Управление дебиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 10:11, реферат

Описание

На деле оказывается не все так просто: продолжать отгрузки клиенту или ждать, пока он погасит старый долг; какой лимит дебиторской задолженности установить на каждого клиента, учитывая специфику его работы; менеджер «просит» за клиента, аргументы его красивы и убедительны, но есть чувство тревоги, что наступишь на те же грабли; клиентов сотни - как удержать в голове историю работы с каждым; надо принимать решение, цена решения - заработанная прибыль или потерянные деньги.

Работа состоит из  1 файл

Управление дебиторской задолженностью.docx

— 26.47 Кб (Скачать документ)

Каждый из специалистов сталкивался  с проблемой управления дебиторской  задолженностью.

Казалось бы, что тут  сложного? Есть договор с покупателем, оплата должна поступить через "Х" дней, бухгалтерская программа выдает отчет кто и сколько должен, когда наступит день оплаты.

На деле оказывается не все так просто: продолжать отгрузки клиенту или ждать, пока он погасит  старый долг; какой лимит дебиторской  задолженности установить на каждого  клиента, учитывая специфику его  работы; менеджер «просит» за клиента, аргументы его красивы и убедительны, но есть чувство тревоги, что наступишь  на те же грабли; клиентов сотни - как  удержать в голове историю работы с каждым; надо принимать решение, цена решения - заработанная прибыль или потерянные деньги. Эти ситуации возникают ежедневно, отнимают время, энергию, ресурсы. Каждое управленческое решение - это выбор. Выбор из двух или нескольких вариантов.

Все фирмы стараются производить  продажу товара с немедленной  оплатой, но требования конкуренции  вынуждают соглашаться на отсрочку платежей, в результате чего появляется дебиторская задолженность.

Дебиторская задолженность - это денежные суммы, которые должны фирме покупатели.

Управление дебиторской  задолженностью можно разделить  на ряд направлений:

- начало работы с должниками  с момента заключения договора  об отсрочке платежа. На этом  этапе необходимо владеть информацией  относительно размеров задолженности,  о наименовании контрагента, об  обязательстве, из которого возникла  задолженность, предмете договора, срок его исполнения.

-  начало работы по  подготовки переговоров с должником.  На этом этапе, в случае неоплаты  задолженности в сроки, предусмотренные  договором, на следующий день  после наступления срока платежа  необходимо сообщить должнику  о необходимости оплатить долг, указать об истечение сроков  платежа, о сумме долга, о  последствиях, которые могут возникнуть  для него при несвоевременной  оплате в соответствии с заключенным  договором. При проведении переговоров  особое внимание уделяется психологическому  моменту. 

- начало работы по подготовки и направлению претензии. На данном этапе кредитор подготавливает письменное обращение к должнику с требованием об уплате долга по денежному обязательству, о возмещении убытков, уплате штрафа, устранении недостатков поставленной продукции, проданной вещи, выполненной работы в определенный в претензии срок.

- начало работы по подготовки  и направлению искового заявления  в суд. На этом этапе кредитор  осознав, что в добровольном  порядке со стороны должника  задолженность погашена, не будет,  переходит к взысканию задолженности  в судебном порядке. Иск является  процессуальным средством защиты  нарушенного или оспоренного  права, присущим исковой форме  судопроизводства.

- начало работы по взысканию задолженности в суде. На этом этапе кредитор осуществляет мероприятия по взысканию кредитором задолженности с дебитора в судебном порядке, то есть этот этап начинается с момента рассмотрения дела в суде и заканчивается взысканием задолженности в судебном порядке.

 

Применительно к российским условиям, ведущие специалисты в  области управления финансами предлагают следующие мероприятия по совершенствованию  системы управления дебиторской  задолженностью:

- исключение из числа  партнеров предприятий с высокой  степенью риска;

- периодический пересмотр  предельной суммы кредита;

- использование возможности  оплаты дебиторской задолженности  векселями, ценными бумагами;

- формирование принципов  расчетов предприятия с контрагентами  на предстоящий период;

- выявление финансовых  возможностей предоставления предприятием  товарного (коммерческого кредита);

- определение возможной  суммы оборотных активов, отвлекаемых  в дебиторскую задолженность  по товарному кредиту, а также  по выданным авансам;

- формирование условий  обеспечения взыскания задолженности;

- формирование системы  штрафных санкций за просрочку  исполнения обязательств контрагентами;

- использование современных  форм рефинансирования задолженности;

- диверсификация клиентов  с целью уменьшения риска неуплаты  монопольным заказчиком.

Определение возможной суммы  финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:

ИДЗ = ОРК * КСЦ * (ППК + ПР) /360

где ИДЗ - необходимая сумма  финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность;

ОРК - планируемый объем  реализации продукции в кредит;

КСЦ - коэффициент соотношения  себестоимости и цены продукции, выраженных десятичной дробью;

ППК - средний период предоставления кредита покупателям, в днях;

ПР - средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.

Управление дебиторской  задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление  денежных средств.

Ключевым моментом в управлении дебиторской задолженностью является определение сроков кредита (предоставляемого покупателям) которые оказывают  влияние на объемы продаж и получение  денег. Например, предоставление более  продолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Сроки кредита  имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской  задолженностью. Если сроки кредита  жесткие, у компании будет меньше инвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей. С другой стороны, если сроки кредита неконкретные, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода, но и рискует увеличить долю безнадежных долгов и большими затратами, связанными с тем, что малоэффективные покупатели затягивают оплату. Сроки дебиторской задолженности следуете либерализировать, когда вы хотите избавиться от избыточных товарно-материальных запасов или устаревшей продукции либо если вы работаете в отрасли промышленности, товары которой предназначены для сезонных продаж (например, купальные костюмы). Если ваш товар является скоропортящимся, вы должны использовать краткосрочную дебиторскую задолженность и по возможности практиковать оплату при поставке.

При оценке платежеспособности потенциального покупателя следует  учитывать честность покупателя, финансовую устойчивость и имущественное  обеспечение. Кредитную надежность покупателя можно оценить количественными  методами анализ регресса, который  рассматривает изменение зависимой: переменной, имеющей место при  изменении независимой (информативной) переменной. Этот метод особенно полезен, когда вам требуется оценить  большое количество некрупных покупателей. Следует тщательно оценивать  возможные потери по безнадежным  долгам, если ваша компания продает  товары многим покупателям и длительное время не меняет свою кредитную политику.

Имеется много способов максимизировать  доходность дебиторской задолженности  и свести к минимуму возможные  потери: составление счетов, перепродажу  права на взыскание долгов и оценку финансового положения клиентов.

Процесс оценки покупателя. Перед предоставлением кредита необходимо тщательно анализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативных фирм. Необходимо избегать высоко рискованной дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в финансово неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Также предприятию необходимо быть осторожным с клиентами, которые работают в бизнесе менее одного года (около 50 процентов коммерческих предприятий терпят крах в течение первых двух лет). Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с большим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следует модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основании изменений финансового положения покупателя. Для этого можно удержать продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов (стоимость имущественного залога должна равняться или превышать остаток на счете). Если необходимо, следует воспользоваться помощью агентства по сбору платежей для востребования денежных средств с неподчиняющихся покупателей.

Защита страхованием. Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.

 

Факторинг. Возможно перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.

Кредитная политика. При предоставлении коммерческого кредита следует оценить конкурентоспособность предприятия текущие экономические условия. В период спада кредитную политику следует ослабить, чтобы стимулировать бизнес. Например, компания может не выставлять повторно счет покупателям, которые получают скидку при оплате наличными, даже после того, как срок действия скидки истек. Но можно ужесточить кредитную политику в условиях дефицита товаров, поскольку в такие периоды компания, как продавец, имеет возможность диктовать условия.

В целом управление дебиторской  задолженностью включает:

1) анализ дебиторов; 

2) анализ реальной стоимости  существующей дебиторской задолженности; 

3) контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;

4) разработку политики  авансовых расчетов и предоставления  коммерческих кредитов;

5) оценку и реализацию  факторинга.

Анализ дебиторов предполагает прежде всего анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий факторинговых договоров. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только при предоплате или наоборот - о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т.п.

Анализ дебиторской задолженности  и оценка ее реальной стоимости заключается  в анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной  задолженности и формировании на эту сумму резерва но сомнительным долгам.

На уровень дебиторской  задолженности влияют следующие  основные факторы:

- оценка и классификация  покупателей в зависимости от  вида продукции, объема закупок,  платежеспособности клиентов, истории  кредитных отношений и предполагаемых  условий оплаты;

- контроль расчетов с  дебиторами, оценка реального состояния  дебиторской задолженности; 

- анализ и планирование  денежных потоков с учетом  коэффициентов инкассации.

Для определения инвестиции в дебиторскую задолженность  применяется расчет, который учитывает  годовые объемы продаж в кредит и  срок неоплаты дебиторской задолженности.

Делая обобщение можно  сделать вывод что в основе управления дебиторской задолженностью лежит два подхода:

1) сравнение дополнительной  прибыли, связанной с той или  иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими  при изменении политики реализации  продукции; 

2) сравнение и оптимизация  величины и сроков дебиторской  и кредиторской задолженностей. Данные сравнения проводятся  по уровню кредитоспособности, времени  отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.

Оценка реального состояния  дебиторской задолженности, т. е. оценка вероятности безнадежных долгов - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской  задолженности с различными сроками  возникновения. Финансовый менеджер может  при этом использовать накопленную  на предприятии статистику, а также  прибегнуть к услугам экспертов-консультантов.

Выборочный и сплошной методы анализа расчетов с дебиторами и кредиторами. В зависимости от размера дебиторской задолженности, количества расчетных документов и дебиторов анализ ее уровня можно проводить как сплошным, так и выборочным методом. Общая схема контроля и анализа, как правило, включает в себя несколько этапов.

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью