Античная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 18:57, реферат

Описание

Расцвет искусства Древнего Египта начинается в 3 тысячелетии до н.э. после объединения страны. В укрепление неограниченной власти фараоны объявили себя сынами солнца, которое почиталось как бог живых царей. Богом умерших был Осирис. Скульптура Древнего Египта, с самого возникновения связанная с заупокойным культом, тяготела к точному портретному изображению. Особое значение в 3 тысячелетия до н.э. приобрело строительство гигантских гробниц.

Работа состоит из  1 файл

Антич. культура.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

     После смерти Эхнатона наступила реакция, были восстановлены прежние верования и ритуалы. Юный преемник Эхнатона Тутанхамон вернулся в Фивы. Роскошь его погребения была призвана показать истинность старых религиозных устоев. Инкрустированные саркофаги Тутанхамона из литого золота с перегородчатой эмалью, воспроизводящие прекрасный лик юного царя, поражают мастерством обработки материала, совершенством пластики.

     В 14-11 веках до н.э. завоевательные войны  способствовали новому притоку богатств в Египет. Помимо Гипостильного зала в Карнаке были созданы заупокойные вырубленные в скалах храмы. Таков храм Рамсеса II в Абу-Симбеле (Нубия) , целиком вырубленный в скалах. Фасад его представлял собой гигантский пилон, перед которым возвышались 20 метровые статуи сидящих фараонов, наделенные портретными чертами Рамсеса II.

     Стены храмов по-прежнему покрывались рельефами  и росписями. Рельеф из Мемфиса "Плакальщики" (14 в. до н.э. 6 ГМИИ им А. С. Пушкина, Москва) пронизан беспокойным ритмом, выраженным в гибких движениях рук, то простертых вперед, то вскинутых кверху.

Последний расцвет древнеегипетского искусства  в период объединения под властью  саисских фараонов (7 в. до н.э.) характеризуется  появлением холодного изысканного  стиля. Живопись изобилует яркими красками. Бронзовые статуэтки, покрытые чеканными  узорами и инкрустацией золотом, нарядны, но лишены внутреннего тепла амарнских портретов.

     С завоеваниями Александра Македонского в 332 г. до н.э. начался эллинистический  период.

     В 30 г. до н.э. Египет стал провинцией Римской  империи.  

РАННЕАРХАИЧЕСКИЙ  ПЕРИОД (ИСКУССТВО ГОМЕРОВСКОЙ ГРЕЦИИ) (XII-VIII века до н.э.)

     Древнейший  период развития греческого искусства  носит название гомеровского, по имени  Гомера, легендарного автора эпических  поэм "Илиада" и "Одиссея". Греческое  общество этого периода сохраняло  еще родовой строй. Именно в эту пору сложились основы греческой мифологии и народной эпической поэзии, отразившие жизнь народа, его духовные стремления, героические подвиги.

     Зародившаяся  в гомеровский период монументальная архитектура храмов, сохранившихся  в развалинах, представляет собой переработку типа микенского мегарона. Из литературных источников известно о существовании примитивной греческой скульптуры культового назначения, так называемых ксоанов - идолов, грубо обработанных, из дерева или камня. В большом количестве найдены статуэтки из глины, бронзы или кости, мало расчлененные, но разнообразные по формам, красочные, исполненные наивной радости: "Пахарь" (терракота из Беотии, 8 в. до н.э., Париж, Лувр) , "Конь" (бронза из Олимпии, 8 в. до н.э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей) . С развитием ремесел расцветают прикладные искусства, в частности керамика и вместе с ней вазопись. В последней ясно проступают самобытные местные особенности. Наиболее яркое представление о самых ранних произведениях декоративного искусства Греции дают вазы, украшенные геометрическим орнаментом. Их формы отличаются благородством, четким решением композиции, строгостью силуэта, подчеркнутого росписью. Обычно расположенный поясами, орнамент наносился темно-коричневым лаком по желтому фону глиняного сосуда, покрывая его верхнюю часть, а иногда заполняя всю поверхность. Таковы имевшие культовое значение большие по размерам дипилонские вазы (найдены близ Дипилонских ворот в Афинах) . Кроме геометрического орнамента в их декорировке встречаются растительные орнаменты, а также сюжетные схематизированные композиции. Важное место занимает мотив плетенки-меандра, который сохраняется на протяжении всего развития греческого искусства. Конструктивность декоративного решения, высокое чувство ритма, единство в расположении орнамента и многофигурных сцен определяют художественное совершенство ваз геометрического стиля.  
 
 
 

ИСКУССТВО АРХАИКИ (VIII-н. V в. до н.э.)

     В период архаики формируются греческие  города-государства, развивается научное  мышление, поэзия, литература, зарождаются философия и театр, греческое искусство вступает на путь своего первого расцвета.

     В этот период происходит сложение системы  архитектурных ордеров, которая  легла в основу всей античной архитектуры. Еще в глубокой древности был создан тип здания, воплотившего в дальнейшем мир идей и чувств свободных граждан города-государства. Храм, посвященный богам или обожествленным героям, - центр важнейших событий общественной жизни, хранилище общественной казны и художественных сокровищ, - воплощал идею единства, величие города-государства.

     Греки считали храм жилищем божества и  первоначально уподобляли его главному помещению царского дворца - мегарону. Простейшим и древнейшим типом каменного  архаического храма был так называемый "храм в антах", состоявший из небольшого помещения - наоса, открытого на восток, имевший двускатную кровлю покрытую керамической или мраморной черепицей. На его фасаде между антами, т.е. выступами боковых стен, были помещены две колонны. Он использовался лишь для небольших сооружений (например, сокровищниц в Дельфах) . Более совершенным типом храма был простиль, на переднем фасаде которого размещены четыре колонны.

В амфипростиле колоннада украшала как передний, так и задний фасад, где был  вход в сокровищницу. Классическим типом греческого храма стал периптер ("оперенный") - храм, имевший прямоугольную форму в плане и окруженный со всех четырех сторон колоннадой. Его художественный строй получил торжественную строгую простоту и законченность. Основные элементы храма органически связаны с конструкцией здания. В результате длительной эволюции в Древней Греции сложилась ясная и цельная архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера, что означает порядок, строй.

     Выразительность ордера основана на пропорциональности, строгом математическом расчете  и гармоническом соотношении  частей, образующих единое целое. В  эпоху архаики греческий ордер  сложился в двух вариантах - дорическом и ионическом, что соответствовало двум местным направлениям в искусстве. Дорический ордер был связан с областями материковой Греции, ионический - с культурой островной и малоазийской Греции.

     Дорический  ордер, по мнению греков, воплощал идею мужественности, гармонию силу и строгости. Ионический ордер был легок, строен и наряден. Не случайно иногда в дорическом ордере колонны заменялись или дополнялись мужскими фигурами (атлантами) , в ионическом ордере - женскими (кариатидами) .

Храму Аполлона в Коринфе (середина 6 в. до н.э.) присуща  строгая соразмерность частей. Ионические храмы этого времени (храм Артемиды в Эфесе) были роскошнее по отделке, больше по размерам.

Как дорические, так и ионические храмы в период архаики строившиеся часто из известняка, раскрашивались в основном красной и синей красками. Раскраска треугольного поля фронтона, фона метоп, триглифов, а также скульптуры придавала храму более праздничный вид, подчеркивая архитектонику его частей.

     Вплоть  до середины 6 века до н.э. создавались статуи богов, мало расчлененные, строго фронтальные, словно застывшие в торжественном покое. Таковы статуи "Артемида" с острова Делос (Афины, Национальный музей) и "Гера" с острова Самос (Париж, Лувр) , еще напоминающие "ксоаны" гомеровской эпохи.

     Высшие  достижения архаической скульптуры относятся к разработке образа человека в статуях героев, а позже воинов - куросов. Совершенство человека раскрывалось через целомудренное изображение  здоровой наготы, прославляющей природное  начало. Статуи куросов служили надгробиями, ставились в честь победителей состязаний. Выдвижение в качестве героя наряду с богами также и человека - атлета и воина - свидетельствовало об общественно-воспитательном значении скульптуры. К середине 6 века до н.э. в статуях куросов точнее вырисовывается строение тела, моделировка форм, лицо оживляется улыбкой. Эта так называемая "архаическая улыбка" носит условный характер, иногда придает куросам несколько манерный облик ("Аполлон Тенейский", середина 6 века до н.э., Мюнхен, Глиптотека) .

     Стремление  к передаче человеческого тела в  движении проявляется в статуе богини победы Ники с острова Делос (Афины, Национальный музей) , выполненной мастером Арнхермом. Со второй половины 6 века до н.э. в скульптуре начали более последовательно выступать реалистические представления об образе человека. Крупным экономическим центром становятся Афины, главный город Аттики. Произведения аттической школы отмечены тонким чувством пластики и высокой человечности. Одним из достижений архаического искусства были найденные на Акрополе статуи девушек (кор) в нарядных одеждах. Их стройные фигуры правильны по пропорциям, нежные лица оживлены ясными, чуть удивленными улыбками. Тщательно сделанные складки одежды и пряди волос словно струятся в плавном и разнообразном ритме ("Девушка в пеплосе", 540-530 гг. до н.э., Афины, Музей Акрополя) .

     Период  архаики был временем развития художественных ремесел, особенно керамики. Само слово "керамика" произошло от названия одного из предместий Афин - Керамик, славившегося в 6 и 5 вв. до н.э. своими гончарами. Греческие вазы были чрезвычайно разнообразны по форме и размерам. Большие амфоры предназначались для хранения вина и масла, гидрии с тремя ручками для перенесения воды, стройные узкие лекифы для благовоний, из широкого килика пили вино. По сравнению с гомеровским периодом формы ваз стали строже и красивее. Размещение росписей на вазах и их композиционный строй тесно связаны с пластической формой. Развитие вазовых росписей шло от схематичных, декоративных изображений к композиции сюжетного характера. Смелые реалистические искания художников-вазописцев опережали развитие других видов искусства.

     Наибольше распространение в период архаики  получила так называемая чернофигурная  вазопись. Рисунок орнамента или фигуры заливался черным лаком и хорошо выделялся на фоне обожженной глины. Иногда для большей выразительности черные силуэты процарапывались или покрывались тонкими белыми линиями, подчеркивающими отдельные детали (кратер мастеров Клития и Эрготима "Ваза Франсуа", ок. 560 г. до н.э., Флоренция, археологический музей. Прославленным живописцем середины 6 века до н.э. был Эксекий. Его роспись на килике с изображением Диониса в ладье (после 540 г. до н.э.) отличается поэтичностью, тонким чувством ритма и совершенством композиции, органически связанной с назначением и формой сосуда.  

КЛАССИЧЕСКИЙ  ПЕРИОД ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

       В греческих полисах, за исключением  городов, где правили тираны, искусство  не использовалось в пропагандистских  целях. Символом греческого города-государства был храм, а не царский дворец.

     Могущественные  греческие боги наделялись чисто  человеческими слабостями, что определило их особое место в истории религии: как и люди, они вздорны, завистливы, жадны, вспыльчивы и даже не слишком  честны. Это не удивительно в контексте культуры, придававшей такое значение индивидуальной свободе.

     Прямые  и непосредственные контакты между  человеком и богом, характерные  для греческой мифологии, не встречаются  ни в одной другой религии. Поэтому  греческий храм в большинстве случаев не имел массивного и монументального входа: все здание окружала колоннада. В центре, образованном колоннами, стояла статуя бога, которому посвящался храм, религиозные церемонии происходили не в храме, а на площади перед ним. Скульптура украшала два фронтона и метопы фриза.

     Храм  Зевса в Олимпии был построен около 460 г. до н.э. Усиление реалистических тенденций в его пластике указывало  на возросший интерес к человеку. Это особенно заметно в статуе Аполлона на западном фронтоне. Индивидуализированные и более живые черты лица, по сравнению с лицами куросов, свидетельствуют о значительных изменениях, происшедших за это время. Метопы украшены сценами на сюжет подвигов Геракла. В них видно все то же стремление к реалистичности. В целом для дорийской скульптуры, как и архитектуры, характерен простой и строгий стиль.

     Интерес к человеку, отличавший философию V столетия, выразился и в греческой  скульптуре той эпохи, где несомненно внимание к формам человеческого  тела. Его проработка безусловно основывается на наблюдениях за живыми моделями, хотя такие статуи, как "Возница", (ок. 460 г. до н.э., Дельфы) меньше всего походят на портретные.

     Правая  рука в статуе Посейдона (или Зевса) - из национального археологического музея в Афинах - отведена назад, как у человека, который собирается метнуть копье, что свидетельствует о внимательном и аналитичном наблюдении за натурщиком. То же самое можно сказать о статуе Дискобола из Римского музея Терм (ок. 450 г. до н.э., римская мраморная копия греческого бронзового оригинала) . И хотя одна изображает бога, а другая спортсмена, обе они выполняют почти одинаковую функцию. В статуи атлетов фактически вкладывался тот же смысл: они символизировали высшую степень совершенства, почти идеал.

     Огромное  влияние на дальнейшее развитие скульптуры оказала статуя Дорифора, созданная Поликлетом в подтверждение его теории о пропорциях. Стремление объяснить и выразить живую природу математическими законами было очень характерно для революции в греческой мысли. После Поликлета и другие скульпторы писали трактаты о перспективе и ракурсах.

     Идеал искали в точно выверенной, почти  математической соразмерности. Идеальные  пропорции человеческого тела также  рассчитывались строго математически. Греческие термины, означающие порядок, меру, соответствие, безупречность и орнамент, имели одну и ту же основу - космос. У греков было прекрасно развито чувство стиля. Они умели понимать художественные достоинства произведений искусства, как умели признавать и ценить различия политических деятелей. Таково было их восприятие. Эти особенности греческого искусства и мышления со всей полнотой отразились в сооружениях афинского Акрополя.  

ЭЛЛИНИЗМ

     Победа  Спарты над Афинами в Пелопоннесской войне (431-404 до н.э.) означала конец целой  эпохи. В 403 г. до н.э. были восстановлены демократические институты, однако афиняне, разочаровавшись в политике, все меньше участвуют в делах государства, все больше внимания уделяют искусству и философии. То была общая тенденция (не только в Афинах) , неизбежно ослабившая конфедерацию греческих городов-государств. Рано или поздно кто-то из соседей должен был прельститься столь слабо охраняемыми богатствами. Так и случилось.

В 338 г  до н.э. Афины были завоеваны Филиппом, царем Македонии.

     Его прекрасно обученное войско легко  разбило объединенную греческую армию, плохо организованную, утерявшую веру в свои силы.

После смерти Филиппа в 336 г. до н.э. его сын Александр  унаследовал империю, в которой, может быть впервые в истории, греки оказались по-настоящему объединены.

Информация о работе Античная культура