Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 14:25, курсовая работа
Учитывая вышеизложенное, в данной работе представляется интересным рассмотреть следующие вопросы:
природа и причина инфляции;
формы и виды инфляции;
социально-экономические последствия инфляции и меры, принимаемые против инфляции.
Введение……………………………………………………………………...3 стр.
1. Природа и причина инфляции………………………………………..5 стр.
2. Формы и виды инфляции……………………………………………11 стр.
3. Социально-экономические последствия инфляции и меры, принимаемые против инфляции…………………………………….17 стр.
Заключение………………………………………………………………….27 стр.
Задачи………………………………………………………………………..29 стр.
Список использованных источников……………………………………...33 стр.
закреплении стагнации, снижении экономической активности, росте безработицы, которая приводит к падению уровня жизни;
сокращении инвестиций в народное хозяйство и повышении их рисковости;
обесценении амортизационных фондов, что затрудняет воспроизводственный процесс;
возрастании спекулятивной игры на ценах, валюте, процентах;
активном развитии теневой экономики, ее «уходе» от налогообложения;
снижении покупательной способности национальной валюты и искажении ее реального курса по отношению к другим валютам;
социальном расслоении общества и в итоге обострении социальных противоречий.
Считается, что состояние финансов и денежного обращения в стране более или менее нормальное, если выполняются два условия.
1. Доходы владельцев ресурсов увеличиваются с небольшим отставанием от темпа роста цен (при постоянном объеме производства, а также отсутствии сдвигов в производительности труда и структуре капитала).
2. Скорость обращения денег приблизительно постоянна.
Нарушение хотя бы одного из этих условий может оказаться достаточным для перехода в гиперинфляционный режим.
До сих пор нет единого мнения в понимании гиперинфляции и разделении ее с понятиями «ползучая инфляция» и «галопирующая инфляция». Одни экономисты считают, что ползучая инфляция переходит в галопирующую, если среднегодовой прирост цен превышает 3 %, другие - более 5 %, третьи - 10 %. Поэтому не существует универсальной нормы «приемлемого» уровня инфляции. Каждое правительство стремится реализовать свою норму ценовой стабильности. В государствах с высоким экономическим потенциалом нормы инфляции существенно (иногда на один порядок и два порядка) меньше, чем в развивающихся и странах с переходной экономикой. Так, по всей зоне евро в 2001 г. в среднем уровень инфляции не превышал 2 %. Согласно Ф. Кейгену, который ввел понятие гиперинфляции, характерным для нее является рост цен более чем на 50 % в месяц. Однако не ясно, почему была выбрана именно эта цифра, а не другая - 60 или 70 %.
Более обоснованной является точка зрения, согласно которой гиперинфляция возникает, если в течение некоторого (обычно непродолжительного) периода экспонента, отражающая изменение уровня цен, приобретает более крутую форму, т. е. сам темп инфляции J как бы «ускоряется» со временем. На рис. 2 такая область расположена выше экспоненты.
Гиперинфляция может возникать по разным причинам. Наиболее распространенными из них являются следующие:
- потребители не верят в стабильность экономической ситуации, в частности в стабильность цен. Это вызывает у них стремление увеличить покупки в настоящий период, а не откладывать средства на будущее. В результате растет скорость обращения денег и возникает гиперинфляция. Само неверие в стабильность экономики может возникать по разным причинам, например из-за того, что правительство не выполняет своих обещаний перед населением и предпринимателями или естественные монополии постоянно повышают цены;
- объективным и наиболее существенным фактором раскручивания инфляции чаще всего выступает значительный дефицит бюджета, нарастание государственного долга. Вследствие «выброса» в экономику новых крупных партий денег процесс ускорения роста цен может стать самоподдерживающимся. Из-за разрыва во времени правительство будет оплачивать свои заказы организациям бизнеса по новым, более высоким ценам. Доходы же государства складываются в основном из налоговых поступлений, сформированных на базе цен предыдущего периода. В результате может образоваться огромный дефицит, который правительство будет пытаться уменьшить путем новых эмиссий денег.
Рисунок 2 – Экспоненциальное изменение темпов инфляции
В реальности два указанных процесса тесно взаимосвязаны и могут действовать параллельно. Индексация доходов населения тоже может вызвать гиперинфляцию, так как она усиливает тенденцию «бегства от денег».
Последствия инфляции могут быть разнообразными. В основном они носят негативный характер, особенно при ее высоких уровнях. С позиции людей (бюджетников, пенсионеров), имеющих фиксированные или медленно растущие номинальные доходы, инфляция – крайне нежелательное явление. Индексация доходов таких категорий населения, сглаживая негативные последствия, как отмечалось, может привести к гиперинфляции и тем самым к еще большему отставанию увеличения заработной платы и социальных выплат от роста цен. В меньшей степени инфляция сказывается на лицах, ведущих частный бизнес. Они могут быть даже заинтересованы в ней, если их продукция и услуги пользуются постоянно высоким спросом.
Инфляция однозначно ведет к снижению реальной стоимости сбережений: срочных счетов в банках, страховых полисов, ежегодной ренты и т. п. При высоком уровне инфляции реальная ставка дохода по таким сбережениям может стать отрицательной. Инфляция перераспределяет доходы и расходы между кредиторами и их заемщиками в пользу последних, так как идет возврат обесцененных займов и выплата обесценивающихся процентов. Но это верно только в отношении займов в национальной валюте. Если они предоставлены в иностранной валюте, то возникает обратная ситуация, поскольку заемщику придется в будущем менять на эту валюту все большие суммы обесценивающихся национальных денег (высокий уровень инфляции, как правило, ведет к снижению курса национальной валюты).
Увеличение уровня инфляции приводит к росту номинального уровня ВНП (ценовой составляющей), а следовательно, доходов в номинальном выражении. Хотя в реальном выражении они могут уменьшаться, например, правительство увеличивает налоговые сборы, что ведет к облегчению бремени государственного долга в коротком периоде. Небольшой рост цен в определенной степени стимулирует деловую активность, так как предприниматели могут наращивать массу прибыли. При этом важно, чтобы такой рост способствовал увеличению качества и количества производимой продукции, инвестициям. Если рост цен значительный, то последствия для предпринимателей могут стать негативными. Во-первых, существенно увеличатся издержки производства. Попытка переложить этот рост на потребителей путем соответствующего повышения цен на собственную продукцию может привести к ограничению спроса. При этом имеет также значение эластичность последнего по ценам: при ее высоком уровне спрос может резко упасть. Во-вторых, при значительном росте цен на сырье, материалы и другие ресурсы, имеющиеся в распоряжении предпринимателей, средства могут оказаться недостаточными для расширения производства. Попытка же покрыть их дефицит за счет займов у банков в силу их подорожания в перспективе может привести к кризису ликвидности и даже банкротству.
Таким образом, последствия инфляции носят противоречивый характер и научиться управлять ее уровнем - это большое искусство.
Цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Попытки справиться с инфляцией путем рестрикционной денежной политики в российских условиях имеют значительно более тяжелые последствия, чем сама инфляция, так как являются тормозом экономического роста, решения социальных задач.
Поскольку цивилизованные рыночные отношения в России только формируются, еще не создана хорошо работающая законодательная база, не закончен процесс разгосударствления и приватизации собственности, в стране по-прежнему будут осуществляться экономические реформы. В связи с этим стоит задача более четкого определения финансовой стратегии государства, направленной на создание предпосылок финансовой стабилизации и экономического роста.
Основным фактором в борьбе с инфляцией являются улучшение общей экономической ситуации в стране, повышение инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры. В связи с этим особое значение для экономики приобретает поддержка приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулирование диверсификации экспорта продукции, разумная протекционистская политика и политика валютного курса, что будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественных товаров.
Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка экономики и ее приспособление к потребностям рынка благодаря демонополизации и регулированию деятельности существующих монополий, стимулированию конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т.д.
В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией будет возможность восстановления государственных структур управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при проведении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен. Вместе с тем сохраняется необходимость государственного регулирования цен на энергоносители, продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги, услуги ЖКХ а также в процессе ликвидации ножниц цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
При переходе к рынку становится необходимой цивилизованная приватизация с учетом реальных экономических, технологических и экологических потребностей общества на базе реальной оценки приватизируемого имущества, обеспечивающей соответствующие поступления средств в государственный бюджет. Для достижения необходимого эффекта важно обеспечить разумное соотношение между всеми формами собственности.
В результате этих преобразований может быть осуществлен комплекс мер макроэкономической политики по формированию и развитию единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, фондового рынка, рынка недвижимости, земли, труда и т.д. Большую роль в этом играет восстановление экономического союза стран СНГ с учетом взаимных интересов и интересов России.
Блокировка финансовых факторов инфляции связана с решением проблемы собираемости налогов.
Особое внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию налоговой системы:
сокращению количества взимаемых налогов;
пересмотру налоговых платежей, включаемых в издержки производства, которые стимулируют рост цен — отчислений в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, платы за землю, налога па имущество и т.д.:
изменению методики налогообложения;
ликвидации государственной задолженности перед отраслями и сферами народного хозяйства;
регулированию перераспределительных отношений между бюджетами Федерации и бюджетами регионов.
Важным направлением в антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма формирования валютного курса.
Основой внешнеэкономической деятельности продолжают оставаться развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановить «бегство» капитала за рубеж и обеспечить своевременность и полноту уплаты налогов по этим операциям. Экономика страны нуждается в программе возвращения российских капиталов, а также в привлечении иностранных капиталов для инвестиций. Этому может также способствовать восстановление доверия к банкам и правительству.
Предстоит нейтрализовать внешние факторы инфляции за счет использования налоговых пошлин и развития импортозаменяющих производств. Кроме этого, России предстоит преодолеть зависимость экономики бюджета, валютного курса, ценообразования от внешних факторов, конъюнктуры мировых рынков.
Большое значение для сдерживания инфляции может иметь перестройка экспорта и импорта. Речь идет о переходе с сырьевой ориентации экспорта на технологические виды продукции, а также отказ от бросовых цен, по которым реализуется отечественное сырье и теряется экспортная выручка на десятки миллиардов долларов в год.
Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики играет Центральный банк Российской Федерации, который осуществлял денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное и стабильное развитие экономики, а также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы приводят к ослаблению инфляционного давления, сокращение же объема наличных денег позволяет уменьшить темпы инфляции. Улучшение структуры денежной массы предполагает и более активное воздействие Банка России на денежный оборот, увеличение уровня монетизации. Россия должна перейти к полноценной системе среднесрочного таргетирования инфляции на 3— 5 лет с учетом мирового опыта.
Необходимо прямое управление кредитной эмиссией, направленной на восстановление хозяйственных связей и банковской системы, сохранение прироста производства на 7—8% в год. Для сдерживания инфляции нужна поддержка инвестиционной активности коммерческих банков (хотя бы в рамках льгот по созданию обязательных резервов Банка России), как это принято в мировой практике. Кредитование инвестиционной деятельности должно стать важнейшей стратегической задачей банков.
Важную роль в борьбе с инфляцией играет снятие инфляционных ожиданий как у хозяйствующих структур, так и у населения, что в значительной мере может быть обусловлено экономической и политической стабильностью в стране, более взвешенными выступлениями в средствах массовой информации.
Успешное осуществление антиинфляционной политики возможно только на основе разработки нормативных актов, регулирующих все сферы рыночных отношений и безусловного выполнения существующего законодательства.
В странах с развитой рыночной экономикой при регулировании инфляции монетаристские методы в чистом виде используются крайне редко; они, как правило, сочетаются с элементами других теорий: кейнсианской, концепцией «экономики предложений», «структурной инфляцией» посредством макроэкономического регулирования и структурной перестройки экономики, стимулирования производства товаров.
Инфляция в России в 2011 году превысит прогнозы. В этом, кажется, уверены уже не только аналитики, но и сами чиновники. Они продолжают говорить о 7-8%, но итоги первого квартала неутешительны: цены выросли больше, чем в прошлом году, на 3,8%. А год назад это показатель составлял всего 3,6%. И это при том, что по итогам 2010 года инфляция составила 8,8%?, то есть явно выше того, что прогнозируют власти на этот год.
В мире правительства с переменным успехом борются с инфляцией. Однако на Западе рост цен – все же управляемый процесс. Например, повышение ставки рефинансирования центральным банком обычно приводит к снижению темпов инфляции. В России, по опыту, такой механизм уже давно не работает. Корреляция между основной ставкой отечественной экономики и ростом цен уже давно не соответствует мировому опыту. К тому же, уже давно говорят о том, что ЦБ зависит от решения правительства, и потому не может эффективно влиять на экономику. Впрочем, главный финансовый регулятор все же недавно впервые за полтора года повысил ставку рефинансирования на четверть процентного пункта – до 7,5% годовых. Ждем результатов.
В рамках российской экономики для борьбы с инфляцией можно сделать несколько вещей. Во-первых, сократить бюджетные расходы в социальной сфере, говорят аналитики. Однако власти на это не пойдут – это чревато социальным взрывом, да и выборы 2012 года на носу – ни один политик не пойдет перед гонкой на столь непопулярные меры.