Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:07, контрольная работа
Индия – развивающаяся аграрно-индустриальная страна с развитой промышленностью, входит в группу стран с низким уровнем дохода на душу населения. Одна из крупнейших стран мира. Индия занимает 2,4% территории земного шара и сосредотачивает 17,00% мирового населения. Население — 1,173млрд.чел. (2010г.)(табл.1)(рис.1), второе место в мире после Китая. Годовые темпы роста — 1,6%(табл.4), число смертей и рождений на 1000 жителей — соответственно 8,18 и 22,2 (2006 г.), коэффициент миграции — 0,07. Ожидаемая продолжительность жизни — 64 года (мужчины — 63 года, женщины — 64 года).(2008г)(табл.4) По оценкам, в ближайшие 20 лет население страны увеличится на 300 млн. чел.
Рыболовство приносит стране скромный доход, но обеспечивает занятость более чем 1 млн. человек. В конце 1980-х годов морской промысел давал ок. 58% годового улова, составлявшего примерно 3 млн. т. Остальное на 3/4 формировалось за счет пресноводной рыбы, вылавливаемой в Ганге, Брахмапутре и их притоках. В то время в Индии насчитывалось 16,5 тыс. моторизованных рыбацких баркасов, из них 90% могли выходить в открытое море более чем на один день. В начале 1990-х годов годовой улов рыбы превысил 4 млн. т.
Главные виды промысловой рыбы – сельдь, сардины и анчоусы, некоторые виды камбалы и палтуса, тунец, скумбрия и макрель. Примерно 2/3 продукции отрасли реализуется в свежем виде, четверть вялится. Особенно большое место занимает рыба в питании жителей штата Керала на юго-западном побережье страны.
Лесное хозяйство
Леса, преимущественно в горных и холмистых районах, занимают площадь ок. 650 тыс. кв. км, или ок. 19% территории страны, причем лишь на 55% этих земель сохранились густые древостои. 3/4 лесных массивов доступны для эксплуатации и служат источником доходов. Половина всех лесов сосредоточена в центральных штатах, еще треть на севере и пятая часть на юге Индии. 95% лесов находится в собственности государства.
Леса обеспечивают внутренние потребности в смоле и канифоли, бамбуке и тростнике, кормах для скота, дровах и строевой древесине. Некоторые древесные породы заготавливают в расчете на зарубежный спрос. Экспортируются также фанера и шеллак.
Энергетика
Для Индии важны как промышленные, так и традиционные источники энергии. За счет последних – дров, кизяка, отходов растениеводства удовлетворяется спрос на топливо в сельских районах, хотя зависимость от этих энергоносителей ослабла в связи с электрификацией и развитием транспорта. Современный сектор индийской экономики опирается на национальные ресурсы угля и на нефть, которая в значительной мере импортируется, хотя добыча нефти и природного газа в самой стране возросла в 1980-е годы. Уголь все еще удерживает ведущие позиции, особенно в электроэнергетике, где высок также удельный вес гидростанций и АЭС. На ТЭС вырабатывается ок. 75% электроэнергии. В 1996 производство электроэнергии составило почти 40 млрд. кВт×ч.
Горнодобывающая промышленность имеет жизненно важное значение для государства, в этой отрасли занято ок. 1,05 млн. человек. Основная продукция – каменный уголь из Бихара, Мадхья-Прадеша и Западной Бенгалии, нефть из Ассама и Гуджарата (где разрабатываются также шельфовые месторождения), железная руда из Бихара, Ориссы и западной Махараштры, а также известняк. В 1997 было добыто 296 млн. т каменного угля, 34 млн. т нефти и 69,4 млн. т железной руды.
Индия имеет значительные запасы полезных ископаемых. Доступные для эксплуатации запасы угля оценивают в 51 млрд. т, однако, поскольку главные залежи находятся в Бихаре и на западе Западной Бенгалии, солидные средства уходят на транспортировку угля в другие районы страны. Запасы коксующегося угля оцениваются приблизительно в 4 млрд. т. Индия располагает богатыми месторождениями железных и марганцевых, а также свинцовых руд. Имеется и прочее минеральное сырье, необходимое для черной металлургии, в частности известняк.
Обрабатывающая промышленность
Почти 75% промышленной продукции страны дают два региона: Мумбаи – Ахмадабад – Пуна и Калькутта – Джамшедпур – Асансол. Каждый обладает собственным крупным портом. В первом случае это Мумбаи на побережье Аравийского моря, во втором – Калькутта в Бенгальском заливе. Сложился еще один важный индустриальный ареал Бангалор – Майсур – Коямпуттур в возвышенной части Южной Индии.
Одним из первых было налажено хлопчатобумажное производство в Бомбее (Мумбаи), затем в Ахмадабаде. Местное энергоснабжение обеспечивается преимущественно за счет ГЭС, сооруженных вдоль подножий Западных Гат. Нефть, добываемая в Камбейском заливе, поступает на нефтеперерабатывающие заводы близ города Вадодара, к югу от Ахмадабада. Другие важные отрасли – химическая промышленность и машиностроение.
Калькутта первоначально развивалась как торговый город, имеющий дорожное и водное сообщение с густонаселенной Гангской равниной. Возделывание джута дало импульс строительству многочисленных текстильных фабрик на берегах р.Хугли. Добыча угля началась в 1814 в Ранигандже, к западу от Калькутты, а видный центр черной металлургии в Джамшедпуре начал функционировать с 1913. Калькутте принадлежит ведущее место в индийском общем машиностроении и металлообработке; в рамках городской агломерации выделяются также химическая и целлюлозно-бумажная промышленность.
На юге страны р.Кавери обладает многими удобными створами для строительства ГЭС. Это обстоятельство в сочетании с наличием разнообразных местных ресурсов минерального сырья способствовало становлению ряда отраслей обрабатывающей индустрии: черной металлургии в Бхадравати, станкостроения и других видов машиностроения, химической и пищевой промышленности в Бангалоре и Майсуре, хлопчатобумажных производств в Коямпуттуре.
В целом в обрабатывающих отраслях создается ок. 20% ВНП страны и занято примерно 17 млн. человек. Лидирует штат Махараштра, доля которого в промышленной продукции Индии достигает примерно 20%; на Западную Бенгалию и Тамилнад приходится по 10% и на Мадхья-Прадеш и Гуджарат – по 7%.
Индустриализация
Индии пришлась в основном на период
после завоевания независимости. От
колониального прошлого были унаследованы
джутовая, хлопчатобумажная и шерстяная
промышленность, частично выплавка черных
металлов. За первые 30 лет республика
добилась несомненных успехов в
развитии ряда базовых отраслей тяжелой
индустрии и выпуске
За
годы независимости происходил рост
мелкого производства, включая ремесла.
В середине 1980-х годов менее 40%
из примерно 17 млн. всех промышленных рабочих
были сосредоточены в фабрично-
Строительство
В этом секторе экономики создается ок. 5% ВНП и занято (согласно переписи 1991) до 2,6 млн. человек. В большой степени неучтенной остается строительная деятельность на селе. Примерно 27% жилых объектов в сельской местности и 18% в городах официально числятся «запущенными и ветхими». Для улучшения положения принимаются разные государственные программы, но таким способом удается удовлетворить запросы лишь малой доли нуждающихся. Правительства страны и штатов принимают участие в реализации планов строительства, направленных на продажу и сдачу в наем жилья малоимущим семьям.
Транспорт
В 1997 сеть железных дорог в Индии имела протяженность 62 460 км, однако ок. 70% из них – одноколейные дороги. Примерно 25% железнодорожных путей электрифицировано. Дизельные локомотивы и электровозы работают уже повсюду, кроме некоторых второстепенных дорог. Хотя значение железнодорожных перевозок уменьшается, на них все еще приходится ок. 2/3 всего грузооборота и половина пассажирских перевозок. На железнодорожном транспорте в 1995 работало почти 1,5 млн. человек.
Протяженность гужевых и шоссейных дорог превысила 3 млн. км в 1997, из них 56 автострад – 34,6 тыс. км. Дороги в малых городах и деревнях обычно не асфальтированы.
В стране вырос парк моторизованных средств транспорта – с 2,6 млн. единиц в 1976 до 16,7 млн. в 1991 (включая 2,5 млн. автомобилей и 294 тыс. автобусов).
Индия располагает 16 180 км внутренних водных путей, но только примерно половина из них функционирует круглый год. Речной и каботажный флот маломощные, морской флот упрочил свои позиции и обслуживает 35% внешнеторговых перевозок. В его составе в 1997 насчитывалось 389 судов, из которых 151 принадлежит двум государственным компаниям. В ведении государства находятся также судостроительные верфи в Калькутте, Мумбаи, Вишакхапатнаме и Кочине. К числу других важных портов относятся Кандла, Мармаган, Мангалуру, Парадип и Мадрас.
Гражданское
воздушное сообщение до либерализации
1990-х годов традиционно
Внутренняя торговля
В конце 1980-х годов ок. 350 тыс. магазинов т.н. «справедливых цен» и кооперативных лавок обслуживали до 90% всех жителей. Кооперативная торговая сеть в Индии функционирует как сложное образование, которое охватывает центральную организацию, 29 объединений общего назначения и 16 специализированных рыночных объединений, сотни оптовых складов и тысячи городских и сельских лавок. Федеральное правительство ежегодно закупает ок. 10% урожая зерна и реализует его преимущественно через магазины «справедливых цен» и кооперативные структуры. Кроме того, в стране имеются многочисленные мелкие торговые точки.
Внешняя торговля
Импорт (38,5 млрд. долл. в 1997) включает прежде всего нефть, машины и транспортное оборудование, пищевые растительные масла, минеральные удобрения, некоторые виды ювелирных товаров и черные металлы. Экспорт (33 млрд. долл. в 1997) состоит в первую очередь из сельскохозяйственных товаров, продукции машиностроения, драгоценных камней, хлопчатобумажных тканей и одежды, поделок кустарей и чая. Стремительными темпами наращивается объем экспорта программного обеспечения. Главными торговыми партнерами Индии выступают США, страны ЕС, Россия, Япония, Ирак, Иран и государства Центральной и Восточной Европы.
Денежное обращение и банковская система
Индийская
денежная единица – рупия. Хотя рупия
имеет свободное обращение в
каналах международной валютной
системы, ее курс до начала 1990-х годов
строго контролировался Резервным
банком Индии (РБИ). Сами обменные операции
были ограничены размерами лицензируемой
покупки товаров первой необходимости
и малыми суммами для поездок
за границу. В условиях новой экономической
политики рупия в 1991 была девальвирована,
кроме того, были приняты меры, направленные
на либерализацию импорта капитала
и потребительских товаров и
на пересчет экспортных поступлений
по рыночному курсу. В 1993 все текущие
счета, включая связанные с
Денежно-кредитные операции внутри страны осуществляют прежде всего РБИ и 130 коммерческих банков. Не остаются в стороне кооперативные банки и кредитные общества, а также другие частные и государственные финансовые организации. РБИ предоставляет займы правительству, прочим банкам и государственным инвестиционным организациям, задача которых состоит в первую очередь в стимулировании развития сельского хозяйства и промышленности. Коммерческие банки занимаются также прямым кредитованием через свою сеть из примерно 40 тыс. отделений. Примерно четверть всех депозитов в коммерческих банках размещена на счетах в Государственном банке Индии, основанном в 1955 с целью усиления роли финансового сектора в экономическом развитии. После 1969, когда 14 ведущих коммерческих банков были национализированы, банковские структуры стали активнее обслуживать сельскую местность и расширили кредитование таких приоритетных сфер хозяйства, как агропроизводство, мелкая промышленность и автотранспорт. В начале 1990-х годов на государственные банки приходилось ок. 80% всех депозитов, размещенных в коммерческих банках.