Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 21:15, реферат
Античная культура столь значительное и многоплановое явление всемирной истории, что для ее всестороннего и обстоятельного анализа потребовалось бы написать огромные многотомные исследования. Мы же ставим перед собой более скромную задачу – очертить некоторые основные характеристики греко-римской культуры и привлечь внимание к наиболее важным достижениям античного мира.
Античный тип культуры
Античная культура
столь значительное и многоплановое
явление всемирной истории, что
для ее всестороннего и обстоятельного
анализа потребовалось бы написать
огромные многотомные исследования.
Мы же ставим перед собой более
скромную задачу – очертить некоторые
основные характеристики греко-римской
культуры и привлечь внимание к наиболее
важным достижениям античного мира.
ГРЕЦИЯ |
РИМ |
1. Крито-микенская культура. 3-2 т. до н.э. Вся культурная и политическая жизнь была сосредоточенна вокруг царского дворца. Представители минойской культуры вели мирный образ жизни. Микенцы слыли отважными воинами и мореходами. Сохранившиеся до наших дней памятники тех культур свидетельствуют о высоком мастерстве зодчих, инженеров и художников - Кносский дворец на о.Крит, Львиные ворота в Микенах. |
1. Культура этруссков. 1 т. до н.э. Этрурия – государство, объединявшее древние этрусские племена. Это были прекрасные мореплаватели и металлурги, искусные градостроители и торговцы. У них римляне заимствуют: 1) опыт градостроительства; 2)тайные науки жрецов; 3) обычай отмечать победу триумфом; 4) культ предков; 5) Капитолийскую волчицу, ставшую символом Рима. |
2. Гомеровский период 11-8 в.в. до н.э. Племена древних эллинов расселяются по Средиземноморью. Переход от родового строя к раннерабовладельческому обществу. Начинает складываться греческая мифология и эпос. Это время еще называют «смутным»: раздоры, конфликты и войны между различными племенами (пример – Троянская война) |
|
3. Архаика 7-6 в.в. до н.э. Начало расцвета греческой культуры. Укрепленные рабовладельческие города превращаются в полисы-государства. Возникают письменность, медицина, астрономия. Создается ясная система архитектурных форм. |
|
4. Классика 5 –три четв. 4 в. до н.э. Время расцвета всей Греческой культуры. Полис Афины становится центром всей культурной жизни. Усиленно развиваются искусства, философия, медицина. В это время творят такие мастера как Аристотель, Сократ, Фидий, Гиппократ и др. |
|
5. Эллинизм: конец 4 –2 в.в. до н.э. (334-31 г. до н.э.) Один из греческих полисов – Македония, захватывает и подчиняет себе всю Грецию. Во время правления А.Македонского образовалось новое государство, куда вошли Египет, Малая Азия, Восток вплоть до Индии. Главное - греческая культура и язык остаются основными. В к.1 в .до н.э. Древняя Эллада была захвачена Римом. |
2. Римская республика 4 – 1 в. до н.э. Рим из небольшого города превращается в столицу огромной державы. Римляне создали мобильную и сильную армию, которая постепенно захватила Грецию, Карфаген, Египет и т.д. Завоевание Греции оказало огромное влияние на развитие римской культуры. В это время римляне строят дороги, акведуки, форумы, изобретают бетон и арку. |
3. Римская империя к. 1 до н.э. – 476 г. Время наивысшего взлета развития римской культуры, но и начало постепенного заката античности. В период империи возводятся великие памятники мирового искусства Колизей и Пантеон, разыгрываются зрелищные гладиаторские бои, вспыхивают многочисленные восстания рабов. В это же время зарождается новая религия – христианство. |
Античность –
уникальный феномен в истории
мировой культуры. Древним грекам
и римлянам удалось создать невиданную
ранее, а в некоторых отношениях
и позже, высокоразвитую, гармоничную
культуру, которая стала для европейцев
классикой. Чем можно объяснить
столь блистательный культурный
взлет? Выделим основные черты и
предпосылки возникновения
1) природные
условия: свобода и гармония
Прекрасные климатические условия: зимняя
стужа и летний зной смягчаются морской
прохладой. В таком крае все живет на открытом
воздухе. Человек, живущий в таком «раю»
естественно испытывает гармоническую
связь с природой, с богами, с Космосом.
Кроме того. море с его удобными сообщениями
способствует активному освоению окружающего
мира, изучению культурного опыта других
народов
ВЫВОД: народ, сложившийся в таких прекрасных
климатических и природных, развивается
быстрее и гармоничнее других.
2) социально-политическое
устройство: полисный менталитет.
Устройство гражданской общины античности
предполагало коллективный способ управления,
т.е. демократический характер власти.
Полис – форма государственного образования,
место на земле, где человек чувствует
себя свободной личностью. Это не только
общественная, но и сакральная ценность,
т.к. высшими идеями становятся: равенство,
справедливость, свобода.
3) интенсивный
характер развития культуры
Природный талант эллинов, их увлеченность
делом, любопытство, стремление понять
и осознать окружающий мир способствовали
динамичному развитию всей культуры в
целом. Кроме того любознательные греки
и римляне внимательно излучали все значимое
у других древних культур, заимствуя самое
ценное и достойное.
4) Космологизм
античной культуры
А.Ф.Лосев, выделяя основные принципы античности,
писал:«Античная культура – это не только
объективизм, но это еще и материально-чувственный
космологизм. Античность построена на
одушевленно-разумном космологизме».
(Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М., 1988. С.153-171).
С космологией тесно связана вся научная,
литературная, мифологическая, философская
мысль античного мира. Даже античные боги
– это те же идеи, которые воплощаются
в космосе, это законы природы, которые
им управляют
Античный тип культуры
Античная культура неразрывно связана
с древними мифами. Без мифов Древней Эллады,
наверное, невозможно представить не только
Рим, но и всю западноевропейскую цивилизацию.
Мифы являлись неотъемлемой частью существования
общества, они закрепляли первые познания
человеком окружающего мира, ценности
и нравственные устои.
Выделим основные черты античной
мифологии.
1) ПОЛИТЕИЗМ - многобожие. Как известно
по сохранившимся источникам, Древняя
Греция верила не в одного Бога (как в христианстве),
а в целое множество богов и богинь. Был
составлен огромный пантеон богов, с главными
и второстепенными божествами. Каждый
бог был закреплен за определенным занятием:
Гефест - кузнечное дело, Аполлон - покровитель
искусств и т.д. Верховный и главный - бог
Зевс;
2) АНТРОПОМОРФНОСТЬ БОГОВ - человекоподобие.
Античные божества – те же люди, только
немного красивее, сильнее, могущественнее,
т.е. наделены сверхчеловеческими силами.
Иными словами, они представляли собой
образец телесной гармонии и красоты.
Античные боги не только похожи на людей,
но им также, как и людям, присущи достоинства
и недостатки: бранятся (Гера, Афродита
и Афина), дерутся, ревнуют (Гера - Зевса).
Более того, они также подвластны судьбе
и року;
3) ТЕСНАЯ СВЯЗЬ ЕСТЕСТВЕННОГО и СВЕРХЕСТЕСТВЕННОГО
МИРОВ. В античной мифологии нет абсолютного
разделения на мир земной и мир небесный.
Боги свободно перемещаются с неба на
землю или берут человека к себе на Олимп:
Афродита - Париса, Афина – Геракла, Зевс
очень часто спускается к земным людям
в разных ипостасях (дождя, быка, света)
и т.д. Да и древний эллин выступает как
равный: может отругать богов (Ахиллес
Афродиту) или даже подраться с ними. К
тому же боги наделяли человека болезнями,
определяли их поступки, ссорили между
собой различные племена;
4) АНТИЧНАЯ МИФОЛОГИЯ - ОСНОВА ВСЕЙ КУЛЬТУРЫ.
Без такой мифологии античная культура
не существовала или была бы совсем иной.
Мифология определяла все: образ мышления,
устройство мироздания, искусство и философию,
спортивные состязания и военные походы.
Первые литературные произведения – Гомера,
Гесиода, Эсхила - строятся на основе мифов.
Философия: также отражает мифологический
тип сознания: греческие мыслители принимали
древних богов за те или иные философские
категории, строя из них целую философскую
систему.
Важнейшие достижения античного мира
Сфера |
ГРЕЦИЯ |
РИМ |
Философия |
Греция считается родоначальником философии. Античная философия-царица всех наук. Специфическое свойство древнегреческой философии – космологизм. Философские школы – свободные объединения вокруг учителей – Фалеса, Гераклита, Аристотеля. Высший этап развития философской культуры связан с деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля. |
Римская философия не достигла такого размаха До завоевания Греции не имели собственной философской школы. А после в основном постигали и комментировали греческих ученых. Главное – идея морального совершенствования и мистические настроения. Наиболее известные философы – Цицерон, Лукреций Кар, Сенека. |
Литература |
Является одним из самых значительных явлений древне- греческой культуры. К особо важным достижениям относятся: создание большинства литературных жанров, создание художественных произведений и образов, ставших классическими для последующей европейской литературы. Величайшие греческие трагики Эсхил, Софокл, Эврипид, поэты Гомер, Сафо, Баснописец Эзоп. |
Римская литература была подражанием эллинской. В жанре поэзии блестяще проявили себя Вергилий, Овидий, Гораций. К литературным заслугам римлян относят создание эпистолярного жанра и биографического жанров - письма Цицерона, Сенеки, биографии Светония, Варрона. |
Скульптура |
Скульптура занимала самый высокий статус в культуре. Скульптура прежде всего показывала красоту и гармонию человеческого тела, практически обожествляя его. Ваялись в основном статуи героев, спортсменов, богов и богинь. Высшие достижения эллинской художественной культуры связаны с именами Фидия, Мирона, Скопаса, Лисиппа. |
Уделялось главное внимание индивидуальным качествам личности. Главное изображать не идеальную красоту человеческого тела или лица, а индивидуальные характеристики. Таким образом, главное развитие получил римский реалистический портрет. Значительные произведения римского скульптурного творчества – бюст Брута, статуи Августа, Марка Аврелия. |
Архитектура |
Греки создали классическую архитектуру, привнеся множество новаций: создание архитектурных ордеров (ионический, дорический, коринфский), формирование архитектурных стилей (простиль, амфипростиль, диптер, периптер). К шедеврам древнегреческой культуры относят Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат), Александрийский маяк (арх. Сострат), храм Артемиды. |
Практичность и утилитарность сказывались в архитектуре. Строили прежде всего дороги, акведуки, термы, амфитеатры. Стремление к пышности и грандиозности породили такие громады как Колизей и Пантеон. |
Театр |
Греческая драма и театр возникли из сельских празднеств В честь бога Диониса. Первая театральная постановка состоялась 27 мая 534 г. до н.э. в Афинах, ее осуществил афинский трагик Феспид. Театральные действия имели большой размах, проводились целый день и представляли собой состязание авторов трагиков и комедиографов. |
Римский театр был
более прозаичен. Создаваемые на
сцене образы были лишены величия, монументальности,
психологизма. На передний план выступала
чисто событийная сторона, живость
действий, остроумные шутки. Отсутствие
состязательности между авторами и
актерами снижало стимулы к |
Праздники и зрелища |
Народные торжества в честь Диониса и Деметры. Олимпийские игры, соревнования, философские споры, т.е. праздники более или менее спокойные и гармоничные. |
Грандиозные празднования триумфа победителя, когда весь город встречал героя-захватщика. Особенной популярностью пользовались жестокие зрелища – гладиаторские бои |
Причины упадка античной культуры
1. Политический
кризис. Во 2 веке нашей эры
Римом правили уже не императоры, а солдаты,
избираемые большинством. Началась так
называемая «эпоха солдатских императоров».
Эти новоиспеченные престолодержатели
стремились не упрочить и восстановить
былую мощь державы, а, наоборот, крали
и растаскивали казну, облагали народ
все новыми налогами. Даже произошло невероятное
событие – в конце 2 века императорский
престол был пущен на продажу с публичного
торга. В итоге император Феодосий разделил
империю на две части – Западную и Восточную.
2. Экономический кризис.
Во-первых, в это время происходит спад
производства. Рим был переполнен людьми,
разорившимися или не желающими работать.
Большие толпы нищих броди по Риму, предаваясь
праздности и лени.. Главный девиз того
времени: «Хлеба и зрелищ». Во-вторых, прежняя
экономическая система себя уже исчерпала.
Происходит переход к феодализму. В результате
многочисленных войн завоеванная территория
часто становилась частной собственностью.
Как следствие - появляются крупные землевладельцы
и мелкие, которые еще больше мельчают.
Теперь земля – главная собственность
и показатель достатка и богатства. Это
говорит о том, что античный рабовладельческий
строй заканчивает свое существование.
3. Идеологический кризис.
Время поздней империи – нравственное
падение и обнищание нравов. Прежних ценностей
– патриотизм, доблесть, воинская служба,
героическая смерть на поле боя - уже не
существует. Изнеженные в роскоши и праздном
существовании патриции совсем не хотели
воевать и погибать нелепой смертью. Римляне
этого времени – не храбрые воины, а люди
привыкшие к красоте и изнеженности. Все
покупается и продается. На смену прежних
ценностей приходят совсем другие: роскошь,
алчность, раболепие, разврат и распущенность.
Кризис религии. Прежняя
языческая вера в античный пантеон богов
уже не отвечали духу времени и чаяньям
народа. Униженный народ не мог примириться
с усилившейся подневольной эксплуатацией
и оскорблениями. Старые боги, не слышащие
молитвы, его не устраивали. Тем более
что к социальной нестабильности добавляются
природные катастрофы и эпидемии: в это
время происходят землетрясения и извержение
вулкана Везувий, начинает свирепствовать
чума. К тому же варвары совершают свои
бесконечные жесточайшие набеги. В это
тяжелое для римской империи время зарождается
новая религия – христианство,
которая очень быстро распространяется
по империи, находя все больше приверженцев.
В середине 3 века варвары начинают вторжение
в римские провинции, с востока вторгаются
персы. В 395 году произошел раскол Римской
империи на Западную и Восточную. А в 476
году Римская империя пала, захваченная
и разграбленная варварами. Начинается
новая страница истории культуры – Средневековье.