, определяющие деятельность кредитно-финансовых институтов. В рамках исполнительной власти основными регулирующими органами являются центральный банк и министерство финансов. В ряде стран создаются дополнительные регулирующие органы центрального правительства. Обычно они действуют в странах со сравнительно высоким уровнем огосударствления кредитной системы. Так, во Франции, кроме центрального банка и министерства финансов, в регулировании кредитной системы участвуют Национальный совет по кредиту, Комиссия контроля над банком, Комиссия биржевых операций.
Наряду с исполнительными органами активное участие в регулировании принимают законодательные органы (парламенты). В их структуре действуют правительственную политику, так и деятельность кредитной системы. ни могут быть дополнены другими органами парламента. Так, в Конгрессе США длительное время эффективно работает Комиссия по ценным бумагам, регулирующая инвестиционную деятельность кредитно-финансовых институтов. Особое место в государственном регулировании занимают страховые компании (особенно компании страховании жизни) как поставщики долгосрочных кредитов на рынке ссудных капиталов.
Основным объектом их регулирования являются
страховые тарифы (ставки страховых премий).
При этом главным органом регулирования
как правило выступает министерство финансов.
Особенность регулирования кредитной
системы с помощью страховых тарифов заключается
в том, что страховые компании стремятся
повысить ставки, особенно в области имущественного
страхования, так как оно является убыточным.
Поэтому уровень пределов страховых тарифов
по имущественному страхованию регулируется
довольно жестко как со стороны министерства
финансов, так и местных органов власти.
Заключение.
В данной
работе я рассмотрела сущность и
проблемы, которые присущи кредиту
в современных условиях, и изменения
его функциональной динамики. В заключительной
части мне бы хотелось коснуться тенденций
развития кредита в современных условиях,
роли кредита в условиях роста финансовых
рынков. Как известно, в 80-х годах в кредитной
системе развитых стран произошли изменения,
к числу которых можно отнести быстрое
развитие финансовых рынков, на которых
мобилизация денежных средств происходит
посредством выпуска ценных бумаг. Усиление
использования ценных бумаг как способа
аккумулирования денежных средств получило
название "секьюритизации". В рамках
секьюритизации происходит превращение
части банковских требований в ценные
бумаги. Получая государственную гарантию,эти
облигации приобретают высокую надежность
и легко становятся объектом покупки инвесторами,
что улучшает в целом условия финансирования
экономики. Нужно сказать, что сейчас особое
место занимает коммерческий кредит, лизинг,
облигационные займы, при которых кредитодателями
выступает не одно, а несколько лиц. Приоритетным
методом финансирования экономики стал
выпуск ценных бумаг. Крупные банки практикуют
выдачу персональных кредитов, которые
отличаются тем, что они не привязаны к
торговой сделке да и сама система кредитования
населения является весьма гибкой. Важной
особенностью современного периода является
растущая интернационализация кредитных
систем развитых стран. Опасность полномасштабного
коллапса финансового сектора России
сегодня уже проигнорирована. К сожалению,
сейчас, когда нет основы финансовой стабилизации,
для выхода из депрессии правительство
не может себе позволить воспользоваться
теми стандартными макроэкономическими
рычагами, результаты которых сводятся
главным образом к увеличению предложения
денег. Еще в меньшей степени способны
помочь настойчивые призывы к банкирам
уделить наконец внимание нуждам отечественной
экономики. Поэтому надежды на возрождение
кредитного рынка связываются нами прежде
всего с мерами, призванными снизить “фоновый”
риск на микроуровне - законодательными
и институциональными изменениями среды
функционирования как реального, так и
финансового секторов экономики. Среди
этих мер - принятие новых законов о банкротстве
производственных предприятий и финансовых
учреждений, страховании депозитов, ответственности
руководителей кредитных учреждений;
предоставление надежных государственных
гарантий инвесторам (как иностранным,
так и отечественным), финансирующим наиболее
значимые с народнохозяйственной точки
зрения проекты. В нашей стране необходимо
активно развивать новые формы кредитования,
такие, как акции и облигации. Наряду с
развитием банковских форм кредита необходимо
уделять особое внимание внебанковским
формам. Все это поможет преодолеть тот
кризис, в котором находится российская
экономика. Перед банками в наступающем
21в. возникают проблемы, являющиеся следствием
той среды, в которой банки функционируют.
Эти явления происходят в глобальном,
европейском и общенациональном масштабах.
Необходимо отметить основные направления
преобразования банков: 1. Глобализация
финансовых рынков, предопределяющая
переход от раздробленного рынка финансовых
услуг однородному. 2. Либерализация и
дерегуляция национальных финансовых
рынков, способствующая появлению на рынке
новых конкурентов. 3. Развитие технологий
позволит перейти к мировым интегрированным
процессам что дает возможность сформировать
единую сеть связанных между собой фирм.
4. Расширение и развитие Европейского
сообщества вместе с интеграцией валюты
будут стимулировать создание общего
европейского рынка. 5. Банки будут приспосабливать
предложение своих услуг к конкретным
потребностям отдельных сегментов рынка
с учетом тенденций их развития. 6. Тенденция
к объединению мелких Российских банков
будет продолжатся и в будущем.
Список используемой литературы
1. А. Ивантер, Ю. Белецкий. Предопределение шока//Эксперт, 1999, №9
2. Банки и банковские операции/Учебник для вузов. Жуков Е.Ф., Максимова Л.М. и др., под ред. профессора Е.Ф Жукова. М.; Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998г.
3. Банковский портфель - 3: Книга менеджера по кредитам. Книга менеджера по расчетам. Книга менеджера по фондовым и трастовым операциям. Книга банковского бухгалтера и аудитора. - Москва, 1995.
4. Барр Р. Политическая экономия: в 2-х т. Т.2. - Москва,1995.
5. Буздалин А.В. Банковский кризис основы для оптимизма// Банковское дело, 1999,9
6. Ведомости.// Коммерсант-Daily.- 1997 - №68 - стр. 11.
7. Деньги по-российски // Известия - 1997 г. - № 18 - стр. 4.- ст.:Юлия Латынина
8. Дробозина Л. А., Окунева Л. П., Андрисова Л. Д. и др. Финансы. Денежное обращение. Кредит. - Москва: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
9. Колесников В.И. Банковское дело М.; Финансы и статистика. 1998г.
10. Куликов А. А., Голосов В. В., Пеньков Е. Е.. Кредиты. Инвестиции. - Москва,1995.
11. Курс
экономической теории. Под ред.
Чепурина М. Н., Киселевой Е,
А., - Киров,1996.