Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 18:55, реферат
Главным направлением развития европейской архитектуры тех лет стало градостроительство. Разрушения Второй мировой войны (когда Роттердам, Ковентри, Гавр, Ганновер и другие города были буквально стёрты с лица земли) дали архитекторам возможность воплотить в жизнь принципиально новый тип города. Как правило, восстановительные работы велись по единому плану согласно требованиям «Афинской хартии» Международного конгресса по современной архитектуре, изданной в 1943 г, Смыслом этих требований было разграничение жилых, промышленных и общественных районов, пешеходных и транспортных зон в городах, а также поиск равновесия между городом и природной средой.
Введение………………………………………………………………....3
Антонио Гауди и архитектурное искусство Европы XX века……….5
Жизнь творца Гауди…………………………………………………...11
Заключение…………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………20
Над
испанским городом Барселоной высится
огромный храм — Саграда Фамилия
(«Святое Семейство»).
Издали он похож на готический собор, вблизи же кажется остатками кораллового рифа, воспоминанием о морской стихии, некогда царствовавшей здесь. Это удивительное сооружение построено по проекту испанского архитектора Антони Гауди-и-Корнета. Он отдал ему сорок три года жизни и, не закончив, предоставил коллегам и согражданам завершить его возведение (оно продолжается и ныне). Гауди родился в небольшом городке Реусе в Каталонии, области на северо-востоке Испании у Средиземного моря. Его отец, дед и прадед были гончарами. В 1873 г., когда Гауди стал студентом Барселонской архитектурной школы, там все были увлечены изучением средневековой архитектуры. Готика сделалась его путеводной звездой, а деятельность средневекового зодчего — идеалом жизни. Через четыре года директор школы, принимая дипломный проект молодого архитектора, сказал, что он «гений или безумец».
Вскоре Гауди получил первый заказ. Мануэль Висенс, владелец крупнейшего в Каталонии производства керамических изделий: кафельных плиток, черепицы и посуды, — решил построить особняк в Барселоне и одновременно показать горожанам образцы своей продукции. В 1878— 1885 гг. мастер возвёл живописную постройку с башнями-беседками на крыше. Стены особняка облицованы мозаикой из керамических цветных плиток и камня.
В оформлении интерьеров дома проявилась безграничная фантазия Гауди. В столовой возвышается камин, покрытый жёлтыми и голубыми плитками с цветочным орнаментом. Панели стен и двери выполнены из светлого дерева; по сторонам дверей изображены стоящие в воде цапли и летающие птицы среди кружащихся осенних листьев. Выше панелей — оштукатуренные стены, по желтоватому фону которых «ползёт» тёмно-зелёный плющ. Наверху кирпичные конструкции, расписанные цветами, держат деревянный балочный потолок. Между балками свисают ветки кофейного дерева с плодами, выполненные из картона. Столовая кажется осенним садом, благоухающим цветочными ароматами и спелыми плодами, наполненным шумом воды, щебетом птиц и шелестом деревьев. Маленькую комнату для курения Гауди оформил в восточном стиле, устроив фальшивый потолок из деталей, напоминающих сталактиты, и расположив на вертикальных конструкциях цветные плитки, а на горизонтальных — орнаментальную вязь арабских изречений. В саду дома Висенса тему растительного царства продолжила кованая решётка, составленная из пальмовых веток.
В
1883 г. Гауди познакомился с Эусебио
Гуэлем, богатейшим барселонским аристократом
и промышленником. Он стал постоянным
заказчиком и близким другом мастера.
По его заказу Гауди построил дом
в Барселоне — дворец Гуэль (1886—1891
гг.).
Архитектор придал дворцу, зажатому высокими соседними домами, вид готического сооружения с устремлённым ввысь узким фасадом. Внутрь ведут два входа, вписанные в полукруглые арки. Интерьеры здания поражают богатством конструктивных решений: разнообразными по форме перекрытиями помещений и различными видами опор, выполненных из известняка и кирпича.
В 1900 г. Гуэль, увлёкшись идеей культурного преобразования общества, очень популярной на рубеже XIX—XX вв., задумал построить на окраине Барселоны «город-сад». Он приобрёл участок, на котором возвели два образцовых дома. (Один из них купил Гауди и прожил в нём до самой смерти.) Через пять лет строительство было прекращено, так как оказалось невыгодным делом. Вместо города Гуэль решил соорудить здесь парк.
У
входа в парк Гуэль стоит домик
привратника. Он похож на кусок лавы,
извергнутой разбушевавшимся
Парк Гуэль — великолепная шутка гения. Гауди всё время играет со зрителем, вводя его в заблуждение. То нет опоры под перекрытием, и оно должно упасть, но не падает.
То
керамические пальмы оказываются колоннами,
подпирающими склон холма. Такие
превращения, когда камень становится
цветком или деревом, а живое
дерево похоже на каменную конструкцию,
на каждом шагу подстерегают гуляющих
в парке. Он был в основном закончен
в1914 г., и в1922 г. город приобрёл парк
у наследников владельца. В первое
десятилетие XX в. Гауди, уже чрезвычайно
популярный в Барселоне архитектор,
работал над двумя крупными заказами—
большими доходными домами.
Дом
Батло (1904—1906 гг.) был построен для
крупного промышленника Хосе Батло
Касанаваса. Точнее, требовалось перестроить
уже существующее старое здание. Гауди
полностью изменил планировку дома,
вписав в узкий прямоугольник
городского жилища сложную композицию
внутренних помещений. Устроив на трёх
первых этажах дорогие апартаменты,
архитектор оформил их снаружи сложными
изогнутыми каменными ограждениями,
которые образованы выступами фонарей
и балконов; они напоминают скелеты
фантастических животных или всплески
вулканической лавы. Стены дома облицованы
битым стеклом различных оттенков голубого,
сочетание которых нигде не повторяется.
Главный фасад, выходящий на улицу, похож
на змеиную кожу; это впечатление усиливает
крыша из рельефной черепицы, напоминающей
чешуйки. Конёк крыши топорщится шипами.
Дом Батло предстаёт таинственным живым
существом, окаменевшим под действием
чар злого волшебника.
Дом Мила (1906—1910 гг.) стал последним законченным
сооружением Гауди. Волнистые наружные
стены определяют свободную и прихотливую
внутреннюю планировку, в которой нет
двух одинаковых комнат, прямых углов
и ровных коридоров. Каждая квартира поэтому
уникальна. Строение выглядит глыбой застывшей
лавы, в которой вырублены пещеры — окна
и балконы. На крыше дома каменные цветы,
яркая керамика, цветное стекло, а над
ним солнце и чистое голубое небо Каталонии.
Возведение церкви Саграда Фамилия (1884—1926 гг., не закончена) — дело всей жизни Гауди. Строительство храма в центре Барселоны было уже начато, когда в 1883 г. архитектору предложили продолжить его сооружение. Вначале он изменил лишь капители (венчающие части) колонн, затем последовательно разработал четыре варианта постройки. В1906 г. в барселонской газете впервые появился эскиз всего храма, а в 1916 г. был сделан его макет. Постройка была задумана Гауди как своеобразная евангельская энциклопедия — собрание сюжетов и образов из Нового Завета, которые дают представление о земной жизни Иисуса Христа. Главный фасад посвящен Рождеству Богоматери, его врата — основным христианским добродетелям. По мысли архитектора, все фасады церкви должны быть покрыты облицовкой из разноцветной керамики и цветного стекла, чтобы они сияли под лучами солнца.
У храма три портала и несколько уровней; над близлежащими улицами перекинуты лестницы, благодаря чему в его композицию включены соседние участки городской застройки. Всё это многообразие форм архитектор воплотил в камне с помощью сложнейших конструктивных решений. Наклонные опоры, ветвистые колонны, параболы и гиперболы арок и сводов напоминают огромное наглядное пособие по начертательной геометрии.
Единственная
часть храма, которую успел возвести
сам мастер, — левая башня западного
фасада. Оставленные автором материалы
— чертежи, макеты и выполненные
детали сооружения — позволили современным
архитекторам продолжить его дело.
Гауди
погиб, когда ему было семьдесят
четыре года. Испанского мастера уже
знали в Париже, где в 1909 г, Гуэль
устроил его персональную выставку.
Творчество Гауди пропагандировали
жившие во Франции художники-испанцы.
Его искусство стало
ХХ век — время «переоценки всех ценностей» в западной культуре. Подверглась сомнению возникшая в 20-х гг. традиция современной архитектуры с её идеалами функционализма и порядка. Новая концепция строительного искусства, ставшая в 70—90-х гг. господствующей, получила название постмодернизма.
Архитекторы-
5. Список литературы.
1. Популярная художественная энциклопедия. / Под ред. Полевого В.М., Маркузона В.Ф. - М.,1986.
2. А.Рябушин, В.Хайт. Постмодернизм в реальности и преставлениях // Искусство,1984 , №4.
3. Иконников А.В. Зарубежная архитектура. От “новой архитектуры ” до постмодернизма. - М., 1982.
5. Интернет-портал
barcelona.ru
Информация о работе Антонио Гауди и архитектурное искусство Европы XX века