Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:44, реферат
Экономика Франции, как и других промышленно развитых капиталистических стран, основана на принципе свободного предпринимательства и торговли. В наше время Франция живет в условиях рыночного хозяйственного механизма, однако степень свободы ценообразования задается объективными экономическими законами, а также государственным регулированием.
Несмотря на действие принципа свободного установления цен, государство во Франции может прямо регулировать цены на некоторые товары и услуги на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги. Оно может также осуществлять контроль за ценами в условиях конкуренции. Государственный сектор в экономике Франции занимает относительно небольшой удельный вес в ВНП и включает в себя отрасли-монополистыгазовую промышленность, электроэнергетику и транспорт и отрасли,
Зарубежный опыт регулирования рыночной экономики на примере Франции. Экономика Франции, как и других промышленно развитых капиталистических стран, основана на принципе свободного предпринимательства и торговли. В наше время Франция живет в условиях рыночного хозяйственного механизма, однако степень свободы ценообразования задается объективными экономическими законами, а также государственным регулированием.
Несмотря на действие принципа свободного установления цен, государство во Франции может прямо регулировать цены на некоторые товары и услуги на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги. Оно может также осуществлять контроль за ценами в условиях конкуренции. Государственный сектор в экономике Франции занимает относительно небольшой удельный вес в ВНП и включает в себя отрасли-монополистыгазовую промышленность, электроэнергетику и транспорт и отрасли,
работающие в режиме рыночной конкуренции национальный и коммерческие банки, страховые компании и т.д В первом случае государство устанавливает все экономические параметры деятельности отраслей-монополистов, в том числе объем инвестиций, оплату труда и цены на готовую продукцию. Во втором случае государство оказывает минимальное воздействие на экономические параметры деятельности этих отраслей, побуждая их к конкуренции с частным сектором.
Эта специфика экономики
Франции предопределила соотношение
между регулируемыми и
Во Франции на протяжении почти 30 лет 1947-1986 госу- дарственное регулирование цен являлось составной частью политики дирижизма государственного регулирования экономики. Начало французской системы регулирования цен было положено законами от 39 июня 1945 года, которые провозгласили принцип блокирования цен на уровне 1 сентября 1939 года. Сложная экономическая ситуация в стране в послевоенный период, резкое снижение покупательной способности
французского франка обусловили необходимость принятия решительных мер по контролю за ценами. В январе-феврале государство снизило цены на 10 на довольно широкую группу товаров. В конце 1947 года , с учетом некоторого повышения темпов восстановления экономики, была заимствована политика контролируемого роста цен, в соответствии с которой предприниматели получили право повышать цены, предупредив об этом государственные органы, которые могли отменить эти изменения.
Однако уже в
начале 1948 года цены на товары были переведены
в режим полной или частичной
свободы их установления. В течение
восьми последующих лет правительством
Франции были приняты 6 законов о
блокировке цен, которые привели
к постоянному ужесточению
августа 1963 года в связи с новой экономической политикойразвитие без инфляции. Одновременно были заморожены цены на некоторые продукты питания и услуги. В период с 1965 по 1972 государственное регулирование цен осуществлялось через контракты стабильности 1965г программные контракты 1966г. и контракты против повышения цен 1971г В соответствии с контрактами стабильности государство заключило с предприятиями соглашения, по которым
эти предприятия имели право повышать цены на одни товары, одновременно снижая цены на другие. Основная цель заключалась в поддержании стабильности общего уровня цен. В соответствии с программными контрактами государство способствовало такой эволюции цен, которая отвечала бы условиям международной конкуренции. Этот механизм распространялся на все товары и услуги, которые в соответствии с контрактами стабильности ранее подвергались контролю.
В соответствии с
программными контрактами предприятия
предоставляли государству
и замедлить темпы
роста инфляционного развития экономики.
При принятии предприятиями этих
контрактов правительство принимало
на себя обязанность не принимать
меры, ведущие к росту издержек
производства. В 70-х годах правительство
Франции стало применять
и частного секторов,
а с апреля по декабрь 1976г. цены в
госсекторе могли повышаться на определенное
количество процентов. При этом между
государством и предприятиями были
заключены контракты, по которым
последние обязывались
увеличение зарплаты,
а в частном секторе зарплата
служащих не должна превышать зарплату
государственных служащих. С середины
70-х годов экономическое
В свою очередь, предприниматели для сохранения прибыли и обеспечения возможности самофинансирования неоднократно повышали цены, раскручивая этим спираль заработная плата - цены. В этот период стало ясно, что система жесткого контроля за ценами с использованием принципа их блокировки исчерпала себя. Подобный контроль за ценами делает рынок негибким, сдерживает рост производства, конкуренцию и на определенном этапе ограничивает свободный перелив капитала, мобильность рынка труда, товаров и
услуг. Предприятия,
которые в связи с блокировкой
цен не могли их повысить на контролируемых
рынках, терпели убытки и не имели
достаточно средств на возобновление
производства и увеличение инвестиций.
Как считают французские
где регулирование проводилось не административными, а косвенными экономическими методами. Контроль за ценами в тот период привел к переливу капиталов в США, Швейцарию и другие страны, где существовала возможность получения большей прибыли на единицу вложенного капитала. Контроль за ценами привел также к таким негативным последствиям, как рост импорта, так как стало выгоднее покупать некоторые товары за границей, чем производить их во
Франции. Другой чертой стало ослабление позиций французских предприятий в конкурентной борьбе с филиалами ТНК, которые часто продавали свои товары дешевле для завоевания рынка. В 1973г. правительство Франции либерализовало цены на промышленную продукции. Однако программа либерализации осуществлялась достаточно осторожно. На первом этапе были отобраны отрасли, где имелась сильная международная конкуренция часовая и шарикоподшипниковая
промышленности отрасли, где в силу специфики не наблюдались резкие скачки цен пищевая промышленность отрасли, которые из-за социального обеспечения имели стабильный рынок фармацевтическая промышленность. Безусловно, жесткий контроль за ценами в течение почти 30 лет способствовал стабилизации экономики. Однако любое административное вмешательство в ценообразование в рыночной экономике приводит к нарушению законов ценообразования. Блокировка цен, устраняя на некоторое время противоречия в сфере обращения,
вызывает противоречия в сфере производства. В этих условиях государство вынуждено на определенном этапе дирижисткого регулирования цен прибегнуть к защите конкуренции с целью достижения оптимального сочетания монопольных и конкурентных сил на тех или иных товарных рынках. В течение первой половины 80-х гг особенно после поражения социалистов, процесс либерализации цен продолжался и, к 1986г. было освобождено около 90 цен. Постановление
Совета Министров Франции от 1 декабря 1986г отменившее постановление от 30 июня 1945 г ввело практически полную свободу цен на товары и услуги. Оно отменило право правительства в любой момент вмешиваться в процесс ценообразования. Это означало свободное формирование цен в процессе конкуренции. Исключение из свободного ценообразования составляют отрасли, где регламентация необходима здравоохранение, общественный транспорт. Вмешательство администрации в процесс формирование цен допускается при кризисной
ситуации, чрезвычайных обстоятельствах, национальном бедствии, а также при внезапных и резкий нарушениях ценообразования, требующих срочных мер для исправления положения. Срок, в течение которого общественные власти в лице Государственного совета Франции правомочны вмешиваться, ограничен шестью месяцами. При этом временная регламентация цен вводится лишь после консультации с
Советом по конкуренции
и Национальным советом по потреблению.
В стране законодательно определены
общие принципы свободного ценообразования
и основные условия, при которых
они могут реально
Переход от политики
прямого вмешательства на микроуровне
к системе глобального
ценах, либо о рекомендуемых ценах на товары. Либерализация цен привела к необходимости изменения структуры государственных регулирующих органов. До 1986 г. в составе Министерства планирования и финансов органы ценообразования были представлены самостоятельным департаментом, а после 1986 г. он был преобразован в Совет по конкуренции, куда вошли на правах отдела органы по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции. На Совет возложена обязанность оценивать правильность экономических
поступков предприятий, определять их соответствие нормам законодательства, следить за соблюдением правил конкуренции и ценооброзования. Совет по конкуренции может применять следующие санкции 1 предписать предприятию или лицу прекратить инкриминируемую деятельность в течение определенного срока 2 наложить на предприятие или лицо денежный штраф, максимальная величина которого составляет 5 торгового оборота предприятия-нарушителя 3 потребовать от нарушителя опубликовать приговор Совета в определенных журналах.
Все эти меры могут применяться в комплексе, они не являются взаимоисключающими. Меры, применяемые Советом по конкуренции, можно назвать общественными мерами. Если предприятие, ставшее жертвой антиконкурентной политики, потребует возмещение ущерба, то оно должно обратиться с этой просьбой в суд. В настоящее время во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров по ценам.
Их основная задача - контроль за государственной дисциплиной цен. Существует разветвленная система общественного контроля за качеством товаров и ценами. Под эгидой общества потребителей работают несколько частных институтов по экспертизе различных товаров. Надо отметить, что если раньше блокировку цен осуществляло правительство Франции, то с 1986 г. эти решения принимаются парламентом республики.
По оценкам французских
экономистов, либерализация цен
дала хорошие результаты. Общий индекс
потребительских цен за 1985-1989 вырос
на 11, 9, что равняется в среднем
на 2, 8 в год, т.е. за период либерализации
цен инфляция в экономике Франции
находилась на нормальном уровне. Это
доказывает то, что на данном этапе
французская экономика в
нагрузку по поддержанию темпов экономического роста. По сути в этом находит свое отражение неоклассическая модель, которая провозглашает невмешательство государства в экономику. Я считаю, что государство должно для наилучшего экономического развития время от времени чередовать применяемые модели. В принципе так и происходит. Консерваторы сменяют социалистов, и наоборот. Это дает стимул к развитию обоих моделей имеется в виду
вмешательство и
невмешательство государства. Экономическое
развитие идет по спирали, и, может быть,
через одно-два десятилетия во
Франции опять будут
Информация о работе Зарубежный опыт регулирования рыночной экономики на примере Франции