Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:42, реферат
Культура как целостный феномен есть одновременно и результат деятельности, и непосредственный процесс. Концепции развития культуры — теории линейной и циклической эволюции культуры. Существует множество определений культуры, наиболее операциональным с культурологической точки зрения представляется следующее: культура есть результат внебиологической потребности выработанных орудий, средств, механизмов человеческой деятельности, внебиологический способ адаптации, приспособления человека к окружающему миру, вненаследственная (внегенетическая) система хранения и передачи информации и т.д.
Введение
Древняя Греция
Древний Рим
Заключение
Список литературы
В древности верили, что миром управляют боги, что они вершат судьбы человека, руководят его действиями, насылают на него беды, приносят радость. Божественными силами обладает природа. Горы, реки, рощи, поля населены демонами и божествами, от которых зависят урожай, плодородие земель, рост посевов, обилие рыб и птиц и т.д. Главным богам-покровителям и мелким божествам воздавали почести, приносили жертвы, устраивали празднества, на которых совершали ритуальные обряды, сопровождаемые торжественными шествиями, песнями, танцами и заклинаниями. Именно на таких праздниках зародились основы современного театра. Греческие торжества, посвященные богу виноделия Дионису-Вакху, положили начало трагедии, из шутливых, насмешливых песенок, исполняемых на праздничных деревенских шествиях, родилась комедия.
Древние римляне отмечали в году более 50 праздников. Они составляли важную часть жизни римлян. Их традиции сохранялись веками, некоторые дошли до наших дней.
Так, обычай празднования начала
Нового года был закреплен в середине
II в. до н. э. государством. Римские новогодние
торжества 1 марта, а позднее 1 января
открывались многолюдным
Из сельских древних земледельческих праздников, которых было множество, особенно пышно справлялись февральские Луперкалии — праздники, посвященные богам — покровителям стад и пастухов. Очистительные жертвы приносили у подножия Палатинского холма, где жила некогда легендарная волчица (lupa), вскормившая основателей Рима — Ромула и Рема. А 21 апреля в годовщину основания Рима наступал еще один праздник пастухов в честь древней богини Палее. Богине жертвовали ветки лавра, лепешки, хлеб.
Считались необходимыми ритуалы очищения. Скот, дабы уберечь от заразных болезней, прогоняли сквозь костры.
Самыми веселыми и любимыми в народе были декабрьские Сатурналии, их справляли и горожане, и сельские жители. Посвящены они были древнеиталийскому земледельческому богу Сатурну, которого римляне отождествили с греческим Кроном и считали отцом Юпитера, Юноны и Нептуна.
По преданию, Сатурн стал царем в Лации и царствование его было временем добра и справедливости, всеобщего благоденствия, любви и братства. В "золотой век" — aurea aetas — не было хозяев и рабов, люди были равны и счастливы. Сатурналии продолжались пять дней. Люди веселились на улицах, ходили в гости, устраивали пиршества для богов и людей. Рабы в это время получали временную свободу, и на шутливых застольях рабам прислуживали хозяева. С тех далеких дней сохранился обычай дарить в декабрьские праздники друг другу восковые свечи. Возжигание их было жертвоприношением богу. Следовало обязательно в эти дни дарить подарки. Существовали даже своего Рода законы проведения Сатурналий, согласно которым не дозволялось произносить никаких речей, кроме веселых и насмешливых, полагалось заранее приготовить деньги, одежду, серебро, чтобы разослать их друзьям. Причем богач не должен, был одаривать богача, а людям ученым все нужно было посылать в двойном размере, "ибо они достойны получать двойную долю. Бедняк же, если он человек ученый, пусть пошлет в ответ богачу или книгу одного из древних писателей, или собственное сочинение, какое сможет. Богач же обязан этот подарок принять со светлым лицом, а принявши,, немедленно прочесть", — так писал великий сатирик античности Лукиан.
Заключение
Религиозный момент, входящий
в понятие о празднике и
состязание в античности, был различен.
То праздники связывались с
На протяжении эпох в празднествах находили отражение как вещественные, так и духовные результаты деятельности человека. В них своеобразно выражался определенный уровень общественного сознания, мировоззрения людей, проявлялись черты морали, эстетические вкусы и т.п. Иными словами, любой праздник как социально-художественное явление – необходимый элемент жизни человека, одно из проявлений его общественного бытия и культуры.
Праздничные торжества
Древней Греции и Рима внесли
большой вклад в современную
культуру. До сих пор мы празднуем
некоторые из античных
Список литературы:
1. Арнольдов А. И. Введение в культуру. М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993
3. Зоц В. А. Культура. Религия. Атеизм. М.: Издательство политической литературы, 1982
4. Келле В. Ж. Наука и культура.. М.: Наука,1984
7. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима. М.: Высшая школа,1990
8. Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры. М.: Наука, 1992
9. Максимова А. Ю. Культурология
10. Малюга Ю. Я. Культурология. М.: Инфа-М, 1999
11. Лосев А. Ф. Античная литература. М.: ЧеРо, 2007
12. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. СПб.: Петрополис, 2009
Информация о работе Античные праздники и состязания: традиции и новации