Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:53, реферат
Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной (особенно греческой) культуре. И литература, и искусство, и философия Древней Греции стали отправной точкой в развитии европейской культуры. Географические рамки – территория Древней Греции и Рима, хронологические – от истоков крито-микенской культуры (рубеж 3-2 тыс. до н.э.) до кризиса Римской империи в III в. н.э.
I. Древняя Греция. 3
1. Культура Древней Греции как начало и парадигма европейской культуры.
2. Периодизация культуры Древней Греции и общая характеристика историко-культурных периодов.
а) крито-микенская культура;
б) гомеровская эпоха (XI-IX вв. до н.э.);
в) архаическая эпоха (VIII-VI в. до н.э.);
г) эпоха классики (V в. до н.э.);
д) эпоха эллинизма (к. IV-I вв. до н.э.).
3. Афины.
а) возникновение государства;
б) реформы Солона и Клисфена;
в) демократия в V в до н.э.;
г) основные черты афинского права;
д) воспитание и образование.
4. Спарта.
а) особенности общественного строя;
б) организация власти;
в) воспитание и образование.
5. Миф и религия в культурной жизни греков.
6. Литература.
а) Гомер;
б) древнегреческая драматургия;
в) древнегреческая лирика.
7. Искусство.
а) искусство Трои, Крита и Микен;
б) искусство геометрического орнамента;
в) искусство эпохи архаики;
г) искусство классики;
д) искусство эпохи эллинизма.
II. Древний Рим.
1. Государство в Древнем Риме (полисные основы римской культуры, социальная стратификация, от республики – к империи).
2. Возникновение и распространение христианства.
3. Поэзия.
4. Театр.
5. Искусство Древнего Рима.
III. Общецивилизационное значение культуры.
3. Поэзия.
Лучший поэт Вергилий ( 70 – 19 до н.э.) пишет поэму «Энеиду» 6 лет. Друг Вергилия – поэт Гораций ( 65 – 8 до н.э.). Он опубликовал свои «Оды» - 3 книги лирических стихотворений. Поэму Вергилия «Энеида» признали лучшим классическим произведением римской поэзии. В основе ее – миф о том, что троянец Эней, сын богини Венеры, - приплыл в Италию после падения Трои. Если Вергилий создал классический римский эпос, то Гораций – классическую римскую лирику. Он воспевал доблесть предков; однако охотнее он вспоминал о древней простоте нравов, учил наслаждаться «золотой серединой» скромного достатка, писал о тоске и радости любви, о пирушках с друзьями. Едва ли не лучшие стихи Гораций посвятил прославлению поэзии. Труд Вергилия и Горация проложил дорогу третьему поэту эпохи Августа – Овидию ( 43 до н.э. – 18 н.э.). Наиболее значительное его произведение – поэма «Метаморфозы». Он собрал едва ли не все мифы «о превращениях» ( свыше 200 ) и пересказал в поэме. Жизнь Овидия сложилась несчастливо. Он сочинял любовные элегии и мифологические поэмы, мало заботясь о прославлении римской мощи и императорского имени. Императору Августу это не нравилось, он сослал поэта на окраину империи, к берегам Черного моря. Там Овидий и умер, проведя 10 лет в изгнании. На чужбине он создал свою последнюю книгу - «Печальные элегии».
4. Театр.
Истоки римского театра восходят к праздникам сбора урожая, во время которых два хора ведут диалог, распевая веселые и грубоватые песни – фесценнины. Более сложные формы театральной игры – мимические пляски и аттеланы (сценки с постоянным комическим персонажами. Это Макк – прожорливый дурак; Буккон – плут и болтун; Папп – богатый, скупой, честолюбивый старик; Доссен – горбун и шарлатан, выдающий себя за ученого). Регулярные представления начинаются в Риме с середины III в. до н.э. Играют трагедии на мифологический и исторический сюжеты; комедии, рассказывающие о жизни италийских городков. Популярностью пользовалась комедия паллиата. Она представляла собой новой переделку аттической комедии на римский лад. Представителем паллиаты был Плавт (ок. 254 – 184 до н.э.). Римский театр – зрелище, предназначенное для развлечения публики. Актеры расценивались как люди самых низших сословий. Но некоторые актеры пользовались всеобщим уважением, например трагический актер I в. до н.э. Эзоп и его современник – комический актер Росций. Первое время актеры играли без масок, костюмы были такими же как и в греческом театре. В Риме долго не было постоянного театрального здания. Первый постоянный театр был построен только в 55 г. до н.э. В эпоху империи сооружается ряд театров (например, театр Марцелла, вмещавший до 20 тыс. человек), а так же много цирков, напоминающих по своей архитектуре современные закрытые стадионы. В цирках устраивались гладиаторские бои, травля диких зверей и другие кровавые зрелища, которые стали преобладать в Риме с I в. до н.э. Постепенно они вытеснили драму. С ними могли соперничать только аттеланы и мимы.
5. Искусство Древнего Рима.
Строителями первых римских храмов были этруски – северные соседи римлян. Они делали и скульптуры для храма, и статуи. Лишь одна из них дошла до нас – статуя Капмтолийской волчицы, кормящей Ромула и Рема. Римляне не долго нуждались в помощи пришлых мастеров. Они научились строить храмы, сооружать мосты, дороги, водопроводы. Они изобрели бетон. Колизей ( 75 – 80 н.э.) – гигантский амфитеатр в форме овальной чаши. На трибунах располагалось около 50 тыс. зрителей. Этот предок наших стадионов имел арену, которую можно было заливать водой и превращать в бассейн. Служебные помещения располагались под зданием и занимали пять этажей. Один из наиболее совершенных образцов архитектуры – Пантеон, храм всех богов, построенный в Риме ок. 125 г. н.э. Круглое здание перекрыто куполом диаметром более 40 метров. Обязательной принадлежностью городов были общественные бани – термы. Обширные здания включали бассейн с проточной водой. В одних помещениях были устроены ванны с теплой или горячей водой, в других – раздевальни, парильни. Большие залы предназначались для занятий гимнастикой. Имелись библиотеки, кулуары и галереи для бесед и философских споров. Характерны для римского искусства и архитектуры триумфальные арки, воздвигавшиеся в память военных побед, важных событий, в честь императоров. К высшим достижениям относится скульптурный портрет. Скульпторы стремились добиться сходства с оригиналом. Они не приукрашали людей, не представляли их более красивыми, чем они были. Первоначально они раскрашивали мраморные портреты, обозначая зрачки, подцвечивая губы и волосы. Позже стали вырезать на месте зрачков углубления, а в бронзовые головы вставляли глаза из цветных камней. Древнеримские художники знали секрет восковых красок, не тускнеющих от времени и не боящихся воды. Особенно любили римляне технику фрески. Важную роль играла мозаика. Из мелких кубиков, вырезанных из разноцветных камней или отлитых из стеклянной массы, мозаичисты выкладывали не только узоры, покрывавшие полы богатых домов, но и картины. Развито было и прикладное искусство. Украшения и покрытые рельефом сосуды изготовляли из золота и серебра чеканщики – торевты. Из драгоценных металлов чеканщики умели делать и статуи. У египтян и сирийцев римляне переняли искусство изготовления стекла – прозрачного и цветного, из которого они делали сосуды и бусы. Большого мастерства достигли римляне в резьбе по камню. Резные камни, называвшиеся геммами, украшали ожерелья, перстни, служили печатями. Различаются геммы двух типов: камии и инталии.
III. Общецивилизационное значение культуры.
Античность создала тот особый способ отношения человека к космосу, обществу и к самому себе, который предопределил судьбу западного мира. Именно благодаря этому способу отношения человека к миру античность понимается как синоним классического, непревзойденного образца в скульптуре, архитектуре, литературе, ораторском искусстве, философии и других сферах творческой деятельности. Этот же способ отношения человека к миру определил высочайшую гуманистическую ориентацию всей системы ценностей античного мира, к которой обращались все великие мыслители, поэты, писатели, художники и музыканты. Эти ценности воплощали в своем творчестве Леонардо да Винчи, Боттичелли, Тициан, Рембрандт, Данте, Шекспир, Пушкин, Оффенбах, Стравинский и другие великие творцы европейской и мировой культуры. Греческий и латынь оставались и остаются я зыком ученых, юристов, медиков потому, что на этих языках античные мыслители зафиксировали основы логики, морфологии и основных наук.
Список литературы:
2. История государства и права зарубежных стран. Крашенинникова Н.А. и Жидков О.А.
3. История мировой культуры. Чернокозов А.И.
4. Детская Энциклопедия. Т.8,11,12.
5. История педагогики. Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева.
28