Античная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 18:55, реферат

Описание

Расцвет искусства Древнего Египта начинается в 3 тысячелетии до н.э. после объединения страны. В укрепление неограниченной власти фараоны объявили себя сынами солнца, которое почиталось как бог живых царей. Богом умерших был Осирис. Скульптура Древнего Египта, с самого возникновения связанная с заупокойным культом, тяготела к точному портретному изображению

Работа состоит из  1 файл

Антич. культура.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

     Для Афин начало IV в. до н.э. было временем политической и социальной нестабильности, что предопределило значительные изменения и в культурной жизни. Если в V в до н.э. в афинских театрах часто шли сатирические комедии, высмеивавшие различные государственные институты, что было бы невозможно, угрожай им реальная опасность, то в 350 г. до н.э. предпочтение отдавалось остроумным, но беззубым комедиям из семейной жизни.

Изменились  и принципы изображения человеческого  тела.

     Обнаженный "Гермес" Праксителя изображен  в традиционной для классического периода греческой скульптуры позе отдыхающего человека, когда вся тяжесть тела переносится на одну ногу, в данном случае правую. Однако в новой интерпретации его поза выглядит скорее праздно-ленивой и расслабленной, чем непринужденной. На смену прежней суровой мужественности обнаженных мужских статуй приходит откровенная чувственность. Это впечатление усиливается благодаря вошедшей в моду блестящей и гладкой обработке мрамора. А появление статуи Диониса - бога вина - еще одно неопровержимое свидетельство изменений идеала по сравнению с идеалом мужского образа времен первой Пелопоннесской войны.

     Тенденция к прославлению не столько силы, сколько красоты человеческого  тела нашла отражение и в женских  статуях. "Афродита Книдская" Праксителя - первая из известных обнаженных статуй богинь, которых прежде изображали только в одеждах.

     Пропорции человеческого тела становятся более  изящными и стройными. Если Поликлет (ок. 450 до н.э.) утверждал, что в идеальной  мужской фигуре голова должна укладываться в теле не менее 8 раз, то Лисипп предпочел для своего "Апоксиомена" (юноши, который счищает с себя скребком песок арены) соотношение 1 к 10, создав гораздо более изящный и грациозный образ юного мужчины, почти мальчика.

     В первой половине IV в до н.э. многие афиняне сурово осуждали интеллектуальную и культурную атмосферу в их городе, расценив ее как глубоко испорченную. Среди непримиримых критиков был и философ Платон (427-348) , ратовавший за твердые нравственные принципы, царившие прежде в Афинах. Эстетическое учение Платона имеет непреходящее значение. Он установил взаимную связь стилистических изменений в греческом искусстве после 400 г. до н.э. с глубокими переменами в афинском обществе. Платон одним из первых стал изучать искусство, а шире - культуру в контексте времени. Его критика современных нравов в сочетании с идеализацией культуры прошлого свидетельствовала о глубоком неприятии происшедших перемен. Но были и прямо противоположные взгляды.

     Духовная  и культурная жизнь Афин произвела огромное впечатление на Филиппа Македонского, и он пригласил наставником к своему сыну Александру греческого философа Аристотеля. Аристотель был учеником Платона, родом из Фракии - южной области Македонского царства.

     В отличие от Платона, размышлявшего  об идеальном мире, Аристотель больше интересовался реальным миром с его причинно-следственными связями. Он понял, что ради нужного эффекта можно вносить изменения в стиль - идея, имевшая важные последствия для искусства в империи Александра Македонского.

     Александра нельзя было определитъ иначе, как Великий. Он правил менее 13 лет (336-323 до н.э.) , но его харизматический дар, его полководческие данные создали империю, перекроившую карту мира.

Аристотель  привил ему уважение к грекам как  к себе равным, а к варварам - как к рабам. Безоговорочно поверив в превосходство греков, Александр насаждал по всей империи греческую культуру, а управление провинциями и колониями доверил своим военачальникам. После его смерти империя распалась на три огромных царства, которыми правили потомки бывших управляющих.

     Имперская власть порождает роскошь и чванство. Новые города - среди них Пергам, Антиохия и Александрия оспаривают у Афин пальму первенства. Завоевание персидской империи и Египта привили  Александру и его преемникам вкус к роскоши. Роскошь и помпезностъ становятся отличительными признаками искусства, призванного наглядно утверждать превосходство эллинской культуры.

В ответ  на новые требования искусство, достигшее  наивысшего расцвета в демократических  Афинах, меняет свое лицо. Рождаются новые жанры в живописи и скульптуре.

     Самый характерный пример - создание средствами искусства образа императора, абсолютного  монарха, - опыт, давно постигнутый  иранским и египетским искусством, но пока неизвестный Афинам. Победа Александра над персидским царем Дарием увековечена в картине, известной нам по мозаичной копии, найденной в Помпеях.

Скульптуры  Парфенона (ок. 440 до н.э.) , установленные  во славу греческих военных триумфов, изображали мифологических героев, а  рельефы мифологические сражения. Александр, напротив, в картинах на историческую тему хотел видеть свои собственные подвиги, а не подвиги мифологических богов и героев. Но приемы изображения восходят к классическому периоду в греческом искусстве. Картина утверждает априорное превосходство македонского владыки, который представлен предельно просто и лишен какой-либо искусственности. Александр, победивший в битве, изображен без шлема и верхом, а Дарий, хотя он в шлеме и на боевой колеснице, тем не менее проигрывает сражение.

     До 350 г. до н.э. портрет был мало распространен  в греческом искусстве.

Его развитие в эпоху эллинизма выражает возросшее  значение личности человека.

     Статуи  безымянных атлетов, украшавшие древние  храмы, выражали отвлеченный идеал  совершенства и не нуждались в портретном сходстве. Теперь в статуях и скульптурах вполне конкретных лиц Платона, Аристотеля или Демосфена - прославляется не столько их физическое совершенство, сколько интеллектуальное.

До нас  дошло немного портретов Александра Великого, однако мы знаем, что его рисовал художник Апеллес, а свои скульптурные изображения правитель заказывал Лисиппу. Египетские фараоны и персидские цари равнялись на богов, а не на смертных.

Эту традицию унаследовали и эллинистические  монархи. В храмах статуи атлетов заменялись статуями императоров. Мавсол, правитель Галикарнаса, дабы окончательно уподобиться богам, приказал установить свою гигантскую статую - на вершине собственной усыпальницы. Галикарнасский мавзолей (377 - 353 г. до н.э.) (сам термин "мавзолей" ведет отсюда свое происхождение) стал одним из "семи чудес света". Строительство здания началось при жизни Мавсола, правителя Карии, греческой провинции в Малой Азии, и было закончено после его смерти его женой Артемисией.

     По  легенде, Артемисия выпила прах мужа, смешанный с вином, став живым саркофагом для останков супруга.

По грандиозности  мраморный монумент не имел равных. Семиметровая ступенчатая пирамида, на которой была установлена статуя Мавсола, венчала постройку. Плиний оставил его подробное описание в "Естественной истории". В самой идее "приподнятости" царской гробницы на было ничего нового: вспомните египетские пирамиды, - но подобное самовозвеличивание было невозможным в демократических Афинах.

     Так называемая чаша Фарнезе (камея из сардоникса, ок. 200 г. до н.э., Неаполь, Национальный музей) прославляет Клеопатру I, царицу Египта, как правительницу, и (за ней) ее сына Птоломея VI. Клеопатра изображена здесь как Изида, супруга Нила, а Птоломей - как Гор, сын богини.

     В эпоху эллинизма в империи  строились новые города, соперничающие друг с другом в роскоши и богатстве. В Пергаме, по примеру Афин, был построен Акрополь.

     Главный храм Пергамского Акрополя был также  посвящен Афине, а в библиотеке была установлена копия статуи Афины  из Парфенона. Храм и алтарь Зевса был заказан правителем Эвменом II. Сюжет фриза алтаря Зевса "Битва богов с гигантами" тематически повторяет скульптурные рельефы Парфенона. Однако художественное решение иное. Необычайно крупные для античности масштабы фигур, выполненных в горельефе, рассчитаны на восприятие издали, с земли - в отличие от рельефов Парфенона, почти скрытых от глаз посетителей, предназначавшимся, скорее богам, обеспечившим победу афинянам. Пергамские сцены, напротив, изображали деяния отца Эвмена Аттала I, и воспевали божественную природу царя. Скульптор придал событию драматизм и создал у зрителей ощущение реальности изображения.

В изображении "Ники (крылатой Победы) Самофракийской" поза и драпировка поданы так, будто  богиня только что вступила на борт корабля.

     Смертельный ужас на лице Лаокоона и неестественно  напряженные позы всей группы подчеркивают тот страшный конец, который их ожидает.

     С расцветом торговли возникают личные имения. Богатые дома начинают подражать  роскоши императорских дворцов. Искусство становится не только привилегией богов и государства. Жилища знати украшаются фресками и мозаикой на самые разнообразные сюжеты.

Так же как  в свое время Афины, эллинистическая  империя уступила превосходящей  военной силе: римляне, проводившие  экспансионистскую политику на Средиземноморье, сначала завоевывают Грецию (146 до н.э.) , а затем и Египет (31 до н.э.) .

Ассимилировав греческую культуру, Рим обеспечил  ей долголетие.

Информация о работе Античная культура