Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2011 в 22:57, реферат
Элементы денежных систем:
Денежная единица
Институты регулирующие денежное обращение (ЦБ) – эмиссия денег, ставка рефинансирования (7-7,5%), норма резервирования, учетная политика банка, операции на открытом рынке)
Виды денег и денежных знаков (кредит. денги, чеки…)
Масштаб цен
Билет 1.
1. Типы денежных систем. Теории денег.
Денежная система – это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная законодательством.
Элементы денежных систем:
Виды денеж. Систем:
1. Монометаллизм – денежная система, при которой один металл служит всеобщим эквивалентом и основой денежного обращения.
3 вида:
- золотомонетный стандарт –
-
золотослитковый – бумажные
- золотодевизный – в обращении бумажные деньги, они обменивались на иностранную валюту (девизы) той страны, в которой существовал золотомонетный стандарт.
Тип денежной системы зависит от того, в какой форме функционируют деньги: как товар – всеобщий эквивалент или как знаки стоимости. В связи с этим выделяют следующие типы денежных систем:
Типы:
♦ системы металлического обращения, при которых денежный товар непосредственно обращается и выполняет все функции денег, а кредитные деньги разменяны на металл;
♦ системы обращения кредитных и бумажных денег, при которых полноценные деньги вытеснены из обращения.
В
зависимости от металла, который
в данной стране был принят в качестве
всеобщего эквивалента, и базы денежного
обращения различаются
2. Биметаллизм – денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закрепляется за двумя благородными металлами (обычно за золотом и серебром), предусматриваются свободная чеканка монет из обоих металлов и их неограниченное обращение.
1. Система параллельной валюты – соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалось стихийно на рынке
2.
Система двойной валюты –
3. Система «хромающей» валюты – обращение золотых и серебряных монет осуществлялось не на равных основаниях, так как чеканка монет из серебра производилась в закрытом порядке и поэтому как бы «прихрамывала».
Исторически различают три основных теории денег.
Металлическая теория денег
Покупательную способность денежной единицы определяет металл, из которого сделана монета. Соответственно банкноты металлической теорией денег не признаются. Наиболее ценятся монеты из благородных металлов. Они имеют высокую стоимость благодаря своим природным свойствам, а не развития отношений обмена.
Номиналистическая теория денег
Покупательная способность денежной единицы определяется её номиналом, то есть суммой, указанной на монете или банкноте. То есть деньги являются сугубо условными номинальными знаками, стоимость которых не зависит от материального содержания.
Количественная теория денег
Наиболее
удачной была количественная теория
денег. Здесь утверждается, что покупательная
способность денежной единицы и уровень
цен определяются количеством денег в
обороте.
C — количество денег, S — сумма цен товаров, V — скорость обращения денег.
2. Межбюджетные отношения
Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Основные принципы межбюджетных отношений в России
Межбюджетные отношения в России основаны на следующих принципах:
-сбалансированность
интересов всех участников
-самостоятельность бюджетов всех уровней;
- законодательное разграничение расходных
полномочий и доходных источников между
бюджетами всехуровней;
- объективное перераспределение средств
между бюджетами для выравнивания уровня
бюджетной обеспеченности регионов и
муниципальных образований;
-единство бюджетной системы;
- равенство всех бюджетов РФ.
В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты. Используется единая методика расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.
Целями организации системы межбюджетных отношений могут быть:
- выравнивание бюджетной обеспеченности,
- стимулирование роста налогового потенциала,
- финансовое управление территориальным развитием,
- снижение рисков недофинансирования ключевых бюджетных услуг на местном уровне.
Бюджетное регулирование - это процесс распр. доходов и перераспр. средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов.Бюджетный кодекс РФ четко разграничил доходы и расходы по бюджетам различных уровней.
Доходы бюджетов можно разделить на две группы:
- собственные
доходы бюдж. - закрепленные на
пост. основе полностью или частично за
соответствующими бюджетами;
- регулирующие доход
– фед. и рег. налоги и платежи, по которым
устанавливаются нормативы отчислений
в процентах в бюджеты субъектов РФ или
местные бюджеты на очередной финансовый
год, а также на долговременной основе
(не менее чем на 3 года).
Одним из методов бюдж. Регулир. Явл. оказание прямой фин. помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему. Формы оказания прямой финансовой поддержки: субвенции, дотации, субсидии, кредиты, ссуды.
Субвенция - фиксированный объем гос. средств, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основе для целевого финансирования расходов бюджетов. Субвенция имеет две особенности. 1)она используется в течение оговоренного срока, при просрочке субвенция подлежит возврату предоставившему ее органу. 2) ее используют для выполнения конкретных целей.
Дотация выдается единовременно и без целевого назначения в случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для покрытия текущих расходов.
Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе.
Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.