Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:02, реферат
На мой взгляд, тема Алмазного фонда является
одной из самых интересных тем, представленных в курсе
"Московедение". Я давно интересуюсь историей Алмазного
фонда и фирмы Фаберже. Раньше в советской литературе
умалчивалось содержание Алмазного фонда до 1917 года.
1. Введение.
2. Современный Алмазный Фонд.
3. История Алмазного Фонда.
Алмазный фонд СССР
ПЛАН:
1. Введение.
2. Современный Алмазный Фонд.
3. История Алмазного Фонда.
ВВЕДЕНИЕ.
На мой взгляд, тема Алмазного фонда является
одной из самых интересных тем, представленных в курсе
"Московедение". Я давно интересуюсь историей Алмазного
фонда и фирмы Фаберже. Раньше в советской литературе
умалчивалось содержание Алмазного фонда до 1917 года.
Также почти не говорилось о ревизии, проходившей с 1920
по 1923 год, которая отобрала "второстепенные" вещи из
царской коллекции Бриллиантовой комнаты, после которой
русские сокровища все чаще и чаще стали появляться на
Западных антикварных ювелирных аукционах. В советской
исторической публицистике сообщалось о том, как в
трудные годы становления молодого Советского
государства Алмазный фонд был не только сохранен, но и
преумножен. Только в конце 80-х годов начали появляться
статьи, правдиво рассказывающие о судьбе Алмазного
фонда при Советской власти и разоблачающие "ювелирную
политику" бывших руководителей Советского государства.
Эти статьи и
послужили поводом для
реферата.
СОВРЕМЕННЫЙ АЛМАЗНЫЙ ФОНД.
Алмазный фонд СССР - это государственное
собрание уникальных драгоценных камней и произведений
ювелирного искусства, имеющих выдающуюся
историческую, художественную и материальную ценность.
Выставка Алмазного фонда в Московском Кремле
открылась 2-го ноября 1967 года - к 50-летию Советской
власти. Ее открытие стало заметным событием в
культурной жизни нашей страны.
Первоначальный срок работы выставки был
определен в один год, но в связи с ее широкой
популярностью в 1968 году было решено преобразовать
выставку в постоянно действующую.
Выставка Алмазного фонда СССР занимает два зала
нижнего этажа Оружейной палаты.
Экспозиция открывается витринами с советскими
природными алмазами ювелирными и техническими.
Тысячи каратов алмазов находятся в них. Во втором зале
экспонируется историческая часть Алмазного фонда:
уникальные драгоценные камни, известные как " Семь
исторических камней", или " Семь чудес Алмазного фонда",
в которые входят алмаз "Орлов", алмаз "Шах", плоский
портретный алмаз, гигантские шпинель, изумруд и сапфир;
императорские регалии, старинные ордена, лучшие
образцы ювелирных изделий 18-19 веков. По
исключительной красоте и ценности почти каждый из этих
экспонатов заслуживает отдельной витрины.
Посетителей, выходящих из полутьмы
"исторического зала снова в первый зал, встречают ярким
блеском витрины советских бриллиантов (4500 каратов) и
современных ювелирных изделий. Красота, разнообразие и
благородство форм, виртуозное исполнение этих изделий
свидетельствуют о высоком совершенстве советского
ювелирного искусства.
Здесь
же представлена обширная
драгоценных камней, в которой почетное место занимает
изумруд - камень столь же драгоценный и сегодня еще
более редкий, чем алмаз. Советским изумрудам и
драгоценным камням первого класса рубинам, сапфирам и
александритам - посвящена отдельная витрина.
И наконец, уральские самоцветы, полудрагоценные
и поделочные камни. Их красота никого не оставляет
равнодушным.
Центральная витрина. Внешне спокойный, но
колдовски манящий, поистине подземный свет золотых и
платиновых самородков, фантастических произведений
нерукотворного искусства неживой природы. Эта
коллекция самая большая в мире, ей более 150 лет.
ИСТОРИЯ АЛМАЗНОГО ФОНДА.
Составившие
основу Алмазного фонда
ценности России императорские регалии, драгоценные
камни и ювелирные изделия, накопленные в течении
столетий, - юридически не были собственностью русских
царей. Они принадлежали "короне" - государству и
выдавались царствующим особам "для временного
пользования".
Предыстория
Алмазного фонда как
собрания восходит к эпохе Петра Первого, который в 1719
году при организации Камер-коллегии впервые включил в
ее регламент параграф "О подлежащих государству вещах".
После петровской "рентереи" коронные ценности
хранились в специальных охраняемых помещениях,
носивших название Комнаты его императорского
величества, а с 1839 года - Бриллиантовой комнаты. Ведали
ими различные отделы кабинета его императорского
величества, а с начала 19 века - специальное Камеральное
отделение (Камеральная часть) .
Русские цари и царицы, особенно в 18 веке,
стремясь затмить роскошью иностранных владык, стараясь
увеличивать богатство и пышность своего двора. Они
приобретали лучшие экземпляры драгоценных камней,
создавали из них соответствующие украшения и хранили их
неподалеку от "своего монаршего внимания".
Большинство этих вещей приобреталось на
государственные средства, а небольшая часть поступала в
виде подарков, и поэтому кроме регалий, т.е. знаков
монархической власти, в состав коронных драгоценностей
включались и светские украшения, пользоваться которыми
могли только царицы.
Порядок хранения, учета, пополнения коронных
драгоценностей и бриллиантов время от времени
учитывались и меняли места хранения. При Николае
Первом окончательно определилась юридическая природа
коронных драгоценностей как части государственного
имущества.
Значительные вклады в Алмазный фонд были
сделаны в 18 веке, особенно при Елизавете и Екатерине
Второй, - большая часть регалий, яркие, светские украшения
стиля рококо, прекрасные но более строгие изделия
классического стиля.
Среди
многих драгоценных камней
тогда занимал бриллиант. 18 век называли веком
бриллианта. В ювелирных изделиях начала 19 века
продолжены лучшие традиции русского ювелирного
прикладного искусства, но среди более поздних изделий
уже не встретишь произведений, сравнимых с шедеврами
18-начала 19 века. Они становятся суше и в целом
ординарнее. Эволюция вкусов хорошо отражают данные А.
Е. Ферсмана о составе предметов, отобранных в 1922 году
для Алмазного фонда: вещи, изготовленные или
приобретенные в 1761 году (Петр Первый, Елизавета) , - 20
процентов; в 1762 - 1801 годах (Екатерина Вторая, Павел
Первый) - 40; в 1802 - 1855 годах (Александр Первый,
Николай Первый) - 25; 1856 1899 годах (Александр Второй,
Александр Третий, частично Николай Второй) - 10; в 1900 -
1917 годах (Николай Второй) - 5 процентов.
Почти ничего неизвестно о тех, кто создавал эти
шедевры: большинство исторических ценностей Алмазного
фонда безымянны. Лишь три имени за двести лет дошли до
нас: Позье, Дюваль, Пфистерер.
В начале
первой мировой войны
Бриллиантовой комнаты были поспешно и беспорядочно,
даже без описи, эвакуированы в восьми сундуках из
Петрограда в Москву. Так, без проверки, их приняли в
Оружейную палату Московского Кремля вместе с другим
эвакуированным имуществом Камеральной части.
Впоследствии их завалили новыми грузами, и в таком виде
они хранились вплоть до Октябрьской революции.
После
жестоких боев Октябрьской
уцелели ценности Кремля как находившаяся там
эрмитажная коллекция, так и бессмертные сокровища
самого Кремля, хотя постройки сильно пострадали.
Главный хранитель Эрмитажа академик Я. И. Смирнов
дважды выезжал в Москву, чтобы убедиться в этом, а
сохранность кремлевских богатств установила
впоследствии специальная комиссия. Пожалуй, ни одна
страна в начале нашего века не обладала таким запасом
драгоценностей, находившимся в храмах, монастырях,
музеях, дворцах, особняках и личном пользовании граждан,
как Россия, - подавляющая часть этих несметных богатств
досталась нам в наследство после революции. Тайна
исчезновения сокровищ России восходит ко времени
образования Антикварного экспортного фонда...
А. М. ГОРЬКИЙ - В СОВНАРКОМ (не позднее 21
/10 - 1921 года) .
" В феврале месяце 1919 года по предложению
наркома Красина (тогда нарком торговли и
промышленности РСФСР. - авт.) была организована в
Петрограде А. Пешковым "Экспертная комиссия", цель
которой заключалась: в отборе и оценке вещей, имеющих
художественное значение, в тридцати трех
национализированных складах Петрограда, бесхозных
квартирах, ломбардах и антикварный лавках. Эти вещи
отбирались на предмет создания в Советской республике
антикварного экспортного фонда.
До 1-го октября 1920 года "Экспертная комиссия",
работая в составе 80 человек под председательством А.
Пешкова, образовала два склада отобранных ею вещей, как