Антропологическая характеристика дагестанских народностей в отдельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 12:09, контрольная работа

Описание

Антропологическое изучение народов Дагестана насчитывает более 130 лет. Изучением антропологии даргинцев в разное время занимались И.И.Пантюхов (с привлечением материалов Р.Ф.Эркерта), П.Свидерский, Г.Ф.Дебец, В.П.Алексеев, А.Г. Гаджиев. Антропологическим исследованием непосредственно цудахарцев занималась Н.Н. Миклашевская.

Содержание

Антропологическая характеристика дагестанских народностей ……….3
Занятия даргинцев Цудахарского района ………………………………..4
Цудахарский язык………………………………………………………….7
Литература………………………………………………………………..10

Работа состоит из  1 файл

Антропологическая характеристика дагестанских народностей в отдельности.doc

— 69.50 Кб (Скачать документ)

     Антропологическая характеристика дагестанских народностей в  отдельности 
 
 

     Содержание 

     Антропологическая характеристика дагестанских народностей ……….3 

     Занятия даргинцев Цудахарского района ………………………………..4 

     Цудахарский язык………………………………………………………….7 

     Литература………………………………………………………………..10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Антропологическая характеристика дагестанских народностей  

     Антропологическое изучение народов  Дагестана насчитывает более 130 лет. Изучением антропологии даргинцев в разное время занимались И.И.Пантюхов (с привлечением материалов Р.Ф.Эркерта), П.Свидерский, Г.Ф.Дебец, В.П.Алексеев, А.Г. Гаджиев. Антропологическим исследованием непосредственно цудахарцев занималась Н.Н. Миклашевская.

     Говоря  о распространении рас на Кавказе  и их автохтонности, следует указать, что по классификации В.П.Алексеева на Кавказе распространены 3 расы большой европеоидной расы: балкано-кавказская, переднеазиатская и индо-памирская.

     Первая  представлена двумя типами или группами популяций – кавкасионским и понтийским.

     Вторая – арменоидным.

     Третья  – каспийским.

     Из  трех рас балкано-кавказская имеет  местное происхождение.

     Что касается Дагестана, то почти все  труднодоступные и высокогорные области, составляющие внутренний Дагестан, заселены представителями кавкасионской группы популяции. Каково этногенетическое значение этого заключения? Прежде всего, оно поднимает и положительно решает важный вопрос о древнейших насельниках Дагестана и автохтонности современных народов на этой территории.

     Антропологические данные позволяют утверждать, что предки аварцев, андо-цезских народов, лакцев и собственно даргинцев были древнейшим населением горного Дагестана и, по-видимому, первыми освоили эту область.

     Специфическими  особенностями кавкасионского типа являются высокий рост, большие размеры головы и лица, особенно, ширины лица, высокий головной указатель и некоторое посветление цвета волос и глаз по сравнению с обычно наблюдаемым на Кавказе.

     А.Г.Гаджиев  более конкретизирует эти физические характеристики на материалах Дагестана. Он делит население на 3 варианта антропологических типов: западный, южный и восточный. Западный вариант характерен для населения горной полосы (аварцы, лакцы, даргинцы) и является носителем кавкасионского типа – массивного и сравнительно депигментированного. Этот тип характерен для горных этнических групп Грузии, для горной Осетии, Чечни, Ингушетии, балкарцев, черкесов, кабардинцев. К ним близки рутульцы и арчинцы. Отличительными особенностями западного варианта (кавкасионского) являются: большая длина тела, лицо широкое, высокое и среднепрофилированное, высота носа большая при малой ширине, преобладают выпуклые формы профиля спинки носа, кончик носа и основание представлены преимущественно опушенным вариантом. Волосы преимущественно темно-каштановые, встречается небольшая примесь темно-русых и рыжих волос. В цвете глазной радужины преобладают смешанные оттенки. Отмечается значительный процент светлых глаз. Кожа очень светлая.

     По  наблюдениям Н.Н.Миклашевской, даргинцы Цудахарского района, в отличие от даргинцев других районов, имеют более сильную горизонтальную профилировку лица, более сильный рост бороды, более темную пигментацию глаз, более высокое переносье, большой процент выпуклых спинок носа, более широкое и высокое лицо. Ее вывод о том, что цудахарцы относятся к северо-кавказскому антропологическому типу и обнаруживают сходство с другими народами Северного Кавказа, лишь логически дополняет выводы других антропологов.

     Таким образом, из всего приведенного следует, что цудахарцы, как органическая и составная часть даргинцев, относятся к кавкасионскому антропологическому типу (западный вариант) балкано – кавказской расы большой европеоидной расы.  

     Занятия даргинцев Цудахарского района 

     Полунатуральный тип хозяйства, малоземелье, высокая  плотность населения, наличие сырья и избыток рабочих рук привели к тому, что в с.Куппа с давних пор развились домашние кустарные промыслы и ремесла. Развитие промыслов в Цудахарском союзе, как и у всех даргинцев, связано с процессом свертывания террасного земледелия в горах в это время, что, во-первых, высвобождало значительную часть рабочих рук и, во-вторых, возмещало сократившееся производство зерна за счет обмена не только продуктов скотоводства, но и промысловых изделий. Кустарные изделия не только обеспечивали нужды горцев в одежде, обуви, предметах домашнего обихода, сельскохозяйственном инвентаре, холодном и даже огнестрельном оружии, но и приносили значительные доходы, коими горцы в известной мере покрывали расходы на приобретение продуктов питания, главным образом хлеба.

     Горный (среднегорный) хозяйственно-культурный тип оседлых пашенных земледельцев и отгонных скотоводов аридной зоны умеренного пояса обусловил распространение в с.Куппа видов ремесла в основном связанных с обработкой шерсти и кожи. Куппинцы славились по всему Дагестану как превосходные шапочники, сапожники, каменщики, плотники. Большой удельный вес в хозяйстве занимали также производство сукна, мельничное и кузнечное дело, пчеловодство, охота и извозный промысел. Разведение культуры абрикоса вызвало позднее к жизни такой специфический вид кустарного производства как варка абрикосового пюре.

     В домашних промыслах были заняты как  мужчины, так и женщины. Обработкой шерсти, овчины, ткачеством, прядением, шитьем занимались только женщины. С.Броневский писал, что у горцев Дагестана женщины "портные, ткачи, швеи, тесемщики."

     Обработка металлов, дерева, камня, выделка кожи, шитье верхней одежды из овчины считались чисто мужской работой.

     Первостепенную  роль среди ремесел и промыслов  в с.Куппа, как это уже отмечалось, играли обработка шерсти, кожи и овчины. В Дагестане не было ни одного селения, где бы женщины не изготовляли каких-нибудь предметов из шерсти, начиная от высококачественных ковров и сумахов и кончая веревками. Шерсть для горцев являлась необходимой принадлежностью их хозяйственного и домашнего быта; из нее изготовляли веревки, мешки, войлоки, бурки, сукна, ковры, обувь. Из шерсти весенней стрижки изготовляли войлочные ковры, мешки, ее употребляли для набивки тюфяков и т.д. Осенняя шерсть, как более нежная и длинная, шла на изготовление сукна. Наибольшее распространение в селах Цудахарского союза получило производство сукон естественных (белого, черного, темно-коричневого) цветов. Лучшими считались сукна белого цвета, которые горцы изготовляли для себя и на продажу. Производство сукон являлось исключительно женским промыслом. Техника производства шерстяных изделий, орудия труда и методы обработки у всех народов Дагестана были почти одинаковы. Но цудахарские мастерицы славились приготовлением лучших "лезгинских сукон". Изготовлялись сукна на местных станках. "Весь ткацкий станок лезгин состоит из нескольких чурбаков или камней и скалок и может быть сделан в течении одного дня, а между тем насколько сукно дагестанское красивее и лучше того, которое ткут русские крестьянки или казачки на более совершенном станке," – отмечал О.В. Маргграф.

     В среднем одна мастерица вырабатывала в год два куска сукна, длиною каждое в 6-7 аршин. Занимались этой работой  женщины осенью, зимой, весной и в свободное от земледельческих работ время. Жители Цудахарского союза из шерсти производили чисто шерстяные паласы ("палтуне"). Изготовляли также переметные сумы, мешки, широкие ленты для водоносного кувшина. Некоторые села делали мешки, ленты, веревки из конопли ("къама"). Конопляные изделия (полотно, паласы) изготовляли только для собственных нужд. Немаловажную роль для жителей играло войлочное производство. Из войлока ("варси") шили бурки, сапоги, кошмы. На их производство употреблялась главным образом низкокачественная шерсть "барк", оставшаяся после отбора лучшей шерсти на сукно.

     К числу развитых ремесел следует  отнести кожевенное производство. С  развитием животноводства усиливается обработка кожи и овчины, которая у жителей союза была доведена до совершенства. В условиях полунатурального хозяйства обработкой кожи занималась каждая семья. Жители союза шили себе из овчин шубы ("хlяка"), папахи, шапки; из кожи, выделываемой из шкур крупного рогатого скота, шили обувь, делали ремни, из козьей – обувь, бурдюки, сумки, мешки для перевозки муки, зерна и т.д. Самым ценным меховым материалом считалась шкурка молодого барашка горской породы черного или белого цветов.

     В ряде сел Цудахарского союза, как  Куппа, Тебек-махи "кожевенное дело приобрело (особенно с середины XIX в.) значение ремесленного производства. Многие жители этих селений выделывали кожи и кожевенные изделия специально для сбыта на базарах нагорного и равнинного Дагестана. Их изделия пользовались большим спросом. "Куппа специализировалась на производстве обуви и шапок не только для удовлетворения собственных нужд, но и на обмен и продажу. Кожевенным делом занимались в основном мужчины. Один человек в течение 1,5 месяца мог выделывать от 40 до 60 шкур, за один год мог изготовить 30-35 пар сапог, 15-20 тулупов.

     Развитие  ремесла и промыслов тесно связано с общественно-политическими, социально-экономическими и культурными процессами. Появление более дешевой и менее трудоемкой фабричной продукции, оскудение сырья, изменение стандартов жизни, вкусов и потребностей людей, влияние моды прямо или опосредованно воздействовало на развитие или упадок видов ремесла и промыслов.

     Посемейные  списки жителей с.Куппа приводят сведения о наличии 6 мельниц в  селе. Мельницы располагались на границе с землями Гергебиля, на р. Казикумухское Койсу. Они были частными. По типу мельницы были с четырьмя жерновами и с одним жерновом (однопоставные мельницы). Среди последних были "барххалла шилкьан" ("бархха" – мера ля муки или зерна, "шилкьан" - мельница). При слабости напора воды в канаве, ведущей к лопастям турбины мельницы, чуть выше её ставили большую ёмкость – "бархха", через которую проходила вода.

     Выпуская  из неё воду обеспечивали необходимый  напор. Производительность труда на этих мельницах была небольшой, причиной чему была примитивность их устройства. "Вода к мельницам обычно подводится по узким канавам протяжением до версты и более; двигателем служит горизонтальное колесо, ось которого внизу упирается в железную пятку, а вверху проходит через подшипник, укрепленный в нижнем жернове (лежне), верхний же жернов (бегун) подвешивается непосредственно на ось колеса, для чего на ней сделана небольшая крестовина. Жернова редко имеют диаметр больше 12 вершков, чаще же достигают только 1/2 аршина. Примитивность мельничного оборудования имеет свои основания. Горные речки и ручьи, воду которых используют мельницы, отличаются крайне непостоянным режимом. При таянии снегов и после дождей все они обращаются в многоводные и бурные потоки, в другое же время энергии их едва хватает на то, чтобы приводить в движение мельницы и в существующем миниатюрном виде. Кроме того, неудобства путей сообщения вообще препятствуют устройству мельниц, с широким кругом обслуживания.

     Издавна жители Акуша-Дарго занимались металлообработкой. В ремесле по обработке металла основное место занимали изготовление сельскохозяйственных орудий и оружейное дело. Почти во всех больших селениях Акуша-Дарго, в том числе и в Цудахарском союзе, имелись кузнецы ("мехла уcттабе"), которые в своих кузницах ("гlевдухь") изготовляли серпы ("мирхь"), косы ("къулкъу"), мотыги ("ццива"), топоры ("бартта"), лопаты ("къурагъ"), подковы ("урчила лутlи") и т.д. В союзе имелись также мастера, занимавшиеся изготовлением холодного и огнестрельного оружия. Особую известность в горах получили мастера оружейного дела из Цудахарского общества, занимавшиеся изготовлением не только ножей и кинжалов, но и кремневых огнестрельных ружей."

     Несмотря  на развитость ремесленного производства в с.Куппа, кузнечное дело, вероятно, было не так сильно распространено. В качестве одного из видов работ по металлу сохраняется изготовление железных печей и труб к ним. Лучшим жестянщиком в селе считается Халиков Сапиюлла в Куппа и Талканов Гусейнмагомед в Цудахаре.

     Охотою, в виде промысла жители почти не занимаются. В округе водятся медведи, волки, лисицы, кабаны, дикие кошки, барсуки, куницы, выдры, зайцы, курочки, куропатки и фазаны." Охотились также на туров, которых особенно много водилось в горах Лакии.

     Среди зерновых культур, культивируемых куппинцами, следует назвать пшеницу ("анчlи"), рожь ("ссуссул анчlи"), голозерный ячмень ("мяхlяр"), ячмень ("нухъи"), овес ("няхъя"), кукуруза ("хlяжланчlи"), Из технических культур выращивали коноплю ("къама"), а из огородных и бахчевых – лук "ччерши"), чеснок ("итан ччерши" – дословно "лук, который толкут"), фасоль ("хъара"), тыква ("вякья"), картошка ("гlобе") и др. Вспахивание производилось при помощи распространенного у многих народов Северного Кавказа4 безотвального пахотного орудия – рала("дурац"), влекомого бычьей упряжкой. Сеяли по-горски, до вспашки (вернее, со вспашкой, т.к. если земля была твердой, то вспахивали и перед высевом семян). Бороны не было. Удобряли компостом и навозом с золой. Жали серпом. Существовало три вида серпов:

     1) "урус мирхь" – русский ерп, для кукурузы; 2) "бусурбан мирхь" – боее закругленный, меньше по размеру, имел пилообразное лезвие; 3) "къулкъу мирхь" – косовидный серп, появившийся позднее, такой же, как харбукский.

     Наряду  с полевым земледелием и садоводством важной отраслью хозяйства куппинцев являлось скотоводство. Развитость скотоводства отразилась на животноводческой терминологии, которой цудахарцы обозначали различные виды и категории домашнего скота ("хlяйванте").

Информация о работе Антропологическая характеристика дагестанских народностей в отдельности