Античная зрелищная культура: основные характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 12:01, творческая работа

Описание

Античная культура столь значительное и многоплановое явление всемирной истории, что для ее всестороннего и обстоятельного анализа потребовалось бы написать огромные многотомные исследования. Мы же ставим перед собой более скромную задачу – очертить некоторые основные характеристики греко-римской культуры и привлечь внимание к наиболее важным достижениям античного мира

Работа состоит из  1 файл

характеристика зрелищной античной культуры.docx

— 20.29 Кб (Скачать документ)

Задание 2.

Античная  зрелищная культура: основные характеристики.

Античная  культура столь значительное и многоплановое  явление всемирной истории, что  для ее всестороннего и обстоятельного анализа потребовалось бы написать огромные многотомные исследования. Мы же ставим перед собой более  скромную задачу – очертить некоторые  основные характеристики греко-римской  культуры и привлечь внимание к наиболее важным достижениям античного мира 

К зрелищной культуре античного мира можно  отнести:

  1. Религия и общественные праздники.

           - Религия была органической составной частью греческой культуры и оказывала на ее состояние и структуру большое влияние. Так же, как и у других народов древности, греческая религия определяла основы мировоззрения, нравственности, формы и направления художественного творчества, его разных проявлений в литературе, архитектуре, скульптуре, живописи, даже философии и науке

     - Праздники были демонстрацией силы и богатства полиса, смотром его достижений и успехов, проявлением единства всего полисного коллектива. Религиозная сторона церемоний отходила на второй план, а общественно-политическая и идеологическая значимость  проявлялись явственнее и полнее. Среди праздников можно выделить следующие: Панафинеи в Афинах в честь богини Афины, где в центре были театральные представления; Олимпийские в честь бога Зевса в Олимпии, где проводились спортивные состязания; Пифийские в Дельфах, где главенствовала музыка; Истмийские в Коринфе в честь бога Посейдона.  Большую роль в жизни римлян играли праздники, сопровождавшиеся шествиями, спортивными состязаниями, театральными представлениями, гладиаторскими боями. Причем значение публичных представлений все время росло: они были важным средством отвлечения широких масс от общественной активности. 

     2. Театр В Греции театр постепенно отделился от религиозных церемоний и превратился в самостоятельный вид искусства, занявший особое место в жизни древних греков. Строились специальные площадки для представлений. Так, театр Диониса в Афинах вмещал 17 тыс. мест, в Эпидавре, сохранившийся до сегодняшнего дня и используемый для постановок классики, – 20 тыс. мест.  Театральные представления стали органической частью повседневной жизни. В Афинах, например, был учрежден специальный государственный фонд, так называемые театральные деньги, предназначенный бедным для посещения театра, и эти фонды не трогали даже в случае войн.

     Период  расцвета греческой драматургии  – V в. до н.э., когда творили выдающиеся трагики Эсхил, Софокл, Эврипид, комедиограф Аристофан.

     3. Архитектура Период классики – время расцвета греческой архитектуры и скульптуры, создания шедевров, обогативших мировую культуру.

       Шедеврами архитектуры этого  периода являются Акрополь в  Афинах, храмовый ансамбль в Дельфах.

     Высоки  достижения в скульптуре. Назначение скульптур было различным: религиозным (культовое), эстетическим (украшение), идеологическим (прославление). Причем скульптуры богов и богинь более напоминают смертных людей, чем могущественных небожителей. Материал для изделий различен: известняк, мрамор, слоновая кость, глина, бронза. Скульпторы добились огромных успехов в трактовке художественных образов, была преодолена неподвижность и скованность архаических фигур, передавались многие оттенки человеческих состояний, статуи полны жизни и движения, причем необходимо подчеркнуть, что образ человека был несколько идеализирован – это такой человек, каким он должен быть, а не каков есть. Выдающимися скульпторами были Мирон («Дискобол»), Фидий («Зевс» в Олимпии, «Афина» в Парфеноне), Поликлет («Копьеносец – дорифор», «Раненая амазонка»), Пракситель («Афродита Книдская»), Скопас («Менада»), Леохар («Аполлон Бельведерский»), Лисипп («Александр Македонский», «Апоксиомен» – атлет, счищающий песок). В конечном итоге был создан и прославлен полисный идеал гражданина. 

                                              Основные характеристики

    Прежде всего античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по-гречески — это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой.

Агонистика, принцип состязательности, соревнования друг с другом. Наградой за победу было признание, почет и уважение граждан полиса. Главную роль играли состязания художественные — поэтические и музыкальные, спортивные, конные. Греческий агон (борьба, состязание) олицетворял характерную черту свободного грека: он мог проявить себя прежде всего как гражданин полиса, его личные заслуги и качества ценились только тогда, когда выражали идеи и ценности полиса, городского коллектива. В этом смысле греческая культура была безлична. Легенда гласит, что замечательный афинский скульптор Фидий, посмевший на щите Афины Промахос, огромной статуи Акрополя, изобразить себя в образе бородатого воина, был едва не изгнан из Афин

Культ тела человека. Вспомним, что идеализируя богов, греки представляли их в образе человеческом и наделяли высшей телесной красотой, потому что не находили более совершенной формы.

Человеческое  тело стало мерилом всех форм греческой  культуры. Греческая философия не может быть понята без эстетики теории красоты и гармонии. Греческая  математика, физика, астрономия — «скульптурны и осязательны». Пластично все греческое искусство — архитектура, скульптура, поэзия, драма. Представленная на сцене трагедия походила на ряд оживленных рельефов, маска актера служила символом изображаемого им характера; И сам актер представлял собой живую статую.

Красота, прекрасное, согласно чтимому греками Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат характеристики онтологического порядка: соразмерность, определенность , ограниченность и единство в многообразии.

Мера понимается как исходный принцип существования чего-то определенного. Она едина и неделима, она — характеристика совершенства. «Прекрасное есть надлежащая мера во всем», — полагает философ Демокрит. «Меру во всем соблюдай» — рекомендует Гесиод. «Ничего слишком!» — учит надпись на фронтоне в Дельфинском храме Аполлона. Мера вводится в античной Греции в философскую, политическую, эстетическую и этическую культуру, представляя собой одну из основных ее категорий.

Человек, привыкший  к таким ясным конкретным представлениям и образам, как нельзя более был  способен к пониманию гармонии между  видимыми частями созерцаемого. Вот почему как основная черта бытия понималась греками и гармония — единство в многообразии, «внутренняя природа вещей». Наивысшее выражение гармония, как и мера, получает в искусстве, но образцом для произведений искусства является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества.

Олимпийские игры – как наиболее яркое выражение  античной зрелищной  культуры

Наиболее ярким  выражением античного агона стали знаменитые Олимпийские игры, которые Греция подарила миру. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г. до н.э. было на мраморной доске впервые записано имя победителя в беге, и этот год считается началом исторического периода Олимпийских игр. Местом Олимпийских празднеств была священная роща Альтис. Место выбрано очень удачно. Все постройки, и ранние и более поздние — храмы, сокровищницы, стадион, ипподром, возведены в ровной долине, обрамленной мягкими, покрытыми густой зеленью холмами. Природа в Олимпии как бы проникнута духом мира и благоденствия, который устанавливался на время Олимпийских игр. В знаменитом храме Зевса Олимпийского (V в. до н. э.) находилась статуя бога, созданная Фидием и считавшаяся одним из семи чудес света. Древние авторы писали, что, взглянув на нее, человек чувствовал, как светлеет и успокаивается его душа. В священной роще тысячи зрителей разбивали свой лагерь. Но съезжались сюда не только ради состязаний, здесь заключались торговые сделки, поэты, ораторы и ученые выступали перед зрителями со своими новыми речами и произведениями, художники и ваятели представляли на суд присутствующих свои картины и скульптуры. Государство имело право оглашать здесь новые законы, договоры, другие важные документы. Раз в четыре года устраивался праздник, равного которому античность не знала — праздник духовного общения лучших умов и самых блестящих талантов Греции.

Источники:

http://sergg.ru/doc/culture/lectures-radugin/036.htm

http://kulturoznanie.ru/?div=dop_antichyi_tip_kult

А.М.Кадыров КУЛЬТУРОЛОГИЯ. «Теория и история культуры»  Уфа 2004 год стр 92-107)

Информация о работе Античная зрелищная культура: основные характеристики