Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 18:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является углубление знаний в области денежного обращения, необходимости, сущности и функций денег, развитие способности к научно-исследовательской работе в ходе изучения литературных источников и нормативно-инструктивных материалов.
Основной темой настоящей работы являются товарно-денежные отношения, которые включают рассмотрение вопросов «Сущность и функции денег».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Сущность и необходимость денег………………………...5
ГЛАВА II. Функции денег……………………………………………..8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………….….24
Цена является важнейшим критерием принятия потребительских решений и традиционным элементом конкурентной среды.
Исходя из экономической политики государства, можно сформулировать основные цели государственного регулирования цен: контроль уровня инфляции, ограничение деятельности предприятий- монополистов, содействие формированию конкурентной среды, создание социально-ориентированной системы ценового регулирования применительно к товарам и услугам первой необходимости.
Меры воздействия государства в вопросы ценообразования могут быть различными. Традиционно выделяют две формы государственного вмешательства: прямое и косвенное.
Прямое (или административное) вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установление определенных правил, порядка ценообразования.
Государственное регулирование цен осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям народного хозяйства.
К методам прямого регулирования цен относят: общее замораживание цен, установление фиксированных цен и тарифов, установление предельного уровня цен, регламентация уровня рентабельности. Установление нормативов для определения цен, декларирование цен, установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.
Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и на потребляемую продукцию.
К косвенным методам относят: налогообложение, регулирование денежного обращения; регулирование уровня минимальной заработной платы; кредитную политику, регулирование государственных расходов; установление норм амортизации.
Косвенное регулирование цен осуществляется путем применения льготного кредитования. Льготного налогообложения, субсидирования и дотирования из бюджета. Заключения органом власти с юридическим или физическим лицом договора о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги. К формам косвенного регулирования также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами.
Оптимальным является сочетание государством прямых и косвенных методов регулирования цен. Как правило. Государство прямо регулирует те виды продукции и услуг. Которые образуют каркас системы цен. Это цены на энергоносители, услуги, которые оказывают существенное влияние на всю экономику страны. Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги. Государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен.
В настоящее время разграничена компетенция в регулировании цен между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.
На федеральном уровне осуществляется регулирование цен и тарифов: в электроэнергетике; в газораспределительной сети; на железнодорожном транспорте; на основные услуги связи, учитывая единственную монополию этих отраслей; на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством.
Функция регулирования цен - важнейшая функция государства в рыночной экономике. Прежде всего – это антимонопольное регулирование цен. За 15 лет рыночных реформ в российской экономике ни разу не было замечено снижение цен. Это следствие банального отсутствия свободной конкуренции на российском рынке. Даже на рынках с огромным количеством участников, фирмы согласованно повышают цены для получения монопольной сверхприбыли за счет потребителей. В результате - снижение и уровня жизни населения, и эффективности экономики. Действительно. Вместо внедрения новых технологий и снижения издержек,
основным способом повышения прибыли становится просто завышение цен.
В законе «О защите конкуренции» Федеральная антимонопольная служба наделяется правом отменять необоснованные тарифы. Понятийный аппарат в законе существенно обновлен. Так, доминирующей на рынке признается компания, доля товара которой на рынке превышает 50%, за исключением случаев, когда хозяйствующий субъект докажет обратное. Доминирующим считается положение каждой из трех компаний, если их доли на рынке превышают 50% (кроме случая, когда доля хотя бы одной из них менее 5%) Каждой из пяти компаний, захвативших более 70 % рынка.
Доминирующим признается положение субъекта естественной монополии. Однако вопреки мировой практики Федеральная антимонопольная служба решила отказаться от уголовных наказаний, введя взамен довольно жесткие оборотные штрафы: до 2% от оборота – за доминирование; от 1 до 4% -за согласованные действия.[8.стр163]
2.Функция денег как средство обращения. Деньги являются посредником обмена, где стоимость проходит два превращения: покупку и продажу. Особенностями функции, является то, что ее выполняют реальные деньги. Движение товара является исходным, а движение денег - производным; деньги выступают как мимолетный посредник и поэтому данную функцию могут выполнять неполноценные деньги (знаки стоимости).
Эта функция позволяет преодолеть индивидуальные, временные, пространственные границы непосредственного обмена товара на товар. В то же время разрыв акта купли-продажи закладывает первую возможность экономических кризисов. Деньги обслуживают различные формы капитала и их обращение можно представить как деньги-товар-деньги в отличие от обращения при простом товарном производстве товар-деньги-товар.
Процесс товарного обращения порождает потребность в деньгах как средстве обращения. Деньги выступают посредниками обмена товаров (товар-деньги-товар). Внутренне единый акт товарного обмена (товар-деньги) и купля (деньги - товар).
Эти акты разделены во времени и пространстве, что обуславливает возможность самостоятельного движения денег и товаров. Здесь заложена возможность разрыва купли и продажи. Собственник товара, продав его, не обязан сразу же покупать другой товар. Получив за свой товар деньги, он может их придержать у себя, купить товар в другом месте. Но если товаропроизводитель не купит товар, значит, собственник последнего не сможет его реализовать.
Обособление двух дополняющих друг друга актов товарного обращения заключают в себе формальную возможность экономических кризисов, ведет к дальнейшему углублению противоречий товарного производства.
Деньги, выполняя функции средства обращения, выражают цену товаров. При этом деньги переносят товар из рук продавца в руки покупателя, а сами в то же время удаляются из рук покупателя в руки продавца с тем, чтобы повторить этот процесс с другими товарами.
Эмиссия денег - выпуск в обращение денежных знаков во всех формах. Эмиссионная система - составная часть денежной системы, законодательно установленный порядок выпуска в обращение денежных знаков. Основа эмиссии – эмиссионное право, которое имеет двоякое значение: а) это совокупность правовых норм, определяющих порядок эмиссии; б) это предельный размер выпуска денежных знаков, установленный на определенный период.
Основа каждого конкретного случая эмиссии - эмиссионное разрешение. Это документ, дающий право подкреплять оборотную кассу расчетно-кассовых центров Центрального банка.
Это подкрепление осуществляется из резервных фондов денежных билетов и монет, которые являются запасами не выпущенных в обращение билетов и монет в хранилищах Центрального банка. Эти фонды создаются по распоряжению Центрального банка. Который определяет их величину из размера оборотной кассы, условий хранения. Объема налично-денежного оборота.
В отдельных Центральных банках создаются региональные резервные фонды денежных билетов и монет. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, так как эта сумма включается в общую массу денег в обращении. При превышении лимита излишек передается обратно в резервный фонд.
В коммерческих банках создаются не оборотные, а операционные кассы. Их обслуживают расчетно - кассовые центры по договору с банком, по операционной кассе также устанавливается лимит остатка по согласованию с Центральным банком.
Правовая основа выпуска наличных денег в обращение – ФЗ от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке РФ (банке России)».
В соответствии со статьей 29 закона «эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляется исключительно Банком России».
Статья 34 закона определяет функции Центрального банка РФ при организации наличного обращения: прогнозирование и организация производства, перевозка. Хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки, инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных, их уничтожения; определение порядка ведения кассовых операций.
Эмиссия имеет и безналичную форму- это депозитная (кредитная) эмиссия, которая осуществляется через кредитование коммерческих банков под залог векселем, под залог государственных ценных бумаг, под залог прав требований по кредитным договорам с предприятиями. Это необходимо для восстановления ресурсов этих банков, регулирования их ликвидности. Налично-денежная и безналичная эмиссия взаимосвязаны и взаимообусловлены. Часть денег, эмитированных Центральным банком, перераспределяются в качестве кредитных ресурсов между коммерческими банками, используются на кредитные операции и для образования новых депозитов. То есть эмиссия вообще - это прирост денежной базы. Она представляет собой наличные деньги в обращении и деньги на счетах коммерческих банков в Банке России, обязательные резервы.
3.Функция денег как средства накопления и сбережения. Деньги временно
прекращают обращаться и оседают в руках товаропроизводителей. Деньги являются всеобщим эквивалентом, всеобщим воплощением общественного богатства, следовательно. Люди стремятся к их накоплению и сбережению. Но при их изъятии из обращения они должны обладать способностью сохранять стоимость на определенный период, то есть полноценными и обязательно одновременно реальными.
При обращении действительных денег сокровища выполняют роль стихийного регулятора денежного обращения - излишек денег уходил в сокровища, а при расширении потребностей экономического оборота деньги вновь поступали в обращение.
Накопление денег - необходимое условие непрерывного развития товарного производства. В этой функции отражается способность денег использовать стоимость того, что было продано сегодня для будущей покупки.
Неразменные кредитные деньги утратили роль стихийного регулятора денежного обращения, а сокровища рассматриваются как своеобразный страховой фондов условиях экономической и политической стабильности. Кредитные деньги выполняют функцию путем мобилизации временно свободных денежных средств и превращения их в ссудный капитал. Аккумуляция временно свободных средств- необходимое условие кругооборота капитала. А также основа ссудного капитала.
Основой накопленя является валовой внутренний продукт- стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны на ее тнрритории за год. Если прибавить чистые доходы от собственности за границей, то получится валовой национальный продукт.
При исключении из валового внутреннего продукта фонда возмещения потребленных средств производства получается национальный доход - вновь созданная стоимость, главный источник денежных фондов. Национальный доход включает необходимый и прибавочный продукт. Первый идет на восстановление рабочей силы (оплата труда), а второй - это чистый доход общества. За счет необходимого продукта формируется фонд потребления. А за счет прибавочного - фонд накопления. Причем часть прибавочного продукта также используется на текущее потребление.
Денежные накопления - часть чистого дохода общества, в основе которого лежит прибавочный продукт, в свою очередь представляющий разность между новой стоимостью, созданной трудом наемных работников и затратами на оплату этого труда.
То есть источники денежных накоплений - зарплата, пенсии, стипендии, пособия, выручка подсобных хозяйств, индивидуальных предпринимателей.
Основные формы денежных накоплений: прибыль; ценные бумаги; налоги; сборы; взносы во внебюджетные фонды.
Денежные накопления необходимы для будущих нужд, то есть это основа формирования денежного капитала. Оптимальная пропорция накопления- 20 % дохода.
Функция денег как средства накопления и сбережения является следствием их абсолютной ликвидности. Ликвидность это - относительная легкость превращения активов в наличные деньги; способность заемщика своевременно выполнять свои долговые обязательства, его платежеспособность; способность рынка поглощать ценные бумаги без существенного изменения цены на них; в широком смысле - эффективность, действенность.
Активы могут быть материальными (оборудование, строения, товарно-материальные запасы) и не материальными (долговые обязательства, патенты, лицензии). А также текущими и фиксированными, в зависимости от того, будут ли они превращаться в наличные деньги в течение года.
Ликвидные активы: сами деньги. Золото. Краткосрочные государственные ценные бумаги, средства на текущих счетах до востребования, акции. Облигации, продаваемые векселя, имущественные ценности, которые можно быстро продать, векселя с наступившим сроком оплаты.
Выполнение деньгами функции накопления и сбережения имеет ограничения. Если номинальная стоимость денег фиксирована, то реальная стоимость денег (их покупательная способность) может изменяться. Прежде всего, она зависит от цен на товары, услуги (обратная зависимость).