Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать состояние внешней торговли России.
Задачи курсовой работы:
раскрыть понятие внешней и международной торговли;
охарактеризовать современную внешнеторговую политику России;
проанализировать динамику и структуру внешней торговли России;
охарактеризовать место России в международной торговли
рассмотреть проблемы и перспективы развития внешней торговли России.
Введение 3
Основы международной торговли 6
Понятие внешней и международной торговли 6
Внешнеторговая деятельность России 9
Особенности торговли России на современном этапе 9
Место России в международной торговли 16
3. Проблемы и перспективы развития внешней торговли России 22
3.1. Проблемы развития внешней торговли России 22
3.2. Перспективы развития внешней торговли России 25
Заключение 27
Список литературы 28
В таких сферах, как утилизация ядерных отходов,отдельные области информационных технологий (математическое моделирование, нейроинформатика), лазерная техника для медицинских и иных целей, газотурбинные двигатели нового поколения, гражданское судо- и авиастроение и др. ,у России имеются хорошие перспективы укрепления позиций на мировом рынке. Что касается новейших научно-технических направлений (нано- и биотехнологии, водородная энергетика и др.), то здесь страна фактически выступаете одинаковых стартовых позиций с развитыми государствами. В этом случае важную роль играет фактор времени и концентрация усилий и ресурсов на данных направлениях.
Оценивая
возможности увеличения российского
высокотехнологичного экспорта, основанного
на прошлых технологических
Главной торгово-политической проблемой до недавнего времени для России было нахождение приемлемых условий присоединения к ВТО,которое открывало бы пути к равноправному участию нашей страны в международной торговле. Но 22 августа, вступил в силу Протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО). Таким образом, РФ стала 156-м членом ВТО. Напоминаю, переговоры о вступлении России в эту организацию длились 18 лет.
Закон о присоединении был принят Госдумой 10 июля и одобрен Советом Федерации 18 июля 2012 г. Президент РФ подписал федеральный закон «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года» 21 июля. 23 июля РФ уведомила ВТО о завершении внутренних ратификационных процедур в отношении протокола о присоединении.
С 23 августа начал действовать обновлённый Единый таможенный тариф (ЕТТ) с учётом обязательства РФ перед ВТО. По предварительным расчётам, при переходе на новую редакцию ЕТТ средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины снизится с 9,6% до 7,5-7,8%.
Камнем
преткновения в процессе присоединения
России к ВТО была поддержка российского
агропромышленного комплекса. В
результате, Россия взяла на себя обязательства
потратить на поддержку сельского
хозяйства в 2012-2013 г. не более 9 млрд
долл. В 2018 г. объём поддержки составит
только 4,4 млрд долл. Условием присоединения
также становится отмена Евросоюзом
квот для России на поставки металлургической
продукции с момента
Кроме того, в три раза будут увеличены квоты на экспорт из РФ сосны и ели в 2013 г. Также увеличивается экспортную пошлину на соевые бобы до 20%, но не менее 35 евро за тонну. Ставки вывозных пошлин на газ природный, газы нефтяные и углеводороды в газообразном состоянии не изменяются. По природному газу ставка остаётся на уровне 30%, остальным — 5% от таможенной стоимости.
Вывозные таможенные ставки на нефть и ряд нефтепродуктов по-прежнему будут устанавливаться Правительством РФ ежемесячно.
Среди преимуществ, которые даст России вступление в ВТО, Минэкономразвития отмечает 900 млрд долл. ежегодной выгоды от применения упрощённых таможенных процедур (данные Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
По оценке Всемирного банка (ВБ), вступление РФ в ВТО в течение трёх лет будет приносить стране около 3,3% ВВП в год, а через десять лет выгода может увеличиться до 11% ВВП.
Кроме того, присоединение к ВТО приведёт к сокращению торговых барьеров, что окажет влияние на снижение стоимости жизни за счёт удешевления как импортных, так и отечественных товаров, полагают в Минэкономразвития.
Прямые бюджетные потери от присоединения РФ к ВТО могут составить 188 млрд руб. в 2013 г. и 257 млрд руб. в 2014 г.
Сейчас существует множество различных точек зрения по поводу вступления России в ВТО, как положительных, так и отрицательных. Активные противники утверждают, что присоединение к этой организации отрицательно скажется на российской экономике, поскольку государство утратит часть рычагов регулирования экспорта и импорта. Сторонники же считают, что открытость и конкуренция, наоборот, подстегнут наших товаропроизводителей к производству конкурентоспособной продукции. Но факт остается фактом, это необратимый процесс, результаты которого мы сможем увидеть только по истечению определенного периода времени. Я придерживаюсь позиции сторонника, так как членство в ВТО позволяет создать более благоприятные условия для доступа отечественных товаров и услуг на мировой рынок.
Таким образом,
происходящие во внешнеэкономическом
комплексе России преобразования коренным
образом меняют и облик российской
экономики. Значение этих перемен важно
с точки зрения их воздействия
на взаимоотношения Российской Федерации
с Европейским союзом, США, странами
Центральной и Восточной
Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа.Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами.
3. Проблемы, перспективы и тенденции развития внешней торговли России
3.1. Проблемы развития внешней торговли России
Внешняя торговля дает огромные возможности для становления и
развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания
благосостояния народа. Однако нынешняя модель взаимодействия России с
мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни
долговременным экономическим интересам.Так, можно выделить некоторые проблемы внешней торговли Российской Федерации.
Во-первых, присутствуют существенные ограничения в торговой политике зарубежных стран, препятствующие доступу российской продукции. Антидемпинговые пошлины в отношении российских товаров применяют: Австралия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Киргизия, республика Корея, Мексика, Молдова, США, Таиланд, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Филиппины, а также страны-члены ЕС как единая таможенная территория. Максимальное количество ограничительных мер действует в ЕС, на Украине, в США и Белоруссии. Более половины от всех действующих антидемпинговых мер введены в отношении импорта российских черных металлов и изделий из них. Второе место занимают минеральные удобрения. Но Департаментом торговых переговоров
Минэкономразвития России осуществляются действия, направленные на их выявление и устранение, а именно:
торговых барьеров на пути конкурентоспособного российского экспорта.
Так, например, Минэкономразвития России готовит предложения по
субсидированию части затрат экспортеров, связанных с оплатой услуг по выполнению требований законодательства страны-импортера, являющихся
необходимыми для экспорта товаров.
двустороннем и многостороннем уровнях. Российская Федерация заключила
двусторонние соглашения о свободной торговле с Азербайджаном,
Арменией, Грузией, Казахстаном, Молдовой, Туркменистаном, Украиной,
Кыргызстаном, с Беларусью
подписан договор о союзном государстве,
Таджикистаном подписано соглашение о торгово-экономическом
сотрудничестве, с Узбекистаном подписано соглашение о торговых
отношениях.
осуществляется в виде экспортного кредитования; страхования торговли и
инвестиций от экономических и политических рисков; участия в уставном
капитале фирм, созданных за рубежом; содействия выставочно-ярмарочной
деятельности национальных фирм за рубежом.
объединений с участием Российской Федерации, в частности Союзного
Государства, Таможенного союза, ЕврАзЭС и СНГ.
Во-вторых, продукция национальных производителей таких отраслей,
как сельское хозяйство, автомобилестроение является недостаточно
конкурентоспособной по сравнению
с аналогичной продукцией зарубежного
производства. Более половины всей
сельскохозяйственной продукции выращивается
сельскими жителями в личных подсобных
хозяйствах, и они получают недостаточную
поддержку со стороны государства,
и практически отсутствует
инфраструктуры. А ведь это особенно актуально в условиях вступления
России в ВТО. Государству необходимо разработать наиболее действенные
меры, направленные на повышение
конкурентоспособности
товаров, это могут быть субсидии на приобретение нового технологического
оборудования, также стимулирование работы научно-исследовательских
центров, занимающихся разработкой новых технологий, программ.
В-третьих, это преодоление топливно-экспортной направленности,
которая выражается, прежде всего, в экспорте нефтепродуктов, ведь
примерно 70% в структуре российского экспорта составляет топливно-
энергетическая продукция. В стратегии 2020 предусмотрено
значительное повышение тарифов на энергоносители внутри страны,
например, газ и электричество. Это сделает готовую продукцию еще более
неконкурентоспособной.
Российская Федерация является также очень зависимой от импорта
потребительской продукции. Среди ввозимых товаров лидируют автомобили
и оборудование. Далее следует химическая продукция, продовольственные
товары и т. д.
В Стратегии 2020 предлагается упростить режим пересечения границы,
снизить прямые и косвенные издержки, улучшить администрирование
налоговых льгот, программы содействия экспорту. Этой стратегией
предполагается дальнейшее наращивание экспорта нефти и особенно газа.
Хотя это, мне кажется, нецелесообразным, так как запасы нефти и газа
небезграничны и лучше надо было бы их оставить внутри государства, а не
экспортировать.
В-четвёртых, торговля происходит в большинстве случаев между
монополистами внутреннего и внешнего рынка. И небольшие компании не
всегда могут присутствовать
в процессе торговли в тех объёмах,
в каких бы они хотели. Государство
должно более качественно
компаний-монополий, то есть ограничивать в тех объёмах, в каких возможно,
искусственное занижение цен компаний-монополистов для вытеснения
конкурентов.
Таким образом, для дальнейшего развития внешней торговли,
государству необходимо:
1) дальше осуществлять действия, направленные на выявление и
устранение торговых барьеров, препятствующих доступу российской
продукции на зарубежные рынки,
2) разрабатывать наиболее действенные меры, направленные на
повышение конкурентоспособности российских товаров, это могут быть
субсидии на приобретение нового технологического оборудования, также
стимулирование работы научно-исследовательских центров, занимающихся
разработкой новых технологий, программ.
3) преодолеть преимущественно топливно-экспортную
направленность российской экономики, развивая такие отрасли как сельское
хозяйство путём большей поддержки фермерам со стороны государства, это
может быть кредитование на выгодных условиях для расширения
производства, развитие автомобилестроения путём модернизации
производственной
4) более качественно контролировать действия компаний-монополий,
то есть ограничивать в тех объёмах, в каких возможно, искусственное
занижение цен компаний-монополистов для вытеснения конкурентов,
возможно законодательно.
При выполнении этих мер внешняя торговля Российской Федерации
будет развиваться гораздо динамичнее.
3.2. Перспективы развития внешней торговли России
С учетом конкурентных преимуществ и слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные перспективы развития ее внешней торговли. Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе увеличение в экспорте доли таких товаров, как целлюлоза, химическая продукция, удобрения и др.
Имеются возможности для стабилизации и расширения традиционного машинотехнического экспорта, к которому относятся легковые и грузовые автомобили, энергетическое и дорожное оборудование, оборудование для геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внутренний и внешний рынок.
Имеются определенные перспективы для расширения экспорта наукоемкой продукции, что тесно связано с конверсией и коммерциализацией предприятий оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических технологий и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия).
Информация о работе Внешенеторговая деятельность России: сущность, проблемы, перспективы